Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016

Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Творчество А. С. Пушкина
Философские мотивы в лирике А. С. Пушкина

Цели: определить понятие «философская лирика»; выявить философские проблемы, над которыми размышляет Пушкин, совершенствовать навыки анализа поэтического текста.

Методические приемы: повторение, выразительное чтение, беседа.

Ход урока

I. Реализация домашнего задания

    1. Выразительное чтение наизусть стихотворений на тему поэта и поэзии.

    2. Устный ответ на вопрос: «В чем видит Пушкин предназначение поэта и как он обосновывает в стихах свое право на бессмертие?»

    3. Сопоставление стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» со стихотворением Державина «Памятник».

    - В чем сходство и различие поэтических позиций авторов?

    - В чем своеобразие пушкинского понимания роли поэта и назначения поэзии?

    4. Реализация индивидуального задания.

    Сообщение на тему «Что такое философская лирика?»

II. Стихотворение «Дар напрасный, дар случайный...»

    1. Выразительное чтение стихотворения.

    2. Комментирование и анализ.

«Напрасным» и «случайным» даром называет Пушкин жизнь в стихотворении, помеченном 26 мая 1828 г. (день рождения поэта).

    - Почему власть Дарителя названа враждебной? (Потому что жизнь осуждена на казнь.)

    - Какова роль эпитетов? (Эпитеты определяют ключевые слова стихотворения: дар напрасный, дар случайный; судьбою тайной; враждебной властью; однозвучный жизни шум.)

    - Какова тема этого стихотворения? В чем его идея? (Тема - размышления о смысле жизни, сомнения в ее целесообразности. Кто и зачем даровал человеку жизнь? Есть ли в этом смысл - ведь жизнь «на казнь осуждена»? Для чего кто-то наполняет душу страстью, волнует «ум сомненьем»? Какова цель жизни? Сомнения приводят лирического героя к разочарованию: «Цели нет передо мною: / Сердце пусто, празден ум», к тоске; жизнь представляется монотонной, «однозвучной».)

    - К кому обращены эти повторяющиеся вопросы «зачем? зачем?»

    3. Слово учителя.

Известно трогательное послание митрополита Филарета, увещевающее Пушкина, вселяющее в его душу веру и надежду:

Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога мне дана,

Не без воли Бога тайной

И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью

Зло из темных бездн воззвал,

Сам наполнил душу страстью,

Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною!

Просияй сквозь сумрак дум -

И созиждется Тобою

Сердце чисто, светел ум!

Пушкин не может остаться неблагодарным. 19 января 1830 г. он пишет стихотворение «В часы забав иль праздной скуки...», в котором уподобляет послание Филарета благоуханному елею, врачующему раны совести. Благостный финал! Но перед этим в письме к Е. М. Хитрово, общей знакомой Пушкина и Филарета, на ее просьбу ответить митрополиту иронически замечает: «Стихи христианина, русского епископа, в ответ на скептические куплеты! - это, право, большая удача».

III. Стихотворение «Напрасно я бегу к сионским высотам...»

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Беседа и комментирование.

    - Может ли кто-то мудрым советом, примером полностью заменить внутреннюю работу души, личную ответственность?

    - Что значит выражение «сионские высоты»? (Путь к Сиону ~ путь к Богу, к Божественной гармонии.)

    - Что значит слово «напрасно» в этом стихотворении? (Стремление к идеалу и невозможность его достичь.)

    - Почему это невозможно? (Потому что человек - грешен: «грех алчный гонится за мною по пятам».)

    - Почему в третьем стихе упоминается «песок сыпучий»? (Это пустыня, в которой лев преследует оленя. Но это и «пустыня мрачная», в которой влачился томимый духовной жаждою герой «Пророка».)

3. Слово учителя.

Итак, это стихотворение о природе человека. Грех преследует человека так же неизбежно, как «лев следит оленя бег пахучий». Четверостишие построено зеркально. Налицо смысловой и синтаксический параллелизм. Подобного рода параллелизм встречается в Библии: «Олень» («лань») символизирует в псалмах душу, стремящуюся к Богу («Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» - Пс. 42, 2). Лев символизирует человека нечестивого, преследующего бедного праведника (Пс. 9, 30; 16, 12), а также грех, подстерегающий его на пути к спасению: «Не удаляйся от меня; ибо скорбь близка, а помощника нет. Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий» (Пс. 21, 12-14).

IV. Стихотворение «Вновь я посетил...»

    1. Слово учителя.

В начале 30-х годов XIX в. Пушкин, нравственно уставший, измученный интригами придворного общества, нападками критики, стремится выйти в отставку и поселиться с семьей в деревне.

    2. Чтение стихотворения «Пора, мой друг, пора!..» (1834).

    Мечты эти не осуществились. Осенью 1835 г. Пушкин провел лишь несколько недель в Михайловском.

    3. Чтение учителем отрывка из письма поэта к жене:

«... нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых я уже не пляшу. Но делать нечего; все кругом меня говорит, что я старею...».

