Литература 11 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016


Календарно-тематическое планирование

I полугодие

№ п/п

Тема урока

Прогнозируемые результаты

Дата

Класс

I четверть

Введение

1

Основные направления, темы и проблемы русской литературы начала XX в.

Учащиеся знают общую характеристику и своеобразие русской литературы XIX в. с точки зрения истории и литературы; имеют представление об основных тенденциях в литературе конца XIX — начала XX вв.; определяют значение русской литературы данного периода в развитии русского и мирового литературного процесса



Иван Алексеевич Бунин

2

И. А. Бунин: жизнь, творчество, судьба. Философичность, лаконизм и изысканность лирики

Учащиеся знают биографию И. А. Бунина; называют основные этапы его творчества; обозначают сквозные темы в творчестве Бунина, главные особенности его прозы и поэзии; раскрывают синтетическую природу художественного мышления Бунина; участвуют в аналитической беседе, в обсуждении проблемных вопросов



3

И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»: история создания, смысл названия, символика

Учащиеся знают о замысле, истории создания, смысле названия, символике рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»; на основе наблюдения, исследования приходят к пониманию идейного содержания рассказа; составляют тезисы сообщений, принимают участие в беседе; выполняют аналитическую, сопоставительную работу по тексту рассказа



4

И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско». Социальное, философское, эстетическое осмысление жизни

Учащиеся знают о своеобразии художественного мира рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»; раскрывают социальное, философское, эстетическое осмысление жизни в рассказе; на основе наблюдения, исследования приходят к пониманию идейного содержания рассказа; принимают участие в беседе; выполняют аналитическую, сопоставительную работу по тексту рассказа



5

Тема любви в творчестве И. А. Бунина. Рассказы «Тёмные аллеи», «Лёгкое дыхание»

Учащиеся знают о своеобразии художественного мира рассказов И. А. Бунина цикла «Тёмные аллеи»; знают содержание рассказов, анализируют их в рамках диалога, предложенного учителем; выполняют аналитическую работу, комментируют названия прочитанных рассказов в связи с идеей



6

Тема любви в творчестве И. А. Бунина. «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования

Учащиеся знают содержание рассказа «Чистый понедельник», анализируют его в рамках диалога, предложенного учителем; выполняют аналитическую, работу по тексту прочитанного рассказа



7

И. А. Бунин «Чистый понедельник». Психологизм и особенности внешней изобразительности

Учащиеся знают содержание рассказов И. А. Бунина «Чистый понедельник» и «Солнечный удар»; анализируют и сопоставляют их в рамках диалога, предложенного учителем; выполняют аналитическую работу



Александр Иванович Куприн

8

А. И. Куприн: жизнь, творчество. Автобиографический и гуманистический характер повести «Поединок». Мир природы и мир человека в повести «Олеся»

Учащиеся знают содержание повестей А. И. Куприна «Поединок», «Олеся»; раскрывают их идейно художественный замысел; анализируют повести в рамках диалога, предложенного учителем; выполняют аналитическую работу



9

А. И. Куприн. Художественный мир рассказа «Гранатовый браслет». Проблематика, сюжетно композиционные особенности, система образов

Учащиеся знают содержание изучаемого рассказа, проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов; определяют особенности композиции рассказа в раскрытии авторского замысла; оценивают роль романтических мотивов; анализируют рассказ в рамках диалога, предложенного учителем; выполняют аналитическую работу



10

А. И. Куприн «Гранатовый браслет». Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека»

Учащиеся на основе наблюдения, исследования приходят к пониманию идейного содержания рассказа; принимают участие в беседе; выполняют аналитическую, сопоставительную работу по тексту рассказа



11

Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна

Учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения



Максим Горький

12

Максим Горький: жизнь, творчество. Ранние романтические рассказы. Рассказ «Макар Чудра». Особенности изображения характеров и обстоятельств

Учащиеся рассказывают о жизни и творчестве Максима Горького; имеют представление о неоромантизме и новом романтическом герое на основе знакомых понятий «романтизм», «романтический герой»; выявляют наиболее яркие стилистические особенности романтических и реалистических произведений раннего этапа творчества Максима Горького; умеют анализировать литературное произведение, обобщать и делать выводы



13

Максим Горький «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа

Учащиеся знают содержание изучаемого рассказа; анализируют текст, раскрывающий силу воли, жажду жизни, накал страстей и стремление к подвигу; объясняют значение композиции в выявлении позиции автора; раскрывают роль антитезы как средства противопоставления романтического идеала и суровой реальности; принимают участие в дискуссии



