Литература 11 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Календарно-тематическое планирование
I полугодие
№ п/п |
Тема урока |
Прогнозируемые результаты |
Дата |
Класс |
I четверть |
||||
Введение |
||||
1 |
Основные направления, темы и проблемы русской литературы начала XX в. |
Учащиеся знают общую характеристику и своеобразие русской литературы XIX в. с точки зрения истории и литературы; имеют представление об основных тенденциях в литературе конца XIX — начала XX вв.; определяют значение русской литературы данного периода в развитии русского и мирового литературного процесса |
||
Иван Алексеевич Бунин |
||||
2 |
И. А. Бунин: жизнь, творчество, судьба. Философичность, лаконизм и изысканность лирики |
Учащиеся знают биографию И. А. Бунина; называют основные этапы его творчества; обозначают сквозные темы в творчестве Бунина, главные особенности его прозы и поэзии; раскрывают синтетическую природу художественного мышления Бунина; участвуют в аналитической беседе, в обсуждении проблемных вопросов |
||
3 |
И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»: история создания, смысл названия, символика |
Учащиеся знают о замысле, истории создания, смысле названия, символике рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»; на основе наблюдения, исследования приходят к пониманию идейного содержания рассказа; составляют тезисы сообщений, принимают участие в беседе; выполняют аналитическую, сопоставительную работу по тексту рассказа |
||
4 |
И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско». Социальное, философское, эстетическое осмысление жизни |
Учащиеся знают о своеобразии художественного мира рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»; раскрывают социальное, философское, эстетическое осмысление жизни в рассказе; на основе наблюдения, исследования приходят к пониманию идейного содержания рассказа; принимают участие в беседе; выполняют аналитическую, сопоставительную работу по тексту рассказа |
||
5 |
Тема любви в творчестве И. А. Бунина. Рассказы «Тёмные аллеи», «Лёгкое дыхание» |
Учащиеся знают о своеобразии художественного мира рассказов И. А. Бунина цикла «Тёмные аллеи»; знают содержание рассказов, анализируют их в рамках диалога, предложенного учителем; выполняют аналитическую работу, комментируют названия прочитанных рассказов в связи с идеей |
||
6 |
Тема любви в творчестве И. А. Бунина. «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования |
Учащиеся знают содержание рассказа «Чистый понедельник», анализируют его в рамках диалога, предложенного учителем; выполняют аналитическую, работу по тексту прочитанного рассказа |
||
7 |
И. А. Бунин «Чистый понедельник». Психологизм и особенности внешней изобразительности |
Учащиеся знают содержание рассказов И. А. Бунина «Чистый понедельник» и «Солнечный удар»; анализируют и сопоставляют их в рамках диалога, предложенного учителем; выполняют аналитическую работу |
||
Александр Иванович Куприн |
||||
8 |
А. И. Куприн: жизнь, творчество. Автобиографический и гуманистический характер повести «Поединок». Мир природы и мир человека в повести «Олеся» |
Учащиеся знают содержание повестей А. И. Куприна «Поединок», «Олеся»; раскрывают их идейно художественный замысел; анализируют повести в рамках диалога, предложенного учителем; выполняют аналитическую работу |
||
9 |
А. И. Куприн. Художественный мир рассказа «Гранатовый браслет». Проблематика, сюжетно композиционные особенности, система образов |
Учащиеся знают содержание изучаемого рассказа, проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов; определяют особенности композиции рассказа в раскрытии авторского замысла; оценивают роль романтических мотивов; анализируют рассказ в рамках диалога, предложенного учителем; выполняют аналитическую работу |
||
10 |
А. И. Куприн «Гранатовый браслет». Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека» |
Учащиеся на основе наблюдения, исследования приходят к пониманию идейного содержания рассказа; принимают участие в беседе; выполняют аналитическую, сопоставительную работу по тексту рассказа |
||
11 |
Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна |
Учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения |
||
Максим Горький |
||||
12 |
Максим Горький: жизнь, творчество. Ранние романтические рассказы. Рассказ «Макар Чудра». Особенности изображения характеров и обстоятельств |
Учащиеся рассказывают о жизни и творчестве Максима Горького; имеют представление о неоромантизме и новом романтическом герое на основе знакомых понятий «романтизм», «романтический герой»; выявляют наиболее яркие стилистические особенности романтических и реалистических произведений раннего этапа творчества Максима Горького; умеют анализировать литературное произведение, обобщать и делать выводы |
||
13 |
Максим Горький «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа |
Учащиеся знают содержание изучаемого рассказа; анализируют текст, раскрывающий силу воли, жажду жизни, накал страстей и стремление к подвигу; объясняют значение композиции в выявлении позиции автора; раскрывают роль антитезы как средства противопоставления романтического идеала и суровой реальности; принимают участие в дискуссии |