4. Выразительное чтение стихотворения «...Вновь я посетил...».

    5. Вопросы и задания по стихотворению.

    - Сравнить ход поэтической мысли во фрагменте письма Пушкина к жене и в стихотворении.

    - Определите тему стихотворения. (В нем целый комплекс тем и мотивов, выражающих представление поэта о человеке и природе, о времени, о памяти и судьбе. На фоне всех тем и во взаимодействии с ними возникает главная тема - тема смены поколений.)

    - Какова взаимосвязь природы и человека? (Природа пробуждает в человеке память о прошлом, хотя у нее нет памяти. Обновление природы и человека похожи.)

    - В чем отличие обновления человека и природы? (Обновление человека не тождественно обновлению природы. Шум новых сосен «племени младого, незнакомого», который услышит потомок, будет таким же, каким был шум «старых знакомцев» поэта. И этот шум затронет неведомые струны в душе внука и заставит его вспомнить об умершем человеке, тоже жившем в этом повторяющемся, но не равнодушном мире природы.)

    6. Обобщающее слово учителя.

Может показаться, что поэт в стихотворении повторяет все то, о чем писал жене. Речь идет о няне, о «знакомых старых соснах» и о «молодой сосновой семье» (в стихотворении - «Зеленая семья»). Сходство прослеживается и в настроении Пушкина: и в письме, и в стихотворении оно элегическое.

Но в стихотворении есть то, что отсутствует в письме. Содержание стихотворения шире конкретных предметов и явлений. Ставится важный постулат: непрерывное обновление - закон природы.

В письме Пушкин полушутя, полусерьезно признается, что ему «досадно» смотреть на буйно растущую «сосновую семью», потому что сам он стареет. «Но делать нечего». Поэт невольно примиряется с «общим законом» жизни. А в стихотворении автор приветствует и прославляет «племя младое, незнакомое».

V. Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных»

    1. Чтение стихотворения подготовленным учеником.

    2. Вопросы и задания по стихотворению.

    - Какие общие мотивы в стихотворениях «...Вновь я посетил...» и «Брожу ли я вдоль улиц шумных».

    - Как описана природа в стихотворении?

    - Сопоставьте изображение природы в стихотворениях «...Вновь я посетил...» и «Брожу ли я вдоль улиц шумных». В чем сходство и в чем различие в описаниях?

    - В чем принципиальная разница в понимании взаимоотношений человека и природы в этих стихотворениях?

Домашнее задание

    1. Ответить письменно на вопрос: «Какие мысли и чувства вызвала философская лирика Пушкина?» (на примере двух произведений).

    2. Прочитать статьи учебника «Философские мотивы в лирике Пушкина», «Любовная лирика Пушкина» (с. 107-114).

    3. Опережающее задание: выучить наизусть стихотворения «Я помню чудное мгновенье...», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил...» (по выбору).

    4. Индивидуальное задание: подготовить сообщение об А. П. Керн.

Дополнительный материал

    К сопоставительному анализу стихотворений А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», Г. Р. Державина «Памятник» и Горация (перевод М. В. Ломоносова)

    Комментарий:

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» - одно из последних стихотворений Пушкина (21 августа 1836 г.), написано в жанре оды. Это своеобразное подражание стихотворению Державина «Памятник» (1795), которое восходит к XXX оде Горация (65 г. - 8 г. до н. э.). Переложив стихотворение Горация, Ломоносов положил начало разработке темы «Памятника» в русской поэзии (у Державина, Пушкина, Фета, Брюсова и других поэтов).

Произведение Пушкина оригинально, он продолжает традиции и в то же время полемизирует с предшественниками. Эпиграф взят Пушкиным из Горация: «Exegi monumentum» («Я воздвиг памятник»). Стихотворение Пушкина написано катренами (четверостишиями); причем первые три стиха - шестистопным ямбом (традиционный александрийский стих), а последний - четырехстопным ямбом.

Гораций

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Что бурный аквилон сотреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность.

Не вовсе я умру; но смерть оставит

Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Я буду возрастать повсюду славой,

Пока великий Рим владеет светом.

Где быстрыми шумит струями Авфид,

Где Давнус царствовал в простом народе,

Отечество мое молчать не будет,

Что мне беззнатный род препятством не был,

Чтоб внесть в Италию стихи эольски

И первому звенеть Алцейской лирой.

Взгордися праведной заслугой, муза,

И увенчай главу дельфийским лавром.

Примечание.

Аквилон - северо-восточный ветер. Авфил - река в южной Италии, на родине Горация. Давнус - Давн, легендарный царь Апулии, родины Г орация. Стихи эольски - эолийские стихи, считавшиеся образцом древнегреческой лирики и введенные в латинскую поэзию Горацием. Алъцейской лирой - лирой Алкея, древнейшего греческого лирика. Дельфийским - от имени города Дельфы, где был храм бога Аполлона, покровителя поэзии.

Державин

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид,

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

Так! - весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь Славянов род вселена будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

Как из безвестности я тем известен стал.

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

О Муза! Возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай.