Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016
Поурочные разработки к учебнику В. И. Сахарова, С. А. Зинина Литература XIX века 10 класс
Творчество И. С. Тургенева
Базаров перед лицом смерти
Цель: подвести учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя?
Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, комментарии учителя.
Ход урока
I. Вступительная беседа
Мы проанализировали взаимоотношения Базарова со всеми основными героями: Кирсановыми, Одинцовой, своими родителями и отчасти с народом. Каждый раз выяснялось объективное превосходство Базарова над остальными героями. Казалось бы, тема романа исчерпана. Тем не менее, с главы 22 сюжетно и композиционно начинает повторяться второй цикл странствий героя: Базаров попадает сначала к Кирсановым, потом к Одинцовой и еще раз к своим родителям.
- Как вы думаете, для чего это делает автор? (Второй круг Базаров совершает изменившимся: жизнь заставила принять его романтику. Это новый Базаров, познавший сомнения, мучительно старающийся сохранить свою теорию. Базаров поставлен перед необходимостью познать самого себя и мир. Тургеневу важно показать, заставит ли это измениться Базарова в своих отношениях с людьми, изменились ли люди, обстановка.)
- Изменилось ли что-нибудь в Марьине, одумались ли Кирсановы после споров с Базаровым (главы 22-23)? (В имении Кирсановых царит тот же беспорядок. Не уменьшилась неприязнь Павла Петровича к Базарову. Базаров же возвращается к Кирсановым потому, что ему там удобнее работать. Но даже без идеологических споров пребывание их вместе невозможно. Павел Петрович приходит к рыцарскому разрешению конфликта - к дуэли.)
- Разрешила ли дуэль спор в пользу Павла Петровича? Каким мы его видим после дуэли (глава 24)? (Павел Петрович не только ранен, но и нравственно убит на этой дуэли. Павел Петрович показан комически, подчеркивается пустота элегантно-дворянского рыцарства. После дуэли перед Базаровым оказывается не заносчивый аристократ, не «идиот- дядюшка», а страдающий физически и морально пожилой человек).
- Как, в связи с чем происходит разрыв Базарова, а Аркадием? Что изменилось в их отношениях (главы 21, 22, 25)? (Базаров и Аркадий второй раз в Марьино, раскол начинается, когда Базаров нервничает, раздражен отношениями с Одинцовой. Аркадием овладело желание испытать свои силы в одиночку, без покровительства. Вот почему Аркадий едет в Никольское: «прежде бы он только плечами пожал, если бы кто-нибудь ему сказал, что он может соскучиться под одним кровом с Базаровым...». Раньше Аркадий дорожил дружбой с Базаровым, заботился о том, чтобы его хорошо приняли в Марьине, превозносил знания и простоту Базарова. Молодость всегда выбирает себе кумиров. Аркадию лестно быть приятелем такого человека. Он с удовольствием повторяет его высказывания. Притом Аркадий далеко не во всем согласен со своим другом. Он стесняется при Базарове говорить о красоте природы. Он не чувствует себя равным в дружбе, он только подчиняется влиянию Базарова, подражает ему в манере поведения и в идеях. Поэтому не удивляет его возвращение в «лоно отцов». Стоило ему встретиться с Катей, как чувство любви вытеснило у него все следы нигилизма. Недаром Катя называет его «ручным».)
- Почему Базаров уверен, что они прощаются навсегда (глава 25)? (Еще раньше Базаров чувствовал разницу в их взглядах с Аркадием. Сцена под стогом завершается ссорой. Еще тогда он сказал ему, что он «нежная душа». Увидев Аркадия по приезде в Никольское, Базаров сразу все понял. Зачитать: «ты уже расстался со мною... либеральный барич». Этими словами Базаров подвел итог кратковременному увлечению Аркадия нигилизмом. Базарову нелегко потерять Аркадия, вот почему он с горечью произносит прощальные слова: «я ждал от тебя совсем иной дирекции». Так завершаются отношения с Аркадием и Кирсановыми вообще, так как если «ручной» Аркадий покидает Базарова, то с остальными у него тем более не может быть сближения.)
Задание. Почему именно этих представителей дворянства противопоставил Базарову Тургенев? Ведь это лучшие представители дворянства. Сравните их с губернским обществом: «если сливки плохи, что же молоко?»
II. Анализ сцены смерти Базарова
- Обратимся к последним страницам романа. Какое чувство вызывают последние страницы романа? (Чувство жалости, что гибнет такой человек. А. П. Чехов писал: «Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хотя караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано». (Зачитать отрывки главы 27.)
