Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016
Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Творчество А. С. Пушкина
Поэт и поэзия в творчестве А. С. Пушкин
* Урок подготовлен по книге: Монахова О. П., Малхазова М. В. Русская литература XIX века. Ч. 1. М., 1994.
Цели: упорядочить знания учащихся об одной из основных в творчестве Пушкина тем; закрепить навыки анализа стихотворного текста.
Эпиграф: На тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь поэт и гражданин. (Из письма Рылеева)
Ход урока
I. Слово учителя
Поэзия для Пушкина всегда была высочайшим проявлением творческого духа. Обязательным условием творческой деятельности он считал свободу, независимость личности поэта. А творя, Пушкин размышлял о том высоком предназначении, которое он должен выполнить как поэт. Еще в лицейских стихотворениях Пушкин задумывался над задачей, ролью, судьбой поэзии и поэта в современном ему обществе.
В понимании Пушкина поэт не одописатель в честь вельмож и царей, он - «эхо русского народа». «Свободная гордость», «скромная, благородная лира», стремление служить своей поэзией одной лишь свободе, отказ воспевать царей, сознание глубокой связи с народом - все это оставалось неизменным во взглядах Пушкина в течение всей его творческой жизни. Во многих стихотворениях Пушкина мы видим противопоставление поэта светскому обществу, в котором он живет. Он называет это общество презрительно и гневно: «толпа», «чернь». Пушкин защищает мысль о свободе поэта от «черни», т. е. от невежественных гонителей поэта, от светского общества, от «гордых невежд» и «знатных глупцов».
Во времена Пушкина не только почти все лицеисты писали стихи, но и высокообразованный слой дворянства был достаточно силен в литературе, поэзия была почитаема в салонах; неумение писать стихи считалось дурным тоном.
В 1826-1831 гг. Пушкин создает ряд стихотворений на тему поэта и поэзии: «Пророк», «Поэту», «Поэт», «Эхо», в которых развивает свои взгляды на задачи поэта: свобода творчества, следование своему пути, определенному высоким призванием, независимость от служения светской толпе.
Кроме того, сквозь все творчество проходит идея о трагической участи поэта в жизни. Когда-то эту же тему развивал Жуковский. Он был талантлив, но, тем не менее, поэтов раньше держали при «дворе» в качестве лакеев и шутов. Пушкин избежал участи кумира своей юности. Уже ранняя поэзия Пушкина по богатству мыслей, по художественному уровню почти ничем не отличалась от произведений признанных тогда мастеров русской поэзии. Вбирая в свою поэзию достижения современной ему литературы, Пушкин уже в лицее стремится идти «своим путем». Пушкин требует от поэзии истины и выражения чувств, он далек от классицизма Жуковского, он не согласен со своим учителем Державиным, который считал, что поэзия должна «парить» над миром. Пушкин - поэт действительности. Он силен во всех жанрах поэзии: ода, дружеское послание, элегия, сатира, эпиграмма - везде Пушкин смел, его поэтический стиль оригинален.
В творчестве каждого поэта рано или поздно начинается перелом, когда он должен осмыслить - для чего он пишет стихи? Перед Пушкиным такого выбора не стояло, он знал, что поэзия нужна всем, чтобы нести свет и свободу в этот мир. Позднее, сто лет спустя, Маяковский очень точно оценил труд поэта, заявив: «Поэзия - та же добыча радия, в грамм - добыча, в год - труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды».
Знаменательно письмо Пушкина В. А. Жуковскому (1825): «Ты спрашиваешь, какая цель у «Цыганов»? Вот на! Цель поэзии - поэзия...» «Думы» Рылеева и целят, а все невпопад». Отнюдь не случайно в письме упоминание Рылеева: будущий декабрист последовательно проводил в жизнь идею подчинения искусства делу революции. Его «Думы» прямолинейно были подчинены идее, которую проповедовал Рылеев - и от этой прямолинейности безнадежно проигрывали в художественном отношении, ибо поэзия становилась для автора лишь средством для достижения основной цели, никакого отношения к искусству не имеющей. Заочная полемика с Рылеевым означает для Пушкина отказ от рылеевских концепций, которые он разделял в 1817-1823 гг. В 1826 г. Пушкин создает стихотворение «Пророк» - свой поэтический манифест, где провозглашает божественную подчиненность искусства и пророческое предназначение поэта.
II. Чтение и анализ стихотворений
Мысль об особом, высшем предназначении поэта прозвучит у Пушкина в стихотворениях «Арион» и «Поэт», написанных вслед за «Пророком» (1826), в 1827 г.
1. Выразительное чтение стихотворения «Поэт и толпа».
2. Комментарий учителя.
Стихотворение «Поэт и толпа», написанное в 1828 г., воспринимается как центральное не только в данной теме, но и в ряду главных произведений русской литературы, к нему так или иначе обращаются писатели и критики, размышляя о «цели поэзии». Плоско понявшие Пушкина сторонники «чистого искусства» (те, кто стремился вообще изгнать из литературы гражданское звучание) сочли Александра Сергеевича Пушкина «своим». Их противники, понявшее Пушкина так же упрощенно, упрекали и его, и приверженцев «чистого искусства».
