Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016

Поурочные разработки к учебнику В. И. Сахарова, С. А. Зинина Литература XIX века 10 класс
Творчество А. Н. Островского
Драма Бесприданница

Цели: проследить, как Островский раскрывает в пьесе общечеловеческую проблематику, трагедию талантливой личности.

Оборудование: фрагменты фильма Э. Рязанова «Жестокий романс», романсы «А напоследок я скажу», «Не искушай меня без нужды», аудиозаписи или фонохрестоматия текста.

Ход урока 24

I. Запись темы, эпиграфа, плана

В драме нарисована простая, но глубоко верная картина того бесстыдного и холодного бессердечия, которое сделалось чуть ли не основной чертой текущего прогресса во всех общественных «слоях». (В. П. Буренин)

Ни в одной пьесе Островский не достигал такого органического слияния бытописи и психологического анализа. Ни одна пьеса Островского не отличалась таким синтезом... противоположных начал - сатирического отрицания жизненной «грязи» и вдохновенного утверждения новых, чистых, гармонических отношений между людьми. (А. Г. Цейтлин)

«В такой пьесе, как «Бесприданница», подкупает не только мысль художника - мысль нравственная и гуманная. В ней сама глубь жизни, желание постичь ее загадку, коснуться... доброго и дурного в людях». (В. Лакшин)

План

1. Первоначальный и окончательный сюжеты драмы.

2. Историческая справка. Значение имен героев.

3. Взаимоотношения героев. Причина гибели Ларисы.

II. Слово учителя

Созданная в 1878 г. драма «Бесприданница» продолжает развивать основные темы и идеи творчества А. Н. Островского, в ней изображены мир предпринимателей, их обычаи, законы, нравы. В дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия человека, живущего по законам «горячего сердца». Но в «Бесприданнице» все эти темы раскрываются по-иному, в соответствии с новыми условиями общественной жизни. Другим стал мир купцов - это уже не то «темное царство», в котором господствовали Дикие и Кабанихи. Умножаются капиталы, растет «дело», расширяется кругозор предпринимателей, изменяется манера их поведения, но неизменными остаются законы человеческих взаимоотношений.

Давайте мысленно перенесемся в Щелыково, где работал драматург над пьесой. О чем думал он в стенах своего кабинета? Она была написана в то время, когда ушла из жизни преданно любящая его женщина.

А газеты того времени наперебой: «Как измельчал талант нашего первого драматурга!»; «Островский пережил свой талант!»; «О, Островский! Отчего вы не умерли до написания “Поздней любви” ...»

Но почему так трогает эта «неудавшаяся пьеса», почему не отпускает, заставляет думать? В чем же ее тайна? Тайна «Бесприданницы»?

Обычно название пьес Островского - поговорки, пословицы, то есть фразы со смыслом («Правда хорошо, а счастье лучше», «Сердце не камень», «Без вины виноватые» и т. п.). В «Бесприданнице», на первый взгляд, нет подтекста. Ну, кто такая бесприданница? Во времена Островского слово «бесприданница» имело еще одно значение: девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданое.

Разница есть, и мы задумываемся. Кто же она, Лариса Огудалова? Что для нее главное: приданое, деньги? А может быть, что-то еще? Анализируя список действующих лиц, отмечаем, что Лариса - единственная, чья фамилия не указана. Почему? Чем она отличается от других? Над этими и другими вопросами мы будем работать в ближайшее время.

- Где происходит действие, когда?

    - Что мы узнали из списка действующих лиц и текста об общественном положении героев?

- Объясните название пьесы.

    - Ваше отношение к героям? Докажите. Наиболее интересный образ? Кто остался «загадкой»? (Действие происходит в 70-е годы XIXв. в большом городе Бряхимове, на Волге. Как и в «Грозе», действие развертывается на фоне волжских просторов. Пейзаж подчеркивает красоту и поэтичность характера Ларисы, и с другой стороны, оттеняет нравы жителей Бряхимова. За внешним спокойствием мещанской жизни горожан таятся сильные страсти.)

III. Сюжет драмы

Друг Островского, актер М. И. Писарев, передавал рассказ самого драматурга о первоначальном сюжете пьесы под названием «Бесприданница»: «На Волге старуха с тремя дочерьми. Две разухабистые, и лошадьми править, и на охоту. Мать их очень любит, и им - приданое. Младшая - тихая, задумчивая, бесприданница. Два человека влюблены. Один деревенский житель, домосед. Веселиться, так веселиться, все удается у него. Читает «апостола», ходит на охоту. Другой нахватался верхушек, но пустой. Живет в Питере, летом в деревне, фразер. Девушка в него влюбилась, драма». Судя по этой записке, перед нами первые подступы к сюжету, который определился лишь к ноябрю 1874 г. Но его художественная реализация растянулась на долгие годы. 17 октября 1878 г. Островский на беловом автографе «Бесприданницы» с чувством облегчения и творческого торжества сделал надпись «opus 40», а в письме к начальнику репертуарной части петербургских театров сообщил: «Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений».

