Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016

Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Творчество Н. В. Гоголя
Чичиков и чичиковщина

Цели: выяснить значение образа главного героя; проследить художественные приемы, с помощью которых создается образ; совершенствовать навыки анализа текста.

Методические приемы: беседа, анализ текста, выразительное чтение, комментарии учителя.

Ход уроков

I. Запись плана беседы

1. Чичиков - сквозной герой поэмы:

    а) эпоха, в которую сложился характер героя;

    б) жизненные цели и деятельность;

    в) Чичиков в сравнении с другими героями:

    г) Чичиков в отношениях с другими персонажами.

2. Биография Чичикова - главный прием, показывающий формирование подлеца-приобретателя:

    а) формирование жизненных идеалов;

    б) мысль о приобретении «мертвых душ».

3. Отношение автора к Чичикову.

II. Беседа

В начале урока на материале первой, седьмой и десятой глав проследим авторскую интонацию в изображении губернского города.

    - Какими приемами пользуется Гоголь при изображении города?

    - Что говорится о его типичности?

    - Каковы ваши впечатления о городе? На материале первой, седьмой и десятой глав охарактеризуйте обитателей города. (Прямая авторская характеристика в первой главе: «покой был известного рода...», «какие бывают эти общие залы»; в седьмой главе: «ни в коридорах, ни в комнатах взор не был поражен чистотою». О городе через восприятие Чичикова: «...Чичиков нашел, что город никак не уступал другим городам...» и т. д. Люди, населяющие губернский город, - смешны и уродливы.)

При изображении чиновников, дамского общества, верхушки города Гоголь не отступил от своего излюбленного приема запечатлеть типичность явлений. Уже в первой главе читателю предоставляется возможность осознать, насколько острой является тема чиновничества. Ей и объятым тем же «мертвым сном», что и помещики, городским обывателям отведена почти половина поэмы.

    - В чем специфичность характеристик «значительных лиц»? (Они - хозяева жизни. В восьмой и десятой главах картина губернского общества, набросанная немногими крупными чертами еще в первой главе, развертывается широко и многосторонне.)

III. Чтение эпизодов поэмы

    1. «Жители города... душевно полюбили Чичикова...» (до слов «великую тайну нравиться»).

    2. «Но несравненно замечательнее было впечатление... которое произвел Чичиков на дам» (до слов «тяжелее всякой дуэли»),

    3. «В нравах дамы города были строгие...» (до слов «что приглашен миллионщик»).

    4. «Сам даже Чичиков не мог отчасти не заметить такого необыкновенного внимания» (до слов «будет присутствовать сам оригинал»).

    5. «Появление его на бале произвело необыкновенное действие» (до слов «веселье необыкновенное»).

    6. «Дамы тут же обступили его...» (до слов «и была самая погибель»).

    7. «Дамы ухватились за руки, поцеловались и вскрикнули...» (до слов «признаюсь, отвечала просто приятная дама»).

    8. «Вообразите себе только то, что является вооруженный е ног до головы» (до слов «скрывается что-то другое»).

    9. «Ну слушайте же, что такое эти мертвые души» (до слов «а дочка еще превзойдет матушку»).

    10. «Но как ни вооружались и ни противились мужчины, а в их партии совсем не было такого порядка, как в женской» (до слов «страх приличнее чумы и сообщается вдруг»).

Примечание. В зависимости от характера каждого отрывка его могут читать от одного до трех учащихся. Например, разговор двух дам желательно читать по ролям: две дамы и автор-рассказчик. Чтение должно быть отработанным, эмоциональным.

Авторские интонации в эпизодах, отобранных для чтения, ироничны. Но ирония расцвечена множеством оттенков: она шутливая, язвительная, задумчивая, недоумевающая, гневная, подозрительная ... эти оттенки подскажет текст, если в него вдуматься, стараясь почувствовать состояние автора.