14

Максим Горький. Пьеса «На дне» — социально-философская драма. Система образов

Учащиеся знают содержание пьесы; комментируют фрагменты из неё, раскрывающие жизнь обитателей ночлежки; комментируют фрагменты пьесы, раскрывающие умонастроения персонажей; характеризуют героев, раскрывая смысл их высказываний (ведут диалог)



15

Пьеса Максима Горького «На дне». Спор о назначении человека: «три правды» в пьесе и их трагическое столкновение

Учащиеся знают содержание пьесы; комментируют фрагменты из нее, раскрывающие жизнь обитателей ночлежки; анализируют сцены споров персонажей пьесы, выявляя авторскую позицию; дают собственную оценку героям; делают выводы о гуманизме пьесы и способах его выражения; делают выводы об идейном содержании пьесы



16

Максим Горький. Своеобразие публицистики и мемуарных очерков

Учащиеся знают о творчестве Максима Горького в послеоктябрьский период, содержание изучаемых статей и мемуаров; комментируют основные положения статьи; участвуют в проблемной беседе



17

Контрольная работа по творчеству Максима Горького

Учащиеся показывают уровень литературного развития, начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи; уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения; уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать художественный текст; умение сжато и логично излагать собственную точку зрения



«Серебряный век» как культурно-историческая эпоха

18

«Серебряный век» как культурно-историческая эпоха. Сосуществование различных идеологических и эстетических концепций

Учащиеся составляют тезисы лекции учителя; принимают участие в беседе по ранее изученному материалу; определяют основные принципы модернизма; выразительно читают и комментируют стихотворения поэтов «Серебряного века», раскрывая их художественное своеобразие; интерпретируют избранные стихотворения



19

В. Я. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова

Учащиеся знают наиболее важные факты личной и творческой биографии поэта; обосновывают его право называться теоретиком русского символизма; рассказывают о значении творчества В. Я. Брюсова; обозначают ведущие черты его лирики; читают и комментируют стихотворения поэта



20

Урок внеклассного чтения. Избранные страницы творчества поэтов-символистов

Учащиеся знают наиболее важные факты личной и творческой биографии поэтов-символистов; обозначают ведущие черты их лирики; выразительно читают наизусть и комментируют стихотворения поэтов-символистов



21

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма

Учащиеся знают о западноевропейских и отечественных истоках акмеизма; о его отличиях от других литературных течений; выразительно читают наизусть и комментируют стихотворения поэтов-акмеистов



22

Н. С. Гумилёв: личность, судьба, творчество

Учащиеся самостоятельно готовят выступления о творчестве Н. С. Гумилёва; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе в группах



23

Н. С. Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики

Учащиеся выразительно читают и комментируют стихотворения Н. С. Гумилёва, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе в группах, в парах



24

Футуризм как литературное направление. Поиски новых поэтических форм в лирике Игоря Северянина

Учащиеся знают о философско-эстетических предпосылках возникновения футуризма, раскрывают историю происхождения понятия «футуризм», его содержание; имеют представление о поиске новых поэтических форм в лирике Игоря Северянина; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе в группах



25

А. А. Блок: жизнь, творчество. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме»

Учащиеся самостоятельно готовят выступления о творчестве А. А. Блока; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе в группах



26

Тема «страшного мира» в лирике А. А. Блока. Развитие понятия об образе- символе

Учащиеся знают, как раскрывается в творчестве А. А. Блока тема «страшного мира»; выразительно читают, комментируют и анализируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие



27

Тема Родины в лирике А. А. Блока. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом»

Учащиеся знают, как раскрывается в творчестве А. А. Блока тема Родины, исторического пути России; выразительно читают, комментируют и анализируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие



28

А. А. Блок. Поэма «Двенадцать»: жанр, стиль, композиция. «Двенадцать» — принятие судьбы или вызов поэта времени?

