Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие - Егорова Н. В. 2016

Поурочные разработки к учебнику Ю. В. Лебедева Русская литература XIX века 10 класс
Творчество А. С. Пушкина
Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества

Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни, сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни, и рядом с ним - это легкое имя: Пушкин.

Пушкин так легко и весело умел нести свое творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта - не легкая и не веселая; она трагическая...

А. А. Блок

Уроки 6-7. Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества

Цели: раскрыть своеобразие пушкинской эпохи закрепить знания о жизни и творчестве Пушкина.

    Методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учеников, выразительное чтение, обсуждение вопросов.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, книги о его жизни и деятельности, высказывания его современников о нем, альбом фотоснимков «Жизнь и творчество А. С. Пушкина. Материалы для выставки в школе».

Дополнительная литература: Высочина Е. И. Образ, бережно хранимый. М., 1989; Книга-справочник о жизни и творчестве А. С. Пушкина. М., 1974; Тынянов Ю. Пушкин (любое издание); Пущин И. И. Записки о Пушкине (любое издание); Пушкин А. С. Школьный энциклопедический словарь. М., 1999; Цветаева М. Мой Пушкин (любое издание); Ахматова А. А. Статьи о Пушкине (любое издание); Пушкин А. С. К портрету Жуковского / Российская школьная хрестоматия.

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя

Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал - как человек и как художник - символом русской духовной жизни. Еще в 1834 г. Н. В. Гоголь пророчески заметал: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет».

Каждое новое поколение, каждая эпоха утверждают свое понимание поэта, видя в нем современника. Пушкина изучают, о нем спорят, его боготворят или отвергают. Он давно уже вышел за пределы литературы, сделавшись фактом русского общественного сознания. Эту особенность национального гения видели критики В. Г. Белинский и А. А. Григорьев, писатели Ф. М. Достоевский и И. С. Тургенев, философы В. С. Соловьев и Д. С. Мережковский. По словам Аполлона Григорьева, «Пушкин - наше все: Пушкин - представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин - пока единственный полный очерк нашей народной личности...».

Гений Пушкина универсален. Но первая «тропа» к Пушкину, первая ступень познания его как «чрезвычайного явления русского духа» пролегает через литературу. Пушкин, названный В. Ф. Одоевским «солнцем нашей Поэзии», - создатель «солнечной системы» русской литературы.

II. Реализация домашнего задания. Повторение изученного

1. Обсуждение тезисного плана статьи «Художественный мир Пушкина».

2. Обсуждение вопросов.

- Что вы знаете об эпохе, в которой жил и творил А. С. Пушкин?

- Какие произведения А. С. Пушкина вы знаете?

- Какие пушкинские герои особенно любимы вами? Почему?

- В чем, по-вашему, секрет очарованности А. С. Пушкиным? (Ученики отвечают на вопрос, на выбор читают любимые поэтические строки Д. С. Пушкина.)

- Каковы главные темы пушкинской лирики?

    - Какие основные мотивы пронизывают творчество А. С. Пушкина?

    - Как основные мотивы лирики А. С. Пушкина реализуются в тематике его поэзии?

III. Сообщения учеников о детских и юношеских годах жизни А. С. Пушкина

    (Можно использовать материалы учебника - с. 56-76.)

IV. Основные периоды жизни и творчества А. С. Пушкина (составление хронологической таблицы)

Лицейский период - 1813-1816 гг.: время выбора пути; формирование Пушкина как поэта под воздействием творчества Державина, Карамзина, Радищева, Жуковского, Вольтера, Руссо. Патриотические настроения («Воспоминания в Царском Селе»), политические мотивы («Лицинию»), вольнолюбивые и сатирические мотивы («Городок), эпикурейство и анакреонтика.

Петербургский период - 1817-1820 гг.: романтизм, декабристские настроения, свободолюбивая лирика.

Период Южной ссылки - 1820-1824 гг.: вольнолюбивые мотивы; романтические «южные» поэмы.

Период ссылки в Михайловское - 1824-1826 гг.: утверждение принципов реализма, интерес к истории. Трагедия «Борис Годунов».

Творчество второй половины 20-х годов - 1826-1830 гг.: верность идеалам декабристов («В Сибирь», «Арион», «Анчар»).

Болдинская осень - 1830 г.: вершина творчества Пушкина. Завершение работы над «Евгением Онегиным», «Повести Белкина», «маленькие трагедии», философская лирика.

