Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016

Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Творчество Н. В. Гоголя
Становление и развитие реализма в русской литературе 30-50-х годов XIX в

Цели: дать понятие о реализме как художественном направлении; показать признаки реализма (типизация, историзм), своеобразие становления реализма в русской литературе.

Методические приемы: лекция учителя, сообщения учеников, составление тезисного плана.

Ход урока

I. Чтение и анализ сочинений по поэме Гоголя «Мертвые души»

II. Слово учителя

На смену романтизму, явившемуся реакцией на провал великих иллюзий, связанных с последствиями Французской революции, пришло время нового направления в искусстве и литературе - реализма. Новое поколение поставило целью не столько критиковать действительность, отрицать ее, уходя в романтический мир, сколько постараться понять действительность, разобраться в ее законах. Эту задачу призван был решать реализм.

Реализм - новая ступень познания литературой человека и его жизни. Его основа - принцип жизненной правды, стремление полно и верно отразить жизнь. Родоначальником этого направления считается А. С. Пушкин.

Писатель-реалист, считал В. Г. Белинский, призван «понимать предметы так, как они есть, отдельно от своей личности, переселяться в них и жить их жизнью».

Исследование явлений действительности позволило понять их взаимообусловленность, взаимосвязь, разобраться в сложных отношениях между ними, вычленить наиболее значимые, типические связи и отношения. Это серьезный шаг к познанию законов развития и существования общества.

Сосредоточение внимания на типическом - один из существенных признаков реализма как художественного метода. Типическими являются и характеры героев, и обстоятельства, в которых они действуют. Причем характеры и обстоятельства тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены, испытывают взаимное влияние.

Изображение взаимосвязи человека и общества углубляется другим признаком реализма - историзмом. Историзм предполагает не только взаимообусловленность жизненных явлений, но и их развитие во времени. Для писателей-реалистов литературный герой - носитель черт определенной эпохи, конкретного времени.

Русский реализм второй половины XIX в., не теряя своей социальной остроты, выходит к вопросам философским, ставит вечные проблемы человеческого существования.

III. Чтение статей учебника «Общенациональное содержание реализма И. А. Крылова» и «Национальное своеобразие русского реализма» (с. 297-302) и составление тезисного плана статей

Самостоятельная работа.

Домашнее задание

    1. Прочитать статью учебника «Эволюция русского реализма» (с. 302-307).

2. Ответить на вопросы учебника (с. 307).

    3. Индивидуальные задания: подготовить сообщения: а) «Общественная и литературно-критическая программа нигилистов»; б) «Литературно-критическая деятельность почвенников».