Учащиеся знают о жанре, стиле и композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать»; комментируют название поэмы; объясняют многозначность её идейно-образного содержания; выявляют взаимосвязь образной системы и авторской концепции в изображении революции и человека; выполняют аналитическую работу в парах



29

А. А. Блок. Сложность художественного мира поэмы «Двенадцать»

Учащиеся знают о сложности художественного мира поэмы «Двенадцать»; объясняют многозначность её идейно-образного содержания; выявляют взаимосвязь образной системы и авторской концепции в изображении революции и человека; выполняют аналитическую работу в парах, принимают участие в беседе



30

Урок внеклассного чтения. Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н. А. Клюев: судьба, творчество

Учащиеся знают о художественных и идейнонравственных аспектах новокрестьянской поэзии; самостоятельно готовят выступления о творчестве Н. А. Клюева; определяют место творчества Н. А. Клюева в русской крестьянской поэзии; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; принимают участие в аналитической работе в группах



31

Развитие речи. Контрольное сочинение по теме «“Серебряный век” как культурно-историческая эпоха»

Учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения



Сергей Александрович Есенин

32

С. А. Есенин: жизнь, творчество, ранняя лирика. «Гой ты, Русь, моя родная...», «Письмо матери»

Учащиеся знают о жизни и творчестве С. А. Есенина, об особенностях творческого метода поэта; выразительно читают и комментируют ранние стихотворения поэта, раскрывая их художественное своеобразие; конспектируют лекцию учителя; принимают участие в аналитической беседе, в работе в парах, группах



II четверть

33

Тема Родины и природы в лирике С. А. Есенина

Учащиеся знают, что тема Родины — основная в поэзии С. А. Есенина; выразительно читают стихотворения, определяют основные темы и мотивы лирики Есенина; отмечают богатство лирического содержания и национальный колорит стихотворений, своеобразие художественных приёмов в поэзии поэта



34

Тема любви в лирике С. А. Есенина

Учащиеся знают о динамике развития любовной лирики С. А. Есенина; выразительно читают стихотворения; отмечают богатство лирического содержания и национальный колорит стихотворений; анализируют стихи; отмечают характерные черты лирических стихотворений С. А. Есенина, послужившие причиной их музыкальной интерпретации



35

С. А. Есенин. Уникальность «Персидских мотивов»: поэтика, активное использование напевного ритма восточного стиха

Учащиеся знают об истории создания цикла «Персидские мотивы»; выразительно читают стихотворения; отмечают богатство лирического содержания и национальный колорит стихотворений; анализируют стихи; отмечают характерные черты лирических стихотворений С. А. Есенина, послужившие причиной их музыкальной интерпретации



36

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина

Учащиеся знают о философской лирике С. А. Есенина, об особенностях творческого метода поэта; выразительно читают и комментируют стихотворения поэта, раскрывая их художественное своеобразие; принимают участие в аналитической беседе, в работе в парах, группах



Русская литература 20-х гг. XX в.

37

Особенности русской литературы 20-х гг. XX в.

Учащиеся составляют тезисы лекции учителя; знают об общественно-культурной ситуации России в 1920-е гг., об основных тенденциях развития русской литературы этого периода; участвуют в аналитической беседе, в мини-дискуссии



38

Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х гг. XX в. И. Э. Бабель. «Конармия»: трагическая правда о Гражданской войне

Учащиеся знают о событиях Гражданской войны, отражённых в произведениях русской прозы 1920х гг., о творчестве И. Э. Бабеля и своеобразии его писательской манеры; анализируют новеллы из сборника рассказов «Конармия», дают разъяснения о своеобразии композиции и образной структуры этого произведения



39

Социальная антиутопия в прозе 20-х гг. XX в. Роман-антиутопия Е. И. Замятина «Мы»

Учащиеся знают о том, как тема социальной антиутопии раскрывается в русской литературе 1920-х гг.; об основных тенденциях развития литературы этого периода; принимают участие в обсуждении одного из произведений (романа-антиутопии Е. И. Замятина «Мы»)



40

Поэзия 20-х гг. XX в. Русская эмигрантская сатира

Учащиеся знают, что русская поэзия 1920-х гг. — ярчайшее явление в литературе XX в.; определяют основные направления в русской сатирической литературе начала XX в.; дают краткий обзор жизненного и творческого пути Тэффи, выявляют особенности её творчества; анализируют поэтический и прозаический тексты



41

В. В. Маяковский: жизнь, творчество. Художественный мир, характер ранней лирики. Маяковский и футуризм

Учащиеся знают об особенностях раннего творчества В. В. Маяковского, его связи с футуризмом; выразительно читают и комментируют ранние стихотворения поэта, объясняя своеобразие лирического героя; раскрывают способы выражения жизнетворческой позиции В. В. Маяковского как поэта и человека; анализируют стихотворения, отмечая элементы поэтического новаторства