3. Беседа.
- О чем это стихотворение? (О главном, о назначении искусства: «Зачем так звучно он поет?., к какой он цели нас ведет?».)
- Почему вообще возникает вопрос толпы о назначении поэзии? Что является главным для толпы в жизни вообще и в поэзии в частности? («Песнь» поэта «волнует, мучит» - и толпа призывает его к ответу: «Какая польза нам от ней?». Вот он, ключ: польза. Толпа согласна помучиться, лишь бы была польза.)
- Как поэт отвечает толпе? (Гневно отповедует:
Тебе бы пользы все - на вес
Кумир ты ценишь Бельведерский.
Ты пользы, пользы в нем не зришь...)
- Может ли быть польза от поэзии и искусства? (Нет и не может быть практической пользы от искусства: таково кредо поэта. Тот, кто требует пользы, пусть удовлетворяется «печным горшком»: для приготовления пищи Аполлон Бельведерский абсолютно не пригоден.)
- Как же реагирует толпа на отповедь и объяснения певца? Приводит ли только «низкие» доводы для служения поэзии толпе? (Кажется, чернь соглашается с поэтом. Но требует, чтобы он, «небес избранник», употребил высокий дар на благо людям! Пушкин лукав: во втором призыве черни нет уже соображений «низкой прозы». Напротив, толпа как будто жаждет духовного совершенства:
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.)
- Почему же гонит их поэт («Подите прочь, какое дело поэту мирному до вас!»)? (Да потому, что чернь вновь требовала от искусства пользы: пусть искусство ее исправляет, дает ей уроки, так или иначе, но пусть служит толпе. Вот этого и не может себе позволить. Ибо искусство не должно кого- то чему-то научить, оно вне практической пользы.)
Давайте вспомним «Пророка»: Бог посылает своего вестника не «учить народы», но «глаголом жечь сердца людей». Нельзя научить быть добрым, справедливым, благородным, свободным, умным. Эти качества есть результат постоянной духовной работы человека. Искусство может и должно не давать уроки - но создавать прекрасное, приобщать людей к духовности, к истине, пробуждать души.
- В каком еще стихотворении Пушкина говорится о пробуждении душ? («Я памятник себе возвиг нерукотворный...»: «...и чувства добрые я лирой пробуждал».)
Те же, кто боится духовной работы, кто избирает не тернистый путь мучений, метаний духа в поисках истины, но легкую дорогу уроков (научите нас быть добрыми и мудрыми!) и есть «чернь тупая». Для восприятия искусства необходим определенный уровень духовности - тот, на котором уже не ждут «уроков».
- Что противопоставляет поэт «урокам»? («Не оживит вас лиры глас». Учить или оживлять, одухотворять. Невосприимчивость толпы к звукам «лиры вдохновенной» есть знак ее духовной ущербности, нищеты: «Душе противны вы, как гробы». Нет и не может быть у поэта никакой «корысти»:
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.)
- Замкнулся ли поэт в одиночестве? Нужен ли ему слушатель? (Это не так. Само стихотворение обращено к читателю, именно читателя берет поэт в союзники. Поэт не имеет права изменять себе - или он перестает быть поэтом. Последствия трагичны для всех.)
- Почему Пушкин считает, что путь истинного поэта - не подчиниться «толпе холодной»? Сложно ли это? (Потому что это путь одиночества, отказа от всех мирских соблазнов: славы, почета, власти над умами черни - ради высокого служения искусству. Это «благородный подвиг».)
В 1818 г. Пушкин закончил стихотворение «К Н. Л. Плюсковой» строчками:
И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.
Этот образ оказался удивительно точным - и в 1831 г. Пушкин вновь осмысливает его в стихотворении «Эхо».
4. Чтение и комментирование стихотворения «Эхо».
- В чем суть эха?
(На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.)
- Как связано эхо с миссией поэта? (Поэт, как и эхо, воспринимает все, что происходит в мире и откликается «на всякий звук» - для того и даны были ему нечеловеческие слух и зрение.)
- Чем еще эхо похоже на поэта? (Эхо, как и поэт, бесконечно одиноко:
Тебе ж нет отзыва... Таков
И ты, поэт.)
- Итак, каков же путь поэта? (Путь пророка - путь подвижничества. Отказавшись «давать смелые уроки», изгнав «непосвященных» и поставив себя вне их суда, поэт избирает этот путь.)
III. Заключительное слово учителя. Запись выводов
Давайте подведем итог нашего урока, запишем выводы.
Творческое и человеческое кредо Пушкина едины. Он не учил людей, не проповедовал, но пробуждал «чувства добрые» в их душах, стремился дать людям мощный импульс к духовному самосовершенствованию, пробудить к жизни то доброе, что есть в каждой душе - единственное, к чему может и должно апеллировать искусство.
Противопоставление «жестокого века» Свободе, призыв к милосердию - это и есть те «добрые чувства», которые пробуждает пушкинская лира.
Домашнее задание
1. Выучить одно из стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии наизусть.
2. Индивидуальное задание: сообщение «Понятие философской лирики».