IV. Анализ образа Чичикова

    - Чем похож хитроумный путешественник на тех, с кем он обделывает дела? (Чичиков может быть деликатен, чем Манилов, способен копить упорно, как Коробочка, может кутнуть не хуже Ноздрева, он прижимист и деловит, как Собакевич, в бережливости не уступит Плюшкину той поры, когда тот был еще настоящим хозяином.)

    - Каковы отличительные черты в характере Чичикова? Что делает его первым лицом в галерее подлости? (Поразительная гибкость, приспособляемость к любым обстоятельствам. Чудеса приспособляемости показывает вся его жизнь. Ведь он еще ребенком начал копить деньги и вскоре «зашил в мешочек первые пять рублей». А как он постиг дух учителя, как виртуозно провоцировал товарищей!

    На службе в таможне он проявил дьявольское чутье как таможенный контролер и удивительную изобретательность в контрабандистских операциях. Какова живучесть героя и после двух провалов: он ушел, как колобок, от суда, сохранил незапачканным послужной список, даже сумел затаить кое-какие деньги. Прошло немного времени - он уже опять занят спекуляцией.)

Историческая справка.

Еще с петровского времени в России проводилась ревизия крепостных душ, в результате которых составлялись ревизские списки. За каждую душу мужского пола помещик платил в казну подушную подать. Если в период между ревизиями крестьянин умирал, за него все равно надо было платить подать, пока он числился в списках. Вот этих-то мертвых, но числившихся живыми, скупал Чичиков. Их можно было заложить в Опекунском совете и получить за каждую душу в десятки раз больше, чем за нее пришлось заплатить. В Опекунском совете за душу могли дать до 250 рублей, т. е., в сотни раз больше. Деньги полагалось вернуть в установленный срок, в противном случае Опекунский совет конфисковал бы крестьян. Но души разрешалось и перезакладывать.

    - Гоголь называет Чичикова подлецом. Можно ли обвинить героя в нарушении законов? (В покупке «мертвых душ» не было прямого нарушения закона: ведь смерть крестьянина не отменяла до очередной ревизии уплаты за него налога в казну. Значит, официально он оставался как бы живым. А живого помещик имел право продать за любую сумму. Чичиков не так уж был далек от правды, когда говорил Манилову: «закон -я немею перед законом». Конечно, Чичиков пускался и на прямые нарушения законов: брал взятки, утаивал казенные деньги, когда состоял в строительной комиссии, вступал в сделки с контрабандистами. Но ведь подобные нарушения допускались повсеместно. Председатель казенной палаты, который помог Чичикову оформить покупку, командовал целой оравой взяточников. Он давно уже привык к тому, что закон, по пословице, - дышло, куда повернешь, туда и вышло. В руководимом им учреждении он сам устанавливает законы (недаром Гоголь иронически сравнивает его с Зевсом.)

IV. Продолжение беседы

Итак, Чичиков - подлец и мошенник не более, чем любой чиновник города N, «знающий дело». Подлость Чичикова - выражение той морали, которая в правящих кругах России считалась добродетельной и почтенной. Об этом писатель говорил еще в первой главе «Мертвых душ», сравнивая «толстых и тонких» чиновников. Идеал губернского общества - толстые. «У тоненького в три года не останется ни одной души, не заложенной в ломбард, у толстого спокойно, глядь и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены... наконец, толстый, послуживши богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу... и делается помещиком...».

Вот почему в изображении Чичикова синонимами оказываются такие разные слова: подлец, хозяин, приобретатель. Приобретение в 40-е года XIX в. - своего рода знамение времени: наступала эра буржуа, и ловкие, энергичные приобретатели лезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше Чичикову его отец: «все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

- Сделайте обобщение по современной Г оголю России.

    - Можем ли мы однозначно и окончательно осудить Чичикова? (Перед нами, если и подлец, - выразитель господствующей общественной морали. Но односложно нельзя судить героя. Он живой человек, естественные задатки которого извращены в результате воздействия уродливых общественных отношений. Ведь не случайно в конце третьего тома Гоголь хотел привести своего героя к нравственному очищению, обновлению. Возможно, с этими мечтами связано изображение летящей, необгонимой Руси-тройки.)