42

В. В. Маяковский. Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики

Учащиеся знают о пафосе революционного переустройства мира в лирике В. В. Маяковского, о своеобразии сатиры В. В. Маяковского; выразительно читают и комментируют сатирические стихотворения поэта, объясняя их своеобразие; раскрывают способы выражения жизнетворческой позиции В. В. Маяковского как поэта и человека; анализируют сатирические стихотворения, отмечая элементы поэтического новаторства; принимают участие в дискуссии



43

В. В. Маяковский. Красота и сила чувства, выраженного

в любовной лирике

Учащиеся знают о своеобразии любовной лирики В. В. Маяковского; выразительно читают и комментируют стихотворения поэта, объясняя своеобразие лирического героя; раскрывают способы выражения жизнетворческой позиции В. В. Маяковского как поэта и человека; анализируют стихотворения, отмечая элементы поэтического новаторства



44

Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского

Учащиеся знают, как в творчестве В. В. Маяковского раскрывается тема поэта и поэзии; выразительно читают и комментируют стихотворения поэта, объясняя своеобразие лирического героя; анализируют стихотворения, отмечая элементы поэтического новаторства; выполняют сопоставление поэтических текстов



45

Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского

Учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных поэтических произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения



Русская литература 30-х гг. XX в.

46

Русская литература 30-х гг. XX в. (обзор). Сложность творческих поисков и писательских судеб

Учащиеся знают об общественно-культурной ситуации России в 1930-е гг., об основных тенденциях развития литературы этого периода; используя дополнительный материал, выступают с сообщением на заданную тему; принимают участие в обсуждении



47

М. А. Булгаков: жизнь, творчество, личность. Киев в жизни М. А. Булгакова. Мастерство Булгакова-сатирика, Булгакова-драматурга

Учащиеся знают биографию писателя, темы, волновавшие автора, и наиболее известные его произведения; определяют место М. А. Булгакова в мире современной литературы; умеют анализировать литературное произведение, обобщать и делать выводы; принимают участие в беседе, привлекая ранее изученный материал по литературе и истории



48

М. А. Булгаков. История создания, проблемы, жанр, композиция романа «Мастер и Маргарита». Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Москва и москвичи. Воланд и его свита

Учащиеся знают содержание романа; отмечают особенности его композиции; формулируют проблемы, поднятые писателем; комментируют фрагменты текста, относящиеся к библейской сюжетной линии; анализируют текст, в котором художественно представлена эпоха гигантского социального эксперимента в 20-30-х гг. XX в.; раскрывают значение фантастических и сатирических приёмов изображения (принимают участие в диалоге); делают выводы о философском смысле произведения



49

М. А. Булгаков. «Люди как люди» в романе «Мастер и Маргарита». Трагическая любовь героев романа в конфликте с окружающей пошлостью

Учащиеся знают содержание романа; формулируют проблемы, поднятые писателем; комментируют фрагменты текста, относящиеся к сюжетной линии об истории любви главных героев романа; принимают участие в дискуссии; делают выводы о нравственных уроках романа.



50

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Проблема творчества и судьбы художника. Тема совести

Учащиеся знают содержание романа; формулируют проблемы, поднятые писателем; комментируют фрагменты текста, относящиеся к проблеме творчества и судьбы художника, к теме совести; принимают участие в дискуссии; делают выводы о нравственных уроках романа



51

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Обобщающий урок. «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М. М. Пришвин)

Учащиеся знают содержание романа; анализируют идейно-образное его содержание; принимают участие в дискуссии; пересказывают и комментируют отдельные фрагменты романа в контексте целого; пишут творческую работу по проблемам, поднятым в романе; делают выводы о нравственных уроках романа



52

Зачётная работа за I полугодие (по изученным произведениям)

Учащиеся показывают уровень литературного развития, начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи; уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения; уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать художественный текст



II полугодие

№ п/п

Тема урока

Прогнозируемые результаты

Дата

Класс

III четверть

Русская литература 30-х гг. XX в.

