Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016

Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Творчество Н. В. Гоголя
Особенности русской критики второй половины XIX в

Цели: дать понятие о развитии русской критики второй половины XIX века, обзор направлений литературной критики; показать значение литературной критики для русского общества; приобщать учеников к чтению критических статей.

Методические приемы: лекция учителя, беседа.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания

Беседа по вопросам учебника (с. 307) о своеобразии русского реализма.

II. Слово учителя

Литература в России изначально была не только «изящной словесностью», но и основой духовного бытия нации. Для русского писателя творчество не профессия, а служение. В России всегда верили в преобразующую силу художественного слова. Со времени своего возникновения русская критика поднималась от проблем литературных к проблемам общественным.

Что такое критика? Слово «критика» - греческое по происхождению, означает «оценка», «разбор». Критик-это профессиональный читатель, разбирающий достоинства и недостатки литературного произведения, доносящий до остальных читателей свое аргументированное мнение о произведении. Подходы к разбору произведения могут быть разными: касаться художественной, языковой стороны (эстетический, стилистический) или определять общественную значимость (социальный).

Выдающимся критиком первой половины XIX в., чьи суждения до сих пор актуальны, был В. Г. Белинский. В его критических статьях совмещались эстетический, стилистический, социальный подходы.

Начало второй половины XIX в. (1855-1858) отмечено размежеванием общественных сил, а затем и их противостоянием (1859-1861). Основная борьба развернулась между революционерами-демократами и либералами. Всем было ясно, что крепостное право давно изжило себя, что России необходимы реформы, перемены. Противоречия между направлениями общественной мысли касались путей, которые должны были привести к изменениям общественного, социального устройства страны.

После отмены крепостного права в 1861 г. разочарование постигло и революционеров-демократов, и либералов. Одним преобразования казались недостаточными, другим - слишком резкими. Наступил спад, за ним последовала правительственная реакция (1862-1869).

Общественная мысль решала важнейший вопрос о путях развития России: идти ли стране по стопам Западной Европы или у России свой, особый путь?

Первое решение этого вопроса декларировали так называемые западники. Они вели отсчет развития России со времен правления Петра I, считали, что переимчивая молодая русская культура прогрессивнее европейской, что России предначертан западноевропейский путь развития. Западниками были, например, А. И. Герцен, И. С. Тургенев. У этого направления было две ветви. Революционеры- демократы впитали идеи западных революционных социалистических учений; либералы надеялись на преобразования сверху, без революционных потрясений. Органом революционеров-демократов стал журнал «Современник», с 1859 г. проводивший в своих статьях идею крестьянской революции (Н. А. Добролюбов, Н. А. Некрасов, Н. Г. Чернышевский). Ядро будущего революционеры-демократы видели в крестьянской общине, в социалистических инстинктах мужика. В то же время они выступали против идеализации крестьянства, они видели, что крестьянин темен и забит. Истинно революционными силами им виделись революционеры-разночинцы, несущие в народ просвещение, естественно-научные знания.

За второе решение вопроса выступали славянофилы. Как и западники, они были патриотами, но по-разному видели будущее России. Славянофилы (например, К. С. Аксаков, А. С. Хомяков) полагали, что Западная Европа, унаследовавшая упадочную римскую культуру, не может быть примером для православной России, наследницы гармонической, цельной греческой образованности. Запад стремится подчинить веру разуму, что ведет к возникновению губительных для общества атеистических учений, считали славянофилы. В отличие от Западной Европы церковь в России никогда не стремилась присвоить власть светскую, подменить собой государство. Цель западной цивилизации - улучшение внешних жизненных обстоятельств человека, цель русской - его нравственное совершенствование. Европеизацию России либералы-славянофилы считали угрозой национальному бытию. Они выступали против крепостного права, но и против буржуазной демократии - за самодержавие. Не демократия, а согласие - вот их лозунг.

Естественно, что в спор о будущем России активно включилась и литература, и литературная критика.

III. Сообщения учеников

1. Общественная и литературно-критическая программа нигилистов.

2. Литературно-критическая деятельность почвенников.

IV. Составление тезисного плана одной из статей (по выбору)

Самостоятельная работа с учебником.

Домашнее задание

    1. Прочитать раздел учебника «Русская критика и литературный процесс второй половины XIX века» (с. 308-328).

2. Ответить на вопросы с. 328-329.