Задание. Коротко перескажите сюжет окончательного варианта драмы.

IV. Историческая справка и значение имен героев

Представьте 70-е годы России XIX в. В связи с бурным развитием в России пореформенного периода буржуазных отношений, патриархальный уклад жизни был взорван и вовлечен в процесс необратимых перемен. Жизнь торгово-промышленных слоев общества усложняется, порывает связи со старой народной моралью, с домостроевскими купеческими традициями. Купцы из мелких торговцев становятся миллионщиками, завязывают международные связи, тянутся к европейскому образованию, перехватывают инициативу у разоряющихся дворян. Патриархальная простота быта и нравов уходит в прошлое. Фольклор сменяет классическая литература, народная песня вытесняется романсом, язык новых купцов освобождается от диалектных слов. Купеческие характеры психологически усложняются, для их изображения требуются новые драматургические приемы, которые как раз и находит Островский в «Бесприданнице», сознавая, что с нее начинается «новый сорт» его произведений.

Как всегда, у Островского, символический смысл имеют в «Бесприданнице» имена и фамилии героев. Лариса - в переводе с греческого - чайка. Фамилия Кнуров происходит от диалектного слова кнур - боров, хряк, кабан. Паратов этимологически связан с прилагательным поратый - бойкий, сильный, дюжий, усердный. Вожеватов происходит от словосочетания вожеватый народ, имеющего значение «развязный, беспардонный». В имени, отчестве и фамилии матери Ларисы, Хариты Игнатьевны Огудаловой, значимым оказывается все. Харитами (от греч. харис - изящество, прелесть, красота) величали цыганок из хора, а Игнатами называли в Москве каждого цыгана. Отсюда и сравнение дома Ларисы с цыганским табором. Фамилия происходит от слова огудать - обмануть, обольстить, надуть. Юлий Капитонович Карандышев по контрасту имени и отчества с фамилией уже содержит в зерне образ этого человека. Юлий - имя знаменитого римского императора Цезаря, Капитон - от латин. ка- питос - голова, Карандышев - от слова карандыш - недоросток, коротышка, человек с непомерными и ничем не обоснованными претензиями. Так психологически многозвучные человеческие характеры вырисовываются уже с первой страницы пьесы.

V. Просмотр нескольких первых фрагментов фильма

Возможно небольшое обсуждение, так как наверняка многие этот фильм уже смотрели и могут высказать свое мнение. Возможна справа по истории создания и творческой судьбе фильма.

- Игра каких актеров вам заполнилась больше всего?

    - Удалось ли режиссеру фильма передать основные мотивы пьесы Островского?

    - Удается ли режиссеру передать атмосферу той эпохи? Охарактеризуйте ваше впечатление от эпохи, создаваемой в фильме.

    - Вы уже прочитали пьесу. Соответствует ли образы, создаваемые актерами тем, которые представляли вы, читая книгу.

Ход уроков 25 и 26

I. Проверка знания текста

II. Аналитическая беседа по тексту и чтение отрывков пьесы

    - Что вы узнаете из первых двух явлений пьесы? Какова их роль в развитии сюжета пьесы? (На первый взгляд первые два явления пьесы - это экспозиция, содержащая в себе чисто информационный материал. Но очень важно заметить несколько деталей, которые являются основой для дальнейшего развития драматического действия пьесы. В диалоге Кнурова и Вожеватова упоминаются такие события, как скорое замужество Ларисы, приглашение на обед к Каран- дышеву - эти новости являются основными для героев.)

    - Какова роль сцены объяснения Ларисы с Карандышевым? (Из нее мы узнаем, что Лариса до сих пор не забыла Паратова.)

    - Что мы знаем о Паратове?

    Задание. Пересказать разговор Вожеватова и Кнурова.

    - Как ведет себя Паратов, узнав о скорой свадьбе Ларисы? (Задето его самолюбие, но он не подает виду, насмешливо вспоминает, как ухаживал за ней и чуть не женился. Но самолюбие его задето настолько, что он даже забывает поинтересоваться, кто же станет мужем Ларисы, у него только одна мысль - его предпочли другому!)

