Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016

Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Творчество Н. В. Гоголя
Изображение поместного дворянства в поэме. Образ Манилова

Цели: выявить приемы описания характеров помещиков, внутреннюю логику создания образа; учить умению определять принципы типизации социальных явлений, раскрывать значение авторского присутствия, воззрений писателя; приобщить учеников к исследовательской работе.

Методические приемы: самостоятельная групповая работа, беседа по тексту с элементами исследовательской работы, сообщения учеников, комментарии учителя.

Ход уроков

I. Письменный опрос по домашнему заданию

Составить тезисы по вопросу «Идейно-художественное своеобразие поэмы «Мертвые души» (время выполнения задания примерно 10 минут).

II. Слово учителя

Одной из особенностей таланта Гоголя является та «страсть узнать все», то «желание познать человека», которые заставляют его искать людей всех сословий и подмечать «что-нибудь интересное у каждого». Об этом мы узнаем из письма Гоголя к В. А. Жуковскому.

Умение «ловить душу человека» было подлинным открытием писателя, открытием необычайно ценным для дальнейшего развития критического реализма, который искал принципиально иные средства художественной выразительности, нежели романтизм с его пристрастием к фигурам исключительным.

Особенностью поэмы «Мертвые души» является и то, что все образы целиком погружены в лирическую атмосферу авторских отступлений, которые органически связаны с содержанием произведения.

III. Своеобразие композиции поэмы

1. Сообщение учащегося.

Пример сообщения:

Гоголь нашел оригинальную и простую композиционную структуру произведения, которая дала возможность для изображения жизни в исторической точности и для соединения в прочное единство повествовательного элемента с элементом лирическим.

Сюжет и композиция поэмы Гоголя обусловлены предметом изображения - описанием жизни в России, нравов русских людей, особенностей их характеров, а также судьбы России в целом.

Отличительной особенностью поэмы от литературы 20-30-х годов XIX в. является то, что внимание автора перенеслось от изображения отдельной личности к изображению общества, описание частной жизни личности - к портретному описанию общества. Для этого Г оголю нужен был сюжет, который позволил бы как можно более широко охватить действительность. Этот сюжет - сюжет путешествия - был подсказан А. С. Пушкиным. Путешествие Чичикова дало возможность автору «изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров». Именно поэтому лейтмотивом поэмы является тема дороги.

Но по ходу развития событий в поэме лейтмотив меняет свой смысл. Например, в одиннадцатой главе (в знаменитом лирическом отступлении) дорога - это неизвестная судьба России.

Также в теме дороги отображен жизненный путь главного героя и творческий путь автора.

Путешествие Чичикова позволило автору изобразить целую галерею образов помещиков. При этом композиция поэмы достаточно проста. Первая глава - экспозиция, - автор знакомит читателей в общих чертах с особенностями жизни губернского города, подчеркивая схожесть ее с жизнью других городов России; с городскими сановниками, губернатором, вице-губернатором, прокурором; с помещиками: Маниловым, Ноздревым, Собакевичем. В первой же главе происходит встреча и с центральным героем, с Чичиковым, начинающим заводить знакомства и прощупывать почву, на которой ему придется действовать. Далее Чичиков «переезжает» из главы в главу, осуществляя свой план.

Последовательность изображения образов помещиков продиктована прежде всего чисто внешними обстоятельствами. Чичиков на вечеринке у губернатора ознакомился с Маниловым и Собакевичем. Чичиков сначала поехал к Манилову, а от Манилова к Собакевичу, но по дороге остановился в трактире «перекусить» и неожиданно повстречался с Ноздревым. От Ноздрева, наконец, попал к Собакевичу. Когда же узнал от Собакевича, что в пяти верстах живет Плюшкин, владелец 800 душ крепостных крестьян, которые мрут у него «как мухи», Чичиков поехал к этому помещику.

Но в том порядке, в котором Гоголь знакомит читателей с помещиками, есть и другой, глубокий внутренний смысл: писатель стремится раскрыть в своих героях все большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвение его души.

Важнейшим внесюжетным элементом композиции являются лирические отступления автора, которые и определили необычный жанр романа, избранный Гоголем, - жанр поэмы.

2. Беседа.

    - Каким мы видим главного героя в первой главе поэмы? (Набрасывая в общих чертах портрет Чичикова, писатель отмечает его внешнюю благопристойность, умение польстить, поддержать разговор; подчеркивает его неприметность, обыкновенность.)

    - Как вы думаете, для чего в поэму введена «Повесть о капитане Копейкине»? («Повесть о капитане Копейкине» дала возможность автору перенести читателя в Петербург, дать эскизный образ города, ввести в поэму тему героического 1812 г. и в этой связи рассказать драматическую историю о судьбе героя войны, инвалида капитана Копейкина, предъявить обвинение крупнейшим представителям дворянской государственности.)

IV. Работа с текстом романа

1. Записываем план-памятку для работы:

- Первое впечатление о героях.

- Особенности внешности, манеры поведения и речи.

- Отношение к хозяйству, к окружающим.

- Любимые занятия.

- Жизненные цели.

- Что роднит гоголевских героев-помещиков?

    - Выводы. (Выявить определяющую черту в образах помещиков, характеризующих их как социальные типы.)

Примечание. Кроме исследования мастерства писателя, речевой и авторской характеристики персонажей, необходимо наблюдение над пейзажем, интерьером, вещным миром, окружающим персонажей. Это дает возможность выявить значимость изображаемого характера, помогает проникнуть в психологию действующего лица.

