Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016
Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Творчество Н. В. Гоголя
Призвание Гоголя-писателя. Этапы биографии и творчества Н. В. Гоголя
Цели: открыть ученикам своеобразие Гоголя как писателя и человека, непохожего на предшественников и современников; понять, почему личность и творчество Гоголя неоднозначно воспринимались современниками.
Методические приемы: лекция учителя, викторина, сообщения учеников.
Ход урока
I. Слово учителя о Н. В. Гоголе
Н. В. Гоголь (1809-1852) - один из величайших русских писателей. Именем Гоголя называют целый период русской литературы, что свидетельствует об огромном значении его творчества.
Литературную известность Гоголю принес сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832), насыщенный украинским этнографическим материалом, романтическими настроениями, лиризмом и юмором.
Творчество Гоголя, его роль в русской литературе раскрывались постепенно, поражая все более высокими уровнями. Для последователей Гоголя, представителей «натуральной школы», большое значение имели социальные мотивы, снятие всяческих запретов на эту тему и материал, «бытовая конкретность, а также гуманистический пафос в обрисовке «маленького человека» (Ю. В. Манн). В творчестве Гоголя раскрылась христианская философско-нравственная проблематика. Гоголь был не только едкий сатирик, тонкий лирик и романтик, реалист и фантаст, но и религиозный мыслитель. Его духовная проза, кроме «Выбранных мест из переписки с друзьями», не была опубликована при жизни, но не потеряла своего высокого значения и в наши дни. Писатель размышлял о будущем России, о преобразовании человека. Он был уверен в мессианской роли России не потому, что русский человек духовнее других, а потому, что более других осознает свою духовную нищету. Гоголь считал, что литература должна решать религиозно-нравственные задачи, должна просвещать душу и вести ее к совершенству.
«Проза Гоголя, по меньшей мере, четырехмерна. Его можно сравнить с его современником математиком Лобачевским, который взорвал Евклидов мир...» (В. Набоков). Все это обусловило огромную, всевозрастающую роль Гоголя в современной мировой культуре.
II. Викторина
Многие биографические факты, а также произведения известны ученикам, так как они изучались в предыдущие годы. Урок целесообразно начать с викторины.
Вопросы:
- Где и когда родился Гоголь? (20 марта (1 апреля) 1809 г. в селе Сорочинцы Полтавской губернии.)
- Какое образование получил Гоголь? (С 1818 по 1820 г. учился в Нежине, в гимназии высших наук князя А. А. Безбородко.)
- Как назывались гимназические литературные журналы, организатором которых был Гоголь? («Северная заря», «Звезда» и «Метеор литературы».)
- Под каким псевдонимом было опубликовано первое произведение Гоголя? (В 1829 г. под псевдонимом В. Алов.)
- Сюжеты каких произведений были подсказаны Гоголю Пушкиным? (Комедия «Ревизор» и поэма «Мертвые души».)
- В каком театре впервые была поставлена комедия Гоголя «Ревизор»? (В Александрийском театре в 1836 г.)
- Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»? («На зеркало неча пенять, коли рожа крива».)
- Кому из героев Гоголя принадлежат эти слова: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей!» (Тарасу Бульбе.)
- Какому герою Гоголя принадлежат эти слова: «Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж, скажешь только кухарке: «На, Мавруша, шинель...» (Хлестакову, комедия «Ревизор».)
III. Сообщения учеников
Темы сообщений:
1. Личность и творчество Гоголя в восприятии современников.
2. Н. В. Гоголь - религиозный мыслитель.
3. Гоголь и театр.
4. Последние дни писателя.
Ученики в ходе сообщений делают записи в тетрадях.
IV. Беседа по теме урока
- Почему у Гоголя любовь к творчеству Пушкина сопровождается внутренней полемикой с ним?
- Почему личность и творчество Гоголя так неоднозначно воспринимались современниками?
- В чем причина резкой полемики Гоголя с Белинским по поводу книги «Выбранные места из переписки с друзьями»?