Андрей Платонович Платонов

53

Урок внеклассного чтения. А. П. Платонов: личность, судьба, творчество. Повесть «Сокровенный человек» (обзор)

Учащиеся знают биографию писателя, темы, волновавшие автора, и наиболее известные его произведения; определяют место А. П. Платонова в мире современной литературы; умеют анализировать литературное произведение, обобщать и делать выводы; принимают участие в беседе, привлекая ранее изученный материал по литературе и истории



54

Урок внеклассного чтения. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести А. П. Платонова «Котлован»

Учащиеся знают о замысле, истории создания, смысле названия, символике повести А. П. Платонова «Котлован»; на основе наблюдения, исследования приходят к пониманию идейного содержания повести; составляют тезисы сообщений, принимают участие в беседе; выполняют аналитическую работу по тексту повести



Анна Андреевна Ахматова

55

А. А. Ахматова: эпоха, творчество, судьба. Раннее творчество поэтессы

Учащиеся рассказывают о жизни и творчестве поэтессы; выразительно читают ранние стихотворения А. А. Ахматовой, анализируют их, раскрывая глубину и богатство лирического содержания; отмечают достоинства поэтического языка, определяют мотивы и темы ранней лирики А. А. Ахматовой; интерпретируют стихотворения



56

А. А. Ахматова. Судьба России и судьба поэта в лирике поэтессы. Ахматова и Пушкин

Учащиеся знают о гражданской и поэтической миссии А. А. Ахматовой, соотносят её с творчеством поэтессы; выразительно читают стихотворения и анализируют их, раскрывая глубину и богатство лирического содержания; отмечают достоинства поэтического языка, определяют мотивы и темы лирики А. А. Ахматовой; выполняют сопоставительную работу; участвуют в беседе



57

Послеоктябрьская лирика А. Ахматовой. Драма поэта и народа, её отражение в поэме «Реквием»

Учащиеся знают о послеоктябрьском творчестве А. А. Ахматовой; выразительно читают стихотворения, анализируют их; имеют представление о поэме А. А. Ахматовой «Реквием», о жанре, композиции, о месте этой поэмы в творчестве поэта, о биографическом и литературном контексте произведения; принимают участие в аналитической беседе



58

А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя»

Учащиеся знают об особенностях творчества А. А. Ахматовой во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы; выразительно читают стихотворения, анализируют их, раскрывая глубину и богатство лирического содержания; определяют мотивы и темы творчества А. А. Ахматовой во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы; интерпретируют стихотворения; отмечают своеобразие лирического героя в поэзии А. А. Ахматовой



Осип Эмильевич Мандельштам

59

О. Э. Мандельштам: время, личность, творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта

Учащиеся рассказывают о жизни и творчестве О. Э. Мандельштама; знают о культурологических истоках и музыкальной природе эстетического переживания в лирике поэта; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе



60

О. Э. Мандельштам. Трагический конфликт поэта и эпохи

Учащиеся знают о трагической взаимосвязи судьбы О. Э. Мандельштама с русской историей; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе в парах



Марина Ивановна Цветаева

61

М. И. Цветаева: время, личность, творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М. И. Цветаевой

Учащиеся самостоятельно готовят выступления о творчестве М. Цветаевой; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе



62

М. И. Цветаева. Любовная лирика. Тема Родины в лирике поэта

Учащиеся знают о своеобразии любовной лирики М. И. Цветаевой; определяют основную мысль цикла «Стихов о Москве»; выразительно читают и комментируют стихотворения; анализируют их; принимают участие в аналитической работе, в мини-дискуссии



63

Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама,

М. И. Цветаевой

Учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения



Михаил Александрович Шолохов

64

М. А. Шолохов: судьба, личность, творчество. Шолоховская концепция Гражданской войны в «Донских рассказах»

Учащиеся знают биографию писателя, основные этапы его творчества, наиболее известные произведения; рассказывают о творческой истории создания и публикаций сборника «Донские рассказы», используя знания, полученные на уроках истории, учитывая сегодняшние оценки революционного времени



65

М. А. Шолохов «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох

Учащиеся рассказывают о творческой истории создания и публикаций романа-эпопеи «Тихий Дон», используя знания, полученные на уроках истории, учитывая сегодняшние оценки революционного времени; участвуют в аналитической беседе



66

М. А. Шолохов «Тихий Дон». Глубокое постижение автором исторических процессов, правдивое изображение Гражданской войны

Учащиеся знают содержание романа; комментируют текст, изображающий особенности жизненного уклада донского казачества, картины войны; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием



67

М. А. Шолохов «Тихий Дон». Становление характера Григория Мелехова через призму событий Гражданской войны

Учащиеся знают содержание романа; раскрывают особенности становления характера главного героя романа через призму событий Гражданской войны; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием



68

М. А. Шолохов «Тихий Дон». Трагедия Григория Мелехова

Учащиеся знают содержание романа; имеют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя романа; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием



69

М. А. Шолохов «Тихий Дон». Женские судьбы в романе

Учащиеся знают содержание романа; имеют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главных героинь романа; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием



70

М. А. Шолохов. Роман «Тихий Дон» — широкое эпическое полотно о судьбе народа в эпоху революций и Гражданской войны (обобщающий урок)

Учащиеся имеют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главных героев романа; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; участвуют в дискуссии, в аналитической беседе; выполняют работу в группах в соответствии с поставленным заданием



71

Развитие речи. Контрольное сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Учащиеся показывают уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения, используя прозаическое художественное произведение



IV четверть

Русская литература 40 — 90-х гг. XX в. (обзор)

72

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия (обзор)

Учащиеся составляют тезисы лекции учителя; знают о состоянии и развитии литературы военного периода, её роли в борьбе за независимость Родины; участвуют в аналитической беседе, в решении проблемных вопросов, выполняют исследовательскую работу в парах



73

Русская литература II половины XX в. (обзор)

Учащиеся составляют тезисы лекции учителя; знают об основных тенденциях развития русской литературы II половины XX в.; принимают участие в аналитической беседе; выполняют анализ текста с целью понимания авторской позиции и художественной значимости текста



74

Поэзия 1960-х гг. (обзор)

Учащиеся составляют тезисы лекции учителя; знают об основных темах и направлениях поэзии 1960х гг.; принимают участие в аналитической беседе; выполняют сопоставительную, исследовательскую работу в парах



75

Новое осмысление военной темы в русской литературе 50 —90-х гг. XX в. (обзор).

В. П. Астафьев. Роман «Прокляты и убиты»

Учащиеся составляют тезисы лекции учителя; знают о трактовке военной темы в русской литературе II половины XX в.; принимают участие в аналитической беседе; выполняют анализ эпизодов текста с целью понимания авторской позиции и художественной значимости текста; решают проблемные вопросы



Александр Трифонович Твардовский

76

А. Т. Твардовский: судьба, личность, творчество. Лирика: размышление о настоящем и будущем Родины

Учащиеся знают наиболее важные факты личной и творческой биографии поэта; знают об основных темах и направлениях поэзии А. Т. Твардовского; принимают участие в аналитической беседе; выполняют сопоставительную работу в парах



77

А. Т. Твардовский. Осмысление темы войны. Мысли и чувства поэта о вечном долге перед павшими на полях сражений

Учащиеся знают о поэзии А. Т. Твардовского, посвящённой подвигам русских солдат в Великой Отечественной войне; раскрывают воплощённый поэтом трагизм в содержании стихотворений о войне; принимают участие в аналитической беседе; выразительно читают стихотворения А. Т. Твардовского о войне; выполняют сопоставительную работу в парах



Борис Леонидович Пастернак

78

Б. Л. Пастернак: судьба, личность, творчество. Основные темы и мотивы лирики

Учащиеся знают наиболее важные факты личной и творческой биографии поэта; знают об основных темах и направлениях поэзии Б. Л. Пастернака; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; принимают участие в аналитической беседе; выполняют сопоставительную работу в парах



79

Б. Л. Пастернак: судьба, творчество, личность. Философский характер лирики

Учащиеся знают наиболее важные факты личной и творческой биографии поэта; знают об основных темах и направлениях поэзии Б. Л. Пастернака; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; принимают участие в аналитической беседе; выполняют сопоставительную работу в парах



80

Урок внеклассного чтения. Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго»: история создания, проблематика и художественное своеобразие романа

Учащиеся знают о творческой истории создания романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», об особенностях композиции романа, о том, что роман является «духовной автобиографией» Б. Л. Пастернака; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют и комментируют эпизоды романа в соответствии с поставленным заданием



81

Урок внеклассного чтения. Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго»: соединение эпического и лирического начал. Тема интеллигенции в романе

Учащиеся знают о сочетании эпического и лирического начал в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»; раскрывают тему интеллигенции в романе (на примере судьбы главного героя); формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют и комментируют эпизоды романа в соответствии с поставленным заданием



Александр Исаевич Солженицын

82

А. И. Солженицын: судьба, личность, творчество. Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича»

Учащиеся рассказывают о жизни и творчестве А. И. Солженицына; знают историю создания повести «Один день Ивана Денисовича»; определяют сюжетно-композиционные особенности повести; имеют представление о художественном своеобразии прозы А. И. Солженицына; принимают участие в аналитической беседе



83

А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». Характер героя как способ выражения авторской позиции. Незыблемость нравственных основ человеческой жизни и преломление в условиях лагеря всего самого важного для человека

