Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016
Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Творчество Н. В. Гоголя
Мертвые души в русской критике. Добро и зло в поэме
* Использованы материалы учителя В. Путинцева, г. Чита.
Цели: ознакомить учеников с трактовкой поэмы «Мертвые души» Белинским как сатирического и социального произведения; раскрыть иной смысл поэмы.
Методические приемы: беседа, самостоятельная работа с учебником, комментарии учителя.
Ход урока
I. Слово учителя о литературной критике «Мертвых душ»
Поэма Гоголя вышла в свет в 1842 г., на переломе общественного сознания. Все русское общество понимало необходимость реформ в России, но разделилось по способу осуществления реформ. Одни ратовали за православно-христианское возрождение России (славянофилы), другие - за углубление преобразований, начатых еще Петром I, открывшим «окно в Европу».
Выдающийся литературный критик В. Г. Белинский был среди тех, кто настаивал на революционных изменениях. Он не признавал сатирическую направленность поэмы Гоголя, видя в ней «творение чисто русское, национальное, ... столько же истинное, сколько и патриотическое, беспощадно сдергивающее покров с действительности...»
В статье славянофила К. С. Аксакова о произведении Гоголя «Мертвые души» сравниваются с древним эпосом: «В этой поэме охватывается широко Русь».
Между Белинским и Аксаковым в печати возникла полемика. Белинский утверждал, что, в отличие от гомеровской «Илиады», прославляющей жизнь, жизнь в поэме Гоголя разлагается и отрицается; пафос «Мертвых душ» есть юмор, созерцающий жизнь «сквозь видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы».
Если в первой статье Белинский писал о жизнеутверждающем пафосе поэмы, то в следующей он заостряет внимание на отрицании и обличении «Мертвых душ». Именно в обличении темных сторон русской жизни видит Белинский преимущество произведения Гоголя. Мнение Белинского о главенстве в «Мертвых душах» беспощадной сатиры на крепостническую действительность на долгие десятилетия стало общепризнанным.
Однако сам Гоголь не был согласен с такой трактовкой: «...еще и до сих пор все принимают мою книгу за сатиру и личность, тогда как в ней нет и тени сатиры и личности, что можно заметить вполне только после нескольких чтений».
II. Чтение статьи учебника «Мертвые души в русской критике» и составление тезисного плана
Самостоятельная работа.
III. Беседа по вопросам
- Известно, что Гоголь задумывал «Мертвые души» как роман из трех частей. Встречались ли мы с такими трехчастными романами? (Да, встречались. Это «Божественная комедия» Данте. Она тоже состояла из трех частей: ад - чистилище - рай. Выходит, можно предположить, что поэма «Мертвые души» виделась Гоголю именно такой. Наверное, он хотел провести героя именно этой дорогой...)
- Что отличает его от тех писателей, с которыми вы ознакомились? (Прежде всего то, что Гоголь был глубоко религиозным человеком. По его собственным словам, он все больше и больше ощущал прилив Божественной силы, которая не покидала его в процессе написания произведения. В этом он видел тайный смысл. Ведь так же, как и Пушкин, он был «духовной жаждою томим» и понимал свое высокое предназначение пророка.)
Тогда поэму «Мертвые души» можно назвать пророческой.
- Что предвидел Гоголь? (Наверное, он видел, что в мире правит зло, которое распространяется с огромной быстротой, и человек с ним уживается. И еще надо добавить, что, ужившись с человеком, оно начинает процветать и торжествовать. Зло начинает распространяться с такой быстротой, что трудно определить его границы. Считая себя пророком, Гоголь искренне верил в то, что именно он должен указать человечеству на его грехи и помочь избавиться от них).
- Считают ли герои поэмы, что совершают грех? (Нет, никто в поэме не раскаивается, никто не стыдится своей жизни и своих поступков.)
Одним из самых тяжких грехов Православная Церковь считает заблуждение ума.
- Не пребывают ли гоголевские герои в заблуждении, думая, что живут правильно? В чем зло, исходящее от них? (Когда читаешь страницы произведения, все кажется серым, пошлым, ничтожным. И именно серость и пошлость — это зло, и оно само по себе страшно. Именно пошлость рождает низменные чувства, тупость и безразличие. В этом пошлом мире зло не знает границ, ибо оно беспредельно. Но что возьмешь с него? Смеяться над ним? Оно комично в своей необъятной пошлости.)
- Есть ли в жизни героев поэмы что-то светлое, доброе? (Нет, жизнь героев посвящена желудку, вещизму, сребролюбию - ложным ценностям.)