||
14 |
Максим Горький. Пьеса «На дне» — социально-философская драма. Система образов |
Учащиеся знают содержание пьесы; комментируют фрагменты из неё, раскрывающие жизнь обитателей ночлежки; комментируют фрагменты пьесы, раскрывающие умонастроения персонажей; характеризуют героев, раскрывая смысл их высказываний (ведут диалог) |
||
15 |
Пьеса Максима Горького «На дне». Спор о назначении человека: «три правды» в пьесе и их трагическое столкновение |
Учащиеся знают содержание пьесы; комментируют фрагменты из нее, раскрывающие жизнь обитателей ночлежки; анализируют сцены споров персонажей пьесы, выявляя авторскую позицию; дают собственную оценку героям; делают выводы о гуманизме пьесы и способах его выражения; делают выводы об идейном содержании пьесы |
||
16 |
Максим Горький. Своеобразие публицистики и мемуарных очерков |
Учащиеся знают о творчестве Максима Горького в послеоктябрьский период, содержание изучаемых статей и мемуаров; комментируют основные положения статьи; участвуют в проблемной беседе |
||
17 |
Контрольная работа по творчеству Максима Горького |
Учащиеся показывают уровень литературного развития, начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи; уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения; уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать художественный текст; умение сжато и логично излагать собственную точку зрения |
||
«Серебряный век» как культурно-историческая эпоха |
||||
18 |
«Серебряный век» как культурно-историческая эпоха. Сосуществование различных идеологических и эстетических концепций |
Учащиеся составляют тезисы лекции учителя; принимают участие в беседе по ранее изученному материалу; определяют основные принципы модернизма; выразительно читают и комментируют стихотворения поэтов «Серебряного века», раскрывая их художественное своеобразие; интерпретируют избранные стихотворения |
||
19 |
В. Я. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова |
Учащиеся знают наиболее важные факты личной и творческой биографии поэта; обосновывают его право называться теоретиком русского символизма; рассказывают о значении творчества В. Я. Брюсова; обозначают ведущие черты его лирики; читают и комментируют стихотворения поэта |
||
20 |
Урок внеклассного чтения. Избранные страницы творчества поэтов-символистов |
Учащиеся знают наиболее важные факты личной и творческой биографии поэтов-символистов; обозначают ведущие черты их лирики; выразительно читают наизусть и комментируют стихотворения поэтов-символистов |
||
21 |
Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма |
Учащиеся знают о западноевропейских и отечественных истоках акмеизма; о его отличиях от других литературных течений; выразительно читают наизусть и комментируют стихотворения поэтов-акмеистов |
||
22 |
Н. С. Гумилёв: личность, судьба, творчество |
Учащиеся самостоятельно готовят выступления о творчестве Н. С. Гумилёва; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе в группах |
||
23 |
Н. С. Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики |
Учащиеся выразительно читают и комментируют стихотворения Н. С. Гумилёва, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе в группах, в парах |
||
24 |
Футуризм как литературное направление. Поиски новых поэтических форм в лирике Игоря Северянина |
Учащиеся знают о философско-эстетических предпосылках возникновения футуризма, раскрывают историю происхождения понятия «футуризм», его содержание; имеют представление о поиске новых поэтических форм в лирике Игоря Северянина; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе в группах |
||
25 |
А. А. Блок: жизнь, творчество. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме» |
Учащиеся самостоятельно готовят выступления о творчестве А. А. Блока; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе в группах |
||
26 |
Тема «страшного мира» в лирике А. А. Блока. Развитие понятия об образе- символе |
Учащиеся знают, как раскрывается в творчестве А. А. Блока тема «страшного мира»; выразительно читают, комментируют и анализируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие |
||
27 |
Тема Родины в лирике А. А. Блока. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом» |
Учащиеся знают, как раскрывается в творчестве А. А. Блока тема Родины, исторического пути России; выразительно читают, комментируют и анализируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие |
||
28 |
А. А. Блок. Поэма «Двенадцать»: жанр, стиль, композиция. «Двенадцать» — принятие судьбы или вызов поэта времени? |
Учащиеся знают о жанре, стиле и композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать»; комментируют название поэмы; объясняют многозначность её идейно-образного содержания; выявляют взаимосвязь образной системы и авторской концепции в изображении революции и человека; выполняют аналитическую работу в парах |
||
29 |
А. А. Блок. Сложность художественного мира поэмы «Двенадцать» |