    - Как вы считаете, какова роль данной сцены? (Эта сцена является завязкой конфликта. Паратов решает отмстить за «измену» и показать свое превосходство.)

    - Как развиваются события второго действия? Какие из них вы считаете наиболее важными? (События второго действия - это развитие конфликта, приближение кульминации. Наиболее важными являются сцена встречи Ларисы и Паратова, ссора с Карандышевым (учащиеся читают эти сцены по ролям).

    - Чем обернулся обед у Карандышева для его участников? (Паратов, Кнуров и Вожеватов показали Ларисе, какую глупость она совершила, согласившись выйти замуж за Карандышева, они унизили его в глазах невесты и сделали из него посмешище.)

    - Какова же кульминация пьесы? (Лариса безрассудно следует за Паратовым, она любит его, верит в его искреннее желание освободить ее от такого убогого будущего. Но и Карандышев не собирается бездействовать он решает отомстить!)

    Задание. Пересказать события Д. IV.

    - Какое решение принимает Лариса и почему? (Лариса не смогла покончить с собой, но и вернуться к Карандышеву она не может, поэтому, отчаявшись, она решает принять предложение Кнурова ехать с ним за границу, т. е. стать «вещью».)

    - Как показано автором убийство Ларисы? (Убийство Ларисы показано как благодеяние, как спасение ее от позора, как избавление от унизительной жизни в качестве содержанки.)

III. Обсуждение образа Х. И. Огудаловой

    - Что узнаем о нравственном облике и жизненных принципах Х. И. Огудаловой? (Нравственный облик Огудаловой определен ее общественным положением. Харита Игнатьевна - приживалка при знатных господах. Возможно, в молодости вела роскошную жизнь за счет своих поклонников, сейчас же торгует красотой и талантом своей дочери. Чтобы вести прежний образ жизни и обеспечить свою старость, Огудалова готова унижаться. Она возражает Ларисе: «Мы люди бедные, нам унижатъся-то всю жизнь».)

    - Как относится она к Вожеватову, Кнурову, Паратову и Карандышеву? Как меняется ее речь при разговоре с разными людьми? Прочтите и прокомментируйте небольшие отрывки из разговоров Огудаловой с Кнуровым и Паратовым. (К каждому из поклонников Ларисы у нее свой подход. К Кнурову она относится предусмотрительно: «...Мокий Парменыч, очень благодарна, что удостоили...». Во всем с ним соглашается, угодливо повторяет его слова.

    С Паратовым Огудалова ведет непринужденную дружескую беседу: «Ах, Сергей Сергеич! Ах, родной мой!» «Каким ветром занесло?» «Ах ты, проказник!» Характерна ремарка к последней реплике: «Берет Паратова за ухо». С Карандышевым Харита Игнатьевна говорит пренебрежительно, с иронией. Ведь он бедный жених. Поживиться от него нечем.)

    - Как Харита Игнатьевна относится к Ларисе и какую роль играет в ее судьбе? Какую цель преследует Огудалова, разговаривая с Ларисой в 3 явл. Д. II о жизни в деревне, о Ка- рандышеве? (Отношение к дочери отчетливо раскрывается в разговоре с Кнуровым. Кнуров намекает, что готов взять Ларису на содержание: «Теплое участие сильного, богатого человека...». Огудалова как бы не понимает намека и в то же время ободряет Кнурова: «Хорошо, как найдется это участие». Торг состоялся. Как задаток Лариса получает гардероб, а Огудалова 300 рублей. Это деньги, за которые она продает свою дочь. После разговора с Кнуровым Огудалова исподволь готовит Ларису к разрыву с Карандышевым, к жизни на содержании у Кнурова. Говорит о ничтожестве Карандышева, о непривлекательных сторонах жизни в деревне.)

    - С какой целью вводит Островский в текст Д. II романсы «Не искушай меня без нужды...» и «Матушка-голубушка...»? (Ларисины чувства выражены в романсах, которые она поет. Лариса просит пожалеть ее, не подвергать новым испытаниям. Но Харита Игнатьевна на званом обеде снова рисует Карандышева в самом невыгодном для него свете; а когда Лариса решает ехать за Волгу на пикник, Харита Игнатьевна ее не держит.)

IV. Характеристика Паратова

    - Кто такой Паратов? Как характеризуют его другие действующие лица (Кнуров, Вожеватов, Карандышев)?

