Литература 11 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016


Предисловие

Конспект урока, план урока, методическая разработка — это святая святых, это творческая лаборатория учителя, это плод его дерзаний и терзаний, это то, что может родиться внезапно, а может вымучиваться бессонными ночами, во время работы, в тишине кабинета или суете общественного транспорта.

Конспект урока — это предмет повышенного интереса администрации, это то, чем мы делимся с коллегами, что обсуждаем, анализируем, оцениваем. Некоторые учителя обсуждают: а нужен ли конспект урока? Ведь почти никогда не удаётся провести урок так, как задумал. Конспект всё-таки нужен! Это ноты, позволяющие импровизировать, это опора, основа, фундамент будущего здания под названием «УРОК».

Конспекты и планы мы складываем в портфолио, в свою методическую копилку. Они изменяются год от года, живут и растут вместе с нами. Но когда мы вынашиваем новую идею, готовим новый конспект, нам необходимо ознакомиться с опытом коллег, посмотреть, как они изучают эту тему. Поделиться с коллегами своими наработками — цель данного учебно-методического пособия.

Основные цели современного школьного литературного образования определяются как формирование читательской культуры учащегося и одновременное формирование его личности.

Данное методическое пособие содержит подробные разработки 105 уроков литературы в 11-м классе, годовое календарно-тематическое планирование, схемы, таблицы, методические комментарии, дидактический материал для разного уровня подготовки учащихся, проблемно-поисковые задания, которые учитель может использовать по своему усмотрению в зависимости от учебной ситуации. Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ «Программы общеобразовательных учреждений. Литература (базовый уровень). 5-11 классы / под ред. В. Я. Коровиной». — 12-е изд., переработанное. — М.: Просвещение, 2011.

Залогом успеха учителя является чёткое, продуманное тематическое планирование учебного материала. Материалы, помещённые в предлагаемом учебно методическом пособии, помогут не упустить при планировании ни малейшей детали, оптимально распределить учебное время. Планирование построено с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности между различными разделами курса и перспективности.

Планы-конспекты расположены на перфорированных листах с полями для записей, что даёт учителю возможность, используя своё мастерство, опыт, знания, самостоятельно конструировать некоторые этапы урока, прибегая к различным вариантам организации учебной деятельности учащихся. Цель предлагаемых планов-конспектов уроков — развитие творческих способностей учащихся, воспитание гармонично развитой гражданской личности, обладающей демократическим менталитетом. Эта цель реализуется через задания, предполагающие умение анализировать художественный текст; духовные ценности, дающие возможность осознать роль прошлого и настоящего литературного опыта.

Основной формой проведения занятий в общеобразовательных учебных заведениях остаётся урок. Конечно же, современные школы пытаются модернизировать эту форму, расширить её границы, включаясь в проектную деятельность, работая в педагогических мастерских, используя на уроках современные интерактивные приёмы и методы.

Представленные в пособии конспекты уроков сочетают как интерактивные, так и традиционные методы преподавания, позволяющие сделать работу учащихся на уроке максимально эффективной и результативной. Предполагается, что учитель, владея приёмами инновационных технологий, может включить в этапы урока разнообразные задания, среди которых должны быть такие, которые формируют и развивают литературоведческие навыки, задания для самостоятельной работы, для работы в парах и группах.

Пособие содержит ряд оригинальных рубрик («Под сенью дружных муз...», «Умники и умницы», «Учимся грамотно дискутировать», «Читая — размышляем...», «Практикум начинающего литературоведа»), призванных стимулировать интерес учащихся к изучению литературы, развивать критическое мышление, творческие способности и самостоятельную читательскую деятельность. Предлагаемые планы-конспекты частично имеют интегрированный характер, поскольку содержат информацию из различных областей искусства (музыка, живопись, театр, кинематограф).

В пособии представлены дополнительный теоретический материал, расширяющий содержание учебника по наиболее трудным разделам и темам курса литературы в 11-м классе; таблицы, схемы, облегчающие усвоение теоретического материала и идейно-художественного содержания изучаемых произведений; система разноаспектных вопросов и заданий; подборка иллюстраций.

Значительное внимание в пособии уделяется работе над проблемными вопросами, требующими от учащихся вдумчивого отбора, сопоставления и правильной оценки отдельных фактов, умения делать самостоятельные выводы. В качестве материала для домашних заданий и промежуточного контроля предлагаются творческие работы (сочинения-рассуждения, сочинения-эссе, сочинения-рецензии). Большое внимание в пособии уделено самостоятельной исследовательской и творческой работе учащихся с художественным произведением. Каждая тема заканчивается выполнением задания, связанного с развитием творческих способностей учащихся. Создание подобных уроков требует мастерства: непросто подобрать задания, стимулирующие творческую мысль учащегося, подталкивающие его к самостоятельному «добыванию» знаний. Непросто и учителю быть не участником процесса обучения, а «дирижёром» процесса самопознания учащихся. Именно поэтому предлагаемые планы-конспекты рассчитаны на творческий характер работы учителя.