Учащиеся знают о сложности художественного мира поэмы «Двенадцать»; объясняют многозначность её идейно-образного содержания; выявляют взаимосвязь образной системы и авторской концепции в изображении революции и человека; выполняют аналитическую работу в парах, принимают участие в беседе |
||
30 |
Урок внеклассного чтения. Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н. А. Клюев: судьба, творчество |
Учащиеся знают о художественных и идейнонравственных аспектах новокрестьянской поэзии; самостоятельно готовят выступления о творчестве Н. А. Клюева; определяют место творчества Н. А. Клюева в русской крестьянской поэзии; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; принимают участие в аналитической работе в группах |
||
31 |
Развитие речи. Контрольное сочинение по теме «“Серебряный век” как культурно-историческая эпоха» |
Учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения |
||
Сергей Александрович Есенин |
||||
32 |
С. А. Есенин: жизнь, творчество, ранняя лирика. «Гой ты, Русь, моя родная...», «Письмо матери» |
Учащиеся знают о жизни и творчестве С. А. Есенина, об особенностях творческого метода поэта; выразительно читают и комментируют ранние стихотворения поэта, раскрывая их художественное своеобразие; конспектируют лекцию учителя; принимают участие в аналитической беседе, в работе в парах, группах |
||
II четверть |
||||
33 |
Тема Родины и природы в лирике С. А. Есенина |
Учащиеся знают, что тема Родины — основная в поэзии С. А. Есенина; выразительно читают стихотворения, определяют основные темы и мотивы лирики Есенина; отмечают богатство лирического содержания и национальный колорит стихотворений, своеобразие художественных приёмов в поэзии поэта |
||
34 |
Тема любви в лирике С. А. Есенина |
Учащиеся знают о динамике развития любовной лирики С. А. Есенина; выразительно читают стихотворения; отмечают богатство лирического содержания и национальный колорит стихотворений; анализируют стихи; отмечают характерные черты лирических стихотворений С. А. Есенина, послужившие причиной их музыкальной интерпретации |
||
35 |
С. А. Есенин. Уникальность «Персидских мотивов»: поэтика, активное использование напевного ритма восточного стиха |
Учащиеся знают об истории создания цикла «Персидские мотивы»; выразительно читают стихотворения; отмечают богатство лирического содержания и национальный колорит стихотворений; анализируют стихи; отмечают характерные черты лирических стихотворений С. А. Есенина, послужившие причиной их музыкальной интерпретации |
||
36 |
Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина |
Учащиеся знают о философской лирике С. А. Есенина, об особенностях творческого метода поэта; выразительно читают и комментируют стихотворения поэта, раскрывая их художественное своеобразие; принимают участие в аналитической беседе, в работе в парах, группах |
||
Русская литература 20-х гг. XX в. |
||||
37 |
Особенности русской литературы 20-х гг. XX в. |
Учащиеся составляют тезисы лекции учителя; знают об общественно-культурной ситуации России в 1920-е гг., об основных тенденциях развития русской литературы этого периода; участвуют в аналитической беседе, в мини-дискуссии |
||
38 |
Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х гг. XX в. И. Э. Бабель. «Конармия»: трагическая правда о Гражданской войне |
Учащиеся знают о событиях Гражданской войны, отражённых в произведениях русской прозы 1920х гг., о творчестве И. Э. Бабеля и своеобразии его писательской манеры; анализируют новеллы из сборника рассказов «Конармия», дают разъяснения о своеобразии композиции и образной структуры этого произведения |
||
39 |
Социальная антиутопия в прозе 20-х гг. XX в. Роман-антиутопия Е. И. Замятина «Мы» |
Учащиеся знают о том, как тема социальной антиутопии раскрывается в русской литературе 1920-х гг.; об основных тенденциях развития литературы этого периода; принимают участие в обсуждении одного из произведений (романа-антиутопии Е. И. Замятина «Мы») |
||
40 |
Поэзия 20-х гг. XX в. Русская эмигрантская сатира |
Учащиеся знают, что русская поэзия 1920-х гг. — ярчайшее явление в литературе XX в.; определяют основные направления в русской сатирической литературе начала XX в.; дают краткий обзор жизненного и творческого пути Тэффи, выявляют особенности её творчества; анализируют поэтический и прозаический тексты |
||
41 |
В. В. Маяковский: жизнь, творчество. Художественный мир, характер ранней лирики. Маяковский и футуризм |
Учащиеся знают об особенностях раннего творчества В. В. Маяковского, его связи с футуризмом; выразительно читают и комментируют ранние стихотворения поэта, объясняя своеобразие лирического героя; раскрывают способы выражения жизнетворческой позиции В. В. Маяковского как поэта и человека; анализируют стихотворения, отмечая элементы поэтического новаторства |
||
42 |
В. В. Маяковский. Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики |
Учащиеся знают о пафосе революционного переустройства мира в лирике В. В. Маяковского, о своеобразии сатиры В. В. Маяковского; выразительно читают и комментируют сатирические стихотворения поэта, объясняя их своеобразие; раскрывают способы выражения жизнетворческой позиции В. В. Маяковского как поэта и человека; анализируют сатирические стихотворения, отмечая элементы поэтического новаторства; принимают участие в дискуссии |