    - За что полюбила Паратова Лариса? В чем отличие Паратова от тех людей, которые ее окружают, и в чем сходство? (Сущность личности Паратова определена в списке действующих лиц как «блестящий барин». Но это не блеск ума, характера или культуры, это внешний, показной блеск. Характеристика Паратова дается с разных точек зрения. «С шиком живет Паратов», - с осуждением говорит о нем Кнуров. «Уж чего другого, а шику довольно», - соглашается с ним Вожеватов. Перед приездом Паратова в городе поднялся переполох. Его встречают салютом - выстрелом из пушки. Цыгане, слуги, кучера - все рады его приезду: барин щедро платит. При его появлении Иван «выбегает из кофейной с венчиком и бросается обметать Паратова». И тому приятны знаки подобострастия.)

    - Каковы нравственные принципы Паратова? Как они раскрываются во взаимоотношениях с Ларисой? Прокомментируйте диалоги Паратова и Ларисы в явл. 8 Д. II, в явл. 12 Д. III и в явл. 7 Д. IV. (О человеке судят по его поступкам. В эпизодах во время путешествия по Волге и с пари он раскрывается как азартный игрок. Ставка - своя жизнь и жизнь любимой девушки. И все это ради острых ощущений. В его поступках есть удаль, лихость, но нельзя не согласиться со словами Карандышева: «Сердца нет, оттого он так и смел». Да и сам Паратов о себе говорит: «Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно».)

    - Какова взаимосвязь между продажей «Ласточки» и судьбой Ларисы? Какова жизненная философия Паратова? (Как легко он расстался с «Ласточкой», так же легко оставил и Ларису. «Ласточка» - чайка (перевод имени Ларисы). Жизненная философия Паратова раскрывается в его словах: «Да, господа, жизнь коротка, говорят философы, так надо уметь ею пользоваться». Главное для него - деньги. Ради них он жертвует любовью, готов продать свою свободу. В разговорах с Ларисой видим его позерство, бессердечие, душевную черствость.)

    - В чем сходство и разница между Паратовым и Печориным? (Он, как и Печорин, эгоист, который несет страдания любящей его девушке. Но Печорин - натура более глубокая. Это человек, не удовлетворяющийся мелкой жизнью общества, не находящий дела по своим силам. Паратов же - самовлюбленный эгоист. Деньги, положение в обществе - то, мимо чего спокойно проходил Печорин, составляют жизнь Паратова.)

V. Обсуждение образов купцов Кнурова и Вожеватова

Сравнивая купцов старой и новой формаций, Г. И. Успенский в очерке «Книжка чеков» писал: «Старомодный купец... жил обманом, богатство приходило к нему темными путями... Купец был дойною коровою всех, кто представлял собою какую-нибудь власть... старый тип считал свое дело в глубине души «не совсем чтобы по-божески», а новый, напротив, ничуть не сомневается в том, что его дело - настоящее и что отечество даже обязано ему благодарностью за то, что он жертвует своим капиталом на общую пользу, и хотя действует «из личных выгод, но зато дает другим хлеб...».

    - Чем отличаются Кнуров и Вожеватов от купцов, изображенных в драме «Гроза»?

    - Какой отпечаток накладывает общественное положение на характеры, психологию, поведение купцов? (Кнуров и Вожеватов принадлежат к новому типу купцов. В отличие от диких они получили порядочное образование. Кнуров читает французскую газету, собирается ехать на выставку в Париж. Из разговора Гаврилы и Ивана мы узнаем, что Кнуров замкнут, неразговорчив. В городе по положению ему нет равных. Даже с Вожеватовым он держится покровительственно и снисходительно. Для купцов-самодуров характерно полное пренебрежение к общественному мнению. Теперь купцы вынуждены считаться с тем, что о них скажут. У них складывается особая тактика, основанная на обмане общественного мнения. Такова затея Вожеватова пить шампанское из чайников, — «чтобы люди чего дурного не сказали».)

    - Каковы взаимоотношения между купцами? (По диалогу Кнурова и Вожеватова судим о взаимоотношениях купцов. Они едины по отношению к зависимым от них людям, но за внешним благодушием чувствуется настороженность и недоверие друг к другу. Когда Кнуров расспрашивает Вожеватова о его коммерческих делах, Вожеватов дает уклончивые ответы.)

    - Как характеризует Кнурова отношение к Ларисе? В чем истинная подоплека его отношения? (В отношениях с Ларисой цинизм Кнурова прикрывается маской почтительности и показного доброжелательства: «Лесе думал о Ларисе Дмитриевне, - обращается он к Вожеватову перед тем, как метать жребий. - Мне кажется, она теперь находится в таком положении, что нам, близким людям, не только не позволительно, но мы даже обязаны принять участие в ее судьбе». В действительности же они решают воспользоваться безвыходным положением Ларисы. Кнуров не сомневается, что Лариса примет его предложение пойти к нему на содержание, так как знает меру своей власти над людьми. Он говорит ей: «Для меня невозможного мало. Стыда не бойтесь, осуждений не будет...».)

