Литература 11 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Основные направления развития русской, мировой литературы конца XX - начала XXI вв.
Урок № 95

Тема. Социально-философское осмысление современной цивилизации в мировой литературе (П. Зюскинд, П. Коэльо)

Цель: помочь учащимся представить современную литературную ситуацию; формировать умение пользоваться литературоведческими и культурологическими категориями, в которых осмысляются современная художественная литература и культура; совершенствовать навыки анализа произведений современной литературы; совершенствовать и развивать умения творческого чтения, интерпретации художественного произведения; способствовать развитию эстетического вкуса, умению не тонуть в бурном море современной литературы.

Оборудование: выставка произведений современных авторов, тексты романов П. Зюскинда «Парфюмер» и П. Коэльо «Алхимик».

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся имеют представление о современной литературной ситуации; оперируют литературоведческими и культурологическими категориями, в которых осмысляются современная художественная литература и культура; анализируют произведения современной литературы.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Анализ контрольных сочинений

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Современная литература неизменно занимает первое место в кругу чтения всех категорий читателей, и прежде всего — молодёжи. Это не случайно: читатель ищет ответы на волнующие его вопросы в произведениях, современных ему, рождённых той самой духовной атмосферой, которой дышит сам. Литературное развитие в XX в. ускоряется, общепризнанной единицей членения литературного процесса становится уже не отрезок времени длиной в столетие, как это было раньше, а десятилетие. Под этой бурной поверхностью, за самой интенсивностью поисков не всегда легко разглядеть внутренний смысл и закономерности смены литературных направлений. Современная литература во многом неоднородна и неоднозначна, многогранна и противоречива. Поле художественной литературы заполнилось дешёвыми детективами и любовными романами — так называемой бульварной, развлекательной литературой. Она не требует вдумчивого чтения, как правило, характеризуется предельно простым языком и незамысловатым, но увлекательным сюжетом. Современный темп жизни человека, всё ускоряющийся научно-технический прогресс неминуемо ведут к тому, что духовная сфера человека оказывается зажатой между быстротечностью времени и новейшей технической мыслью. При этом нельзя не учитывать специфических трудностей, возникающих при восприятии современной литературы. Прежде всего — это трудности отбора. Молодой читатель, не имеющий высокоразвитого вкуса, буквально теряется в потоке литературной продукции. Поэтому, вне всякого сомнения, совершенно точно утверждение: к полноценному освоению современной литературы читателя надо готовить. И поможет вам в этом сегодняшний урок.

IV. Работа над темой урока

1. Лекция учителя

(Учащиеся составляют тезисы.)

— Центральными, наиболее плодотворными направлениями в литературе XX в. стали модернизм, расцветший в первой половине века, и пришедший ему на смену после 1945 г. постмодернизм.

Термин «постмодернизм» все ещё вызывает споры. Вошедший в оборот в 1960-е гг., в чисто историческом значении он относится к культуре Запада после Второй мировой войны, к постиндустриальному обществу, к эпохе потребительского капитализма, новых технологий, электронных коммуникаций. Постмодернисты заявляют, что пришла пора отказаться от традиционных категорий прекрасного и подлинного, потому что мы живём в мире однодневных подделок, фальшивых данностей, в мире имитаций. Все крупнейшие писатели конца XX в. в той или иной мере затронуты постмодернизмом, который равно проявляется и в старых национальных литературах Запада (французские «новые романисты» — Натали Саррот, Анри Роб-Грийе, Клод Симон; немцы — Гюнтер Грасс и Патрик Зюскинд; американцы — Джон Барт и Томас Пинчон; англичане — Джулиан Барнс и Грэм Свифт; итальянцы — Итало Кальвино и Умберто Эко), и в расцвете латиноамериканского романа (Габриэль Гарсия Маркес, Хулио Кортасар), и в творчестве восточноевропейских писателей (Милорад Павич, Милан Кундера, Агота Кристоф, Виктор Пелевин).

Итак, постмодернизм — комплекс философских, научных, эстетических представлений, отражение специфического способа мировосприятия в искусстве и критике второй половины XX в., характеризующегося общим ощущением кризиса культуры, оценкой мира как хаоса, а текста — как интертекста, представляющего собой «новую ткань, сотканную из старых цитат», по выражению Р. Барта.