2. Анализ образа Манилова.

    - Когда происходит первая встреча с Маниловым? (С Маниловым встречаемся уже в первой главе. Находим в тексте характеристику героя: «Помещик Манилов... имевший глаза сладкие, как сахар»; «он очень долго жал ему руку» и т. д.)

- Проследите по тексту второй главы, как создается портрет Манилова. (Неоднократное описание глаз, улыбки, «приятности лица»; «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару»; «он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами; во время мечтания глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение...».)

Примечание. Параллельно с работой над портретом экспонируются произведения разных художников с изображением Манилова: А. А. Агина «Чичиков и Манилов», В. Е. Маковского «Маниловы», Кукрыниксов «Манилов». Такая работа вызывает заинтересованность учащихся литературным материалом, углубляет понимание изучаемого героя.

    - Кто из художников, по вашему мнению, смог наиболее точно приблизиться к персонажу, описанному Гоголем?

    - Какими словами из текста можно озаглавить каждый из рисунков?

В ходе работы над текстом обнаруживаются и другие штрихи к портрету помещика: «несколько прищурив глаза...», «и от удовольствия почти совсем зажмурил глаза...» Описание портрета Манилова Гоголь завершает емкой фразой: «явя в лице своем выражение не только сладкое, но даже приторное...»

    - Какая деталь в описании героя является преобладающей? Какой смысл вложил в нее автор? (Преобладающий оттенок в описании героя - тема сахара и сладости, который превращается в назойливый мотив, сопутствующий Манилову почти неотступно. Преследуя приторно «сладкими» сравнениями улыбку Манилова, его голос, фразы, автор добивается того, что у читателя появляется чувство, близкое к физическому отвращению.)

    - Что скрывается за улыбчивостью Манилова? Как сам автор характеризует героя? (Приятнейшая маниловская «улыбка для всех» - это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему. Такие люди лишены способности испытывать гнев, скорбь, глубокую человеческую радость. Это подтверждается прямой авторской характеристикой: «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: какой приятный и добрый человек! В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» - и отойдешь дальше; а если же не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную».)

    - С помощью каких деталей Гоголь придает комическую окраску образам своих персонажей? (Составной частью гоголевского портретного рисунка, связывающего внешность героя с духовным обликом в одно целое, являются также позы, жесты, движения, мимика, одежда. Именно с их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывая через индивидуальные черты героя его подлинную социальную сущность.

    Особенно выразителен в этом плане Манилов, жесты которого свидетельствуют об умственном бессилии, неспособность постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка.)

    - Проследите темп жизни Манилова, выявите художественные детали, которые помогают писателю осуществить свой замысел. (После анализа нескольких отрывков приходим к выводу, что события вокруг Манилова развиваются чрезвычайно медленно, вернее, не развиваются вовсе. Манилов, словно муха в сладком сиропе: ничего не делает и ничего не способен сделать. Манилов не живет - это только видимость жизни.)

    - Каковы особенности речи Манилова? О чем они свидетельствуют? (Речь Манилова отличается особой «тонкостью». «Он ни слова в простоте не скажет». «Магнетизм души; именины сердца; храм у единенного размышления; это кресло у меня уже ассигновано для гостя», - так говорит Манилов, человек, от которого не дождешься никакого... слова». Привычка жить за счет крепостных развила в его характере черты апатии и лени, убила всякую способность к мышлению и полезной деятельности.)

    - Определите способы проявления авторского отношения к изображаемому персонажу.

    Уточняющие вопросы:

    - С помощью каких деталей или зарисовок писатель раскрывает сущность Манилова?

    - Как его характеризует?

    - Какова нравственная позиция автора по отношению к маниловщине? (Гоголевская насмешка подстерегает его всюду. Каждая подробность обстановки разоблачает своего хозяина, каждый шаг оборачивается против него. Особенно беспощаден Гоголь к разного рода претензиям своего героя. Каждой из них он дает развернуться во всей красе, чтобы затем одним точным движением разбить ее вдребезги. Так Манилов фантазирует, например, о строительстве мостов и замков - и автор указывает на два кресла, которые фантазер за восемь лет не удосужился обшить. В осуждении, высмеивании отрицательного оказывается важнейшая особенность сатиры Гоголя. Это больше, чем насмешка - это беспощадный суд, который вершится писателем.)

    - Какова отличительная черта Манилова по отношению к окружающим? (Главная его социально-психологическая черта - желание всем и всегда нравиться: обходительность и учтивость - его «гербовая печать».)

    - К каким выводам автор приводит читателей? (Манилов - бесстрастный наблюдатель всего происходящего; казнокрады, взяточники, воры - все для него «препочтеннейшие» люди. Манилов - человек без живых человеческих желаний. Это мертвая душа, человек «так себе, ни то ни се».)

    - Можно ли говорить о маниловщине вообще? (Да, и маниловщина - явление социальное, особый психологический тип личности, который присущ очень многим и зачастую знаменует собой полную неприспособленность человека к активной деятельности. Писатель настойчиво предостерегает читателя от возможности трагического разрыва между мечтой и действительностью.)

Домашнее задание

    1. Подготовить сообщения-характеристики помещиков: Ноздрева, Коробочки, Собакевича, Плюшкина.

    2. Прочитать статьи учебника «Коробочка и Чичиков», «Ноздрев и Чичиков», «Собакевич и Чичиков», «Плюшкин и Чичиков» (с. 259-267).