- Как вы думаете, что имел в виду Писарев, написав: «Умереть так, как умер Базаров - это все равно, что сделать великий подвиг»? (В этот момент проявились сила воли и мужество Базарова. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя, и главное, остался верен себе и своим убеждениям. Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм Базарова, но и человечность его поведения.)
- Почему Базаров становится ближе нам перед смертью? (В нем ярко раскрылась романтика, он произнес наконец слова, которых раньше боялся: «Я люблю вас! Прощайте... ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...». Базаров становится человечнее.)
- Почему же все-таки Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя, несмотря на его превосходство над другими героями? (Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть его, с авторской точки зрения, закономерна. Тургенев определят фигуру Базарова как трагическую и «обреченную на гибель». Вот почему он «умертвил» героя. Две причины: одиночество и внутренний конфликт героя.
Автор показывает, как Базаров остается одиноким. Первыми отпадают Кирсановы, потом Одинцова, потом родители, Фенечка, Аркадий и последнее отсечение Базарова - от народа. Новые люди выглядят одинокими по сравнению с огромной массой остального общества. Базаров - представитель раннего революционера-разночинца, он один из первых в этом деле, а первым всегда трудно. Они одиноки в мелкопоместной и городской дворянской среде.
Но Базаров погибает, но остаются единомышленники, которые продолжат общее дело. Тургенев не показал единомышленников Базарова и тем самым лишил его дело перспективы. У Базарова нет положительной программы, он только отрицает, так как Базаров не может ответить на вопрос: «А что дальше?» Что делать после того, как разрушил? В этом заключается бесперспективность романа. Это главная причина гибели Базарова в романе, главная причина того, что автор не смог наметить будущее.
Вторая причина - внутренний конфликт героя. Тургенев считает, что Базаров погиб потому, что он стал романтиком, так как он не верил в возможность гармонического соединения в новых людях романтики и силы гражданского духа. Вот почему Базарову Тургенева побеждает как боец, пока в нем нет романтики, нет возвышенного чувства к природе, женской красоте.)
- Как автор относился к своему герою? (Тургенев очень любил Базарова и многократно повторял, что Базаров - «умница» и «герой». Тургенев хотел, чтобы читатель полюбил Базарова (но отнюдь не базаровщину) со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью.)
III. Слово учителя
Литературные критики не раз называли отсутствие твердой почвы под ногами как основную причину смерти Базарова. В подтверждение этому приводился его разговор с мужиком, в котором Базаров оказывается «чем-то вроде шута горохового». Однако то, в чем Тургенев видит обреченность своего героя, не сводится
к базаровскому неумению найти общий язык с мужиком. Разве трагическая предсмертная фраза Базарова: «...Я нужен России... Нет, видно, не нужен...» - может быть объяснима вышеназванной причиной? А главное, «история героя включается в общую для писателя тему гибели человека в горниле неподвластных ему природных сил», «стихийных сил - страсти и смерти».
Тургенев не мирился с метафизическим ничтожеством человека. Это была его неутихающая боль, вырастающая из осознания трагичности человеческой судьбы. Но он ищет опору для человека и находит ее в «достоинстве сознания своего ничтожества». Вот почему его Базаров убежден, что перед лицом слепой силы, уничтожающей все, важно оставаться сильным, каким он был в жизни.
Умирающему Базарову больно сознавать себя «полураздавленным червяком», являть собою «безобразное зрелище». Однако то, что он сумел многого достичь на своем пути, успел прикоснуться к абсолютным ценностям человеческого бытия, дает ему силы достойно посмотреть в глаза смерти, достойно дожить до минуты беспамятства.
С Анной Сергеевной разговаривает поэт, который, завершая свой земной путь, нашел для себя самый точный образ - «умирающей лампады», чей свет символизировал жизнь Базарова. Всегда презирающий красивую фразу, сейчас он может себе ее позволить: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...»
На пороге смерти тургеневский герой как бы подводит черту и под своими спорами с Павлом Петровичем о том, нужны ли такие, как иронично заметил Кирсанов, «избавители, герои» России. «Я нужен России?» - спрашивает самого себя Базаров, один из «избавителей», и не стесняется ответить: «Нет, видно, не нужен». Может быть, он это сознавал, еще споря с Павлом Кирсановым?
Таким образом, смерть дала Базарову право быть таким, каким, возможно, он был всегда - сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить... Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя на единственно возможную, роковую, трагическую - базаровскую - судьбу.
Однако Тургенев завершил свой роман просветленной картиной тихого сельского кладбища, где упокоилось «страстное, грешное, бунтующее сердце» Базарова и куда «из недалекой деревушки часто приходят два уже дряхлые старичка - муж с женою» - родители Базарова.
