Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016
Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Творчество Н. В. Гоголя
Поэма Н. В. Гоголя Мертвые души. История создания. Способы выражения авторского сознания в замысле поэмы
Цели: выяснить идейные позиции писателя, обусловившие его интерес к определенным явлениям действительности, раскрыть идейный замысел поэмы; дать понятие о приемах типизации.
Методические приемы: лекция учителя, беседа; сообщения учеников.
Ход урока
I. Слово учителя
«Мертвые души» Гоголя - творение столь глубокое по содержанию и великое по творческой концепции и художественному совершенству формы, что одно оно пополнило бы собою отсутствие книг за десять лет и явилось бы одиноким среди изобилия в хороших литературных произведениях», - сказал В. Г. Белинский.
Столь высокая оценка «Мертвых душ» была дана Белинским в конце 1843 г. С момента этого высказывания прошло полтора века. Но и по сей день феномен Гоголя поражает с не меньшей силой. В чем причина? Легко было бы ответить: в гениальности создателя поэмы. Но такое объяснение будет слишком общим. Ведь каждый великий художник имеет особые истоки и импульсы творчества. Имел их и Гоголь.
II. Реализация домашнего задания
1. Вопросы по статье учебника «Комедия «Ревизор» и ответы на них (вопросы задают сами ученики, отвечают другие ученики):
- Каково значение комедии «Ревизор» в творчестве Гоголя?
- Как Гоголь определял цель своей комедии?
- Какова история замысла комедии?
- Как восприняли постановку «Ревизора» первые зрители?
- Почему Гоголь был разочарован постановкой своей пьесы?
- Какого эффекта от постановки комедии ожидал Гоголь и почему? Как вы думаете, по какой причине его надежды не оправдались?
- В чем заключался главный пафос гоголевской комедии?
- Подтвердите слова Гоголя о Хлестакове на примере героев «Ревизора»: «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым».
- Как вы понимаете слово «хлестаковщина»?
2. Сообщение ученика «История создания и публикации поэмы “Мертвые души”». (В 9 классе поэма изучалась обзорно.)
III. Слово учителя
Писателю всегда было «тесно» в одной сфере деятельности, в одном направлении творчества, в одном жанре литературы. Душа Гоголя жаждала союза между самоуглублением и широкой общественной деятельностью. Поэтому страдающая душа художника, захваченная сюжетом «Мертвых душ», на какое-то время успокоилась.
«...Я принялся за “Мертвые души”, - писал Гоголь В. А. Жуковскому, - которые было начал в Петербурге. Все начатое переделал я вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись... Вся Русь явится в нем! Это будет первая моя порядочная вещь, - вещь, которая вынесет мое имя». Однако «спокойное, летописное» начало неразделимо слито с мощным и живым потоком раздумий о русской жизни, обществе, народе, настоящем и будущем страны. В поэме ярко отражены явления деградации российского общества. И вместе с тем - мечта о возрождении страны, вера в изначальные силы народа. Поэтому в ходе работы над поэмой творческий замысел писателя обогащается, развивается и постоянно углубляется. По словам Гоголя, изменение замысла сводилось еще и к тому, чтобы смягчить тягостное впечатление от первоначальных «чудовищ и карикатур»: «Я увидел, что многие из гадостей не стоят злобы; лучше показать всю ничтожность их...». В процессе работы над «Мертвыми душами» сатирическая резкость уступила место юмору, иронии; пафос злобы сменился пафосом разоблачения ничтожества. Ирония пронизывает всю поэму, она вступает во взаимодействие с лирикой, вплетается в размышления, воспоминания.
IV. Чтение и обсуждение первой главы поэмы
- Вспомните, от чьего лица ведется повествование в «Капитанской дочке» Пушкина, в «Герое нашего времени» Лермонтова. (Там рассказчиками выступают литературные персонажи: Гринев («Капитанская дочка»), странствующий офицер, Максим Максимыч, Печорин («Герой нашего времени».)
- Кто является рассказчиком в «Мертвых душах»? В чем необычность образа рассказчика? (Писатель. Но это не просто Гоголь: это обобщенный образ, в нем отразились взгляды, стремления, настроения, идеалы Гоголя и вместе с тем - черты русского писателя-гражданина вообще.)