    - Каково отношение Вожеватова к Ларисе? (Вожеватов, как и Кнуров, расчетливый эгоист. О судьбе Ларисы он рассказывает со смехом. Бывать в доме Огудаловых, шутить с Ларисой, слушать ее пение для Вожеватова большое удовольствие. Но он никогда не потеряет голову, свои чувства подчиняет трезвому расчету: «Нет, как-то я, Мокий Парменыч, в себе этого совсем не замечаю... что любовью-то называется», — говорит он Кнурову. И тот одобряет его: «Похвально, хорошим купцом будете».)

    - Когда особенно ярко проявляется бездушное отношение Вожеватова к Ларисе? Как это его характеризует как купца? В чем основа жизни купцов того времени? (Холодная расчетливость и бездушие Вожеватова особенно выпукло обнаруживается в Д. IV. «Вася, я погибаю! - в отчаянии обращается к Вожеватову Лариса. - ...мы с тобой с детства знакомы... что мне делать - научи!» Но он отказался ей помочь. Потому что, во-первых, в этом обществе каждый сам за себя, и после того, как Вожеватов понял, что Лариса не может быть его любовницей, его игрушкой, он потерял к ней интерес; во-вторых, дело в своеобразно понимаемой купеческой чести. Вожеватов дал Кнурову слово и не может его нарушить, хотя бы на его глазах погибал человек. Честное слово - это марка купца.)

VI. Анализ образа Карандышева

    - Кто такой Карандышев? (Карандышев вырос в мещанской среде, испытывая с детства унижения со стороны сильных мира сего. Он осуждает их нравы, поведение, но в то же время завидует им и претендует на положение хозяина жизни, он очень честолюбив. Мелкий чиновник, Карандышев старается всем доказать, что не хуже других. Он постоянно поучает, читает наставления.)

    - Как держится он с Вожеватовым, Кнуровым, Паратовым и другими? (О его отношении к другим героям можем судить по речи. С Вожеватовым он запанибрата: «Васший Данилыч, вот что: приезжайте-ка вы ко мне обедать сегодня!». Звучит непринужденность, фамильярность. Почтительно он разговаривает с Кнуровым: «Мокий Парменыч, неугодно ли вам будет сегодня отобедать у меня?». Со слугами Карандышев высокомерен. И в этом изменении оттенков речи героя раскрывается его холопская, чиновничья натура. Над ним все издеваются: и купцы, и слуги. Кнуров же игнорирует Карандышева, закрываясь от него газетой.)

    - Как складываются взаимоотношения Карандышева и Ларисы? (Д. I, явл. 4; Д. II, явл. 6; Д. III, явл. 11,13,14; Д. IV, явл. 10-11). (Бросая вызов непостоянству Паратова, Лариса готова выйти замуж за Карандышева. Давайте проследим, как изменяется отношение Ларисы к Карандышеву (зачитывается отрывок со слов «Сами по себе вы что-нибудь значите, но от сравнения с Сергеем Сергеевичем вы теряете все...» до «Я слишком дорога для вас».)

    Конечно, Лариса не любила Карандышева. Она решается на брак с ним, пытаясь отыскать в нем что-нибудь хорошее. Обручение с ним - это попытка вырваться из дома, желание забыть Паратова, поиски спокойного уголка, где она может стать свободной чайкой. Но Карандышев не сумел ее понять. Брак с Ларисой для него - возможность выйти в общество избранных, тех, кого он ненавидит, но кому слепо подражает.)

    - В чем сложность образа Карандышева? Какие чувства он у вас вызывает? (Но Карандышев вызывает у нас не только смех и осуждение. Мы понимаем, что за его самоуверенностью скрывается внутренняя робость. Его попытки встать в ряд с купцами нелепы, но с горечью следим за наглым издевательством над ним хозяев жизни. Бегство Ларисы с купцами - для него страшная катастрофа. Он чувствует и растерянность, и горечь, и чувство оскорбленного человеческого достоинства, и бессильную злобу. Он решается мстить своим обидчикам.)

VII. Подведение итогов обсуждений

Учащиеся в свободной форме полемизируют о значении образов героев. Основная идея и замысел драмы развивается вокруг главной героини - Ларисы Огудаловой. Ее образ - предмет обсуждения на следующем уроке.

Домашнее задание

    1. Подготовиться к проведению мини-теста.