Творчество 30-х годов XIXв. - 1831-1836 гг.: реалистическая проза, философское осмысление истории. «Капитанская дочка».

V. Обзор жизни и творчества Пушкина. Своеобразие пушкинской эпохи. Лекция учителя

Первые стихотворения Пушкина датированы 1813г. Для России это было время патриотического подъема после победы в Отечественной войне 1812 г., время свободолюбивых настроений и устремлений.

В лицее Пушкиным написано более 130 произведений. Первое опубликованное стихотворение Пушкина - «К другу-стихотворцу» - было помещено в журнале «Вестник Европы» в 1814 г. В лицейских стихах Пушкина много перекличек с произведениями русских и французских писателей. Он заимствовал темы, жанры, мотивы, образы, характерные для современной ему литературы. Широта поэтического взгляда, разнообразие чувств и настроений, чуткость поэтического слуха, стремление к гармонии отразились уже в ранних стихах Пушкина.

После окончания лицея юный Пушкин поступил на государственную службу - в Коллегию иностранных дел. Петербургский «большой свет» поразил массой новых впечатлений: светские развлечения и интриги, дружеское общение и любовь, занятия поэзией и споры о политике. Мировоззрение Пушкина формируется в атмосфере петербургского вольномыслия: знакомство с П. Я. Чаадаевым, с членами тайного общества «Союз благоденствия» Н. И. Тургеневым и Ф. Н. Глинкой, участие в работе литературно-театрального общества «Зеленая лампа» и Вольного общества любителей российской словесности.

Петербургские впечатления отразились в «потаенной», непубликуемой поэзии: «Вольность» (1817), «Деревня» (1819), «К Чаадаеву» (1818), «Ура! В Россию скачет ...» (сатира на Александра I), эпиграмма на Аракчеева. В этот же период была завершена поэма «Руслан и Людмила», задуманная еще в лицее. Поэма была восторженно принята читателями и критиками. Отдельным изданием поэма вышла осенью 1820 г., когда поэт уже был сослан на юг за свои вольнолюбивые стихотворения.

Пушкин оставался чиновником, но, попав в опалу, стал изгнанником. В Кишиневе и Каменке поэт общался с членами «Союза благоденствия» и тайного Южного общества П. И. Пестелем, В. Л. Давыдовым, В. Ф. Раевским, П. С. Пущиным, М. Ф. Орловым. Пушкин стремился к сближению с радикальными критиками самодержавия, мечтал о приближении «вольности святой», страстно жаждал действия, борьбы. Однако новые друзья уверили Пушкина в том, что тайного общества не существует.

В лирике периода южной ссылки ведущее место принадлежало романтическим жанрам: элегии («Погасло дневное светило...», «Редеет облаков летучая гряда...», «Я пережил свои желанья...»), дружескому посланию, балладе («Песнь о вещем Олеге»). Образы изгнанников в посланиях «К Баратынскому» (1822), «К Овидию», в исторической элегии «Наполеон» явно перекликались с судьбой самого поэта.

Главное достижение Пушкина в период южной ссылки - романтические поэмы: «Кавказский пленник» (1821), «Братья разбойники» (1821), «Бахчисарайский фонтан» (1821-1823), «Цыганы» (закончены уже в Михайловском в 1824 г.).

Пушкин преобразил русскую романтическую поэзию. В отличие от элегического романтизма 10-х годов XIX в., пушкинская поэзия была проникнута духом бунтарства. В романтических поэмах Пушкина очевидно влияние творчества Байрона. Герой пушкинских поэм - гордый, независимый человек в конфликте с окружающей действительностью; человек, стремящийся к свободе.

Замысел романа в стихах «Евгений Онегин», работа над которым началась в мае 1823 г., был новаторским. Пушкин старался преодолеть романтическую условность сюжетов «южных» поэм, искал нового героя-современника, новый стиль.

Пушкиным созданы великолепные образцы любовной лирики, в которых отразились чувства поэта к А. Ризнич, К. Собаньской, Е. Воронцовой. Граф Воронцов, в чьем распоряжении находился Пушкин в Одессе, постарался избавиться от него. Полиция вскрыла одно из писем Пушкина, содержавших неосторожные выражения. Пушкин был арестован. Южная ссылка закончилась для него предписанием ехать в родовое имение Михайловское Псковской губернии.