- Как и в чем проявляется присутствие автора в поэме? (Уже в первой главе слышим голос автора в упоминании о чичиковской шерстяной косынке, «какую женатым приготовляет своими руками супруга, снабжая приличными наставлениями, как закутываться, а холостым, наверное, не могу сказать, кто делает, бог их знает: я никогда не носил таких косынок». Но более важным признаком присутствия автора в каждой фразе служит сам тон повествования: мы, читатели, чувствуем иронию во всем многообразии ее оттенков. Именно ирония, открывающая как бы второй план повествования, истинный смысл каждой оценки, заставляют почувствовать присутствие автора.)
- Найдите в первой главе развернутое сравнение в описании чиновников. Определите его роль. (Читаем от слов «Черные фраки мелькали и постись врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета...» до слов «...протянувши обе лапки, потереть ими у себя над головою, повернуться и опять улететь, и опять пртететь с новыми докучными эскадронами». Развернутое сравнение рисует яркий образ, показывает ничтожность, суетность, бессмысленность существования чиновников.)
- Найдите и проанализируйте описание города. (Обратим внимание на два фрагмента, начинающихся со слов: «...сильно била в глаза желтая краска на каменистых домах...» и «Попадались почти смытые дождем вывески...»
У автора все значимо - даже краска: во-первых, это, как и везде, ярко, но безвкусно; во-вторых, скромность деревянных домов в силу сравнения подчеркивалась еще больше. Здесь явно чувствуется общественное неравенство. Смытые вывески свидетельствуют о бесхозяйственности, пустоте, заброшенности. Мелочи реализуют значительный смысл.)
- В чем еще автор увидел социальные контрасты в городе? (Ученики зачитывают фрагменты. Например, «...одевшись, покатился он в собственном экипаже по бесконечно широким улицам, озаренным тощим освещением из кое-где мелькавших окон...». Ирония автора заметна в описании и города, и его жителей.)
- Как и какими средствами характеризуются обитатели города? (В сопоставлении тонких и толстых открывается обнищание человеческой души. Автору достаточно одной черты, чтобы обрисовать человеческую судьбу, так как вся жизнь у одних сводится к приобретению, у других - к мотовству.)
- Кто такие «толстые» и «тонкие»? (Автор показывает, что эти толстые, ловко обделывающие свои дела и набивающие шкатулки, эти тонкие, т. е. чиновники при больших начальниках и спускающие «на курьерских все отцовское добро» - это все «цвет» губернского и столичного общества, это те, кто управляет Россией.)
- Какова роль первой главы в раскрытии идейного замысла поэмы «Мертвые души»? (В первой главе поэмы завязывается действие. В ней автор изобразил картины русской жизни. В основе произведения лежит не только история похождения Чичикова, а сатирическое изображение современной ему жизни. Сатира Гоголя имеет социальный характер. Образы и картины, созданные писателем, глубоко типичны.
В первой главе ярко проявляется личность автора, резко противостоящая всем ее персонажам. С начала поэмы писатель формирует центральный мотив поэмы - опустошенность, мертвенность жизни героев.)
Домашнее задание
1. Выписать слова, подчеркивающие типичность изображаемых явлений. Гоголь сознательно прибегал к обобщению, подчеркивая широкую распространенность явлений и образов («словом, то же, что и везде», «обычные», «и так и в просвещенной России», «по нашему обычаю», «у нас на Руси» и др.).
2. Подготовить развернутое сообщение «Идейно-художественное своеобразие поэмы «Мертвые души».
3. Выписать действующих лиц, которые, по вашему мнению, относятся к России «живой» и «мертвой».
4. Подготовить сообщения-характеристики помещиков по плану:
а) первое впечатление;
б) характерные особенности внешности;
в) манера поведения и речь;
г) отношение к хозяйству;
д) отношение к окружающим;
е) любимые занятия;
ж) жизненные цели;
з) выводы.
5. Подобрать в тексте поэмы цитаты, относящиеся к образу Манилова.