- С какой целью Гоголь показывает подробности жизни каждого героя? (Автор расписывает быт своих героев во всех подробностях с целью показать, что душа у них отсутствует.)
- Какой смысл вложил Гоголь в название поэмы? (Мертвые души, которые Чичиков скупает у помещиков, - это символ живых душ помещиков, погрязших в тяжком грехе - «заблуждении ума».)
- Для чего Чичиков покупает мертвые души? (На вопрос Ноздрева, зачем ему нужны мертвые души, Чичиков ответил не сразу. После минутного молчания он придумал ответ: якобы для приобретения весу в обществе, так как не имеет больших поместий. У него была и другая версия: задумал жениться, а родители невесты такие «преамбициозные люди».)
- Кто же такой Чичиков?
- В каких случаях автор использует слова «казалось», «показалось»?
- Получилась ли поэма похожей на «Божественную комедию» Данте?
IV. Подведение итогов урока
В своей поэме Гоголь дает человечеству надежду на спасение. Еще в древнерусской литературе отмечалось, что русские святые пророки влияют на ход мировой истории и ясно видят, что ждет человечество. На эту точку зрения становится и Гоголь. Он возносится над событиями, его взгляд - сверху: «Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу...» Что же ему виделось оттуда? А то, что «дымом дымится дорога», по которой мчится Русь, «летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». Он торопил время. Ему хотелось, чтобы Русь преодолела свою вековую инертность и полетела птицей, как это виделось ему из «прекрасного далека», в мечтах.
Домашнее задание
1. Прочитать статью учебника «Тема дороги и ее символический смысл» (с. 253-258).
2. Подобрать эпизоды, связанные с образами дороги и России.
Дополнительный материал
Дорога в лирике Пушкина и лирических отступлениях Гоголя*
* Максимова А. // Литература. 1996. № 31.
Она так или иначе знакома всем, эта вечная музыка дороги - монотонное гипнотическое покачивание, легкая, быстрая смена панорамы за окном и то сладкое чувство невесомости и неизбежности, с которой навсегда оставляешь каждую версту, стой она посреди изумительного пейзажа или мрачного гиблого места... Мир дороги подвижен, его можно располагать (хотя бы взглядом) в новый порядок, узор. Ритм движения передается мысли и нарушает привычную вязкость логики; в дороге любая мысль легка, все дышит свободой.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум...
«Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!.. Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудесных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..».
Что такое дорога? Символ жизненного пути, «телега жизни»?
С утра садимся мы в телегу:
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошел!..
У Пушкина всего тринадцать стихотворений, так или иначе связанных с дорогой. Только одно из них написано в лицее, два - «Телега жизни» и «Зимняя дорога» - в период с 1823 по 1829 г. И десять - после 1829 г., зрелым Пушкиным, который уже «наше все».
Юность чувствует и выражается более непосредственно, чем зрелость: внутренний редактор не сразу вступает в свои права. Пушкин- лицеист, жадно ловя воздух поэзии со всех сторон света, проявляет любовь к крайним размерам, пробует себя в различных жанрах, ритмах, объемах. Кстати, и на дорогу кладет как бы первый неброский мазок - в полушутливом стихотворении «Казак»:
Раз, полунощной порою,
Сквозь туман и мрак,
Ехал тихо над рекою
Удалой казак.
Собственно говоря, дорога в «Казаке» - лишь фон для развития простенького сюжета о том, как казак соблазняет девицу-красу, уныло сидящую под окном, «обстоятельство места»; но тем не менее в поздних пушкинских шедеврах совсем другая дорога по-прежнему будет зимней, ночной, лунной и, скажем так, с переменной облачностью:
В облаках луна сребрила
Дальни небеса...
Ночь становится темнее,
Скрылася луна.
(«Казак», 1814)
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна...
Отуманен лунный лик.
(«Зимняя дорога», 1826)
Невидимкою луна
Освещает снег летучий...
(«Бесы», 1830)
С Богом, в дальнюю дорогу!..
Светит месяц; ночь ясна...