Об отношении автора к Чичикову спорят и читатели, и исследователи поэмы, так как это важно для понимания и художественной манеры Гоголя, и замысла его поэмы. Чичиков размышляет о мужиках, доставшихся ему, и так сочувственно и верно рисует их судьбы: «Абакум Фыров! Ты, брат, что? Где, в каких местах шатаешься?..» Раздумья Чичикова о судьбе Фырова подхватывает и автор.

Способен ли так думать Чичиков? Одни считают, что автор в этом эпизоде наделил героя собственными мыслями, потому что характеру Чичикова это не соответствует.

    - Так как относится автор к своему герою? Можно ли сказать, что через Чичикова передаются авторский замысел и слово? (Он неглуп и наблюдателен. Ведь он так метко называет Коробочку «дубиноголовой», а Собакевича - кулаком. И в оценках мужиков Чичиков не одинок: Собакевич рассуждает о мужиках почти столь же «вдохновенно», как и Чичиков. Видно, что у писателя нет избранных героев, которым бы он «передавал» свои мысли. Каждый персонаж действует и говорит в соответствии с логикой своего характера, и только все произведение в целом выражает позицию автора.)

    - Что же любит Чичиков на протяжении всей своей жизни? (Вообще гоголевский герой в своей жизни одно любил горячо и искренно - свое лицо, и одно по-настоящему трогало его душу - собственное благополучие.)

    - Каково отношение Чичикова к окружающим? (Потребительское. Он, подобно Собакевичу, руководствуется только своими интересами. Ездит по губернии с тем, чтобы «удобнее и дешевле накупить потребного народа».)

V. Подведение итогов урока

Итак, Чичиков - образное обобщение широкого круга явлений - от взяток до захватнических войн. При всем разнообразии этих явлений суть одна - удовлетворение любыми средствами эгоистических интересов, прикрытое самыми благопристойными доводами и объяснениями.

Домашнее задание

    1. Выписать характерные слова и выражения Чичикова при встречах с помещиками. Как это характеризует Чичикова?

    2. Написать сочинение-миниатюру на тему: «Чичиков. Яркая сильная личность или заурядный маленький человек?»

    3. Ответить на вопрос: почему кипучая деятельность Чичикова всякий раз заканчивается катастрофой?

Дополнительный материал*

* По материалам статьи Репина А. Чичиков - кто же он? М., 2000.

Чтобы ответить, кто такой Чичиков и каково отношение к нему автора поэмы «Мертвые души», приглядимся к названию произведения Н. В. Гоголя - «Мертвые души» и подзаголовку - «поэма». Явный смысл названия указывает на аферу Чичикова: пользуясь тем, что до новой переписи умершие крепостные документально учитывались как живые, герой Гоголя хочет «на бумаге» вступить во владение ими для различных махинаций, в частности для получения денег под залог из опекунского совета. Исходя из этого Чичиков - плут, герой плутовского романа; цель произведения в таком случае - сатирическая, а главный герой - инструмент сатиры. Такой сюжет предоставлял большие возможности для сатирического обобщения. Во-первых, это возможность показать Русь «с одного бока»: через путешествующего плута можно дать масштабную картину русской жизни, типы помещиков и чиновников, картины нравов и привычек. Во-вторых, это возможность создать концентрированный образ российской бюрократической системы, где все ирреально и фиктивно, где бумажные «мнимости» замещают человека.