||
43 |
В. В. Маяковский. Красота и сила чувства, выраженного в любовной лирике |
Учащиеся знают о своеобразии любовной лирики В. В. Маяковского; выразительно читают и комментируют стихотворения поэта, объясняя своеобразие лирического героя; раскрывают способы выражения жизнетворческой позиции В. В. Маяковского как поэта и человека; анализируют стихотворения, отмечая элементы поэтического новаторства |
||
44 |
Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского |
Учащиеся знают, как в творчестве В. В. Маяковского раскрывается тема поэта и поэзии; выразительно читают и комментируют стихотворения поэта, объясняя своеобразие лирического героя; анализируют стихотворения, отмечая элементы поэтического новаторства; выполняют сопоставление поэтических текстов |
||
45 |
Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского |
Учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных поэтических произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения |
||
Русская литература 30-х гг. XX в. |
||||
46 |
Русская литература 30-х гг. XX в. (обзор). Сложность творческих поисков и писательских судеб |
Учащиеся знают об общественно-культурной ситуации России в 1930-е гг., об основных тенденциях развития литературы этого периода; используя дополнительный материал, выступают с сообщением на заданную тему; принимают участие в обсуждении |
||
47 |
М. А. Булгаков: жизнь, творчество, личность. Киев в жизни М. А. Булгакова. Мастерство Булгакова-сатирика, Булгакова-драматурга |
Учащиеся знают биографию писателя, темы, волновавшие автора, и наиболее известные его произведения; определяют место М. А. Булгакова в мире современной литературы; умеют анализировать литературное произведение, обобщать и делать выводы; принимают участие в беседе, привлекая ранее изученный материал по литературе и истории |
||
48 |
М. А. Булгаков. История создания, проблемы, жанр, композиция романа «Мастер и Маргарита». Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Москва и москвичи. Воланд и его свита |
Учащиеся знают содержание романа; отмечают особенности его композиции; формулируют проблемы, поднятые писателем; комментируют фрагменты текста, относящиеся к библейской сюжетной линии; анализируют текст, в котором художественно представлена эпоха гигантского социального эксперимента в 20-30-х гг. XX в.; раскрывают значение фантастических и сатирических приёмов изображения (принимают участие в диалоге); делают выводы о философском смысле произведения |
||
49 |
М. А. Булгаков. «Люди как люди» в романе «Мастер и Маргарита». Трагическая любовь героев романа в конфликте с окружающей пошлостью |
Учащиеся знают содержание романа; формулируют проблемы, поднятые писателем; комментируют фрагменты текста, относящиеся к сюжетной линии об истории любви главных героев романа; принимают участие в дискуссии; делают выводы о нравственных уроках романа. |
||
50 |
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Проблема творчества и судьбы художника. Тема совести |
Учащиеся знают содержание романа; формулируют проблемы, поднятые писателем; комментируют фрагменты текста, относящиеся к проблеме творчества и судьбы художника, к теме совести; принимают участие в дискуссии; делают выводы о нравственных уроках романа |
||
51 |
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Обобщающий урок. «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М. М. Пришвин) |
Учащиеся знают содержание романа; анализируют идейно-образное его содержание; принимают участие в дискуссии; пересказывают и комментируют отдельные фрагменты романа в контексте целого; пишут творческую работу по проблемам, поднятым в романе; делают выводы о нравственных уроках романа |
||
52 |
Зачётная работа за I полугодие (по изученным произведениям) |
Учащиеся показывают уровень литературного развития, начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи; уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения; уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать художественный текст |
II полугодие
№ п/п |
Тема урока |
Прогнозируемые результаты |
Дата |
Класс |
III четверть |
||||
Русская литература 30-х гг. XX в. |
||||
Андрей Платонович Платонов |
||||
53 |
Урок внеклассного чтения. А. П. Платонов: личность, судьба, творчество. Повесть «Сокровенный человек» (обзор) |
Учащиеся знают биографию писателя, темы, волновавшие автора, и наиболее известные его произведения; определяют место А. П. Платонова в мире современной литературы; умеют анализировать литературное произведение, обобщать и делать выводы; принимают участие в беседе, привлекая ранее изученный материал по литературе и истории |
||
54 |
Урок внеклассного чтения. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести А. П. Платонова «Котлован» |
Учащиеся знают о замысле, истории создания, смысле названия, символике повести А. П. Платонова «Котлован»; на основе наблюдения, исследования приходят к пониманию идейного содержания повести; составляют тезисы сообщений, принимают участие в беседе; выполняют аналитическую работу по тексту повести |
