Литература 11 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Из литературы народов России
Приложение

Образец сочинения «Кто мы на этой земле?» (Человек и природа в повествовании в рассказах в. П. Астафьева «Царь-рыба»)

В первой половине семидесятых годов XX в. впервые были подняты проблемы экологии. В эти же годы Виктор Астафьев написал повествование в рассказах «Царь-рыба». Главные герои «Царь-рыбы» — это Природа и Человек. Критики назвали произведение социально-философским. Название повествованию дала глава «Царь-рыба», имеющая обобщённый символический смысл. Царь-рыба — это огромный осётр. С царь-рыбой борется человек: это символ освоения и укрощения природы. Борьба завершается драматически. Тяжело раненная царь-рыба не сдаётся, она уходит от человека, унося в своём теле крючки. Очень драматично выглядит финал борьбы — рыба уходит от человека, чтобы умереть: «Яростная, тяжело раненная, но не укрощённая, она грохнулась где-то в невидимости, плеснулась в холодной заверти, буйство охватило освободившуюся, волшебную царь-рыбу». Речь в повествовании идёт и о трагедии Человека, который связан с Природой теснейшей связью, но забыл об этом и губит себя и её...

В повествовании «Царь-рыба» все герои — главные. Это и Аким, и Николай Петрович, Киряга и многие другие. Виктор Астафьев сделал одним из главных героев и образ автора, стремясь к провозглашению и утверждению дорогих его сердцу нравственных принципов. Виктор Астафьев новаторски переходит от повествования к размышлению, от картин природы к публицистике. Выбор автором формы произведения — повествование в рассказах — не случаен. Эта форма позволила Астафьеву отстраниться от строгой сюжетности повествования, чего не позволяет, например, форма романа.

Одна из главных задач «Царь-рыбы» — обличение браконьерства в наиболее широком толковании этого слова. Ведь браконьер — это не только человек, ворующий рыбу или зверя у государства. Браконьер — это и тот, кто строит над чистым озером атомную электростанцию, и тот, кто даёт разрешение на вырубку девственных лесов.

«Царь-рыба» — это не сборник тематически связанных между собой рассказов, а именно повествование. Всепоглощающая идея автора о нераздельности Человека и Природы плавно перетекает из главы в главу, раскрываясь всё с новых и новых сторон, вбирая в себя новые смыслы, расширяя объём философской, экономической, социальной задачи, стоящей перед всеми людьми. Большое идейно-художественное значение имеет и место действия «Царь-рыбы» — Сибирь. Эти огромные неосвоенные пространства одновременно являются и сокровищем, и болью России. Богатства Сибири осваиваются экстенсивно, без мысли о завтрашнем дне. «Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа». Виктор Астафьев не даёт готовых ответов на поставленные в повествовании вопросы. От читателя требуются мужество, доброта, мудрость, чтобы понять: царь-рыбу сможет спасти только человек. Это задача настоящего и будущего.

Образец сочинения «Что с нами происходит?» (Нравственные проблемы в повести в. Г. Распутина «Прощание с матёрой»)

Долгие годы наша страна жила мыслью о грандиозном переустройстве жизни, о построении великого светлого будущего, где все будет подчинено творческой воле человека. Возможности человека казались безграничными. Мы могли осушать моря, поворачивать вспять течение рек, заставлять природу работать на себя... И наконец пришло время, когда лучшие писатели и публицисты ударили в колокол, стремясь предупредить нас, что природу надо спасать! С призывом задуматься о проблемах экологии выступили такие замечательные писатели, как Ч. Т. Айтматов, В. П. Астафьев, С. П. Залыгин, В. Г. Распутин. На одном произведении мне бы хотелось остановиться подробнее.

«Прощание с Матёрой» В. Г. Распутина — книга о том, что взаимоотношения человека и земли — проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова «Родина», «народ», «родник», «природа» — одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матёра — это и остров, и древняя деревенька с таким же названием. И все это должно исчезнуть с лица земли. Стёрто будет всё: дома, огороды, луга, кладбище — вся земля уйдёт под воду навечно. С большой тревогой и безнадёжной иронией говорит старуха Дарья: «Она, жисть ваша, ишь какие подати берёт: Матёру ей подавай, оголодела она. Одну бы только Матёру?!». Другая жительница деревни, Анна, как и все старики, знает только свою родную Матёру, любит её и не хочет с ней расставаться. По её мнению, самый большой грех на свете — это лишить человека его родины.

Символична та весть, которая побудила героев начать активное сопротивление. Принес её Богодул — герой, который воспринимается не иначе как своеобразный дух Матёры (живет он на острове одному Богу известно сколько). Войдя к сидящим за самоваром старухами, он возвестил: «Мёртвых грабят!». Наверное, многое старухи могли бы снести молча, безропотно, но не это. Когда жители деревни добрались до расположенного за деревней кладбища, работники санэпидемстанции «доканчивали своё дело, стаскивая спиленные тумбочки, оградки и кресты, чтобы сжечь их одним огнём». Им и в голову не приходит, что для Дарьи и других сельчан кладбище — нечто святое. Эта сцена в повести даёт повод для глубоких размышлений. Не нами начинается жизнь на свете, и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. «Любовь к отеческим гробам» ещё А. С. Пушкин назвал основой человеческой нравственности.

В. Г. Распутин, размышляя об этом, показывает несколько поколений жителей деревни. Получается, что чем дальше, тем слабее становятся связи. Старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын её, Павел, понимает мать, но то, что её волнует, для него не самое главное. А внук Андрей и вовсе не понимает, о чём речь. Он не задумываясь принимает решение устроиться работать на строительстве плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще, он уверен, что память — это плохо, без неё лучше.

Повесть В. Г. Распутина воспринимается как предупреждение. Своеобразным символом предупреждения становится новый посёлок, куда должны перебраться жители деревни. Посёлок хоть и сработан красиво, домик к домику, да поставлен как-то несуразно, не по-людски. Наверное, прощаться в случае надобности с этим посёлком будет куда проще, чем с Матёрой. Но будет ли человек чувствовать себя хозяином этой земли, сколько поколений должно смениться, прежде чем возродится утерянная связь человека с «почвой»? Да и возродится ли она вообще, если новое поколение начнёт свою жизнь с «прощания с Матёрой»?

«Кто мы на этой земле — хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?» — обращается к своим читателям В. Г. Распутин. И его повесть — это напоминание о том, что истоки нравственности русского человека всегда находились в привязанности к земле и, утрачивая эту связь, мы теряем самое святое.