Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016
Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Творчество А. С. Пушкина
Основные темы, мотивы лирики А. С. Пушкина. Пушкин о назначении поэта и поэзии
Цели: показать эволюцию темы поэта и поэзии в творчестве Пушкина; совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа стихотворений.
Методические приемы: лекция учителя, выразительное чтение и анализ стихотворений; беседа.
Литература:
1. Пушкин А. С. Избранные сочинения. В 2 т. М.: Художественная литература, 1980.
2. Детская Библия. М.: Российское библейское общество, 1994.
Ход урока
I. Чтение и разбор нескольких сочинений-размышлений по высказыванию В. Г. Белинского: «Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека»
II. Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина
1. Слово учителя.
Пушкин - первый русский поэт, посвятивший себя целиком искусству, более того, первый, кто отказался от всякой государственной службы ради права быть поэтом. Всем своим творчеством стремился он ответить на вопрос: «Что есть поэзия?» Тема назначения поэзии и миссии поэта имеет два аспекта: социальный и философский. С лицейской скамьи отстаивая свое право на занятия литературой и только ею, Пушкин шел на открытый конфликт с обществом. Общество так и не смирилось с этим: ярким тому примером служит присвоение Пушкину Николаем I звания камер-юнкера - приличного для молодого человека и недостойного взрослого мужчины. Царь стремился «втиснуть» вольного поэта в определенную социальную ячейку, давая понять, что не признает за писателем никакого социального статуса. В достаточной степени нежелание государственной системы «признать» литературу вызывалось страхом перед ее воздействием на умы и сыграло роль в формировании в России особого отношения к творцам. Действительно, ни одна литература мира так не осознавала своей пророческой миссии, как русская. И здесь смыкаются социальный и философский аспекты проблемы назначения поэзии. Юный Пушкин под влиянием идей Просветителей, которые проповедовал в лицее профессор Куницын, под влиянием бесед с Чаадаевым, с будущими декабристами видит назначение поэзии в служении общему делу - делу освобождения России от устаревшей государственной системы. В оде «Вольность» он определяет это так:
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
С михайловского периода открывается в творчестве Пушкина цикл поэтических деклараций, утверждающих в сознании русских читателей новый, еще не виданный в России высокий общественный статус поэта и поэзии. «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэту» (1830), «Памятник» (1836).
Второе изгнание Пушкин переносил тяжело и мучительно. Поэт не только устоял, но и поднялся на новую ступень в своем творческом развитии. Поэта спасла близость к народной жизни, вера в свои творческие силы, в великое значение художественного слова.
Поэзия, как ангел - утешитель,
Спасла меня, и я воскрес душой, -
писал он позднее в черновике стихотворения «Вновь я посетил...».
Тема творчества занимает значительное место в лирике Пушкина. О высоком предназначении поэзии, ее особой роли говорит он не в одном стихотворении. Поэзия - трудное и ответственное дело, считает Пушкин. А поэт отличается от простых смертных тем, что ему дано видеть, слышать, понимать то, чего не видит, не слышит, не понимает обыкновенный человек.
Своим даром поэт воздействует на него, он способен «глаголом жечь сердца людей». Однако талант поэта не только дар, но и тяжелая ноша, большая ответственность. Его влияние на людей столь велико, что поэт сам должен быть примером гражданского поведения, проявляя стойкость, непримиримость к общественной несправедливости, быть строгим и взыскательным судьей по отношению к себе. Истинная поэзия, по мнению Пушкина, должна быть человечной, жизнеутверждающей, пробуждать добрые гуманные чувства. В своих стихотворениях «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» рассуждает о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта и власти, поэта и народа.
Г. Краснухин считает, что «поэт у Пушкина выступает не проповедником, которому благоговейно внимают слушатели, но их оппонентом, защищающим от них собственную суверенность, не признающим за ними право на так называемый “социальный заказ”. ...наконец, поэт подобен эху, которое хотя и откликается “на всякий звук”, но само не знает отклика - ему “нет отзыва”».
