Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016

Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Творчество Н. В. Гоголя
Изображение поместного дворянства в поэме. Образы Ноздрева, Коробочки, Собакевича, Плюшкина

Цели: выявить приемы описания характеров помещиков, внутреннюю логику создания образа; совершенствовать навыки анализа текста.

Методические приемы: беседа по тексту, сообщения учеников, комментарии учителя.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания

Опираемся на вопросы учебника 7-11 (с. 285).

II. Работа над образом Ноздрева

Примечание: При анализе образа этого героя основное внимание должно быть сосредоточено на двух ведущих вопросах, кроме тех, которые предложены в плане-памятке:

    - Какие новые штрихи вносит персонаж в раскрытие основной идеи поэмы?

    - Какими художественными средствами писатель характеризует Ноздрева? («Момент авторского присутствия»; саморазоблачение персонажа через его монологическую речь.)

    - Охарактеризуйте рассказ автора о Ноздреве. Что представляет собой авторская характеристика? В чем ее особенности? (Авторская характеристика Ноздрева состоит из отдельных фрагментов, в которых рассказывается о привычках героя, характерных эпизодах из его жизни, манерах и поведении в обществе, его «заборах» и т. п. Каждая из этих зарисовок представляет собой сжатый рассказ, раскрывающий ту или иную черту его характера: пьяный разгул: «я один в продолжение обеда выпил семнадцать бутылок шампанского»; страсть все менять; пристрастие к игре в карты, пустые, пошлые разговоры, сплошное вранье: «на этом поле рысаков такая гибель».)

    - Как разоблачается желание Ноздрева приврать? (Зачастую лживость Ноздрева автор разоблачает тонким, замаскированным приемом: в кабинете его были показаны турецкие кинжалы, на одном из которых по ошибке было вырезано: мастер Савелий Сибиряков».)

    - Каковы характерные интонации речи героя? (Наиболее характерная интонация речи Ноздрева - сугубо бранная: фетюк, свинтус, подлец, дрянь, печник гадкий и др. И в этом обнаруживается не только его личная черта, но, в какой-то мере, и социальная. Он уверен, что ему позволено безнаказанно оскорблять, обманывать - ведь он помещик, дворянин, хозяин жизни.)

    - Каковы жизненные цели Ноздрева? (Ноздреву дорога не прибыль: этот трактирный герой никак не годится на роль приобретателя. Им всецело владеет неуемная жажда удовольствий - таких, которые доступны его пакостной душе. И ближнему Ноздрев пакостит в той же жажде удовольствий, без всяких злобных намерений, даже добродушно, так как ближний для него - только средство или источник удовольствий. Отказано в удовольствии или оно не состоялось, ближний - «фетюк», «подлец», «дрянь».)

    - Что роднит Манилова и Ноздрева? (Оба помещика ведут бесцельный, праздный образ жизни, им присущи безалаберность и бесхозяйственность, слова расходятся с делом, для них нет никаких нравственных критериев. Оба героя наделены искаженными положительными свойствами характера. Манилов: мечтательность и доброта - болтливость и слащавость; Ноздрев: отвага и удаль - безделье и наглое вранье. У каждого есть свои секреты в характере, каждый демонстрирует свои последствия общей социальной болезни - бездуховности, порожденной уродливыми общественными отношениями.)

III. Работа над образом Коробочки

1. Самостоятельная работа по пунктам плана-памятки. Дополнительные вопросы:

    - С помощью каких приемов Гоголь раскрывает образы Коробочки и Собакевича?

    - Почему для описания помещиков эти приемы одинаковы?

    2. Анализ третьей главы.

    Задания.

    1. Пересказать кратко содержание третьей главы.

    - Почему Гоголь в третьей главе заставил Чичикова заблудиться?

2. Найдите в описании быта и окружении Коробочки детали, с помощью которых Гоголь раскрывает сущность персонажа.

    - Что можно узнать о главной черте характера Коробочки из прямой авторской характеристики? (Образ автора присутствует в характеристике героини. Читатель видит образ глазами автора, писатель дает возможность зрительно представить выражение лица помещицы: «выпучив на него глаза», «старуха задумалась», «открыла рот и смотрела на него почти со страхом»; «вперила глаза в ключницу». Гоголь не скрывает иронии в отношении ее мыслительных способностей. Есть и косвенная авторская характеристика Коробочки, например, «Ну, баба, кажется, крепколобая!» Авторское мнение выражено через Чичикова.)

    Индивидуальные задания

    - Какими приемами достигается ирония при характеристике помещицы?