(«Песни западных славян», 1834)
Таким же неизменным для всех стихотворений о дороге остается и четырехстопный хорей (иногда будут появляться дороги и в ямбах, но о различиях «хореических» и «ямбических» путешествий - ниже), изменяется только глубина взгляда и - объемность образа. «Ночь становится темнее, скрылася луна» - это простая констатация факта, описание погоды, но то же самое описание, сделанное в 1824 г.: «Отуманен лунный лик» - уже картина. Все звуки мягкие, все согласные глухие - словно через зашторенную наглухо занавесочку с маленьким круглым окошком (для обозрения видов - скажет Гоголь) - тепло, мягко, уютно, так и тянет неотрывно глядеть в это сказочное окошко, ночь привораживает, гипнотизирует, но... - быстрыми, короткими, энергичными стопами бежит вперед четырехстопный хорей, и невозможно надолго застрять взгляду, только скользнуть... «Отуманен лунный лик» - слова одним легким росчерком рисуют мелькнувшее светило ночи, а безупречная звукопись поет о нем же. Впечатление получается почти стереоскопическое.
По мере взросления поэта образ его дороги наполняется не только все более точной и выразительной живописью (ритмический рисунок хорея сохраняется), но и мыслью. Пушкинская дорога становится символом жизни, свободы, творчества.
Дорога как символ жизненного пути настолько общее место, что обойти его практически невозможно. Однако «Телега жизни», написанная в 1823 г., так и осталась у Пушкина единственным касанием этой темы, видимо, бесперспективным - раз не получило развития.
Гораздо больше чувства и смысла видел Пушкин в другой символической спайке: «дорога-свобода». У него было даже целых две «свободы» - политическая и «тайная», причем политическая свобода нигде не соприкасается с темой дороги, и оставим ее в стороне. Что же такое «тайная свобода»? Это - «...Никому // Отчета не давать, себе лишь самому // Служить и угождать; для власти, для ливреи // Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; // По прихоти своей скитаться здесь и там...»
Вроде бы ничего «таинственного»: для чего же еще свобода, как не для того, чтобы отправиться куда глаза глядят? Речь здесь идет о внутренней свободе, о совершенстве. Сам Пушкин ни за какую свободу не боролся и даже «тайную свободу» любил, но не охранял (женился, нарожал детей...). Свобода Пушкина была реальной. Просто она у него была.
И она была неотделима от его дара. Быть свободным для того, чтобы творить, а этим уподобляться Творцу, который свободен абсолютно: «Ты царь: живи один. Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум...»
Много можно найти параллелей между пушкинскими хореическими дорогами и гоголевскими «лирическими отступлениями», тоже исключительно дорожными.
Лирические отступления «Мертвых душ» даже и не лирические, потому что чувства и мысли их не авторские, вернее, не только авторские - едет-то все-таки Чичиков; и не отступления, а, наоборот, сюжетная и композиционная связка. Вертящиеся колеса брички соткали ткань плутовского романа в полотно поэмы.
«... Спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход и - вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух. Не так ли и ты, Русь...»
Сам автор, воспарив на крыльях успеха, обещает продолжение: «Может быть, в сей же повести почувствуются иные, еще доселе небранные струны, предстанет несметное богатство русского духа... русская девица, какой не сыскать нигде в мире... И мертвыми покажутся перед ними все добродетельные люди других племен, как мертва книга перед живым словом». Какая ответственность! Белинский сразу скептически отнесся к таким обещаниям, как и вообще к мировому значению Гоголя, впрочем, и Пушкина тоже, предсказывая, что, переведенные на европейские языки, ни тот, ни другой не будут интересны европейскому читателю. И оказался прав. Однако идея стать первым поэтом великого народа, уже не малороссийского, а всего русского, идея стать его новым Гомером, новым Шекспиром или, на худой конец, Данте, видимо, сладко вошла в душу и согрела сердце страстное, увлекающееся сердце Гоголя. В своей заносчивости он остался хохлом.
Долго, в течение десяти лет, второй и третий тома «Мертвых душ» как позитивное утверждение добра представлялись Г оголю главным делом в его жизни. Они же и привели его к отчаянию, болезни и гибели.
Розанов обвиняет Гоголя в отсутствии психологии, преобладании внешних черт в портрете героев. Но ведь в этом Гоголь более народен, чем тот же Пушкин. Народному взгляду незнакомо любование природой, рыцарское отношение к женщине и умиленное - к ребенку, но в определенной, ритуальной ситуации, такой как свадьба, проводы, похороны, стыдливость чувств проходит, а грубая практичность и натурализм уступают место песне, т. е. поэзии. Для Гоголя такой ритуальной ситуацией стала дорога - копошение человеческой мелкости уступает место динамичному, раскованному миру дороги, навевая в дорожных своих песнях старые пушкинские мотивы. Свобода, волшебство, Русь...