Учащиеся комментируют фрагменты текста, раскрывающие пребывание человека в нечеловеческих условиях; анализируют образ героя, сохранившего высокие духовно-нравственные качества; принимают участие в диалоге о незыблемости нравственных основ человеческой жизни, утверждаемой автором в повести; выполняют исследовательско-сопоставительную работу с текстами произведений А. И. Солженицына



84

Урок внеклассного чтения. А. И. Солженицын «Нобелевская лекция по литературе, 1972»

Учащиеся комментируют фрагменты «Нобелевской лекции...»; принимают участие в обсуждении «Нобелевской лекции...» А. И. Солженицына; принимают участие в аналитической беседе; делают выводы о значимости литературы в современном обществе



85

Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. Т. Твардовского, Б. Л. Пастернака, А. И. Солженицына

Учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных поэтических произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения



86

Н. М. Рубцов. Судьба, личность, творчество. Основные темы и мотивы лирики

Учащиеся знают о жизни и творчестве Н. М. Рубцова; раскрывают неповторимость лирического содержания его стихотворений, интонационное богатство, особенности ритмики; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие



«Деревенская проза» в современной литературе

87

«Деревенская проза» в русской современной литературе: основные представители, проблематика, связь с национальными традициями русской литературы (обзор). Человек и природа в повествовании в рассказах В. П. Астафьева «Царь- рыба»

Учащиеся знают о «деревенской прозе» в русской современной литературе (об основных представителях, проблематике, связи с национальными традициями русской литературы); раскрывают взаимоотношения человека и природы в произведениях В. П. Астафьева (на примере повествования в рассказах «Царь-рыба»); обозначают место и роль образа автора в художественной структуре повествований в рассказах «Царь-рыба»; оценивают авторскую позицию и образно-символическую насыщенность повествования; участвуют в аналитической беседе



88

В. Г. Распутин. Судьба народа и природы в произведениях «Прощание с Матёрой», «Пожар»

Учащиеся определяют основную идею повестей «Прощание с Матёрой» и «Пожар»; связывают представление о теме и идее произведений с общественной потребностью осознания происходящих в стране и мире перемен, определяемых научно-техническим прогрессом; определяют систему персонажей в соотношении с основным конфликтом повестей; выражают своё отношение к ним; участвуют в аналитической беседе



89

И. А. Бродский. Судьба, личность, творчество. Основные темы и мотивы лирики

Учащиеся знают о жизни и творчестве И. А. Бродского; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; принимают участие в беседе, в аналитической работе в группах



90

Авторская песня, её место в развитии литературного процесса 1950 —1990-х гг. Поэзия Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого

Учащиеся понимают значение данной поэзии, противопоставившей себя официальной литературе; знают о тематическом и жанровом своеобразии этого явления в литературе; принимают участие в аналитической беседе; комментируют отдельные стихотворения (песни)



Городская проза и драматургия в современной русской литературе

91

Урок внеклассного чтения. Внутренний мир личности и её взаимоотношения с различными аспектами реальности (по повести Ю. В. Трифонова «Обмен»)

Учащиеся знают о «городской прозе» как идейно-эстетическом феномене русской литературы; прослеживают эволюцию поэтики городской прозы Ю. В. Трифонова от «описательной литературы» 1950 — 1960-х гг. до «мыслящей прозы» 1970 — 1980х гг.; рассматривают городскую прозу Ю. В. Трифонова как индивидуально-авторский вариант «московского текста» русской литературы; раскрывают философский смысл повести «Обмен»; выясняют нравственные основы повести; выполняют аналитическую работу в группах



92

Урок внеклассного чтения. Темы и проблемы современной русской драматургии. Мотив духовного падения в пьесе А. В. Вампилова «Утиная охота»

Учащиеся составляют тезисы лекции учителя; знают о темах и проблемах современной русской драматургии; принимают участие в аналитической беседе; выполняют анализ эпизодов пьесы с целью понимания авторской позиции и художественной значимости текста



Из литературы народов России

93

Урок внеклассного чтения. Из литературы народов России. «Отчизны и времени сын»: судьба, личность, творчество Мустая Карима

Учащиеся знают о жизни и творчестве башкирского поэта Мустая Карима; выделяют основные направления его творчества; определяют связь его творчества с русской и мировой культурой; самостоятельно анализируют и интерпретируют стихотворения Мустая Карима; принимают участие в беседе; выполняют аналитическую работу в группах



94

Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству поэтов и писателей II половины XX в. (Н. М. Рубцова,

В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, И. А. Бродского, Ю. В. Трифонова,

А. В. Вампилова)

Учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения



Основные направления развития русской, мировой литературы конца XX — начала XXI вв.