Поэт не должен восхищать или удивлять толпу ни гневными инвективами в ее адрес, ни чудовищными ее разоблачениями. Пушкин сравнивал это с фиглярством, с фокусничаньем, понимай, какое любопытство вызывает у толпы каждый подобный наставник морали и как легко насыщается такое любопытство. Фиглярством со стороны поэта будет здесь облечение всего этого в художественную форму, которая может поразить воображение необычной рифмой, невиданным тропом, волнующим перифразом. Потому и отказывается Пушкин от «социального заказа» толпы, что такой заказ не имеет никакого отношения к нравственной природе поэзии.
В своих стихотворениях о долге поэта Пушкин писал о трех заповедях искусства, составляющих нравственное триединство: пробуждать в душах чувства добрые, утверждать свободу как главную человеческую ценность и призывать к милосердию.
Пушкин писал: «Поэт! не дорожи любовию народной», но это значило только: не позволяй делать из себя кумира и помни, что такая любовь преходяща. Не обольщайся восторгами, лестью, экзальтированным вниманием толпы: «Ты сам свой высший суд», вот и суди себя по вечным законам искусства!
2. Анализ стихотворения «Пророк».
1) Словарная работа.
«Порок» - в религиозно-мистическом представлении - провозвестник, истолкователь воли бога. Пушкин частично использует «Откровения» библейского пророка Исайи.
«Серафим» - в переводе «огненный», «сжигающий»; это название одного из высших ангельских чинов; серафимы изображались шестикрылыми.
«Ангел» - по учению христианской религии - доброе сверхъестественное существо (в отличие от демона - злого духа), действующего по воле бога.
2) Выразительное чтение стихотворения.
3) Разбор содержания и анализ текста.
Содержание стихотворения «Пророк» навеяно событиями 14 декабря 1825 г. и скорбью Пушкина о гибели «братьев, друзей, товарищей». Это стихотворение сюжетное; в нем изображен процесс постепенного перерождения человека в мудрого пророка. Текст насыщен славянизмами, придающими речи торжественный, приподнятый тон, который органически связан с библейской темой. Но христианский миф, библейский колорит - это лишь одеяние, художественный прием. За аллегорией и символикой отчетливо проступают сама реальность, мысли Пушкина о высоком назначении поэта. Все то житейское содержание, что наполняет сердца и умы занятых людей, весь их мир должен стать для истинного поэта пустынею мрачной... Он жаждет духовного удовлетворения, стремится к нему. С его стороны больше ничего и не требуется: алчущие и жаждущие насытятся...
Поэт-пророк изощренным вниманием проник в жизнь природы высшей и низшей, созерцал и слышал все, что совершается на небесах, и на земле, и в морских пучинах, от круговращения небес до прозябания (прорастания) растений. Что же дальше? Кто прозрел, чтобы видеть красоту мироздания, тот тем мучительнее ощущает безобразие человеческой действительности. Он будет бороться с нею. Его действие и оружие - слово правды. Но, для того чтобы слово правды, исходящее из жала мудрости, не язвило только, а жгло сердца людей, нужно, чтобы само это жало было разожжено огнем любви.
Как видим, Пушкин придает исключительное значение мировоззрению поэта-пророка. Без ясных взглядов на жизнь, на творчество поэт не может нести истину людям, пробуждать в них «чувства добрые», влиять на их нравственность.
В стихотворении особую значимость приобретает заключительное четверостишие, где каждое слово полно глубокого значения. В этих строках содержится объяснение того, что произошло с пророком. «Вещие зеницы» ему даны для того, чтобы видеть весь многообразный, красочный мир; чуткий слух нужен для того, чтобы слышать пульс жизни, в каких бы формах она ни проявлялась, и в равной мере воспевать как «возвышенные», так и «низкие» предметы.
Мысль о гражданственности творчества с особенной силой высказана в заключительной строке: «Глаголом жги сердца людей!»
Много спорят о том, кто скрывается за главным героем стихотворения - поэт или пророк. По-видимому, все-таки и то, и другое. Пушкин впервые ощутил в зрелой русской литературе особое ее на Руси предназначение, унаследованное от литературы допетровской, - быть Словом, объединяющим в себе художественный образ и дар пророчества.
Поэт, который является верным слугою Бога, - эхо русского народа, ибо он носитель народной святыни, он должен быть неподкупным. «Истинный поэт не есть что-то отдельное от народа; он его собственный орган, его слух, глаз и глас», - справедливо говорит В. С. Непомнящий. И «Памятник» Пушкина не акт осознания художником своих «заслуг», но акт утверждения великой миссии поэта, что он, поэт, подвластен лишь «веленью Божию».
3. Анализ стихотворения «Странник»*.
* По материалам Р. Парфеновой, гимназия № 1, г. Оренбург.
1) Комментарий учителя.
По своему замыслу стихотворение примыкает к таким произведениям, как «Поэту» и «Эхо», по своей образной системе и аллегорической форме оно близко «Пророку», а в целом тесно связано с поздней лирикой Пушкина, в которой он утверждал идеальную свободу художника и его право на независимое творчество, подчеркивал особое место творца в обществе. Проблема непонятого современниками гения часто разрабатывалась поэтом и нашла художественное воплощение в «Страннике».
2) Выразительное чтение стихотворения.
3) Обсуждение вопросов.
- В чем отличие стихотворения «Странник» от других стихотворений А. С. Пушкина, посвященных теме поэта и поэзии? (От других стихотворений «Странник» отличается тем, что в нем поэт прибегает к повествовательной форме, которая помогает более полно отразить действительность, окружающий мир.)
В основу «Странника» положен сюжет книги английского писателя пуританина Джона Беньяна (1628-1688) «Странствие паломника». Пушкин далеко отступил от подлинника, сохранив лишь аллегорическую форму повествования. Его странник - это «духовный труженик», другими словами, творец, мыслитель. Тема стихотворения - размышление о судьбе творца. Судьба его нелегка, ему трудно выбрать «верный путь» в окружающем его мире. Кто поможет страннику в выборе пути? Только он сам в состоянии сделать свой выбор. И он его делает. Это и есть идея стихотворения.
- Кто такие странники? Какой образ странника выбрал Пушкин в своем стихотворении? (Странниками на Руси называли людей, совершающих паломничество на богомолье. Иначе говоря, странник - человек, близкий к Богу, предпочитающий духовную жизнь всему мирскому, суетному. У Пушкина он еще назван «духовным тружеником». Та внутренняя работа, которая не позволяет страннику жить спокойно, так, как живут все остальные, сближает его с героями стихотворений «Поэт», «Эхо», «Пророк».)
- Какие душевные мучения переживает странник? Чем это объясняется? Как автор передает страдания своего героя? (Страдания странника объясняются не только осознанием неизбежности смерти и кратковременности человеческого бытия, но и тем непониманием, которое возникает между «духовным тружеником» и окружающими его людьми.)
- Что передает подробное описание душевных мучений героя стихотворения? (Передает не только степень безысходности и отчаяния, но и ту огромную внутреннюю работу, которая происходит в душе:
Внезапно был объят я скорбию великой
И тяжким бременем подавлен и согбен,
Потупя голову, в тоске ломая руки,
Я в воплях изливал души пронзенной муки
И горько повторял, метаясь как больной:
«Что делать буду я? Что станется со мной?»)
- Уменьшают ли отчаянья странника утешения близких, «сна целительный покой»? (Нет:
Но скорбь час от часу стесняла боле;
Моя душа полна
Тоской и ужасом; мучительное бремя
Тягчит меня.
Я лег, но во всю ночь все плакал и вздыхал
И ни на миг очей тяжелых не смыкал.
Все плакал и вздыхал, унынием тесним.)
Дважды повторяющееся «все плакал и вздыхал» призвано подчеркнуть безнадежность положения «духовного труженика». Страх перед смертью давит «тяжким бременем», «мучительным бременем». Слово «уныние» использовано поэтом три раза: «уныние мое», «унынием тесним» и, наконец, «уныньем изнывая». Последнее словосочетание не воспринимается как тавтологическое, потому что его назначение - обратить наше внимание на душевное состояние странника. Скорбь («скорбь великая», «скорбь час от часу стесняла боле»), тоска, ужас - вот гамма чувств, которые испытывает странник. Он уже не «странствует», а бродит.
Пошел я вновь бродить...
О чем, бродя один, так горько плачу я?
Существительное «странник» образовано от глагола «странствовать», от глагола «бродить» образуется другое существительное - «бродяга». У С. И. Ожегова «бродяга» - обнищавший, бездомный человек, скитающийся без определенных занятий. Превращение странника в бродягу происходит буквально на наших глазах: человек, потерявший жизненные ориентиры, неспособен к полноценной духовной жизни, горестные, удручающие мысли и чувства владеют им.
- Как подчеркнуто непонимание, существующее между странником и окружающими его людьми?
Сравнения («как раб, замысливший отчаянный побег», «путник, до дождя спешащий на ночлег»), используемые поэтом, также снижают, уже на лексическом уровне, представление о высокой миссии прежнего странника. Страдания сравниваются с «веригой», и это подтверждает нашу мысль о том, что образ странника, конечно же, аллегорический, что Пушкин в своем стихотворении утверждает право творца на свободу и независимость.
- Почему Пушкин так часто обращается в своих произведениях к теме свободы и независимости? О чем мечтает автор? (Для Пушкина в 30-е годы XIX в. эта тема стала особенно важной. В это время поэтом овладело чувство отчуждения от окружающей среды, непреодолимое стремление вырваться из нее. Из враждебной атмосферы был лишь один путь освобождения - бегство. Это было невозможно, но Пушкин мечтал об этом. Он писал жене: «Дай Бог тебя увидеть здоровою, детей целых и живых! Да плюнуть на Петербург, да подать в отставку, да удрать в Болдино, да жить барином». Понятно, почему тема одиночества прозвучала в целом ряде стихотворных произведений Пушкина в 30-е годы.)
- Проследите, как тема одиночества отразилась в «Страннике».
Непонимание проявляют не только люди, окружающие странника, но и те, кого он считает самыми близкими. Они не понимают его до конца, не видят «верный путь», избранный героем стихотворения:
И дети и жена кричали мне с порогу,
Чтоб воротился я скорее. Крики их
На площадь привлекли приятелей моих;
Один бранил меня, другой моей супруге
Советы подавал, иной жалел о друге,
Кто поносил меня, кто на смех подымал,
Кто силой воротить соседям предлагал;
Иные уж за мной гнались...
Бранил, жалел, поносил, на смех подымал, предлагал воротить силой... Никто не остался равнодушным к поступку странника. Но среди этих сильных человеческих страстей нет только одного - понимания.
- Какова роль образа юноши с книгой? (Образ - символический. Книга - символ мудрости и всеведения. Именно юноша дает страннику совет покинуть чуждый ему мир и тем самым обрести бессмертие.)
- Почему «врата спасения» названы «тесными»? (Символический путь едва-едва освещен, «тесные врата спасения» явно не могут принять толпу, это путь избранных.)
- Как сам странник реагирует на эти символические образы? (Странник должен решить сам, пойдет ли он по этому пути, несмотря на то что его все отговаривают, считают безумным, не собираются следовать за ним. И он делает свой выбор:
...но я тем боле
Спешил перебежать городовое поле,
Дабы скорей узреть - оставя те места,
Спасенья верный путь и тесные врата.)
- Как бы вы объяснили выбор странника?
Прибегая к аллегорической форме и аллегорическим образам, Пушкин размышлял и над своей собственной судьбой, и над судьбой поэта вообще в России.
- Почему Пушкин в стихотворении так часто прибегает к архаизмам? (Значимость поднятой темы требовала высокого стиля, поэтому поэт обращается к архаичной, торжественной лексике: скорбию, согбен, тягчит, почли, внемля, взор, влача, вопросил, познай, перст, узреть и др.)