Домашнее задание
1. Прочитать статьи учебника «Начало творческого пути. «Вечера на хуторе близ Диканьки»; «Сборник повестей «Миргород», «Гоголь-историк» (с. 221-241).
2. Перечитать Петербургские повести Гоголя.
3. Выделить темы Петербургских повестей.
Дополнительный материал
Н. В. Гоголь родился 20 марта 1809 в селе Великие Сорочинцы Полтавской губернии. Отец его, небогатый помещик родом из казацкого шляхетства, был драматургом-любителем; мать - простая и религиозная женщина.
С юных лет Гоголь много трудился, читал. Еще в Нежине увлекался чтением А. С. Пушкина, К. Ф. Рылеева, Г. Р. Державина. За два года до окончания гимназии Гоголь начал вести своеобразный дневник - «Книгу всякой всячины», в котором записывал всевозможные сведения в алфавитном порядке.
Окончив гимназию, он в 1828 г. отправился в Санкт-Петербург. Первая поэма в немецком идиллическом духе «Ганц Кюхельгартен», изданная под псевдонимом и за собственный счет, была осмеяна критикой. Обескураженный неудачей, он скупил все напечатанные экземпляры, уничтожил их и отплыл в Америку, но добрался лишь до Любека в Германии, возвратился в Санкт-Петербург и поступил на службу, решив прославиться на административном поприще.
Гоголь продолжал писать рассказы, и один из них привлек внимание В. А. Жуковского и А. С. Пушкина. Их благорасположение укрепило веру Гоголя в свои силы. В 1831 г. сборник его рассказов из украинской жизни «Вечера на хуторе близ Диканьки» получил хвалебные отзывы; через год он опубликовал второй том «Вечеров».
Получив предложение преподавать историю в Институте благородных девиц, а затем, в 1834 г., заняв должность профессора истории Санкт-Петербургского университета, Гоголь уверился, что истинное его призвание - академическая карьера. Он строил планы масштабных исторических исследований, однако вскоре отказался от преподавания. Мемуаристы сохранили его собственный приговор преподавательской деятельности: «Невеждой я вступил на профессорскую кафедру и невеждой сошел с нее».
Гоголь вновь обратился к литературе и издал в 1835 г. двухтомный сборник повестей и рассказов «Миргород» и еще две книги новелл и прозаических этюдов под заглавием «Арабески». Но лишь после вызвавшей широкий отклик театральной постановки его комедии «Ревизор» в 1836 г. он уверился в том, что литература составляет его истинное призвание.
Гоголь уехал в Рим и последующие двенадцать лет жил за границей, лишь изредка наведываясь в Россию. За этот период Гоголь опубликовал «Нос» (1836), «Шинель» (1841), первую часть своего великого романа «Мертвые души» и еще две комедии - «Женитьба» (1842) и «Игроки» (1842).
Книга Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» вызвала ответное письмо критика В. Г. Белинского, который обвинял Гоголя в лжехристианстве и «прославлении кнута». Между тем Гоголь, как бы устыдившись пафоса всего своего предшествующего творчества, начал переписывать прежние произведения, в частности «Ревизора». Озабоченный упадком творческих сил в ходе работы над продолжением «Мертвых душ», он обратился к читателям второго издания первого тома с призывом оповещать его о всех идеях, какие придут им на ум относительно развития сюжета.
В 1848 г. Гоголь отправился паломником в Святую Землю, однако надежды достигнуть религиозного подъема не сбылись. Возвратившись в Россию, он провел последние годы жизни в странствиях. Продолжал работать над второй частью «Мертвых душ», черновик которой уничтожил в 1845 г., однако большая часть новой рукописи была опять-таки сожжена, быть может, под влиянием фанатичного духовника, убеждавшего Гоголя в пагубности его художественного творчества. Погрузившись в глубокое уныние, истощенный болезнями и аскезой, Гоголь умер в Москве 21 февраля (4 марта) 1852 г.