95

Социально-философское осмысление современной цивилизации в мировой литературе (П. Зюскинд, П. Коэльо)

Учащиеся имеют представление о современной литературной ситуации; оперируют литературоведческими и культурологическими категориями, в которых осмысляется современная художественная литература и культура; анализируют произведения современной литературы



96

«Разгадать грядущее стремясь...»: русская литература на современном этапе. Соотношение реалистических и постмодернистских тенденций в современной русской литературе

Учащиеся знают о наиболее значительных явлениях современной литературы; имеют целостное представление о современной литературе от периода «оттепели» до «постсоветского» периода, об основных направлениях и тенденциях развития русской литературы последних десятилетий в контексте современной культуры; принимают участие в обсуждении; составляют конспект по теме урока; готовят выступление (сообщение) по обсуждаемой проблеме



97

Урок внеклассного чтения. Дж. Б. Шоу: жизнь, творчество. Духовно-нравственные проблемы пьесы «Дом, где разбиваются сердца»

Учащиеся знают о жизни и творчестве Дж. Б. Шоу, о художественных особенностях и идейном своеобразии пьесы «Дом, где разбиваются сердца»; принимают участие в аналитической беседе; выполняют сопоставительную работу в парах с целью понимания авторской позиции и художественной значимости текста пьесы



98

Урок внеклассного чтения. Т. С. Элиот. Судьба, личность, творчество. Проблема маленького человека в стихотворении «Любовная песнь Альфреда Пруфрока»

Учащиеся знают о жизни и творчестве американо-английского поэта Т. С. Элиота; выделяют основные направления его творчества; определяют связь его творчества с мировой культурой; раскрывают особенности отражения темы маленького человека в современной зарубежной литературе на примере стихотворения Т. С. Элиота «Любовная песнь Альфреда Пруфрока»; принимают участие в беседе; выполняют аналитическую работу в группах; высказывают своё мнение о поэтических взглядах Т. С. Элиота



99

Урок внеклассного чтения. Э. Ионеско: жизнь, творчество. «От разумного до безумного — один шаг...»: «Носорог» как драма абсурда

Учащиеся знают основные этапы жизни и творчества Э. Ионеско, содержание изучаемой драмы; определяют понятие «драма абсурда»; объясняют значение завязки действия; комментируют ключевые эпизоды драмы с выражением собственной оценки изображённого в них; формулируют проблемы, поставленные драматургом



100

Урок внеклассного чтения. Э. М. Хемингуэй: судьба, личность, творчество. «Старик и море». Символический смысл и глубокий философский подтекст повести-притчи

Учащиеся рассказывают о главных вехах жизненного и творческого пути писателя и месте в нём повести-притчи «Старик и море»; дают определение понятия «повесть-притча»; объясняют, почему произведение «Старик и море» называют повестью- притчей о человеке; выражают личное отношение к проблемам, которые поднимаются в книге, аргументируя свою точку зрения примерами и цитатами из текста



101

Урок внеклассного чтения. Э. М. Ремарк: судьба, личность, творчество. Роман «Три товарища»: герои романа как представители «потерянного поколения»

Учащиеся знают о жизни и творчестве Э. М. Ремарка; объясняют, как в творчестве писателя раскрывается тема «потерянного поколения» (на примере романа «Три товарища»); выражают своё отношение к проблемам, поднятым в романе; участвуют в аналитической беседе



102 —

103

Зачётная работа за II полугодие (по изученным произведениям)

Учащиеся показывают уровень литературного развития, начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи; уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения; уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать художественный текст



104

Урок-тренинг «Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь»

Учащиеся показывают уровень литературного развития, начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи; уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения; уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать художественный текст



105

Итоговый урок. «Большое видится на расстоянии...»: проблемы и уроки литературы XX в.

Учащиеся знают материал, изученный в курсе литературы 11-го класса; самостоятельно оценивают литературные явления, умеют эту оценку адекватно обосновывать; определяют основные литературные направления начала XX в.; знают характерные линии развития мировой литературы XX в., идеологические и эстетические позиции писателей советского и постсоветского периодов; сопоставляют и критически оценивают проблематику произведений, пути и способы художественного разрешения поставленных вопросов в контексте нравственно-эстетических воззрений писателей; демонстрируют умение обобщать, оценивать современный поток искусства; активно участвуют в обсуждении темы урока