В Михайловском поэта ждала настоящая ссылка. От имени царя ему объявили страшное обвинение в атеизме и растлевающем воздействии на умы молодежи. За Пушкиным был установлен двойной надзор: полицейский и церковный. Сроки ссылки не были определены. Поэт был лишен свободы передвижения. С внешним миром Пушкина связывала интенсивная переписка и дружба с соседями - помещицей села Тригорское П. А. Осиповой и ее дочерьми.

Для любовной лирики этого периода характерен утонченный психологизм («Я помню чудное мгновенье...», «Сожженное письмо», «Признание»). Поэт создает в Михайловском реалистические произведения: центральные главы «Евгения Онегина» (III-VI), историческую трагедию «Борис Годунов», в которой отражены размышления о соотношении истории и личности, народа и власти. Философская глубина трагедии не была оценена современниками. Пушкин обогнал свое время.

Важной проблемой Пушкин считал выдвинутую декабристами проблему народности литературы. Задачу народности поэт понимал не только как обращение к народному языку и темам из родной истории, но и как изучение народной психологии, национального склада души, особенностей народного менталитета. Пушкин считал, что эти черты явственней всего выражаются в фольклоре. Пушкин записывает сказки Арины Родионовны, ходит по ярмаркам и записывает народные песни, изучает фольклор других народов.

В Михайловском Пушкин получил известие о смерти царя Александра I, о событиях на Сенатской площади 14 декабря 1825 г., о следствии над участниками восстания, проводившемся новым царем - Николаем 1. Эти события не могли не повлиять на судьбу опального поэта. В сентябре 1826 г. он был вызван в Москву для разговора с царем.

Состоявшийся разговор переменил судьбу Пушкина: он был возвращен из ссылки, ему разрешили жить в Москве, а в 1827 г. - и в Петербурге. Николай I с уважением отнесся к откровенности Пушкина, заявившего, что если бы 14 декабря 1825 г. он был в Петербурге, то вышел бы на Сенатскую площадь. Новый царь даже пообещал самолично быть цензором пушкинских произведений. Николай I поразил Пушкина прямотой и готовностью к реформам.

Размышления о современности, о перспективах нового царствования привели поэта к теме Петра I («Стансы», в которых Пушкин призвал Николая I: «во всем будь пращуру подобен»; неоконченный исторический роман «Арап Петра Великого»; поэма «Полтава», изображающая триумф «России молодой»).

Времена, последовавшие за разгромом восстания, были ужасны. «Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого существа, - писал А. И. Герцен в статье «Литература и общественное мнение после 14 декабря 1825 года». - Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние». Общество расслоилось на тех, кто сочувственно относился к декабристам, и тех, кто занимал консервативную точку зрения, настаивая на эволюционном пути.

Естественно, что для сохранения основ государственности и укрепления центральной власти были необходимы жесткие меры, зачастую приводившие к тотальному уничтожению очагов свободомыслия и подавления смуты. Было создано III отделение канцелярии Его Императорского Величества под управлением шефа жандармов А. Х. Бенкендорфа. Распространились и узаконились слежка, сыск, подслушивание. Москва, по воспоминаниям современников поэта, наполнилась шпионами. В число агентов иногда попадали и люди большого света, были среди них литераторы.

В такую атмосферу вернулся Пушкин после ссылки. Он не узнал общества - ни московского, ни петербургского. Поэт был оторван от лучших людей своего поколения. Многие из близких друзей и добрых его приятелей томились в каторжных норах Сибири. Даже имен многих нельзя было произносить вслух.

В это время поэту надо было найти свое место и быть верным своим идеалам. Пушкин пытался наладить тесную связь с журналом «Московский телеграф», где сотрудничали молодые поэты, но вскоре, присмотревшись, поэт отошел от них. В эти годы и публика стала встречать его менее восторженно. Им еще восхищались, его читали и почитали, но к концу десятилетия отток интереса стал заметен. Это происходило еще и потому, что Пушкин стал создавать реалистические произведения, а читающая публика не была готова к этому. Выйдя на широкий простор реалистического творчества, поэт не подтверждал, а разрушал созданный читательской аудиторией его образ, который не соответствовал ожиданиям публики, жаждавших повторения мелодий, некогда их покоривших.