||
Анна Андреевна Ахматова |
||||
55 |
А. А. Ахматова: эпоха, творчество, судьба. Раннее творчество поэтессы |
Учащиеся рассказывают о жизни и творчестве поэтессы; выразительно читают ранние стихотворения А. А. Ахматовой, анализируют их, раскрывая глубину и богатство лирического содержания; отмечают достоинства поэтического языка, определяют мотивы и темы ранней лирики А. А. Ахматовой; интерпретируют стихотворения |
||
56 |
А. А. Ахматова. Судьба России и судьба поэта в лирике поэтессы. Ахматова и Пушкин |
Учащиеся знают о гражданской и поэтической миссии А. А. Ахматовой, соотносят её с творчеством поэтессы; выразительно читают стихотворения и анализируют их, раскрывая глубину и богатство лирического содержания; отмечают достоинства поэтического языка, определяют мотивы и темы лирики А. А. Ахматовой; выполняют сопоставительную работу; участвуют в беседе |
||
57 |
Послеоктябрьская лирика А. Ахматовой. Драма поэта и народа, её отражение в поэме «Реквием» |
Учащиеся знают о послеоктябрьском творчестве А. А. Ахматовой; выразительно читают стихотворения, анализируют их; имеют представление о поэме А. А. Ахматовой «Реквием», о жанре, композиции, о месте этой поэмы в творчестве поэта, о биографическом и литературном контексте произведения; принимают участие в аналитической беседе |
||
58 |
А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя» |
Учащиеся знают об особенностях творчества А. А. Ахматовой во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы; выразительно читают стихотворения, анализируют их, раскрывая глубину и богатство лирического содержания; определяют мотивы и темы творчества А. А. Ахматовой во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы; интерпретируют стихотворения; отмечают своеобразие лирического героя в поэзии А. А. Ахматовой |
||
Осип Эмильевич Мандельштам |
||||
59 |
О. Э. Мандельштам: время, личность, творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта |
Учащиеся рассказывают о жизни и творчестве О. Э. Мандельштама; знают о культурологических истоках и музыкальной природе эстетического переживания в лирике поэта; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе |
||
60 |
О. Э. Мандельштам. Трагический конфликт поэта и эпохи |
Учащиеся знают о трагической взаимосвязи судьбы О. Э. Мандельштама с русской историей; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе в парах |
||
Марина Ивановна Цветаева |
||||
61 |
М. И. Цветаева: время, личность, творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М. И. Цветаевой |
Учащиеся самостоятельно готовят выступления о творчестве М. Цветаевой; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе |
||
62 |
М. И. Цветаева. Любовная лирика. Тема Родины в лирике поэта |
Учащиеся знают о своеобразии любовной лирики М. И. Цветаевой; определяют основную мысль цикла «Стихов о Москве»; выразительно читают и комментируют стихотворения; анализируют их; принимают участие в аналитической работе, в мини-дискуссии |
||
63 |
Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой |
Учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения |
||
Михаил Александрович Шолохов |
||||
64 |
М. А. Шолохов: судьба, личность, творчество. Шолоховская концепция Гражданской войны в «Донских рассказах» |
Учащиеся знают биографию писателя, основные этапы его творчества, наиболее известные произведения; рассказывают о творческой истории создания и публикаций сборника «Донские рассказы», используя знания, полученные на уроках истории, учитывая сегодняшние оценки революционного времени |
||
65 |
М. А. Шолохов «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох |
Учащиеся рассказывают о творческой истории создания и публикаций романа-эпопеи «Тихий Дон», используя знания, полученные на уроках истории, учитывая сегодняшние оценки революционного времени; участвуют в аналитической беседе |
||
66 |
М. А. Шолохов «Тихий Дон». Глубокое постижение автором исторических процессов, правдивое изображение Гражданской войны |
Учащиеся знают содержание романа; комментируют текст, изображающий особенности жизненного уклада донского казачества, картины войны; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием |
||
67 |
М. А. Шолохов «Тихий Дон». Становление характера Григория Мелехова через призму событий Гражданской войны |
Учащиеся знают содержание романа; раскрывают особенности становления характера главного героя романа через призму событий Гражданской войны; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием |
||
68 |
М. А. Шолохов «Тихий Дон». Трагедия Григория Мелехова |
Учащиеся знают содержание романа; имеют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя романа; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием |
||
69 |
М. А. Шолохов «Тихий Дон». Женские судьбы в романе |
Учащиеся знают содержание романа; имеют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главных героинь романа; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием |
||
70 |
М. А. Шолохов. Роман «Тихий Дон» — широкое эпическое полотно о судьбе народа в эпоху революций и Гражданской войны (обобщающий урок) |