    2. Подготовиться к характеристике образа Ларисы.

Ход урока 27

I. Обсуждение темы урока - образа Ларисы

    1. Первое знакомство с героиней

Самое неожиданное - ее первые слова. Когда человек приходит, логично сказать «здравствуйте!», а первыми словами Ларисы в пьесе являются слова «до свидания».

    - Что мы о ней знаем? В чем необходимость ее появления? Что делает Лариса в то время, когда все разговаривают о ней?

    - Какой мы видим главную героиню? (Лариса - богато одаренная натура, она талантлива, артистична: играет на фортепиано, поет, аккомпанирует себе на гитаре; у нее поэтическая душа. Она чутка, впечатлительна, любит гулять на природе; ее душа, как птица, парит, она мечтает о возвышенном, светлом. Лариса доверчива, искренна, прямодушна в отношениях с людьми.)

    - К кому из литературных героинь она близка? (Эти качества сближают ее с Татьяной Лариной, воспитанной на французских романах, но в отличие от нее Лариса воспитана на цыганских песнях да русских романсах.)

    2. Анализ первого действия.

    - Куда уходит героиня в первом действии? С кем она прощается?

    - Какие же это пути у Ларисы?

    - Каким видит Лариса Паратова? Является ли он для нее идеалом? А поскольку идеал - совершенное воплощение какой-либо мечты, попытаемся понять, о чем мечтает Лариса?

    - Почему же разговор о Паратове заканчивается разговором о смерти? (Очевидно, потому, что это путь не на волю, к которой стремится Лариса, а путь к смерти, может быть, духовной. Но это лишь догадки.)

    - Как появляется Паратов? Что мы можем сказать о нем по тому, как он сюда добирался?

    - Почему, взяв с собой Робинзона, он не взял Непутевого - купеческого сына? Чем является для него Робинзон?

3. Анализ монолога о Ларисе, когда Паратов узнает о ее замужестве.

    - О чем свидетельствуют здесь многоточия? (Паратов думает.)

    - Но, когда человек думает, он может притворяться? Соединим эти фразы. Что получим? («Что ж... Бог с ней..! Замуж... выходит... Все-таки на душе у меня полегче стало...».)

    4. Анализ Д. II, явл. 3:

    - Куда рвется Лариса? Почему ее не привлекают подарки? О чем она мечтает? (В сердце героини живет любовь. О ней мечтает Лариса, любовь для нее все (по мнению Островского, любовь спасет мир), но любовь эта не нужна никому. Лариса это понимает, вернее, начинает понимать, вот почему ей так страшно, беспокойно, необыкновенно тяжело.)

    - Что отличает мечты Ларисы и окружающих ее людей?

    - Почему Лариса поет во время разговора?

    - Что главное в этой жизни для нее?

Задание. Проанализируйте разговор с матерью (Д. 2, явл. 6): чего боится Лариса?

    5. Анализируем второе действие, явл. 8.

    - Почему нет приветствия?

    - Почему Лариса позволяет думать о себе «что угодно»?

    - Почему все же признается в любви?

    - Почему Паратов не спрашивает, за кого выходит Лариса? Зачем ему ее любовь? (Любовь Ларисы для Паратова - утешение его гордости. Но не этого ждет Лариса. Однако решается с ним ехать.)

    6. Анализ Д. III, явл. 12.

    - Что заставляет Ларису выбрать этот путь?

    - Каков же финал пути к Паратову?

    - Прочитайте монолог Ларисы о смерти. Какой вывод можно сделать? В чем трагедия героини? (Ларисе остается смерть. Допета ее печальная песня, прерван ее грустный романс, словно птица с подбитым крылом, металась она по этой жизни, полной жестокости. Трагедия героини - трагедия одинокой души.)

    - Какой образ созвучен образу Ларисы? Как он проявляется в ее желаниях? (Лариса - чайка, парит над миром на крыльях музыки. Неоднократно в пьесе звучит ее желание: «уедемте отсюда», «поскорее отсюда вырваться», «уехать надо», «поедемте поскорей», «бежала б я отсюда куда глаза глядят», «мне хочется бежать отсюда». Все ею восхищаются, претендуют на нее, но ее заветное желание - бежать. Она одна, наедине со своими думами и мечтами, тогда как окружающие решают ее судьбу.)

    - Кем является Лариса для окружающих ее людей? Как она сама к ним относится? (Для них она вещь, выставленная на торги матерью, которая совершенно не понимает Ларису, заставляет ее лгать, притворяться, хитрить, и Ларисе хочется бежать из родного дома. Вокруг Ларисы дельцы. Одного из них она считает идеалом мужчины.)

    - Почему в самый напряженный момент, когда решается вопрос, поедет ли Лариса за Волгу, она поет романс «Не искушай меня без нужды»? (Звучит романс.) (Для Ларисы существует только мир бескорыстной любви. Она ждала его, своего искусителя, и вот он пришел. Лариса идеализирует Паратова, видя широту его души, смелые поступки, но не может понять самого главного в нем. Будучи обманута им однажды, она вновь верит в его искренность, вновь ошибается и теряет уже всякую надежду.)

Рвется ее очередная связь с жизнью, с окружающими людьми. И вот она готова выйти замуж за Карандышева, которого не любила и никогда не смогла бы полюбить. Но обмануть себя, укрыться за Карандышевым Ларисе не удается. (Звучит монолог Ларисы. Д. IV, явл. 9).

    - В чем причина гибели Ларисы? (Лариса приходит к мысли о самоубийстве, но лишить себя жизни она не может. Иногда Кнуров предлагает Ларисе богатое содержание: «Дорогой бриллиант и дорогой оправы требует», — Лариса отвечает: «Я вещь, а не человек». Она знает, что ее хотят сделать содержанкой, и она пытается бросить вызов этим людям: «Уж если быть вещью, так одно утешение - быть дорогой». Но будущей своей жизни в качестве вещи она не представляет. Поэтому выстрел Карандышева для нее - естественный выход. Ее душа по-прежнему чиста, уходя из жизни, она всех, кто ее продавал, прощает. Она умирает со словами любви,

таким образом осуществляется ее мечта бежать из этой жизни, которую она не принимала).

III. Просмотр фрагмента фильма «Жестокий романс»

Последние сцены. Сопоставительный анализ с текстом пьесы.

Домашнее задание

Сочинение по темам:

- «Что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову?»;

- «Женские образы в пьесах Островского»;

    - «Гроза, разразившаяся в двух драмах А. Н. Островского» (по пьесам «Гроза» и «Бесприданница»);

- «Молодое поколение в пьесах Островского»;

    - «Жестокие нравы «темного царства» в пьесах А. Н. Островского»;

    - «Люди с горячими сердцами в драмах «Гроза» и «Бесприданница».

Вариант урока 27. Искушение - лейтмотив драмы «Бесприданница»*

* Урок предложен Широтовым В. В., учителем школы № 1 г. Троицк-Печорский, победителем конкурса «Учитель года - 1997».

Цели: показать учащимся, что мотив искушения является лейтмотивом; соотнести финальную сцену «Бесприданницы» с христианским пониманием искушения.

Оборудование: материалы для подготовки домашнего задания по группам (статьи о «Бесприданнице» Ю. Лебедева и В. Вишневской, тексты стихов Е. А. Боратынского «Разуверение» и Медведева «Нет, не любил он...»), видеокассета с фильмом «Жестокий романс».

Ход урока

Пояснения. Интерес к «Бесприданнице» Островского в последние годы во многом вызван оригинальной экранизацией пьесы Эльдаром Рязановым. Об оригинальности можно говорить уже потому, что восприятие молодыми зрителями героев фильма, с одной стороны, ставит в тупик, с другой - подтверждает не однажды высказанную мысль о том, что каждое поколение примеряет великие произведения к собственному опыту.

На вопрос, кто из героев «Бесприданницы» вызвал наибольшие симпатии, десятиклассница уверенно заявила - Кнуров. И с ней тут же согласились другие. Их аргументы: Кнуров - человек основательный, надежный, с таким в жизни не пропадешь. Конечно, это идет от фильма. Кнуров-Петренко действительно у Рязанова привлекателен. И вполне подходит под определение «нового русского» в самом лучшем смысле.

Да, социальные причины способствовали трагической развязке истории Ларисы Огудаловой. Но сам Островский исследует прежде всего трагедию талантливой личности, а не девушки без приданого. То есть у драматурга определяющими становятся причины не социального порядка. Только так можно рассматривать и не понятный современному читателю финал «Бесприданницы». Островский, как и вся русская классика XIX в., верен христианской традиции, поведение, поступки своих героев он обязательно соотносит с моральными принципами православия.

Исследуя различные мотивы, которые по-своему дополняют трагическую историю Ларисы, мы приходим к тому, что короткая жизнь ее - это жизнь среди соблазнов и искушений. И если соблазны материального порядка Ларисой отвергаются, то духовные захватывают без остатка. Осознание этого приходит слишком поздно. Искушение - добро, через него укрепляется вера. Эта христианская истина открывается Ларисе в минуту гибели, и только потому последние слова прощения и любви она обращает к тем, кто ее только что предал.

Эпиграфы:

Во всем этом - и в смерти рядом с цыганским разгулом, и в словах прощения и любви есть какое-то святотатство. (В. Я. Лакшин)

«Сознание спасительной силы христианской любви звучит в прощальных словах Ларисы...» (Ю. В. Лебедев)

Звучит романс на слова Боратынского «Не искушай меня без нужды».

I. Предваряющая беседа и комментарии

    - Каким образом содержание романса «Не искушай меня без нужды» соотносится с сюжетом пьесы?

В литературе об Островском и драме «Бесприданница» основные споры возникают в связи с финальной сценой. И оригинальное прочтение пьесы кинорежиссером Эльдаром Рязановым тоже вызывает вопросы по поводу финала. Давайте сравним текст Островского и финальную сцену фильма.

1. Смотрим фрагмент фильма «Жестокий романс».

- Что у Рязанова осталось за кадром?

    - Насколько значим финал в музыкальном, литературном произведении?

    2. Работа с эпиграфами.

    Два современных критика так толкуют последние слова Ларисы.

    - Кто из них, по-вашему, ближе к замыслу Островского?

    3. Обсуждение названия драмы.

Обратимся к тексту. У Островского значимо название драмы. В данном случае оно имеет два смысла: социальный и духовный.

    - Объясняется ли трагедия Ларисы социальными причинами?

    - Позволит ли нам анализ драмы понять финальную сцену?

    - Наряду с главной темой у Островского звучат дополнительные, которые оттеняют главную. Как они называются? (Мотивы.)

    - Как вы объясните значение слова искушение?

    - Какие соблазны захватили драмы Островского? Где начинается мотив искушения?

II. Обсуждение основных образов драмы

1. Опираясь на текст, расскажите об искушениях Кнурова, Вожеватова, Хариты Игнатьевны, Карандышева.

    - Каков характер этих соблазнов?

    - Соблазны, искушения персонажей Островского так или иначе связаны с героиней драмы. Какая она, Ларисы Огудалова? Почему все говорят только о ней?

    - Только ли красота и музыкальные способности привлекают в Ларисе? Вероятно, в ней должно быть что-то, что близко всем?

    - Однако красота Ларисы имеет некоторый изъян. Какой? (Это красота теряющей веру души. Она оторвана от реальности.)

    - Видимо, по этой причине красота Ларисы подвержена соблазнам. Чем же пытаются ее соблазнить?

    2. Кнуров в доме Огудаловых.

Вслушайтесь в первую его фразу, обращенную к Харите Игнатьевне: «Как вы думаете о своей дочери, что она такое?»

    - Случайно ли здесь местоимение что? О каком искушении это говорит? (При всей своей страсти Кнуров прежде всего искушается красивой вещью. Мотив человека-вещи как бы дополняет мотив искушения.)

    - Какой мотив дополняет мотив искушения? (Мотив блеска.)

    - Деньги, блеск, драгоценности - ими искушают Ларису. А она соблазняется этим?

    - Чем же соблазняется героиня? Почему?

    - Что же это за идеальный мужчина Паратов и почему ему так удается роль искусителя?

    - Где-то в истории русской литературы нечто подобное мы уже встречали. У кого? (Печорин у Лермонтова.)

    - Их сходство значительно? (Нет, оно лишь внешнее. Паратов - мелкое подобие Печорина).

- Но почему Лариса так идеализирует Паратова?

3. Кульминация драмы - Лариса поет романс на слова Боратынского.

- Случаен ли у Островского это романс?

    - Паратов - идеал для Ларисы. Но вот идеальный мужчина раскрывает все карты. Что за человек предстает перед нею?

    - Что означает цитата из Лермонтова в устах Ларисы: «В глазах- как на небе светло...»?

    - Заканчивается ли искушение для Ларисы признанием Паратова?

    - Какой библейский сюжет возникает в вашем сознании, когда мы говорим об искушении? (Христос в пустыне искушается дьяволом.)

- Говорят ли герои драмы Островского о Боге?

    - А как православие определяет искушение? (Это испытание веры.)

- Обретает ли душа Ларисы утерянную веру?

III. Выводы

Таким образом, лейтмотив драмы Островского несет сложную смысловую нагрузку. Если души людей лишаются нравственного стержня, нравственной силы, то они впадают во власть искушений, соблазнов. Обретение веры будет тем сложнее, чем больше нравственных изъянов имеет душа. В этом смысле драма Островского звучит вполне современно и актуально.