2. Разрушение эстетических и этических устоев в литературе постмодернизма

А) Слушание сообщений учащихся: П. Зюскинд и его роман «Парфюмер»

Патрик Зюскинд — немецкий драматург и прозаик, прижизненно отнесённый к числу самых популярных писателей XX в. Он родился в 1949 г. в Баварии, в городе Амбахе. Получил музыкальное образование; с 1968 г. изучал средневековую и новую историю в Мюнхенском университете. Будущий писатель переменил много профессий — работал в патентном отделе фирмы «Сименс», тапёром в танцевальном зале, тренером по теннису, писал рассказы и сценарии для телевидения. Он автор повестей «История господина Зоммера» и «Голубка». В 1980 г. Зюскинд написал блестящую пьесу (одноактный монолог) — «Контрабас». После премьеры в мюнхенском театре пьеса стала одной из самых популярных в Европе.

Но всемирную известность принёс Зюскинду его первый роман «Парфюмер. История одного убийцы». Опубликованный в 1985 г., роман «Парфюмер» стал одним из самых популярных немецкоязычных романов XX в. Он переведён на десятки языков и в течение многих лет занимает прочное место в первой десятке бестселлеров на западном, да и на российском книжном рынке. Роман П. Зюс- кинда «Парфюмер» даёт богатую почву для интерпретаций. Написанное в эстетике постмодернизма, это произведение очевидно имитирует различные литературные жанры, что допускает прочтение романа как криминального, исторического или романа о художнике. Название романа Das Parfum — духи, аромат, но переводчица Э. Венгерова поступила правильно, переведя его как «Парфюмер», ибо содержание романа — таинственная судьба гениального парфюмера Гренуя, якобы жившего в первой половине XVIII в. В сюжете всё будет повторяться: каждый, кто соприкоснётся с парфюмером, обречён. Основная идея романа в том, что гениальная личность несёт человечеству неизбежное зло, неслучайно неведомый искусный парфюмер поставлен в один ряд с такими знаменитыми исчадиями ада, как маркиз де Сад, Сен-Жюст, Фуше и Бонапарт, жившими с ним в одно время. Гений в трактовке Зюскинда — натура демоническая, исключительный надличностный дар порабощает каждого отдельного человека и человечество в целом.

При всей демонстративной отстранённости Патрик Зюскинд рассказал весьма актуальную притчу о том, что зло соблазняет и одурманивает, что красота поменялась местами с уродством, ибо прекрасное в обществе, провоцирующем инстинкты потребления, превратилось в нечто искусственное, фальшивое, создаваемое не природой, а конструируемое на компьютерах. Самый главный достаточно прозрачный тезис заключается в том, что злой гений превращает своих поклонников в скопище марионеток, рабов и пленников гения: «Этот человек-ангел притягивал их. Притягивал как водоворот, против которого не мог устоять никто, тем более что никто не желал устоять, ибо то, что вздымало этот водоворот, что увлекало их гнало их к нему, было волей, волей в чистом виде».

Однако страшный парадокс П. Зюскинд припас к самому финалу повествования: толпа поклоняется кумиру, толпа же несёт гибель гению. Невольно, неосознанно, инстинктивно защищая собственную посредственность от избранников природы, масса своей мощью изничтожает парфюмера.

Б) «Читая — размышляем ...»: аналитическая беседа

• Вспомните жанровые разновидности романа, попытайтесь определить, какие жанры включает в себя роман Зюскинда. Докажите примерами из текста.

• При каких обстоятельствах Гренуй появляется на свет? Опишите сиротское существование Жана-Батиста (монастырь Сен-Мерри, патер Террье, пансион мадам Гайар).

• Первое убийство. Чем привлёк Гренуя аромат юной девушки? Можно ли оправдать Гренуя за совершённое убийство? Обоснуйте свою точку зрения.

• Последней жертвой становится Лаура Риш. Определите истоки образа, его значение в романе. Почему именно Лаура становится последней жертвой Жана-Батиста?

• Каков итог исканий Жана-Батиста? Почему толпа разорвала Гренуя?

В) «Учимся грамотно дискутировать»: мини-дискуссия

• Почему мир отверг героя? Вспомните слова А. С. Пушкина в трагедии «Моцарт и Сальери»: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». Подтверждает или опровергает автор данную формулу? Обоснуйте свою точку зрения.

• От чего предостерегает П. Зюскинд современного читателя?

  3. Социально-философское осмысление современной цивилизации в мировой литературе

А) Слушание сообщений учащихся: П. Коэльо и его роман «Алхимик»

— Одним из самых незаурядных современных писателей можно назвать бразильца Пауло Коэльо. С детства он мечтал писать книги, но в 1960-е гг. в Бразилии правила военная диктатура, не приветствовавшая занятия искусством. Чтобы защитить своего сына от преследования властей, родители отправили 17-летнего Пауло в психиатрическую клинику. Выйдя из больницы, Коэльо работал журналистом, пытался реализоваться в театральной режиссуре и драматургии, писал стихи. В поэзии молодого автора власть усмотрела критику, и его, обвинив в подрывной антиправительственной деятельности, трижды арестовывали.