IV. Подготовка к написанию сочинения. Выбор темы
Примерные темы для написания домашнего сочинения по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»:
- Е. Базаров и П. П. Кирсанов;
- «Барчуки проклятые» (Николай Петрович, Павел Петрович, Аркадий, Кирсановы, Одинцова);
- «Бунтующее сердце» (образ Базарова);
- Почему Базаровы нужны России?
- Базаров и русский народ;
- «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг» (Писарев);
- Смысл заглавия романа И. С Тургенева «Отцы и дети»;
- Проблема «отцов» и «детей» в изображении Тургенева;
- Устарела ли проблема «отцов» и «детей» сегодня?
- Что критикует Тургенев в «отцах» и в чем расходится с «детьми»?
- Что делает Базарова героем своего времени?
Домашнее задание
1. Написать сочинение по одной из предложенных тем.
2. Подготовиться к проверке знаний по творчеству И. С. Тургенева.
Дополнительный материал
Автор и герой в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Образ центрального героя романа «Отцы и дети» уникален. В письме к А. Фету Тургенев сделал важное признание: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу». И как бы ни уверял автор в симпатиях к своему герою: «Базаров - мое любимое детище», как бы ни сочувствовал ему, нельзя не видеть, сколь чужд Тургеневу самый «базаровский тип».
«...В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача... - писал Тургенев в статье «По поводу «Отцов и детей». - В этом замечательном человеке воплотилось, едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно...»
Писатель, начав работу над романом, даже начал писать дневник от лица Базарова, чтобы вникнуть в сущность героя, понять его.
Базаров «герой времени, когда общественные силы гибели и возрождения, старого и нового» противостоят друг другу, действуют одновременно. Такие эпохи и порождают непредсказуемые, построенные на внутреннем конфликте личности. Поэтому невозможно однозначно определить отношение Тургенева к его «любимому детищу», к герою романа «Отцы и дети» Евгению Базарову.
Автор не только не разделяет нигилистических убеждений Базарова, но и всем ходом романа последовательно их развенчивает. И в то же время писатель испытывает огромный интерес к своему герою, в котором отразилась эпоха во всех ее противоречиях. Как бы ни был мил Тургеневу Николай Петрович, в его личности эпоху не исследуешь. Еще менее интересен ему Аркадий - слабая копия отца. Героем времени становится, прежде всего, сильная, социально активная личность. А такие личности не могут не интересовать литературу. Сама личность Базарова привлекает автора. И действительно, Тургенев, стремясь полюбить и понять Базарова, создает образ небезупречный, но человечески очень интересный, вызывающий вначале любопытство, а к финалу романа - сострадание. Ни на секунду никого не оставит равнодушным Базаров. Он вызывает ненависть или любовь, но в нем нет ничего, порождающего скуку.
Момент социальных переустройств обязательно предполагает действия людей-разрушителей. Но каково на самом деле взаимодействие таких героев с эпохой? Что приносит их нигилизм обществу и что дает он самим нигилистам? На эти вопросы и стремился найти ответ Тургенев.
Что отвращает Тургенева от нигилизма? Почему автор ни на секунду не выступил как идейный сторонник Базарова? С его точки зрения, нигилизм обречен, ибо не имеет конечной позитивной цели. Вот оно, первое обвинение Тургенева. Автор не держится за обветшалые «принсипы», ставшие броней Павла Петровича. Он ищет новое в наступающих временах. Но что новое несет Базаров? Его идеи, в сущности, стары как мир: разрушение, уничтожение. Что в этом нового и небывалого? Уже разрушали римляне культуру Древней Эллады; уже уничтожал Петр I патриархальную Русь... И потом на выжженных пепелищах долго, тяжело прорастали семена былой культуры. Но сколько при этом утрачивалось! Истинный гуманизм состоит в неприятии такого безоглядного сокрушения ради неясных утопий светлого будущего. Поэтому не мог Тургенев сочувствовать идеям русского нигилизма.
