Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016
Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Творчество А. С. Пушкина
Философские мотивы в лирике А. С. Пушкина
Цели: определить понятие «философская лирика»; выявить философские проблемы, над которыми размышляет Пушкин, совершенствовать навыки анализа поэтического текста.
Методические приемы: повторение, выразительное чтение, беседа.
Ход урока
I. Реализация домашнего задания
1. Выразительное чтение наизусть стихотворений на тему поэта и поэзии.
2. Устный ответ на вопрос: «В чем видит Пушкин предназначение поэта и как он обосновывает в стихах свое право на бессмертие?»
3. Сопоставление стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» со стихотворением Державина «Памятник».
- В чем сходство и различие поэтических позиций авторов?
- В чем своеобразие пушкинского понимания роли поэта и назначения поэзии?
4. Реализация индивидуального задания.
Сообщение на тему «Что такое философская лирика?»
II. Стихотворение «Дар напрасный, дар случайный...»
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Комментирование и анализ.
«Напрасным» и «случайным» даром называет Пушкин жизнь в стихотворении, помеченном 26 мая 1828 г. (день рождения поэта).
- Почему власть Дарителя названа враждебной? (Потому что жизнь осуждена на казнь.)
- Какова роль эпитетов? (Эпитеты определяют ключевые слова стихотворения: дар напрасный, дар случайный; судьбою тайной; враждебной властью; однозвучный жизни шум.)
- Какова тема этого стихотворения? В чем его идея? (Тема - размышления о смысле жизни, сомнения в ее целесообразности. Кто и зачем даровал человеку жизнь? Есть ли в этом смысл - ведь жизнь «на казнь осуждена»? Для чего кто-то наполняет душу страстью, волнует «ум сомненьем»? Какова цель жизни? Сомнения приводят лирического героя к разочарованию: «Цели нет передо мною: / Сердце пусто, празден ум», к тоске; жизнь представляется монотонной, «однозвучной».)
- К кому обращены эти повторяющиеся вопросы «зачем? зачем?»
3. Слово учителя.
Известно трогательное послание митрополита Филарета, увещевающее Пушкина, вселяющее в его душу веру и надежду:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум -
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум!
Пушкин не может остаться неблагодарным. 19 января 1830 г. он пишет стихотворение «В часы забав иль праздной скуки...», в котором уподобляет послание Филарета благоуханному елею, врачующему раны совести. Благостный финал! Но перед этим в письме к Е. М. Хитрово, общей знакомой Пушкина и Филарета, на ее просьбу ответить митрополиту иронически замечает: «Стихи христианина, русского епископа, в ответ на скептические куплеты! - это, право, большая удача».
III. Стихотворение «Напрасно я бегу к сионским высотам...»
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Беседа и комментирование.
- Может ли кто-то мудрым советом, примером полностью заменить внутреннюю работу души, личную ответственность?
- Что значит выражение «сионские высоты»? (Путь к Сиону ~ путь к Богу, к Божественной гармонии.)
- Что значит слово «напрасно» в этом стихотворении? (Стремление к идеалу и невозможность его достичь.)
- Почему это невозможно? (Потому что человек - грешен: «грех алчный гонится за мною по пятам».)
- Почему в третьем стихе упоминается «песок сыпучий»? (Это пустыня, в которой лев преследует оленя. Но это и «пустыня мрачная», в которой влачился томимый духовной жаждою герой «Пророка».)
3. Слово учителя.
Итак, это стихотворение о природе человека. Грех преследует человека так же неизбежно, как «лев следит оленя бег пахучий». Четверостишие построено зеркально. Налицо смысловой и синтаксический параллелизм. Подобного рода параллелизм встречается в Библии: «Олень» («лань») символизирует в псалмах душу, стремящуюся к Богу («Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» - Пс. 42, 2). Лев символизирует человека нечестивого, преследующего бедного праведника (Пс. 9, 30; 16, 12), а также грех, подстерегающий его на пути к спасению: «Не удаляйся от меня; ибо скорбь близка, а помощника нет. Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий» (Пс. 21, 12-14).
IV. Стихотворение «Вновь я посетил...»
1. Слово учителя.
В начале 30-х годов XIX в. Пушкин, нравственно уставший, измученный интригами придворного общества, нападками критики, стремится выйти в отставку и поселиться с семьей в деревне.
2. Чтение стихотворения «Пора, мой друг, пора!..» (1834).
Мечты эти не осуществились. Осенью 1835 г. Пушкин провел лишь несколько недель в Михайловском.
3. Чтение учителем отрывка из письма поэта к жене:
«... нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых я уже не пляшу. Но делать нечего; все кругом меня говорит, что я старею...».
