Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016
Поурочные разработки к учебнику В. И. Сахарова, С. А. Зинина Литература XIX века 10 класс
Творчество А. Н. Островского
Урок внеклассного чтения. Художественный мир пьесы Снегурочка
Цель: ознакомить с композиционными особенностями, жанровым своеобразием пьесы и ее творческой судьбой.
Оборудование: репродукции эскизов декораций и костюмов для постановки пьесы «Снегурочка», выполненных В. М. Васнецовым, К. А. Коровиным, И. И. Левитаном, Н. К. Рерихом, репродукция картины В. М. Васнецова «Снегурочка», В. Г. Перова «Тающая Снегурочка»; аудиозапись оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Ход урока
I. Слово учителя о пьесе «Снегурочка»
В 1873 г. была написана пьеса, занимающая среди произведений Островского особое положение: драматическая сказка в стихах «Снегурочка», одно из замечательнейших созданий русской поэзии. «Действие происходит в стране берендеев, в доисторическое время» - такова первая ремарка «Снегурочки», «весенней сказки в четырех действиях с прологом». Эта пьеса логически связана с философскими поисками Островского. В «Снегурочке» драматург символически формулирует свою философию человека, философию жизни, философию любви.
Это не комедия, не драма, а именно сказка, старинная легенда о сказочной девушке, которая не знала любви, потом полюбила всем сердцем и погибла. Это - своеобразная поэма для театра, где не всегда ясно, что сказано всерьез, а где автор лукавит. Здесь придумано все, кроме человеческих страстей, которые не могут не трогать. Любит - не любит, выберет - не выберет, разгадывают простодушные берендеи желания дочери Мороза и Весны - Снегурочки. Она не умеет любить и не хочет никого выбирать. Все окружающие Снегурочку люди затронуты чувством - подружка Купава, музыкант Лель, благородный Мизгирь. Снегурочке тайна этих чувств незнакома. Но она любопытна...
Впервые пьеса была опубликована в журнале «Вестник Европы» (1873, № 9). Сразу за публикацией композитор Римский-Корсаков попросил у Островского разрешения использовать пьесу для оперы, сам составил либретто, которое драматург одобрил. Сюжет «Снегурочки» давал композитору возможность воспеть жизнь народа, протекающую просто, бесхитростно, в согласии с природой, отобразить его быт, красочные обряды.
«Снегурочка» была поставлена на сцене в начале 1882 года. Зрители вспоминали о премьере: «Поставлена «Снегурочка» была роскошно... Таких постановок уже давно не бывало на нашей сцене... Костюмы даже на хористах и статистах были великолепны... Вокальное исполнение, за немногими исключениями, было вполне удовлетворительно». Островский, услышав музыкальное сопровождение, сказал: «Музыка Корсакова к моей «Снегурочке» удивительна; я ничего не мог никогда себе представить более подходящего и так живо выражающего всю поэзию древнего языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
В начале XX столетия пьесу ставили в лучших русских театрах режиссеры А. П. Ленский, К. С. Станиславский. Своими постановками они хотели «оживить сказку». Спектакли были настолько яркими, красочными, дорогими, что некоторые критики даже начали писать о том, что излишняя роскошь постановки уводит актеров и зрителей от самой пьесы Островского.
II. Обсуждение композиционных особенностей пьесы
- На какой жанр русской литературы похожа пьеса? (Пьеса «Снегурочка» написана на основе русских народных сказок, календарной обрядовой поэзии, лирических песен. Весь язык пьесы отличается метафоричностью, образностью, характерной для языка фольклорных произведений.)
- В чем заключается конфликт пьесы «Снегурочка»? (Характер конфликта пьесы «Снегурочка» обусловлен авторскими размышлениями о драматизме судьбы человека, одаренного способностью быть больше чем просто человек и любить более глубоко и сильно, чем любят просто люди.)
- Как происходит зарождение конфликта? (Зарождение конфликта происходит в «Прологе» и проходит через всю пьесу: это противостояние природных стихий - Мороза и Солнца. Далее автор проецирует этот конфликт на мир людей. Мы видим внутренний конфликт в душе Снегурочки: жить, не зная, что такое любовь, или, узнав чудо настоящей любви, погибнуть.)