- Чем объяснить использование разговорной и просторечной лексики наряду с архаичной? (В то же время странник - плоть от плоти тех людей, среди которых ему суждено жить. Потому словам высокого стиля явно противопоставлены разговорные слова и просторечные обороты: уличен, потупя голову, ломая руки, вопли, ужас, коль, махнув рукой, крушусь, отселе, бельма, ступай, поносил, воротить силой.)
- Сопоставьте судьбу пророка («Пророк») и судьбу странника. В чем сходство? В чем различие?
Таким образом, в «Страннике» поэт продолжает размышлять о судьбе гения, гонимого и непонятого современниками (стихотворения «Поэт», «Поэту», «Эхо»). Эти размышления, несмотря на аллегорическую форму, избранную Пушкиным, тесно связаны с реальной действительностью и свидетельствуют о творческой зрелости поэта, о реалистической направленности произведения.
Домашнее задание
1. Подготовить ответ на вопрос: «В чем видит Пушкин предназначение поэта и как он обосновывает в стихах свое право на бессмертие?»
2. Выучить наизусть одно из стихотворений (на выбор): «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Обосновать свой выбор.
3. Сопоставить стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» со стихотворением Державина «Памятник».
Дополнительный материал
Библейская легенда о пророке Исайе и стихотворение А. С. Пушкина «Пророк»
В основе этого знаменитого стихотворения лежит библейская легенда о беспощадном наказании народа, отступившего от добра, веры, духовности и любви к Богу:
«Увы, народ грешный, народ, обремененный беззакониями, племя злодеев... Оставили Господа, презрели Святого Израилева - повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство …?» - восклицает Господь. В библейской легенде сказано, что Исайе привиделось, что Бог призвал его стать пророком в этой грешной земле, обходя страны, рассказывать народу о Господе. Но за эту правду Исайя погибает.
Пушкин опирается на эту легенду как на авторитетный пример в истории, но и отступает от нее. Исайя находится среди неправедного народа. А пушкинский герой - в мрачной пустыне. У поэта образ пустыни - символ бездуховности, и герой томится, страдает, ему тяжело оттого, что он не может слышать и видеть Бога, поэтому он ищет. А если человек ищет, он обязательно найдет.
Подобную ситуацию мы видим на картине Крамского «Иисус в пустыне». Иисус - сын Божий, он должен знать все, но в то же время Спаситель сомневается: что такое истина? Существует ли она? И если она есть, то как различить добро и зло? На сомнение человека откликается сама природа - творение Бога, и высшие силы помогают преобразиться человеку.
Если внимание в легенде приковано к воздействию на отступившего от Бога народа, то в стихотворении Пушкина - к превращению человека в провидца, пророка: «Перстами легкими как сон моих зениц коснулся он...» Человеку дали зоркость. «Моих ушей коснулся он, - и их наполнил шум и звон: и внял я неба содроганье, и горний ангелов полет, и гад морских подводный ход, и дольней лозы прозябанье...» Человеку дали слух. Теперь пророку надо перенести огромные муки, чтобы стать провидцем. Серафим «вырывает грешный язык», «рассекает грудь мечом», «вынимает трепетное сердце» и вкладывает «угль, пылающий огнем». Человеку больно от беззакония и мрака, окружающего его, и когда эта боль пройдет через слух, зрение, ум и сердце человека, ему уже не страшно будет говорить истину вслух. Так, с точки зрения Пушкина, поступали многие его друзья-декабристы. Именно им он посвятил это произведение. Но в первом написании окончание было другим:
Восстань, восстань, пророк России,
Позорной ризой облекись,
Иди и с вервием вкруг выи
К царю-губителю явись.
Позднее концовка была изменена, она перестала быть такой конкретной, связанной с событиями эпохи, стала более общей. В ней Пушкин выразил свое мнение о призвании поэта «будить» человеческую совесть, ум, душу:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Но поэт только тогда станет пророком, когда его коснется «Бога глас». Мало лишь видеть, слышать и чувствовать окружающий мир, человеческую боль, надо еще верить. В этом стихотворении - вера поэта в зависимость человека от Высших сил.