4. Выразительное чтение стихотворения «...Вновь я посетил...».
5. Вопросы и задания по стихотворению.
- Сравнить ход поэтической мысли во фрагменте письма Пушкина к жене и в стихотворении.
- Определите тему стихотворения. (В нем целый комплекс тем и мотивов, выражающих представление поэта о человеке и природе, о времени, о памяти и судьбе. На фоне всех тем и во взаимодействии с ними возникает главная тема - тема смены поколений.)
- Какова взаимосвязь природы и человека? (Природа пробуждает в человеке память о прошлом, хотя у нее нет памяти. Обновление природы и человека похожи.)
- В чем отличие обновления человека и природы? (Обновление человека не тождественно обновлению природы. Шум новых сосен «племени младого, незнакомого», который услышит потомок, будет таким же, каким был шум «старых знакомцев» поэта. И этот шум затронет неведомые струны в душе внука и заставит его вспомнить об умершем человеке, тоже жившем в этом повторяющемся, но не равнодушном мире природы.)
6. Обобщающее слово учителя.
Может показаться, что поэт в стихотворении повторяет все то, о чем писал жене. Речь идет о няне, о «знакомых старых соснах» и о «молодой сосновой семье» (в стихотворении - «Зеленая семья»). Сходство прослеживается и в настроении Пушкина: и в письме, и в стихотворении оно элегическое.
Но в стихотворении есть то, что отсутствует в письме. Содержание стихотворения шире конкретных предметов и явлений. Ставится важный постулат: непрерывное обновление - закон природы.
В письме Пушкин полушутя, полусерьезно признается, что ему «досадно» смотреть на буйно растущую «сосновую семью», потому что сам он стареет. «Но делать нечего». Поэт невольно примиряется с «общим законом» жизни. А в стихотворении автор приветствует и прославляет «племя младое, незнакомое».
V. Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных»
1. Чтение стихотворения подготовленным учеником.
2. Вопросы и задания по стихотворению.
- Какие общие мотивы в стихотворениях «...Вновь я посетил...» и «Брожу ли я вдоль улиц шумных».
- Как описана природа в стихотворении?
- Сопоставьте изображение природы в стихотворениях «...Вновь я посетил...» и «Брожу ли я вдоль улиц шумных». В чем сходство и в чем различие в описаниях?
- В чем принципиальная разница в понимании взаимоотношений человека и природы в этих стихотворениях?
Домашнее задание
1. Ответить письменно на вопрос: «Какие мысли и чувства вызвала философская лирика Пушкина?» (на примере двух произведений).
2. Прочитать статьи учебника «Философские мотивы в лирике Пушкина», «Любовная лирика Пушкина» (с. 107-114).
3. Опережающее задание: выучить наизусть стихотворения «Я помню чудное мгновенье...», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил...» (по выбору).
4. Индивидуальное задание: подготовить сообщение об А. П. Керн.
Дополнительный материал
К сопоставительному анализу стихотворений А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», Г. Р. Державина «Памятник» и Горация (перевод М. В. Ломоносова)
Комментарий:
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» - одно из последних стихотворений Пушкина (21 августа 1836 г.), написано в жанре оды. Это своеобразное подражание стихотворению Державина «Памятник» (1795), которое восходит к XXX оде Горация (65 г. - 8 г. до н. э.). Переложив стихотворение Горация, Ломоносов положил начало разработке темы «Памятника» в русской поэзии (у Державина, Пушкина, Фета, Брюсова и других поэтов).
Произведение Пушкина оригинально, он продолжает традиции и в то же время полемизирует с предшественниками. Эпиграф взят Пушкиным из Горация: «Exegi monumentum» («Я воздвиг памятник»). Стихотворение Пушкина написано катренами (четверостишиями); причем первые три стиха - шестистопным ямбом (традиционный александрийский стих), а последний - четырехстопным ямбом.
Гораций
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И первому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу дельфийским лавром.
Примечание.
Аквилон - северо-восточный ветер. Авфил - река в южной Италии, на родине Горация. Давнус - Давн, легендарный царь Апулии, родины Г орация. Стихи эольски - эолийские стихи, считавшиеся образцом древнегреческой лирики и введенные в латинскую поэзию Горацием. Алъцейской лирой - лирой Алкея, древнейшего греческого лирика. Дельфийским - от имени города Дельфы, где был храм бога Аполлона, покровителя поэзии.
Державин
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид,
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Так! - весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь Славянов род вселена будет чтить.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал.
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
О Муза! Возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.