- Как изменяется главная героиня? Какой характер носят эти изменения? (По мере развития истории Снегурочки, пришедшей к берендеям (внешнего действия), мы наблюдаем изменение ее состояния: от полного равнодушия к делам сердечным и признания того, что она не способна любить, до страстного желания обрести эту способность ценой собственной жизни (внутреннее действие).)
- Где происходит завязка действия пьесы? (Завязкой пьесы является финальная сцена «Пролога», когда Снегурочка решает идти к людям в поисках счастья. Кульминация происходит в сцене обретения дара любви (Д. IV, явл. 2). Развязка - финал пьесы.)
Задание. Расскажите о системе действующих лиц в пьесе.
Система действующих лиц соответствует характеру драматического действия и развития сюжета. Она делится на следующие группы:
Действующие лица, воплощающие природные силы и стихии |
Весна, Мороз, Леший, птицы, Солнце (внесценический персонаж) |
Действующие лица, представляющие мир берендеев |
Бобыль, Бобылиха, Купава, Лель, Мизгирь, царь Берендей и др. |
Снегурочка - дитя природы, живущее в мире людей |
III. Беседа по содержанию пьесы
- Где и в какое время года происходит действие пьесы? (Сказка начинается на границе зимы и весны в придуманной автором стране берендеев.)
- Как живут берендеи? Откуда мы узнаем об их образе жизни? (Из монолога Весны. Жизнь берендеев неразрывно связана с природой.)
1. Читаем по ролям Диалог Весны и Мороза (явл. 2).
- О чем спорят Мороз и Весна? (О будущей судьбе Снегурочки: жизнь без любви или познание любви, но погибель.)
- Что такое счастье для Снегурочки? Зачем она хочет пойти к людям? (Счастье для Снегурочки - найти себя в мире людей. Она - дочь природы, наделенная человеческими желаниями и мечтами. Ей недостаточно гармонии с природой. Она хочет найти гармонию с людьми в мире людей.)
2. Слушаем отрывок оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (Д. I. Свадебные песни).
- Чем отличен характер любви Купавы от любви героини «Грозы» Катерины? (Любовь Купавы земная, она сознает «выгодность» своего жениха. Катерина же любит безгранично, «без практичности».)
3. Обсуждаем Д. II (слушаем отрывок из оперы).
- Каким мы видим царя Берендея? (Его именем названо все племя. Он - старейшина и один из берендеев. Берендей воспринимает проблему неискренности и охлаждения чувств людей друг к другу как государственную, повлекшую за собой немилость Бога солнца Ярилы.)
- Какие черты характера русского народа вы заметили в берендеях? Что для них любовь? (Берендеи - люди с горячим сердцем, способным любить, открытым для всего прекрасного, что их окружает (людей, природы). Через любовь берендеи видят путь к спасению души в мире людей и природы.)
4. Слушаем (или читаем Д. III, явл. 7) песню Леля.
- Почему Лель хотел, чтобы Снегурочка увидела сцену признания Купавы? (Лель хотел пробудить в Снегурочке ревность, думая, что это поможет Снегурочке полюбить. Но Снегурочка чувствует только обиду и душевную боль.)
- Почему Снегурочка выбирает любовь, а не жизнь? (Снегурочка понимает, что, познав любовь, она погибнет. Но она также понимает, что жить без любви больше не сможет. Ее любовь может заменить целую жизнь.)
- Как можно объяснить решение Весны дать дочери любовь, обрекая ее тем самым на погибель? (Дар Весны - это закон природы: «Все живое любить должно». Любовь для Снегурочки - не погибель, а обретение жизни.)
- Как восприняли финал истории любви Снегурочки и Мизгиря берендеи? (Печальный финал любви Снегурочки берендеи не восприняли как трагедию. Берендеи поняли, что жить без любви невозможно. Живя в полном согласии с природой, нужно понимать, что смерть Снегурочки - закономерна, так как снег весной тает, но при этом он питает новую жизнь, затем вырастают растения, которые, чтобы принести плоды, должны умереть и т. д.)
Темы по творчеству И. А. Гончарова (уроки 29-40) см. в поурочных разработках по учебнику Ю. В. Лебедева (уроки 56-66).