    - Какими художественными средствами автор достигает комического эффекта в изображении помещицы? (Сущность характера Коробочки особо видна через диалогическую речь персонажей как важнейшего элемента создания сатирического образа. Так диалог Коробочки и Чичикова – шедевр комедийного искусства. Этот разговор можно назвать диалогом глухих.)

3. Заранее подготовленные учащиеся читают диалог Коробочки и Чичикова в лицах.

    - Каков стилистический прием, с помощью которого Гоголь подтверждает свою мысль о «дубиноголовости» помещицы? (Многократные повторение Чичиковым словосочетаний: «ну, теперь ясно?», «понимаете?», «понимаете ли вы это?», «понимаете ли?», «Да не найдешь слов с вами!», «Впрочем, чтобы успокоить ее, он дал ей какой-то лист в рубль ценою».)

    - Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга? (Тупо, непоколебимо, убежденно Коробочка делает свое дело - продает, ест, спит, копит, копит, копит... Характерно, что сама торговля «мертвыми душами» ее не смутила: она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отправилась в город, чтобы узнать, почем нынче продают «мертвые души».)

    - Каково положение крестьян у Коробочки? (Деревенька - источник меда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и самими крестьянами - вот «уступила» третьего года протопопу «двух девок по сто рублей каждую». Еще одна деталь: девчонка Пелагея из барской дворни, лет одиннадцати, посланная Коробочкой показать Селифану дорогу, не знает где право, где лево. Это ребенок, наивное существо, растущее в скотских условиях. Коробочка проявляет беспокойство о девчонке, но не более, чем о вещи: «...только ты смотри: не завези ее, у меня уже одну завезли купцы».)

    - Сделайте вывод о характере хозяйственности Коробочки. (Оказывается, помещичья хозяйственность может иметь такой же подлый, бесчеловечный характер, как и бесхозяйственность.)

    - Что сделало Коробочку такой? (Условия патриархального быта, собственная нравственная глухота и тупость подавили личность Коробочки, остановили ее интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все другие стороны жизни, не связанные с накопительством и приобретательством, остались для нее недоступными.)

IV. Работа над образом Собакевича

    - Какие детали-вещи использует Гоголь при характеристике Собакевича? (Читаем описание господского дома от слов:

    «... виднелся деревянный дом с мезонином...» до слов «... Словом, все, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке»). Греческие герои на картинках в его гостиной были крепкие, с толстыми лежаками, неслыханными усами).

    - Есть ли разница в характеристике Собакевича в первой и пятой главах? (В первой главе Собакевич характеризуется как человек «неуклюжий на взгляд». Это качество подчеркивается и углубляется в пятой главе: он похож «на средней величины медведя». Автор настойчиво обыгрывает слово «медведь»: фрак медвежьего цвета, звали его Михайлом Семеновичем. Словами Чичикова автор высказывает свое заключение: «Родился ли ты уж так медведем или омедведила тебя захолустная жизнь...».)

    - Что поражает в портрете Собакевича? (В портрете бросается в глаза прежде всего лицо. Необычен цвет лица: «...каменный, горячий, какой бывает на медном пятаке». При описании лица Собакевича Гоголь использует развернутую метафору: «Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз - вышел нос, хватила в другой - вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза...».

    Читаем до слов: «Чичиков еще раз взглянул на него искоса, когда проходили они в столовую: медведь! совершенный медведь!»)

Примечание. После работы над портретной характеристикой демонстрируются рисунки А. М. Лаптева «Собакевич», «Чичиков у Собакевича». Проведем сопоставление изобразительных трактовок образов с текстом поэмы.

    - Почему о главном предмете разговора с Собакевичем Чичиков подходит осторожно: назвал души не умершими, а только несуществующими? (Собакевич сразу «учуял», что предложенная сделка - жульническая. Но даже глазом не моргнул. «Вам нужно мертвых душ? — спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе»).

    - Какова речь Собакевича? В чем выражается грубость и топорная прямолинейность помещика?

    - Сравните эпизод торга между Чичиковым и Собакевичем с тем же текстом, но без авторских ремарок (раздаются листки с текстом). Составить мнение об этом эпизоде. Сделайте выводы. (Авторские замечания, ремарки, отношение автора к изображаемым явлениям помогают «дорисовать» сатирический образ, углубляют понимание его содержания. Да, такой, подобно гоголевскому городничему (из комедии «Ревизор»), способен «мошенников над мошенниками обмануть»!)

Вывод. Прав Чичиков, думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы кулаком, хотя бы и воспитали его по моде. Да вышло бы еще и хуже: «попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее, всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку».

    - Итак, какие приемы использует автор для раскрытия образов Коробочки и Собакевича? Почему эти приемы одинаковы? (Для описания образов Коробочки и Собакевича Гоголь мастерски использовал диалоги как важнейший элемент создания сатирической характеристики. Диалог очень точно рисует лиц, ведущих беседу. Беседа Чичикова с Коробочкой и Собакевичем носит общий характер: два мошенника стремятся обмануть друг друга.

    Жадность, корыстолюбие Коробочки и Собакевича раскрываются в сцене продажи мертвых душ. Помещики не удивляются предложению Чичикова, а только боятся продешевить. «Они того... они больше как-нибудь стоят», - соображает Коробочка.

    Вся их жизнь - накопительство ради накопительства. Герои эти по-хозяйски умны и практичны: они не разоряют мужиков, потому что это невыгодно им самим. Они знают, что в этом мире все продается и покупается.)

V. Работа над образом Плюшкина

1. Слово учителя.

Тема нравственного падения, духовной смерти «хозяев жизни» завершается главой, посвященной Плюшкину. Плюшкин - последний портрет в галерее помещиков. Лиризм поэмы нарастает от главы к главе, и это находится в прямой связи с тем, что от образа к образу нарастают духовное ничтожество и аморальность «мертвых душ». В шестой главе протестующий голос автора превращается уже в обвинительную речь, так как перед нами - полное крушение человеческого в человеке. Образ Плюшкина - воплощение полнейшего застоя и загнивания.

    - Как и почему трудолюбивый хозяин превратился в «прореху на человечестве»? (Записываем вопрос в тетрадях и на доске.)

2. Краткий пересказ и анализ шестой главы.

Основная задача - выявить авторский голос, его эмоциональный тон при описании помещика.

    - Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности? Что усиливает грусть описания? (Гоголь вовлекает читателя в светлые и печальные думы о неостановимости человеческой жизни. Грусть усиливается описанием большого сада и барского дома. Все здесь в страшном запустении, все говорит о смерти. Старый сад одичал и заглох. Но только он и освежает картину, потому что здесь, в саду, во всем чувствуется жизнь. Прием контраста между жизнью природы и затхлостью существования помещика подчеркивает одичание, мертвенность Плюшкина.)

    - Зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина? (Гоголь обращается к прошлому героя, чтобы последить омертвение человеческой души на примере. Нравственные уродства Плюшкина те же, что и у других помещиков: душевладение, порождающее бездушие, утрату представления о смысле человеческой жизни, о нравственном долге, об ответственности за все, что происходит вокруг. Трагизм Плюшкина в том, что он утратил связь с людьми. Манилов, во всяком случае, нежен со своей женой и мечтает о возвышенной дружбе. Плюшкин во всех без исключения, даже в родных детях и внуках, видит врагов, готовых расхитить добро.)

Задание. Найти в тексте главы художественные средства, с помощью которых автор раскрывает сущность образа Плюшкина: «ветхость на всех строениях»; «бревно на избах было темно и старо»; крыши «сквозили, как решето»; клади хлеба - «застоявшиеся»; ограда «изломанная»; замок глядел «дряхлым инвалидом»; «плесень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах»; это - «вымершее место»; часы «с остановившимся маятником» и др.

Выводы. Образ Плюшкина является воплощением крайней ветхости и заплесневелости. Эти качества отражены и в характеристике предметов, связанных с героем.

В этой главе детали разрастаются до значения символов: плесенью, пылью, гнилью, смертью так и веет от плюшкинского имения. Холодят сердце и другие детали: ни дочери, ни сыну старик не дал ни копейки. Он, впрочем, простил дочь, бежавшую с офицером, а когда она приезжала в гости, «даже дал маленькому внучку поиграть пуговицу, лежавшую на столе, но денег ничего не дал».

    - Итак, с какой целью выведен в поэме образ Плюшкина? (Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает никчемную жизнь помещиков. «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого», — писал он. Образы помещиков даны по мере их духовного оскудения и морального падения.

Показано, как постепенно совершался распад человеческой личности. Когда-то Плюшкин «только был бережливым хозяином». Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества. В его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен. Гоголь с горечью восклицал: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком».)

VI. Подведение итогов урока

Таким образом, безнравственных людей, утративших все человеческое, формируют социальная среда, общественный строй, бесчеловечность крепостного права. Гоголь изобразил картину дворянских усадеб, ленивой бессмысленной жизни их владельцев, жизни, которая уничтожает в человеке высокие душевные порывы и глубокие чувства. Эта картина потрясла всю мыслящую Россию.

Домашнее задание

    1. Прочитать статью учебника «Путь Павла Ивановича Чичикова» (с. 267-271).

2. Подготовиться к анализу образа Чичикова.