Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016
Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Творчество М. Ю. Лермонтова
Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова
Цель: проверка навыков написания сочинения, умения выразить свое отношение к изученным произведениям по выбранной теме.
Примерные темы и планы
I. Печорин - герой своего времени
План:
1. Печорин - герой переходного времени. («Печорин - представитель дворянской молодежи, вступивший в жизнь после разгрома декабристов», «Отсутствие высоких общественных идеалов - яркая черта исторического периода».)
2. Трагизм судьбы и жизни Печорина.
3. Происхождение и общественное положение.
4. Несоответствие жизни Печорина его внутренним возможностям и запросам:
а) незаурядность его натуры, проявляющаяся в богатстве интересов, сложности духовного мира, критического склада ума;
б) жажда действий и постоянные поиски применения своих сил — отличительная особенность Печорина;
в) противоречивость его и разлад с самим собой;
г) нарастание эгоизма, индивидуализма, равнодушия в характере героя.
5. Печорин - один из представителей передовой дворянской интеллигенции 30-х годов XIX в.
а) близость его людям 30-х годов и Лермонтову;
б) черты, роднящие Печорина с героями «Думы».
6. Причины гибели Печорина:
а) отсутствие общественных запросов и чувства родины;
б) воспитание и влияние света.
7. Значение образа Печорина в общественно-политической борьбе 30-40-х годов XIX в.
Пояснение для учителя:
Роман «Герой нашего времени» - первый русский психологический и реалистический роман в прозе. В предисловии к журналу Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». А Печорин, по утверждению автора, - это «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии», т. е. Лермонтов указывает на типичность Печорина, на жизненную правду характера.
Душевная трагедия лермонтовского героя отражала трагическое состояние русского общества. Тем самым, по мнению Белинского, ставились важные проблемы времени: почему люди умные не находят применения своим недюжинным способностям, почему они становятся «лишними», «умными ненужностями».
II. Онегин и Печорин - «герои своего времени»
План:
1. Причины появления «лишних людей» в русской литературе первой половины XIX в.
2. Онегин и Печорин - «герои своего времени»:
а) черты сходства:
- дворянское происхождение;
- светское образование и воспитание;
- праздное существование, отсутствие высоких целей и идеалов в жизни;
- понимание людей;
- неудовлетворенность жизнью;
б) различия между ними:
- глубина страданий Печорина, развитие способности страдать у Онегина;
- пренебрежение законами «света» у Печорина и боязнь светской молвы у Онегина;
- безволие Онегина и сила воли Печорина;
- противоречивость, двойственность натуры, скептицизм Печорина, «резкий охлажденный ум» Онегина.
3. Место Печорина и Онегина в галерее «лишних людей» XIX века.
Пояснение для учителя:
В сочинении на эту тему необходимо дать сравнительную характеристику Онегина и Печорина. Данная тема требует рассмотрения сначала общих, а затем индивидуальных черт характера героев. Объяснить, каким образом умные, образованные люди, понимающие жизнь и людей, превратились постепенно в «умных ненужностей», «страдающих эгоистов», обреченных на бессмысленное существование.
В работе следует исходить из оценки героев Белинским, но при этом помнить, что герои живут в разное время: первый в 20-е годы XIX в., в период общественного подъема, вызванного войной 1812 г. и движением декабристов, а второй - в 30-е годы, в период разгрома декабристов, жесткой правительственной реакции. Это и наложило отпечаток на личность Печорина, который, в отличие от Онегина, переживает большую трагедию бесполезности, безысходности жизни.
Необходимо высказать мнение: какой из героев - Онегин или Печорин - больше привлекает или отталкивает и почему.
III. «Странная любовь» к родине в лирике М. Ю. Лермонтова
План:
1. Любовь к Родине неоднозначна и порой мучительна.
2. Лермонтов - патриот своего Отечества.
3. Рабски покорная Россия ненавистна поэту:
а) «... немытая Россия страна рабов, страна господ ...» («Прощай, немытая Россия»);
б) страна, где «стонет человек от рабства и цепей» («Жалобы турка»).
4. Что Лермонтов противопоставляет современности:
а) славное прошлое России («Песня про купца Калашникова»);
б) поколение «детей двенадцатого года» («Бородино»).
5. Изображение поколения 30-х годов XIX в. («Дума»).
6. «Люблю Отчизну я, но странною любовью...» («Родина»).
7. Родные просторы, природа лечит израненную душу человека («Как часто пестрою толпою окружен...»).
5) Поэзия Лермонтова - новое звено в цепи исторического развития общества.
Пояснение для учителя:
Лермонтов как человек своего поколения, стремится к анализу действительности. Увы, то, что он видит, «иль пусто, иль темно».
Поэту чужд был показной патриотизм, и поэтому он не приемлет официальную точку зрения, согласно которой современная ему Россия - почти идеальное государство. Россия Лермонтова предстает в другом виде, это - страна рабов, страна господ...
Лермонтов противопоставляет современности славное прошлое России. Так он размышляет о проблеме положительного героя.
Героическим поэт называет и поколение «детей двенадцатого года», победивших в Отечественной войне.
Уместно было бы противопоставление героического поколения поколению 30-х годов XIX в. Неспособность, а чаще нежелание найти применение силам в жизни - главная беда человека в России того времени.
В стихотворении «Родина» поэт подводит итог своим размышлениям о том, что есть для него Отчизна.
IV. Темы на выбор
- Судьба поколения в лирике М. Ю. Лермонтова.
- Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова.
- Пейзажная лирика М. Ю. Лермонтова.
- Проблема личности и ее отражение в лирике М. Ю. Лермонтова.
- Трагедия одиночества (по произведениям М. Ю. Лермонтова).
- Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
- Анализ человеческой души как основа романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Домашнее задание
1. Прочитать статью учебника «Призвание Гоголя-писателя» (с. 212-216).
2. Индивидуальные задания: подготовить сообщения: 1) личность и творчество Гоголя в восприятии современников; 2) Н. В. Гоголь - религиозный мыслитель; 3) Гоголь и театр; 4) последние дни писателя.