Литература 11 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Из литературы народов России
Урок № 94

Тема. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству поэтов и писателей II половины XX в. (Н. М. Рубцова, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, И. А. Бродского, Ю. В. Трифонова, А. В. Вампилова)

Цель: учить учащихся работать с выбранной темой: собирать материал, продумывать план; выявить уровень читательских умений и творческих способностей; содействовать воспитанию стремления к самопознанию и самосовершенствованию.

Оборудование: черновые варианты сочинений, запись на доске.

Тип урока: урок развития речи, урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Постановка и решение проблемного вопроса

— И. А. Бродский в своей «Нобелевской лекции ...» утверждал, что «русский опыт было бы разумно рассматривать как предупреждение». На основании всего, что вы узнали в прочитанных произведениях о взаимоотношениях личности и общества, личности и государства, попытайтесь объяснить, что он называл «русским опытом» и о чём предупреждал человечество.

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Ведущей темой русской литературы II половины XX в. (творчество Н. М. Рубцова, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, И. А. Бродского, Ю. В. Трифонова, А. В. Вампилова) является тема нравственных поисков, нравственного утверждения современника. Широка нравственная проблематика, которую затрагивают в своих произведениях писатели этого периода, сложны и многогранны её морально-этические конфликты. Это и тревога поэтов и писателей за сохранение духовности (Н. М. Рубцов, В. П. Астафьев), преемственности культурных традиций народа (В. Г. Распутин), утверждение идеалов в быту, в личной и общественной жизни человека, борьба против мещанства, потребительства, паразитизма (А. В. Вампилов, Ю. В. Трифонов). Всё чаще авторы поднимают глобальные экологические проблемы, вопросы о сохранении жизни на земле (В. П. Астафьев), об ответственности человека за судьбу человечества, о преемственности духовного опыта поколений (И. А. Бродский).

Хочется думать, что произведения поэтов и писателей русской литературы II половины XX в. вовлекли вас в круг важнейших проблем современности, заставили задуматься над смыслом человеческой жизни, своём месте в ней, своих жизненных идеалах.

IV. Работа над темой урока

1. Беседа по ранее предложенным и дома отработанным темам сочинения (см. домашнее задание предыдущего урока)

Темы сочинений

  1. «В краю истоков» («Деревенская проза» 1960 — 1980-х гг.).

  2. «Так это было на земле...» (Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев изученных произведений).

  3. «Кто мы на этой земле?» (Человек и природа в повествовании в рассказах В. П. Астафьева «Царь-рыба»).

  4. «Что с нами происходит?» (Нравственные проблемы в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой»).

Комментарий. Темы записывают на доске и обсуждают. Учитель помогает учащимся с подбором цитат, говорит о возможных путях раскрытия той или иной темы.

Этапы работы по анализу темы

  1. Чтение темы: определение главных слов, объема (узкая, широкая тема), характера (личностная, литературоведческая и т. п.).

  2. Определение тезиса, основной мысли сочинения.

  3. Подбор аргументов, иллюстративного материала.

  4. Продумывание заключения и вступления.

2. Консультация-объяснение учителя

— Приступая к работе над сочинением, нужно помнить, что главное — не торопиться. Основной недостаток многих письменных работ состоит в непонимании содержания текста, что является следствием невнимательного, поверхностного чтения. Это затрудняет и возможность выделить затрагиваемую автором проблему, поэтому во время работы с художественным текстом нужно вникнуть в его содержание, а затем попробовать выписать вопросы, которые волнуют писателя.

Школьное сочинение — это текст, и оно должно обладать всеми его признаками: смысловой цельностью, структурной связностью, членимостью. Работа над сочинениями различных жанров воспитывает вдумчивого, грамотного читателя, развивает чуткость к языку, художественный вкус, образное мышление, творческое воображение. Существуют опредёленные правила, помогающие написать сочинение по литературе.

   3. Самостоятельная работа с раздаточным материалом (работа в парах)

  Карточка

Рекомендации по написанию сочинения по литературе

Если вы не уверены в правильной постановке знаков препинания, перепишите предложение. Слово, правильность, написание которого у вас вызывает сомнение, можно заменить синонимом. Основная часть должна быть более развёрнутой и составлять 3/4 всего сочинения, а вступление и заключение соответственно — 1/4 части сочинения. Исправления в сочинении допустимы и за ошибку считаться не будут. Проверяют только чистовой вариант, поэтому с черновика переписывайте предельно внимательно.

Очень большое значение имеют стройность и соразмерность частей сочинения. Главная цель вступления — грамотно подвести к основной части. Вступление может быть минимальным, состоять из двух-трёх предложений. Не стоит делать его громоздким, чтобы не увязнуть в нём самому и не сбить с толку учителя. Основная часть и заключение — два самых необходимых компонента сочинения, которые показывают ваше понимание темы. В заключении должны содержаться основные выводы из работы, обобщение или краткое резюме. Если эта часть сочинения отсутствует, оценка резко снижается. Постарайтесь не писать заключение в спешке, в самый последний момент, так как именно оно оставляет общее впечатление от вашей работы.

План — залог успеха

Для того чтобы выстроить логическую цепочку, обязательно нужен план сочинения. Он будет являться фундаментом вашего сочинения. Формулируем основные мысли, определяем содержание и последовательность написания. Опираясь на план, вы будете делить текст сочинения на абзацы.

Работа с черновиком

Вопрос с выбором темы решён, приступаем к написанию сочинения. Вспоминаем и выписываем на черновик в коротком изложении: слова критиков, даты, имеющие значение для данной темы, цитаты — всё, что приходит вам в голову. Не теряйте время, пишите в сокращении, набрасывайте схемы, записывайте материал в любом виде и последовательности.

После того как вы вспомнили и записали нужный материал, строим из него логическую цепочку, обозначая для себя, что будет основной частью сочинения, а что вспомогательным материалом.

  4. Составление планов (самостоятельно), возможно тезисных, редактирование черновых вариантов сочинений

Комментарий. Для учащихся с низким и средним уровнем усвоения знаний учитель может предложить готовый вариант плана сочинения или ознакомить с образцом-сочинением на предложенную тему (см. приложение).

  5. Чтение нескольких черновых вариантов сочинений, их обсуждение, редактирование, рецензирование учителем

6. Написание творческих работ (чистовой вариант)

VI. Домашнее задание

  1. Ознакомиться с романом П. Зюскинда «Парфюмер» и романом П. Коэльо «Алхимик».

  2. Опережающие задания (2 — 4 учащихся). Подготовить сообщения о жизни и творчестве П. Зюскинда и его романе «Парфюмер» (обзорно); о жизни и творчестве П. Коэльо и его романе «Алхимик».