Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016

Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Творчество М. Ю. Лермонтова
Зачет по творчеству М. Ю. Лермонтова

Цель: учет и контроль знаний, подготовка к сочинению.

Методические приемы: беседа по вопросам, сопоставительный анализ текстов, выразительное чтение, тест.

Ход уроков

I. Зачет по творчеству М. Ю. Лермонтова

    В зачет можно включить три вида работы:

    1. Ответ на теоретический вопрос (5 групп - 5 вопросов).

    - Психологический роман. Составить статью для литературоведческого словаря.

    - Дать понятие о кольцевой композиции.

    - В чем разница между темой и мотивом лирического произведения?

    - В чем вы видите различие между автором и его лирическим героем?

    - Почему лирику Лермонтова можно назвать дневником духовной жизни поэта?

2. Анализ стихотворения по плану:

    1) тема и идея стихотворения;

    2) основной конфликт;

    3) стихотворный размер;

    4) особенности рифмы;

    5) художественные средства и приемы.

    Стихотворения выбираются по усмотрению учителя.

3. Чтение наизусть стихотворения или отрывка из романа «Герой нашего времени» (выбор обосновать).

II. Подготовка к написанию сочинения по творчеству М. Ю. Лермонтова

1. Сделать сопоставительный анализ стихотворения «Дума» и романа «Герой нашего времени» по вопросам:

    - В чем состоит общность проблематики обоих произведений? Как это отражено в композициях стихотворения и романа?

    - Как соотносятся в обоих произведениях образы автора и героя? Определите назначение и функции системы рассказчиков в романе. Как сочетаются в стихотворении «я» и «мы»?

    - Как раскрываются в романе и в стихотворении тема бездействия, тема пресыщения жизнью?

    - В чем видит Лермонтов непривлекательность человека своего поколения в обоих произведениях?

    - Как развивается и осмысливается в произведениях мотив смерти (на уровне метафоры - в стихотворении, на уровне темы - в романе)?

2. Написать литературно-критическое эссе: «Кто такой Печорин?» или «В чем суть конфликта романа «Герой нашего времени?»

    Две основные точки зрения на эту проблему:

а) основной конфликт романа - конфликт человека и среды, личности и общества;

б) сущность трагического конфликта романа - трагедия любви.

При выполнении этого задания следует использовать статью В. Г. Белинского «Герой нашего времени».

3. В романе много упоминаний зарубежных писателей и их произведений. Покажите взаимосвязь романа с европейскими литературными движениями.

III. Проверочный тест (см. приложение 2)