Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016
Поурочные разработки к учебнику В. И. Сахарова, С. А. Зинина Литература XIX века 10 класс
Творчество А. Н. Островского
Подготовка к сочинению по пьесе Гроза
Цель: обсудить темы для написания сочинения и помочь в выборе и составлении плана.
Методические приемы: составление плана, обсуждение, комментарии учителя.
Ход урока
I. Выбор темы сочинения
Примерные темы:
1. Смысл заглавия пьесы «Гроза».
2. Был ли иной путь у Катерины?
3. Быт и нравы героев пьесы «Гроза».
4. Город Калинов и его обитатели.
5. Образ Кулигина. Его значение в пьесе.
6. Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза».
7. «Чародей языка» (мастерство Островского в языковой характеристике героев драмы «Гроза»).
8. Тихон и Борис (сравнительная характеристика).
II. Обсуждение темы «Был ли иной путь у Катерины?»
Работа с опорной схемой по теме «Почему погибла Катерина?»
Опорные положения (схема-тезисы) темы «Почему погибла Катерина?»
Трагический финал драмы - это протест Катерины против кабановских понятий о нравственности, утверждение силы свободного человека, его победы над «темным царством»
III. Обсуждение темы «Образ Кулигина»
Типичная ошибка учащихся - подмена понятия «образ» индивидуальной характеристикой. Характеристика героя - это составная часть понятия «образ». По способу изложения мыслей характеристика представляет собой не рассуждение-доказательство или опровержение, а описание с элементами рассуждения.
Проведем анализ темы «Образ Кулигина»:
Д. I, явл. 1.
- Какое впечатление оставляет Кулигин при первом знакомстве? Д. I, явл. 3 («Жестокие нравы...»).
- Как относится Кулигин к представителям «темного царства», к нравам, которые царят в городе Калинове?
- Понимает ли Кулигин несправедливость общества, в котором все решает власть силы и денег?
- Что он говорит о людях, которые имеют деньги? Как это его характеризует?
Д. III, явл. 3.
- О чем свидетельствует цитата из оды Ломоносова «Вечернее размышление»?
- Кого имеет в виду Кулигин в монологе «Вот какой, сударь, у нас городишко!»?
Д. IV, явл. 2.
- Для чего Кулигин просит деньги у Дикого? Как это его характеризует?
- За что он собирается получить миллион и куда хочет его израсходовать? Как это его характеризует?
- Получит ли он когда-нибудь этот миллион, почему?
Д. IV, явл. 4.
- Как характеризует Кулигина его обращение к толпе во время грозы?
Д. V, явл. 1, 7.
- Какой вывод о душевных свойствах Кулигина мы можем сделать, исходя из его поведения в последних действиях?
Вопросы для обобщения.
- Как Кулигин относится к «темному царству»?
- Думает ли он о социальном переустройстве общества, об улучшении жизни простого народа?
- Какой путь переустройства он предлагает?
- Типичен ли образ Кулигина?
- Каково отношение автора к Кулигину?
Задание. Самостоятельно составить план к сочинению-рассуждению на тему «Образ Кулигина».
IV. Письменные задания
- Д. I. Какую роль для понимания идейного содержания пьесы играют картины русской природы, изображенные в «Грозе»? Кто любуется природой? Случайно ли это?
- Д. I, явл. 3. Почему Борис чувствует себя в Калинове «белой вороной»? Докажите.
- Д. I, явл. 1, 3. Кто прав в споре Кудряша с Кулигиным о методах борьбы с самодурами? Докажите свою точку зрения.
- В чем проявляется самодурство Дикого?
- Что дает нам основание сказать о Диком словами русской пословицы: «Молодец против овец, против молодца - сам овца»?
- Какое впечатление о жизни в Калинове сложилось у вас после чтения первых сцен пьесы? В чем причина такой жизни?
- Перечитать Д. I, явл. 5, 6. Сделайте вывод по семье Кабановых. Каковы нравы этой семьи?
- Д. II. Катерина - по-гречески «всегда чистая». Почему Островский дал это имя своей героине?
- Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности, стремлении к свободе, твердости характера, прямоте в отношении к людям?
- Почему Катерина «завяла», попав в дом Кабановых?
- Почему Катерина считает любовь к Борису «преступной»?
- Права ли Варвара, утверждая, что Тихона «любить не за что»?
- Почему Варвара не может понять страданий Катерины?
- Почему Катерина названа «лучом света в темном царстве»?
- Почему Катерина заволновалась, когда ей Варвара дала ключ от калитки в саду, где ее ждет Борис? Почему этот ключ как бы жжет ей руку? Почему она его не выбросила?
- При последней встрече с Борисом Катерина произносит три фразы: «Ну, прости меня!», «Возьми меня с собой отсюда!», «Поезжай с богом!». Почему все - с восклицательным знаком. Как вы их поняли? Что имела в виду Катерина?
- Как монологи Катерины позволяют раскрыть характер героини?
- Как раскрываются в сценах свидания Катерины и Бориса характеры героев?
Домашнее задание
Сочинение по пьесе «Гроза» на выбранную тему.