Поэт создавал новые жанры, истинно новаторские произведения, вводил новых героев, осваивал новые темы. Он охватывал своим взором бесконечные пространства родной земли, вникал в быт, нравы, психологию, мироощущения своих современников, людей разных сословий и характеров. Все было подвластно его таланту, его фантазии, художественной мысли, безгранично властвовавшей над миром былого и современной ему действительности. Ю. Лотман писал: «Пушкин ушел настолько далеко вперед от своего времени, что современникам стало казаться, что он от них отстал».

Во второй половине 20-х годов XIX в. усиливается интерес Пушкина к философской проблематике. Лирические произведения многообразны в жанровом и стилевом отношении. Это программные стихотворения «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), в которых Пушкин размышляет о предназначении поэта и поэзии, об отношении поэта и власти, поэта и народа; «Воспоминание, «Дар напрасный, дар случайный...», «Анчар» (все - 1828); «Дорожные жалобы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Жил на свете рыцарь бедный...» (все - 1829).

Болдинская осень 1830 г. - короткий, но самый плодотворный период в творчестве Пушкина. За три месяца вынужденного затворничества (из-за холерных карантинов) Пушкин написал столько, сколько создал за предшествующее десятилетие. В сентябре-октябре написаны «Повести Белкина», последние главы «Евгения Онегина», В конце октября - начале ноября - цикл философско-психологических «маленьких трагедий». В Болдинскую осень были созданы «Сказка о попе и работнике его балде», «История села Горюхина», около 30 стихотворений («Элегия», «Бесы», «Заклинание», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Для берегов отчизны дальней...»).

В работе над «Евгением Онегиным» раскрылось движение Пушкина к «поэзии действительности». «Повести Белкина» стали началом нового, «прозаического» периода творчества. Философская линия продолжилась в творчестве 30-х годов XIX в.

30-е годы XIX в. были неблагоприятны для Пушкина, несмотря на его женитьбу на Н. Н. Гончаровой (1831), несмотря на восстановление на государственной службе. В конце 1833 г. царь пожаловал Пушкину придворное звание камер-юнкера, которое поэт счел для себя оскорбительным.

Пушкин постоянно испытывал психологический дискомфорт. Неблагоприятной была и литературная атмосфера этого времени. Многие произведения Пушкина не имели успеха («Борис Годунов», «Повести Белкина») или не были опубликованы. В печати началась травля Пушкина, инспирированная его давним недругом, журналистом и писателем Ф. В. Булгариным. В последние годы творчества Пушкина трещина в его отношениях с современной литературой достигла угрожающих размеров.

Вопреки трудным житейским и литературным обстоятельствам, Пушкин следовал своему призванию, стремился стать духовным вождем русского просвещенного дворянства. Размышления о связи трех сил: самодержавия, просвещенного дворянства и народа - легли в основу философско-исторической концепции. Работа над

«Историей Петра» привела Пушкина к времени царствования Екатерины II. Весной 1833 г. он начал собирать материалы о Пугачевском бунте. В то же время он работал над оставшимся незавершенным романом «Дубровский», в котором впервые показал крестьянское восстание. В сентябре 1833 г. Пушкин добился разрешения на поездку в Поволжье и на Урал, в которой он собрал богатый материал о Пугачеве, встречался с очевидцами восстания.

Вторая Болдинская осень - 1833 г. - ознаменована созданием философских произведений: повести «Пиковая дама», сказок «О рыбаке и рыбке», «О мертвой царевне и семи богатырях», лирического шедевра «Осень».

Две важнейшие грани творчества в последние годы жизни Пушкина (1834-1836) - философская лирика («Пора, мой друг, пора...», «Вновь я посетил...», «Была пора: наш праздник молодой...») и роман «Капитанская дочка» (1836).

История в контексте пушкинских раздумий о человеке и природе, жизни и смерти предстает как стихийная сила, неподвластная воле и желаниям людей. Водоворот истории увлекает человека, препятствует осуществлению его заветных желаний, заставляя бороться за счастье, за право быть самим собой.

Итогом долгой и трудной «дороги свободной» сквозь «жестокий век» стало бессмертие поэта. С особой гордостью Пушкин выразил эти мысли в своем поэтическом завещании - стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).