Учащиеся имеют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главных героев романа; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; участвуют в дискуссии, в аналитической беседе; выполняют работу в группах в соответствии с поставленным заданием |
||
71 |
Развитие речи. Контрольное сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон» |
Учащиеся показывают уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения, используя прозаическое художественное произведение |
||
IV четверть |
||||
Русская литература 40 — 90-х гг. XX в. (обзор) |
||||
72 |
Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия (обзор) |
Учащиеся составляют тезисы лекции учителя; знают о состоянии и развитии литературы военного периода, её роли в борьбе за независимость Родины; участвуют в аналитической беседе, в решении проблемных вопросов, выполняют исследовательскую работу в парах |
||
73 |
Русская литература II половины XX в. (обзор) |
Учащиеся составляют тезисы лекции учителя; знают об основных тенденциях развития русской литературы II половины XX в.; принимают участие в аналитической беседе; выполняют анализ текста с целью понимания авторской позиции и художественной значимости текста |
||
74 |
Поэзия 1960-х гг. (обзор) |
Учащиеся составляют тезисы лекции учителя; знают об основных темах и направлениях поэзии 1960х гг.; принимают участие в аналитической беседе; выполняют сопоставительную, исследовательскую работу в парах |
||
75 |
Новое осмысление военной темы в русской литературе 50 —90-х гг. XX в. (обзор). В. П. Астафьев. Роман «Прокляты и убиты» |
Учащиеся составляют тезисы лекции учителя; знают о трактовке военной темы в русской литературе II половины XX в.; принимают участие в аналитической беседе; выполняют анализ эпизодов текста с целью понимания авторской позиции и художественной значимости текста; решают проблемные вопросы |
||
Александр Трифонович Твардовский |
||||
76 |
А. Т. Твардовский: судьба, личность, творчество. Лирика: размышление о настоящем и будущем Родины |
Учащиеся знают наиболее важные факты личной и творческой биографии поэта; знают об основных темах и направлениях поэзии А. Т. Твардовского; принимают участие в аналитической беседе; выполняют сопоставительную работу в парах |
||
77 |
А. Т. Твардовский. Осмысление темы войны. Мысли и чувства поэта о вечном долге перед павшими на полях сражений |
Учащиеся знают о поэзии А. Т. Твардовского, посвящённой подвигам русских солдат в Великой Отечественной войне; раскрывают воплощённый поэтом трагизм в содержании стихотворений о войне; принимают участие в аналитической беседе; выразительно читают стихотворения А. Т. Твардовского о войне; выполняют сопоставительную работу в парах |
||
Борис Леонидович Пастернак |
||||
78 |
Б. Л. Пастернак: судьба, личность, творчество. Основные темы и мотивы лирики |
Учащиеся знают наиболее важные факты личной и творческой биографии поэта; знают об основных темах и направлениях поэзии Б. Л. Пастернака; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; принимают участие в аналитической беседе; выполняют сопоставительную работу в парах |
||
79 |
Б. Л. Пастернак: судьба, творчество, личность. Философский характер лирики |
Учащиеся знают наиболее важные факты личной и творческой биографии поэта; знают об основных темах и направлениях поэзии Б. Л. Пастернака; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; принимают участие в аналитической беседе; выполняют сопоставительную работу в парах |
||
80 |
Урок внеклассного чтения. Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго»: история создания, проблематика и художественное своеобразие романа |
Учащиеся знают о творческой истории создания романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», об особенностях композиции романа, о том, что роман является «духовной автобиографией» Б. Л. Пастернака; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют и комментируют эпизоды романа в соответствии с поставленным заданием |
||
81 |
Урок внеклассного чтения. Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго»: соединение эпического и лирического начал. Тема интеллигенции в романе |
Учащиеся знают о сочетании эпического и лирического начал в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»; раскрывают тему интеллигенции в романе (на примере судьбы главного героя); формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют и комментируют эпизоды романа в соответствии с поставленным заданием |
||
Александр Исаевич Солженицын |
||||
82 |
А. И. Солженицын: судьба, личность, творчество. Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» |
Учащиеся рассказывают о жизни и творчестве А. И. Солженицына; знают историю создания повести «Один день Ивана Денисовича»; определяют сюжетно-композиционные особенности повести; имеют представление о художественном своеобразии прозы А. И. Солженицына; принимают участие в аналитической беседе |
||
83 |
А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». Характер героя как способ выражения авторской позиции. Незыблемость нравственных основ человеческой жизни и преломление в условиях лагеря всего самого важного для человека |
Учащиеся комментируют фрагменты текста, раскрывающие пребывание человека в нечеловеческих условиях; анализируют образ героя, сохранившего высокие духовно-нравственные качества; принимают участие в диалоге о незыблемости нравственных основ человеческой жизни, утверждаемой автором в повести; выполняют исследовательско-сопоставительную работу с текстами произведений А. И. Солженицына |
||
84 |
Урок внеклассного чтения. А. И. Солженицын «Нобелевская лекция по литературе, 1972» |
Учащиеся комментируют фрагменты «Нобелевской лекции...»; принимают участие в обсуждении «Нобелевской лекции...» А. И. Солженицына; принимают участие в аналитической беседе; делают выводы о значимости литературы в современном обществе |
||
85 |
Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. Т. Твардовского, Б. Л. Пастернака, А. И. Солженицына |
Учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных поэтических произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения |
||
86 |
Н. М. Рубцов. Судьба, личность, творчество. Основные темы и мотивы лирики |
Учащиеся знают о жизни и творчестве Н. М. Рубцова; раскрывают неповторимость лирического содержания его стихотворений, интонационное богатство, особенности ритмики; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие |
||
«Деревенская проза» в современной литературе |
||||
87 |
«Деревенская проза» в русской современной литературе: основные представители, проблематика, связь с национальными традициями русской литературы (обзор). Человек и природа в повествовании в рассказах В. П. Астафьева «Царь- рыба» |
Учащиеся знают о «деревенской прозе» в русской современной литературе (об основных представителях, проблематике, связи с национальными традициями русской литературы); раскрывают взаимоотношения человека и природы в произведениях В. П. Астафьева (на примере повествования в рассказах «Царь-рыба»); обозначают место и роль образа автора в художественной структуре повествований в рассказах «Царь-рыба»; оценивают авторскую позицию и образно-символическую насыщенность повествования; участвуют в аналитической беседе |
||
88 |
В. Г. Распутин. Судьба народа и природы в произведениях «Прощание с Матёрой», «Пожар» |
Учащиеся определяют основную идею повестей «Прощание с Матёрой» и «Пожар»; связывают представление о теме и идее произведений с общественной потребностью осознания происходящих в стране и мире перемен, определяемых научно-техническим прогрессом; определяют систему персонажей в соотношении с основным конфликтом повестей; выражают своё отношение к ним; участвуют в аналитической беседе |
||
89 |
И. А. Бродский. Судьба, личность, творчество. Основные темы и мотивы лирики |
Учащиеся знают о жизни и творчестве И. А. Бродского; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; принимают участие в беседе, в аналитической работе в группах |
||
90 |
Авторская песня, её место в развитии литературного процесса 1950 —1990-х гг. Поэзия Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого |
Учащиеся понимают значение данной поэзии, противопоставившей себя официальной литературе; знают о тематическом и жанровом своеобразии этого явления в литературе; принимают участие в аналитической беседе; комментируют отдельные стихотворения (песни) |
||
Городская проза и драматургия в современной русской литературе |
||||
91 |
Урок внеклассного чтения. Внутренний мир личности и её взаимоотношения с различными аспектами реальности (по повести Ю. В. Трифонова «Обмен») |
Учащиеся знают о «городской прозе» как идейно-эстетическом феномене русской литературы; прослеживают эволюцию поэтики городской прозы Ю. В. Трифонова от «описательной литературы» 1950 — 1960-х гг. до «мыслящей прозы» 1970 — 1980х гг.; рассматривают городскую прозу Ю. В. Трифонова как индивидуально-авторский вариант «московского текста» русской литературы; раскрывают философский смысл повести «Обмен»; выясняют нравственные основы повести; выполняют аналитическую работу в группах |
||
92 |
Урок внеклассного чтения. Темы и проблемы современной русской драматургии. Мотив духовного падения в пьесе А. В. Вампилова «Утиная охота» |
Учащиеся составляют тезисы лекции учителя; знают о темах и проблемах современной русской драматургии; принимают участие в аналитической беседе; выполняют анализ эпизодов пьесы с целью понимания авторской позиции и художественной значимости текста |
||
Из литературы народов России |
||||
93 |
Урок внеклассного чтения. Из литературы народов России. «Отчизны и времени сын»: судьба, личность, творчество Мустая Карима |
Учащиеся знают о жизни и творчестве башкирского поэта Мустая Карима; выделяют основные направления его творчества; определяют связь его творчества с русской и мировой культурой; самостоятельно анализируют и интерпретируют стихотворения Мустая Карима; принимают участие в беседе; выполняют аналитическую работу в группах |
||
94 |
Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству поэтов и писателей II половины XX в. (Н. М. Рубцова, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, И. А. Бродского, Ю. В. Трифонова, А. В. Вампилова) |
Учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения |
||
Основные направления развития русской, мировой литературы конца XX — начала XXI вв. |
||||
95 |
Социально-философское осмысление современной цивилизации в мировой литературе (П. Зюскинд, П. Коэльо) |
Учащиеся имеют представление о современной литературной ситуации; оперируют литературоведческими и культурологическими категориями, в которых осмысляется современная художественная литература и культура; анализируют произведения современной литературы |
||
96 |
«Разгадать грядущее стремясь...»: русская литература на современном этапе. Соотношение реалистических и постмодернистских тенденций в современной русской литературе |
Учащиеся знают о наиболее значительных явлениях современной литературы; имеют целостное представление о современной литературе от периода «оттепели» до «постсоветского» периода, об основных направлениях и тенденциях развития русской литературы последних десятилетий в контексте современной культуры; принимают участие в обсуждении; составляют конспект по теме урока; готовят выступление (сообщение) по обсуждаемой проблеме |
||
97 |
Урок внеклассного чтения. Дж. Б. Шоу: жизнь, творчество. Духовно-нравственные проблемы пьесы «Дом, где разбиваются сердца» |
Учащиеся знают о жизни и творчестве Дж. Б. Шоу, о художественных особенностях и идейном своеобразии пьесы «Дом, где разбиваются сердца»; принимают участие в аналитической беседе; выполняют сопоставительную работу в парах с целью понимания авторской позиции и художественной значимости текста пьесы |
||
98 |
Урок внеклассного чтения. Т. С. Элиот. Судьба, личность, творчество. Проблема маленького человека в стихотворении «Любовная песнь Альфреда Пруфрока» |
Учащиеся знают о жизни и творчестве американо-английского поэта Т. С. Элиота; выделяют основные направления его творчества; определяют связь его творчества с мировой культурой; раскрывают особенности отражения темы маленького человека в современной зарубежной литературе на примере стихотворения Т. С. Элиота «Любовная песнь Альфреда Пруфрока»; принимают участие в беседе; выполняют аналитическую работу в группах; высказывают своё мнение о поэтических взглядах Т. С. Элиота |
||
99 |
Урок внеклассного чтения. Э. Ионеско: жизнь, творчество. «От разумного до безумного — один шаг...»: «Носорог» как драма абсурда |
Учащиеся знают основные этапы жизни и творчества Э. Ионеско, содержание изучаемой драмы; определяют понятие «драма абсурда»; объясняют значение завязки действия; комментируют ключевые эпизоды драмы с выражением собственной оценки изображённого в них; формулируют проблемы, поставленные драматургом |
||
100 |
Урок внеклассного чтения. Э. М. Хемингуэй: судьба, личность, творчество. «Старик и море». Символический смысл и глубокий философский подтекст повести-притчи |
Учащиеся рассказывают о главных вехах жизненного и творческого пути писателя и месте в нём повести-притчи «Старик и море»; дают определение понятия «повесть-притча»; объясняют, почему произведение «Старик и море» называют повестью- притчей о человеке; выражают личное отношение к проблемам, которые поднимаются в книге, аргументируя свою точку зрения примерами и цитатами из текста |
||
101 |
Урок внеклассного чтения. Э. М. Ремарк: судьба, личность, творчество. Роман «Три товарища»: герои романа как представители «потерянного поколения» |
Учащиеся знают о жизни и творчестве Э. М. Ремарка; объясняют, как в творчестве писателя раскрывается тема «потерянного поколения» (на примере романа «Три товарища»); выражают своё отношение к проблемам, поднятым в романе; участвуют в аналитической беседе |
||
102 — 103 |
Зачётная работа за II полугодие (по изученным произведениям) |
Учащиеся показывают уровень литературного развития, начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи; уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения; уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать художественный текст |
||
104 |
Урок-тренинг «Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь» |
Учащиеся показывают уровень литературного развития, начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи; уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения; уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать художественный текст |
||
105 |
Итоговый урок. «Большое видится на расстоянии...»: проблемы и уроки литературы XX в. |
Учащиеся знают материал, изученный в курсе литературы 11-го класса; самостоятельно оценивают литературные явления, умеют эту оценку адекватно обосновывать; определяют основные литературные направления начала XX в.; знают характерные линии развития мировой литературы XX в., идеологические и эстетические позиции писателей советского и постсоветского периодов; сопоставляют и критически оценивают проблематику произведений, пути и способы художественного разрешения поставленных вопросов в контексте нравственно-эстетических воззрений писателей; демонстрируют умение обобщать, оценивать современный поток искусства; активно участвуют в обсуждении темы урока |