Выйдя из тюрьмы и не найдя работы, Коэльо отправился в путешествие. Случай привёл писателя в католический орден, где он научился понимать язык знаков и предзнаменований, встречающихся на пути каждого человека. Путешествие по легендарной тропе паломников он описал в своей первой книге «Паломничество» (1987). В это же время зарождается любовь писателя к повествованию в форме притчи. Уже вторая книга-притча Пауло Коэльо «Алхимик» (1988) стала столь популярной, что попала в Книгу рекордов Гиннесса.

Социально активный человек, Пауло Коэльо и в жизни придерживается принципов, изложенных им в романах-притчах. В 1996 г. писатель основал институт Пауло Коэльо, предоставляющий помощь и возможность социальной адаптации беднякам, в первую очередь детям и пожилым людям. Бразильская литературная академия, целью которой является сохранение бразильской культуры и языка, в 2002 г. избрала его своим членом, оценив вклад писателя в развитие национальной литературы.

«Алхимик» — это философская сказка о поисках юношей своего пути в жизни: «... кем бы ты ни был, чего бы ни хотел, но если чего-нибудь сильно хочешь, то непременно получишь, ибо желание родилось в душе Вселенной. Это твоё предназначение на Земле». Очарование книги Коэльо заключается в том, что на примере истории странствий молодого пастуха из средневековой Испании мы понимаем всё самое важное и главное о наших желаниях и способах их воплощения. Художественность текста позволяет соблюдать гармоничный баланс между рационализмом и фатализмом в обращении с собственной судьбой. С одной стороны, мистическое видение «знаков судьбы». С другой стороны, совершенно прагматичные решения тех задач, преодоления тех трудностей, что возникают на пути к заветной цели. Если вам необходимо вдохновиться на подвиги по воплощению своей Судьбы (а это всегда подвиги, какими бы обыденными они не казались в свете современности), прочитайте «Алхимика» Пауло Коэльо, и вам всё станет ясно!..

Б) «Читая — размышляем ...»: аналитическая беседа

• Читали ли вы произведения Пауло Коэльо? Как относитесь к автору как личности и как к писателю?

• Какой вывод вы для себя сделали, прочитав роман «Алхимик»?

• Какие уроки жизни вы извлекли из романа?

В) «Учимся грамотно дискутировать»: мини-дискуссия

• Согласитесь с жизненными тезисами Пауло Коэльо или опровергните их.

Жизненные тезисы Пауло Коэльо

• Все люди разные и должны делать всё, чтобы таковыми оставаться.

• Каждому человеку предлагается два пути действия: один — через поступки, а другой — через размышления. Оба приводят к одному и тому же.

• Каждому даётся два дара: способности и талант. Способности ведут человека ко встрече со своей судьбой, а талант обязывает делиться им с другими. Человек должен знать, когда использовать способности, а когда талант.

• Каждый благословляется идти по правильному пути и по ошибочному. Ведь даже на этом тупиковом пути всегда есть тропинка, ведущая к истинному.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— Ныне литература, пройдя путь от наскальной письменности через открытость избранным до всеобщей доступности, без социального разделения, вместе с тем несколько потеряла свою значимость. Литература перестала влиять на государственные процессы, как информационный и развлекательный жанр отошла на второй и третий план, уступив место потоку СМИ, Интернету и компьютерным технологиям. А потому героями новых поколений сегодня всё чаще выступают телеведущие и музыкальные звёзды, в то время как Ромео и Айвенго остаются в безвестности. Тем не менее, пока мы имеем возможность смотреть экранизации Гомера, слышать песни, на стихи Бёрнса и отличать изречения Бальзака от изречений Ромена Роллана, литературе ничего не угрожает. Только развитие!.. В общем и целом, литература XX в. стала свидетельницей многочисленных революций и войн, смен режимов и достижений научно-технического прогресса и ныне продолжает открывать новых выдающихся авторов! Читайте, познавайте мир и получайте удовольствие!

VI. Домашнее задание

  1. Написать сочинение-эссе (миниатюру) «Какие жизненные уроки можно извлечь нам, живущим в XXI в., читая произведения П. Зюскинда и П. Коэльо?»

  2. Опережающие задания (по вариантам, 5 — 6 учащихся каждого варианта). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве, дать обзорную характеристику их творчества.