Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016

Поурочные разработки к учебнику В. И. Сахарова, С. А. Зинина Литература XIX века 10 класс
Творчество А. Н. Островского
Подготовка к сочинению по пьесе Гроза

Цель: обсудить темы для написания сочинения и помочь в выборе и составлении плана.

Методические приемы: составление плана, обсуждение, комментарии учителя.

Ход урока

I. Выбор темы сочинения

Примерные темы:

1. Смысл заглавия пьесы «Гроза».

2. Был ли иной путь у Катерины?

3. Быт и нравы героев пьесы «Гроза».

4. Город Калинов и его обитатели.

5. Образ Кулигина. Его значение в пьесе.

6. Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза».

    7. «Чародей языка» (мастерство Островского в языковой характеристике героев драмы «Гроза»).

8. Тихон и Борис (сравнительная характеристика).

II. Обсуждение темы «Был ли иной путь у Катерины?»

    Работа с опорной схемой по теме «Почему погибла Катерина?»

Опорные положения (схема-тезисы) темы «Почему погибла Катерина?»

    Трагический финал драмы - это протест Катерины против кабановских понятий о нравственности, утверждение силы свободного человека, его победы над «темным царством»

III. Обсуждение темы «Образ Кулигина»

Типичная ошибка учащихся - подмена понятия «образ» индивидуальной характеристикой. Характеристика героя - это составная часть понятия «образ». По способу изложения мыслей характеристика представляет собой не рассуждение-доказательство или опровержение, а описание с элементами рассуждения.

Проведем анализ темы «Образ Кулигина»:

    Д. I, явл. 1.

    - Какое впечатление оставляет Кулигин при первом знакомстве? Д. I, явл. 3 («Жестокие нравы...»).

    - Как относится Кулигин к представителям «темного царства», к нравам, которые царят в городе Калинове?

    - Понимает ли Кулигин несправедливость общества, в котором все решает власть силы и денег?

    - Что он говорит о людях, которые имеют деньги? Как это его характеризует?

    Д. III, явл. 3.

    - О чем свидетельствует цитата из оды Ломоносова «Вечернее размышление»?

    - Кого имеет в виду Кулигин в монологе «Вот какой, сударь, у нас городишко!»?

    Д. IV, явл. 2.

    - Для чего Кулигин просит деньги у Дикого? Как это его характеризует?

    - За что он собирается получить миллион и куда хочет его израсходовать? Как это его характеризует?

    - Получит ли он когда-нибудь этот миллион, почему?

    Д. IV, явл. 4.

    - Как характеризует Кулигина его обращение к толпе во время грозы?

    Д. V, явл. 1, 7.

    - Какой вывод о душевных свойствах Кулигина мы можем сделать, исходя из его поведения в последних действиях?

    Вопросы для обобщения.

    - Как Кулигин относится к «темному царству»?

- Думает ли он о социальном переустройстве общества, об улучшении жизни простого народа?

    - Какой путь переустройства он предлагает?

    - Типичен ли образ Кулигина?

    - Каково отношение автора к Кулигину?

Задание. Самостоятельно составить план к сочинению-рассуждению на тему «Образ Кулигина».

IV. Письменные задания

    - Д. I. Какую роль для понимания идейного содержания пьесы играют картины русской природы, изображенные в «Грозе»? Кто любуется природой? Случайно ли это?

    - Д. I, явл. 3. Почему Борис чувствует себя в Калинове «белой вороной»? Докажите.

    - Д. I, явл. 1, 3. Кто прав в споре Кудряша с Кулигиным о методах борьбы с самодурами? Докажите свою точку зрения.

    - В чем проявляется самодурство Дикого?

    - Что дает нам основание сказать о Диком словами русской пословицы: «Молодец против овец, против молодца - сам овца»?

    - Какое впечатление о жизни в Калинове сложилось у вас после чтения первых сцен пьесы? В чем причина такой жизни?

    - Перечитать Д. I, явл. 5, 6. Сделайте вывод по семье Кабановых. Каковы нравы этой семьи?

    - Д. II. Катерина - по-гречески «всегда чистая». Почему Островский дал это имя своей героине?

    - Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности, стремлении к свободе, твердости характера, прямоте в отношении к людям?

- Почему Катерина «завяла», попав в дом Кабановых?

- Почему Катерина считает любовь к Борису «преступной»?

- Права ли Варвара, утверждая, что Тихона «любить не за что»?

- Почему Варвара не может понять страданий Катерины?

- Почему Катерина названа «лучом света в темном царстве»?

    - Почему Катерина заволновалась, когда ей Варвара дала ключ от калитки в саду, где ее ждет Борис? Почему этот ключ как бы жжет ей руку? Почему она его не выбросила?

    - При последней встрече с Борисом Катерина произносит три фразы: «Ну, прости меня!», «Возьми меня с собой отсюда!», «Поезжай с богом!». Почему все - с восклицательным знаком. Как вы их поняли? Что имела в виду Катерина?

    - Как монологи Катерины позволяют раскрыть характер героини?

    - Как раскрываются в сценах свидания Катерины и Бориса характеры героев?

Домашнее задание

Сочинение по пьесе «Гроза» на выбранную тему.