Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016

Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Творчество Н. В. Гоголя
Петербургские повести Н. В. Гоголя

Цели: показать значение Петербургских повестей Н. В. Гоголя для развития русской литературы; помочь ученикам определить сквозные темы повестей, соотношение фантасмагорического и реалистического.

Методические приемы: лекция учителя, беседа, словарная работа, сообщения учеников.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Рассказ о значении сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» в творчестве Гоголя.

2. Ответы на вопросы по сборникам «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород»:

- В чем заключается народность «Вечеров...»?

- Что объединяет повести сборника «Миргород»?

    - Каковы особенности историзма Гоголя в повести «Тарас Бульба»?

    - С какой целью в повести «Тарас Бульба» Гоголь обращается к героическим временам истории?

- Какова идея повести «Тарас Бульба»?

3. Ответы на вопросы по Петербургским повестям:

- Каковы темы Петербургских повестей Гоголя?

- На каком основании объединены Петербургские повести?

    - Как решает Гоголь тему «маленького человека» в каждой из Петербургских повестей?

II. Слово учителя о Петербургских повестях Н. В. Гоголя.

Особенности Петербургских повестей

В состав Петербургских повестей Н. В. Гоголя включают повести, написанные в 1834-1842 гг. Часть из них впервые были опубликованы в 1835 г. в сборнике «Арабески»: «Невский проспект» (1834), «Портрет» (1834-1842) и «Записки сумасшедшего» (1834). Остальные произведения - рассказ «Нос» (1836 г.) и повесть «Шинель» (1842) - дополняют образ Петербурга, объединяющий все эти произведения. Петербургские повести предваряют появление центрального произведения писателя - поэмы «Мертвые души».

Гоголь расстался с украинской темой и обратился к изображению жизни столицы Российской империи - Петербурга. Петербург Гоголя противоречив. В нем соседствуют роскошь и беднота, нищета. В городе царит казенная атмосфера: «Никакой дух не блестит в народе», «все погрязли в бездельном труде». Люди, жители Петербурга, разъединены. Гоголь объединяет их лишь по признакам социальной принадлежности. Петербургское население состоит из «совершенно отдельных обществ»: «аристократы, служащие, чиновники, ремесленники, англичане, немцы, купцы - все составляют совершенно отдельные круги, редко сливающиеся между собой».

Петербург лишает людей человеческих качеств, человеческого лица. Это люди-марионетки, лишенные души, индивидуальности, включенные в бездушный механизм столичной жизни. «Боже, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу!» За восхищением Гоголя стоят злая ирония, сарказм.

Невский проспект - выставка «всех лучших произведений человека»: щегольской сюртук, греческий нос, пара хорошеньких глазок, шляпка, перстень, галстук, усы и т. д. Не люди, не лица, а детали одежды, лица. Даже улыбка не натуральна, а «верх искусства». Такая отделенность деталей от их носителей создает ощущение фантастичности, фантасмагоричности Петербурга.

Справка. Фантасмагория (от греческого fantasma - видение, призрак)- нечто нереальное, причудливые видения, бредовые фантазии.

Все ложно, обманчиво, продажно: «О, не верьте этому Невскому проспекту!»; «Он лжет»; «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется». Ночью «демон зажигает лампады, для того только, чтобы показать все не в настоящем виде».

Фантастика, фантасмагория сочетаются в повестях с реалистическими деталями. Гоголь - основоположник критического реализма, «натуральной школы» с ее пристальным вниманием к мельчайшим деталям. В Петербургских повестях причудливо смешиваются, переплетаются реальное и фантастическое, грустное и юмористическое, сатирическое.

Основные темы Петербургских повестей

1. Тема Петербурга.

Петербург не просто место действия, а самостоятельный организм, подчиняющий себе жизнь людей. Петербург Гоголя обманчив, лжив, враждебен людям.

2. Тема «маленького человека».

Эта тема, как и тема Петербурга, развивает пушкинскую традицию. Незначительных героев «Гробовщика», «Станционного смотрителя» Пушкин сделал героями литературы. Гоголь вслед за Пушкиным показал не только внутренний мир героев, но и его отсутствие. Он уделял внимание любому человеку, самому «маленькому» и в духовном смысле.

Гоголь возвеличил «маленького человека», поставил проблему его трагического положения в мире. Петербургские повести проникнуты сочувствием, жалостью - в этом гуманистический пафос Гоголя.

Титулярный советник Башмачкин, бедный художник Пискарев, мелкий чиновник Поприщин унижены и бесправны. Они существуют в несправедливом мире, осуществить свои желания и мечты в котором невозможно. Отсюда - комплекс социальной и психологической неполноценности. «Ведь ты нуль, больше ничего», - говорит Поприщин. Избавиться от этого комплекса можно лишь в иллюзиях. Башмачкин, отказываясь от реального мира, сгубившего его, после смерти мстит призрачным, фантастическим самоутверждением, наводит ужас на жителей Петербурга. Пискарев приближается к своей мечте под воздействием опиума. Поприщин в бреднях сумасшедшего возвеличивает себя до титула испанского короля.

Человек старается быть не тем, что он есть, потому что не хочет, не может, не должен быть ничем.

Человек обезличен, стандартен (это подчеркивается, например, повторами: «один департамент», «один чиновник»), типичен, он отрицается как личность. В иллюзиях же личность отрицает свое реальное отрицание.

3. Тема искусства.

Герой «Невского проспекта», художник Пискарев, свято предан искусству, живет в идеальном мире, созданном его воображением, и гибнет при столкновении с реальной действительностью, с циничным и продажным миром.

В «Портрете» говорится о роли и сущности самого искусства. Первая часть повести - история падения художника и гибели его таланта; вторая часть - история произведения искусства - портрета, его влияния на судьбы людей.

Вопрос о месте, роли и судьбе искусства в продажном мире решается Гоголем разными средствами, в том числе сатирическими (вспомним, например, однофамильцев писателей Шиллера и Гофмана в «Невском проспекте»).

4. Тема соотношения идеала и действительности и разлада между ними.

Человек с высокими идеалами, такой как не знающий жизни Пискарев, гибнет. Выживают Пироговы - люди без иллюзий, без идеалов, без души, без чести, смотрящие на мир без розовых очков.

Осуществить мечту в реальной жизни человек не может. Но действительность слишком пошла, чтобы с ней мириться. Мечта достигается гоголевскими героями во сне, или под действием наркотика, или в бреду сумасшедшего, или за гробом, после смерти.

III. Чтение статьи учебника «Петербургские повести Гоголя» (с. 241-246) и составление ее тезисного плана

Домашнее задание

1. Прочитать статью учебника «Комедия “Ревизор”» (с. 246-250). Подготовить вопросы по статье.

2. Прочитать поэму «Мертвые души».

    3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение «История создания и публикации поэмы “Мертвые души”».