Нигилизм опирается на философию вульгарного материализма. Все приносится в жертву сиюминутной практической пользе. Словами Маяковского, их интересует лишь то, что «весомо, грубо, зримо». С этой точки зрения, Пушкин - вздор, Рафаэль - «гроша медного не стоит», любой порядочный ученый лучше поэта. Любовь для нигилистов оказывается лишь физиологическим влечением самцов и самок, природа - мастерской, а все люди - одинаковы, как деревья в лесу, Базаров издевается над речами о «загадочных взорах» возлюбленной Павла Петровича и рекомендует Аркадию проштудировать «анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду?» Стало быть, лжет пословица, утверждая, что глаза - зеркало души. Где там зеркало в пересечении зрительных нервов? Да и души нет. А есть лишь то, что можно взять в руки и приложить к делу. Как прост и понятен становится мир! Природа оказывается лишь мастерской, бессмысленной и мертвой без человека-мастера. Но вот пришел этот «работник». Что сотворит он с природой? Преследуя цели ближайшей выгоды, такой работник будет поворачивать вспять реки, разрушать озонный слой, губить целые породы растений и популяции животных. Об этих результатах деятельности вульгарных материалистов знаем мы, люди конца XX в. О них не знал Тургенев. С гениальной прозорливостью художника он в убеждениях Базарова увидел зародыш грядущих трагедий.
Тургенев - великий психолог. Его Базаров, будучи циничным бесстыдным на словах, в душе человек нравственный. Он проповедует Аркадию такую теорию: «Нравится тебе женщина... старайся добиться толку; а нельзя - ну, не надо, отвернись - земля не клином сошлась». Но воплотить эти воззрения в жизнь он не сможет; по базаровской теории поступит так возмущавшийся ею Аркадий: поняв; что Одинцова им не интересуется, он нечувствительно «переключится» на более доступную Катю.
Сам того не осознавая, Базаров живет по достаточно высоким нравственным принципам. Но эти принципы и нигилизм несовместимы, от чего-то придется отказаться.
Тургенев старается в романе показать несостоятельность нигилистической философии, так как она, отрицая духовную жизнь, отрицает и нравственные принципы. Любовь, природа, искусство - не просто высокие слова. Это фундаментальные понятия, лежащие в основе человеческой нравственности. Слепое преклонение перед авторитетами - глупо, но слепое их отрицание - ничуть не умнее. Слишком коротка жизнь, чтобы каждый человек мог начать построение мира «с нуля», отринув все, что открыто и создано предками.
Можно не любить Пушкина и Рафаэля: нет никакого криминала в том, что их творчество тебе чуждо. Но вообще отрицать их на том основании, что ты их не знаешь, не понимаешь - признак невеликого ума. Поэтому не так уж далек был от истины Павел Петрович, бросив Базарову упрек: «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: все на свете вздор! - и дело в шляпе. Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они были бы просто болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты». Это портрет «учеников и последователей» Базарова, Кукшиной и Ситникова. Образы этих героев становятся косвенным средством разоблачений нигилизма. Философия, имеющая таких глупых и неблагородных последователей, как Кукшина и Ситников, у мыслящего человека не может не вызвать сомнения: видимо, что-то в нигилизме есть привлекательное именно для них - упрощенность, доступность, необязательность ума, образования, чести, безнравственность,
Так последовательно автор развенчивает убеждения главного героя; убеждения, которые сам Тургенев не принимал. «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего» - так писал Тургенев о Базарове, утверждая, что Базаров - «лицо трагическое». В чем же трагизм этого героя? С точки зрения автора, прежде всего в том, что время Базаровых не пришло.
Тургеневский Базаров сам это ощущает: умирая, он произносит горькие слова: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен».
С особой силой Базаров как «лицо трагическое» раскрывается в главе, рисующей его смерть. Перед лицом смерти проявляются лучшие свойства Базарова: нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью, поэтическая любовь к Одинцовой; жажда жизни, труда, подвига, общественного дела; сила воли, мужество перед угрозой неизбежной смерти. Мы слышим столь необычные для Базарова полные поэзии слова: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...» Мы слышим и полные любви и жалости слова о родителях: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать...» Мы слышим откровенные его признания: « И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант!»
Страницы, рисующее болезнь и смерть Базарова, быть может, наиболее отчетливо выражают отношение автора к его герою: преклонение перед его мужеством, душевной стойкостью, скорбные чувства, вызванные гибелью столь самобытного, сильного человека.
Смерть Базарова делает его образ воистину трагическим. Трагизм увеличивается в эпилоге, из которого мы узнаем, что Базаров умер, не оставив последователей. Аркадий стал помещиком; с двумя-тремя химиками, не умеющими отличить кислород от азота, но исполненными отрицания... толчется в Петербурге Ситников и, по его уверениям, продолжает «дело» Базарова.
Тургенев не верил, что люди базаровского склада найдут путь обновления России. Но он принимал их нравственную силу и большое общественное значение.
«...Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, - писал Тургенев, - если он его не полюбит, повторяю я, - я виноват и не достиг своей цели».