Обстановка вокруг Пушкина и его семьи обострялась. Светские сплетни и интриги приблизили «последний акт» жизненной драмы. 25 января 1837 г. состоялась дуэль Пушкина с Дантесом, на которой поэт был смертельно ранен. 29 января (10 февраля) 1837 г. Пушкин скончался. Проститься с великим поэтом пришли тысячи людей. Ночью 3 февраля гроб с телом Пушкина был тайно вывезен из Петербурга в Святые Горы Псковской губернии. 6 февраля поэта похоронили в Святогорском монастыре, недалеко от Михайловского.

Домашнее задание

    1. Письменно сопоставить основные темы лирики Пушкина с каким-либо его стихотворением.

    2. Подготовить выразительное чтение и анализ одного из стихотворений Пушкина на тему поэта и поэзии.

    3. Подумать над смыслом высказывания В. Г. Белинского: «Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека». Написать сочинение-размышление на эту тему.

    4. Прочитать статью учебника «Пушкин о назначении поэта и поэзии» (с. 98-104).

Дополнительный материал*

* Виноградов В. В. О трудах Ю. Н. Тынянова по истории русской литературы первой половины XIX в. М.: Наука, 1969.

В сборнике «Пушкин и его современники» Ю. Н. Тынянов отвергает обычное и общее для предшествующего литературоведения понимание литературной борьбы 20-х годов XIX в. как борьбы романтизма и классицизма. По его мнению, «подходя с готовыми критериями «классицизма» и «романтизма» к явлениям тогдашней русской литературы, мы прилагаем к многообразным и сложным явлениям неопределенный ключ, и в результате возникает растерянность, жажда свести многообразное явление хоть к каким-нибудь, хоть к кажущимся простоте и единству».

Ю. Н. Тынянов был решительным противником литературных псевдотерминов - противоречивых, расплывчатых, а нередко и пустых. Вслед за своим героем В. К. Кюхельбекером он пришел к выводу, что важнее, чем деление писателей 20-х годов XIX в. на классиков и романтиков, - противопоставление «карамзинистов» («германо-россов и русских французов») «славянам», архаистам. Архаисты, по словам Кюхельбекера, имели своих классиков (Шишков и Шихматов) и романтиков (Катенин, Грибоедов, Шаховской и Кюхельбекер). Если старшую группу архаистов (Шишкова, Шихматова, членов «Беседы») можно причислить к реакционерам, то младшее поколение архаистов включало радикалов и революционеров. Но и ту, и другую группу сближали некоторые черты их литературной теории и отрицательное отношение к поэтике и стилистике карамзинизма и его ответвлений или разветвлений (к принципам «приятности», «эстетизма», «фигурности», «перифрастичности стиля» и т. п.).

Архаисты стояли за высокий слог с его архаизмами, за народность речи, за народную поэзию как базу развития национальной художественной литературы и за новые жанры.

Между архаистами и карамзинистами обнаруживались резкие различия и в понимании путей развития литературы, и в отношении к разным поэтическим жанрам. Ю. Н. Тынянов замечает: «“Низкий” и “высокий” стиль и жанры - органически связанные между собою явления; «средний» же враждебен им обоим. Здесь связь между обеими тенденциями архаистов - к снижению и возвышению (одновременно) литературного языка». Особенно интересны и новы наблюдения Тынянова над стилями Катенина, Грибоедова и Кюхельбекера с их индивидуальными своеобразиями. Так, по мнению Тынянова, «окольный метрический путь, избранный Катениным, широкой струей вливается в русскую поэзию в лирике Некрасова. Метрические пути, обходившие Пушкина и его эпигонов, естественно конвергировали, совпадали с путями, обходившими культуру пушкинского стиха в ее позднейших преломлениях. Вместе с тем “простонародный натурализм” Катенина, особенно сказавшийся в его лексике, ведет и к общему сходству Катенина с Некрасовым. Так в разные эпохи один тип лексики находится в соотношении с одним типом метрики. О “влиянии” здесь говорить, по-видимому, не приходится, но приходится говорить о некотором единстве, которого сами писатели могли и не сознавать. Это явление “совпадения”, но вовсе не случайного, а вызванного глубокой аналогией исторических причин, явление, которое удобнее всего назвать “литературной конвергенцией”. Ю. Н. Тынянов приводил некоторые аналогии, сближения катенинского стиля с некрасовским. Тут же Тынянов заявляет, что Пушкин отбирал в поэзии Катенина именно “пред- некрасовское”, а в теории - основу этого «преднекрасовского».