В. Набоков пишет о Чичикове как о пошляке «гигантского калибра»: «Колоссальный шарообразный пошляк Павел Чичиков, который вытаскивает пальцами фигу из молока, чтобы смягчить глотку, или отплясывает в ночной рубашке, отчего вещи на полках содрогаются в такт этой ... жиге (а под конец в экстазе бьет себя по пухлому заду, то есть по своему подлинному лицу, босой розовой пяткой, тем самым словно проталкивая себя в подлинный рай мертвых душ) - эти видения царят над более мелкими пошлостями убогого провинциального быта или маленьких подленьких чиновников. Но пошляк даже такого гигантского калибра, как Чичиков, непременно имеет какой-то изъян, дыру, через которую виден червяк, мизерный ссохшийся дурачок, который лежит, скорчившись, в глубине пропитанного пошлостью вакуума».

Но Чичиков не только пошляк. Исходя из скрытого смысла названия поэмы, Чичиков - ловец мертвых душ, следопыт смерти. Ведь автор не согласен с бюрократическим определением слова «душа» как некоей абстрактной человеческой единицы - базой для сбора налога, но вкладывал прямое значение - «душа человека», в бессмертие которой автор не мог не верить.

Цензура испугалась этого второго смысла названия: душа, - сказали Гоголю, - не может быть мертвой. Вслед за цензурой должен был испугаться читатель: второй смысл названия действительно страшный. От названия протягивается нить к повествованию: в нем разворачивается тема смерти (во всей многозначности этого слова). Проводником этой темы становится Чичиков, которого «интересует не скрытая сторона жизни, но нечто большее: ее противоположность - «смерть».

Чичиков обостряет внимание к запретному до гротескной кульминации. Первые же расспросы Чичикова в городе NN фиксируют нетрадиционный интерес к скрытой стороне жизни: приезжий «расспросил внимательно о состоянии края: не было ли каких болезней в их губернии, повальных горячек, убийственных каких-нибудь лихорадок, оспы и тому подобного, и все так обстоятельно и с такой точностью, которая показывала более чем одно простое любопытство». В дальнейшем «странное» направление интереса Чичикова всячески подчеркивается и варьируется» (Ю. Манн).

«Мертвые души» задумывались по аналогии с «Божественной комедией» Данте - в трех частях: первая часть - «Ад», вторая часть - «Чистилище», третья часть - «Рай». Замысел не ограничивался изображением «ада», «пошлости пошлого человека», предел его - в спасении этого самого «пошлого человека».

И именно Чичикова Гоголь готовит к спасению еще в первой части «Мертвых душ». Чичикова отличает от остальных персонажей поэмы наличие у него прошлого - биографии. Биография Чичикова - это история «падения души»; но, если душа «пала», значит, была когда-то чистой, значит, возможно ее возрождение - через покаяние.

Для покаяния, для очищения души необходимы внутреннее «я», внутренний голос. Право на душевную жизнь, на «чувства» и «раздумья» тоже имеют только Чичиков (в большей степени) и Плюшкин (в меньшей степени). «С каким-то неопределенным чувством глядел он на домы...»; «неприятно, смутно было у него на сердце...»; «какое-то страшное, непонятное ему самому чувство овладело им», - фиксирует Гоголь моменты проявления внутреннего голоса у своего героя. Нередки случаи, когда внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос или сливается с ним в знаменитых поэтических отступлениях. Так герой поэмы Чичиков перестает быть одномерным. В пошлости и мелком бесовстве «подлеца» мерцают блики «живой души», для которой возможно возрождение, - которая готовится к возрождению.

Вспомним как автор «Мертвых душ» переходит к знаменитому отступлению о «птице-тройке», завершающему первый том «Мертвых душ». Селифан погнал коней; Чичиков улыбнулся, «ибо любил быструю езду»; и тут же следует авторское обобщение: «И какой же русский не любит быстрой езды?» Далее: «Эх, тройка! птица-тройка, кто тебя выдумал?» И, наконец, под стать грандиозной поэме, масштаб обобщения: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонная тройка несешься?» От Чичикова с его бричкой - к таинственно-патетическому вопрошанию: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа». Получается, что и Чичиков причастен к этому «полету», а значит, и к «тайне»: он не застыл, не завершился, он открыт для перерождения, и о судьбе его стоит вопрошать.