Вершинный пункт деятельности младоархаистов - первая половина 20-х годов XIX в. Во второй половине этого десятилетия литературная конъюнктура изменяется. Происходит фактическое уничтожение ядра младоархаистического движения: в 1822 г. выслан из столицы Катенин, 1825 г. - год гражданской смерти Кюхельбекера, 1829 г. - год смерти Грибоедова.

Пушкин в борьбе младших архаистов с младшими карамзинистами занимает не всегда и не по всем вопросам одно и то же место. Его позиция - очень сложная. До 1818 г. Пушкин может быть назван правоверным арзамасцем-карамзинистом. 1818 г. - год решительного перелома и наибольшего сближения его с младшими архаистами. К этому времени карамзинистская языковая культура оказывается накануне кризиса. Происходит распад «Арзамаса» - этой своеобразной формы карамзинистского литературного общества. Это годы работы Пушкина над «Русланом и Людмилой», поисков большой эпической формы. По мнению Тынянова, здесь на поэтический язык Пушкина, на его простонародность и «грубость» оказал влияние практика Катенина, просторечие его жанра «русской баллады» - «Ольги». Полемика вокруг «Руслана и Людмилы» как бы повторила полемику вокруг «Ольги» Катенина. Конечно, в этом утверждении есть сильное преувеличение. Поэтический стиль «Руслана и Людмилы» гораздо сложнее, синтетичнее, но какая-то доля истины в этой гипотезе Тынянова есть - Пушкин вышел за пределы карамзинской традиции. Недаром Кюхельбекер в 1843 г. писал в своем дневнике о «Руслане и Людмиле»: «Содержание, разумеется, вздор, создание ничтожно, глубины никакой. Один слог составляет достоинство Руслана, зато слог истинно чудесный». Однако от Катенина Пушкин мог взять лишь общую тенденцию к демократизации слога. В связи с изменением своих поэтических позиций Пушкин остро ставит вопрос о необходимости решительного пересмотра взглядов на романтическую и классическую поэзию применительно к русской национальной литературе и связывает вопрос о романтизме с вопросом о новых жанрах (прежде всего «романтической поэмы» и «романтической трагедии») и о смещении старых жанров новыми формами.

В течение 20-х годов XIX в. борьба Пушкина с литературной культурой «карамзинизма» усиливается и углубляется. Характерно письмо П. А. Плетневу о «Борисе Годунове»: «Какого вам Бориса и на какие лекции? В моем Борисе бранятся по-матерну на всех языках. Это трагедия не для прекрасного полу».

Пушкин глубоко вникает в разные формы и жанры просторечия, он увлекается «прелестью нагой простоты» как одной из основ нового национально русского стиля.

В работе Тынянова «Архаисты и Пушкин» рассматриваются вопросы отражения жизни и творчества Кюхельбекера в сочинениях Пушкина. Кюхельбекер, как и Катенин, был новатором, с самого начала он не пошел за господствующими литературными течениями. В продолжение всей своей литературной деятельности Кюхельбекер пытается прививать «новые формы»; каждое свое произведение он окружает теоретическим и историко-литературным аппаратом. На Кюхельбекера имел громадное влияние Грибоедов. В 1820-1821 гг. Кюхельбекер открыто примыкает к «дружине» Шишкова, увлекаясь красотами библии и библейскими образами. Литературным знаменем Кюхельбекера становится Державин. Он - сторонник высокой лирики, особенно жанра оды. Кюхельбекер свои пародические характеристики элегического стиля конкретизирует указаниями на Жуковского. Он резко критикует язык карамзинистов, «небольшой, благопристойный, приторный, искусственно тощий, приспособленный для немногих язык». Он стоит за самобытность русской национальной поэзии. Для Кюхельбекера «романтизм» - синоним «народности».

Пушкин был глубоко задет этими словами Кюхельбекера, тем более что сознание необходимости перелома в лирике у него назревало еще раньше. Борясь за свободу выбора тем против «высокого искусства», Пушкин отчетливо сознает важность вопроса о сравнительной ценности жанров, но колеблется в его решении.

Добавим, что роль Пушкина в этом движении была очень сложной, конструктивной и во многих отношениях основной. Включение и в этот процесс, и в процесс развития русской художественной литературы деятельности защитников книжно-славянских языковых традиций и тонкая оценка их значения - все это составляет большую и важную заслугу Тынянова в русской историко-литературной науке.