Литература 11 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Серебряный век как культурно-историческая эпоха
Урок № 19

Тема. В. Я. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова

Цель: ознакомить учащихся с наиболее важными фактами личной и творческой биографии В. Я. Брюсова; раскрыть значение творчества поэта для русской поэзии; развивать умение анализировать поэтический текст; приобщать к величайшим ценностям духовной культуры; способствовать воспитанию гуманистических и гражданских чувств.

Оборудование: учебник, тексты стихотворений, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают наиболее важные факты личной и творческой биографии поэта; обосновывают его право называться теоретиком русского символизма; рассказывают о значении творчества В. Я. Брюсова; обозначают ведущие черты его лирики; читают и комментируют стихотворения поэта.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Что такое «Серебряный век» русской поэзии?

• Как связаны между собой понятия «модернизм», «декаданс» и «Серебряный век»?

• Каковы признаки литературного течения? Зачем писатели объединялись в такие течения?

• Дайте определение символизма. Каковы его признаки?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Русская литература «Серебряного века» явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Даже представители одного течения заметно отличались друг от друга не только стилистически, но и по мироощущению, художественным вкусам и манере артистического поведения. По отношению к искусству этой эпохи любые классификации на основе направлений и течений заведомо условны и схематичны. Это стало особенно очевидно к исходу поэтической эпохи, когда на смену суммарному восприятию новой поэзии, преобладавшему в критике 1890-х — начала 1900-х гг., постепенно пришло более конкретное видение её достижений.

«Рыцарь литературы» — так назвал Валерия Яковлевича Брюсова поэт, его младший современник, Сергей Митрофанович Городецкий. В. Я. Брюсову по праву принадлежит одно из ведущих мест в истории русского символизма. Он — вдохновитель и инициатор первого коллективного выступления «новых» поэтов (сборники «Русские символисты», 1894 — 1895), один из руководителей издательства «Скорпион» и журнала «Весы», объединявших в 1890е гг. основные силы символизма, теоретик «нового» направления и активный участник всех внутрисимволистских полемик и дискуссий. Длинный чёрный наглухо застёгнутый сюртук, крахмальный воротничок, по-наполеоновски скрещённые на груди руки — такими скупыми штрихами Брюсов создавал свой образ «кормщика», «полководца и завоевателя русского символизма», «законодателя вкусов», «пророка» и «мага».

Русский писатель, поэт-символист и переводчик, автор более 80 книг стихотворений, прозы, критики и переводов. Сила характера, умение подчинять жизнь поставленным целям, способность к повседневной тщательной работе — эти качества были стержневыми в личности Валерия Брюсова.

IV. Работа над темой урока

1. Слушание «Литературных визиток» о жизни и творчестве В. Я. Брюсова

(Учащиеся составляют тезисы.)

2. Объяснение учителя (лекция)

— Символизм с самого начала оказался неоднородным течением. Поэтому по внешним признакам принято выделять в русском символизме два основных этапа.

(Обращение к записи на доске.)

Организаторская роль В. Я. Брюсова в русском символизме и вообще в русском модернизме очень значительна. Возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом. Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных подражаний Брюсову. Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи, имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры и среди акмеистов и футуристов. Литературовед Михаил Леонович Гаспаров оценивает роль Брюсова в русской модернистской культуре как роль «побеждённого учителя победителей-учеников», повлиявшего на творчество целого поколения.

Журнал «Весы» прекращает выходить в 1909-м; к 1910-му активность русского символизма как движения снижается. В связи с этим Брюсов больше не выступает как деятель литературной борьбы и лидер конкретного направления, занимая более взвешенную, «академическую» позицию. С начала 1910-х гг. он уделяет значительное внимание прозе (роман «Алтарь победы»), критике (работа в журналах «Русская мысль», «Искусство в Южной России»), пушкинистике.

Основные черты творчества В. Я. Брюсова

В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к завоеванию жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство соблазнительно, а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти.

Настроения Брюсова подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг друга. В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики. Согласно характеристике Андрея Белого, В. Брюсов — «поэт мрамора и бронзы»; в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу».

Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха, активно использовал неточные рифмы, «вольный стих», разрабатывал «длинные» размеры (12-стопный ямб с внутренними рифмами, знаменитый 7-стопный хорей), использовал чередования строк разного метра (так называемые «строчные логаэды»). Эти эксперименты были плодотворно восприняты младшими поэтами.

3. Аналитическая работа с текстом стихотворения В. Я. Брюсова «Антоний»

Глоссарий-подсказка. Антоний Марк (80 — 30 гг. до н. э.) — один из триумвиров, разделивших после Цезаря управление всей Римской империей. Влюблённый в египетскую царицу Клеопатру, Антоний большую часть времени проводил с ней в Азии, пренебрегая государственными делами и интересами. В морской битве при Акциуме (31 г. до н. э.), в которой решался вопрос о мировом господстве, Антоний последовал за Клеопатрой, обратившейся в бегство со своими кораблями, и бросил на произвол судьбы своё сухопутное войско.

  A) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

Б) Слушание сообщения об истории создания стихотворения

B) Аналитическая беседа

• Чем объясняется обращение В. Я. Брюсова к истории? Что ищет — и находит поэт в исторических фактах, явлениях, привлёкших его внимание?

• Что в поведении и участи Антония вызывает восхищение поэта?

• Проанализируйте композицию стихотворения. Как способствует она реализации основного его смысла — утверждению страсти как неодолимой силы?

  Г) Обобщение учителя

— К началу 1900-х гг. Брюсов вступил в период творческой зрелости. По многогранности интересов и объёму литературной работы он в это время превосходил соратников по символизму. Складывались два основных тематических потока его лирики. Один из них — обращение к ярким эпизодам мировой истории и мифологическим сюжетам, которые важны поэту как источники аналогий с современностью. При помощи истории и мифологии поэт пытался постичь непреходящие ценности в жизни человечества.

Особенно привлекали его легендарные и исторические образы полководцев, властелинов, великих художников и поэтов. В период расцвета своего таланта Брюсов часто обращался к древним цивилизациям и мифологии в поисках персонажей, которые могли бы служить идеальными образцами героики («Ассаргадон», «Александр Великий», «Антоний» и др.). Эти образы часто играют роль аллегорий: на материале прошлых культурно-исторических эпох Брюсов рассматривал такие проблемы, как страсть и долг, гений и посредственность, отношения сильной личности и толпы.

4. Аналитическая работа с текстом стихотворения В. Я. Брюсова «Сумерки»

  A) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

Б) Слушание сообщения об истории создания стихотворения

B) Аналитическая беседа

• В чём своеобразие нарисованной поэтом картины современного города?

• Выделите стилистические средства, с помощью которых реальные детали переводятся в иной, символический план.

• Выпишите встречающиеся здесь эпитеты. В чём их специфичность? Какова их роль в реализации смысла стихотворения?

Г) Обобщение учителя

— Другой пласт брюсовского творчества связан с образом современного ему города. Брюсов — один из первых в русской литературе поэтов-урбанистов. В отличие от других символистов, он не столько раскрывал отталкивающие стороны городской цивилизации, сколько поэтизировал торжество человеческого разума и воли в борьбе с косной материей. Воодушевление лирического героя

передавалось яркими метафорами, насыщавшими городской пейзаж; именно в городе он часто переживал эмоциональный подъём.

  5. «Умники и умницы»: самостоятельная работа в парах с текстом стихотворения В. Я. Брюсова «Я»

Задание. Проанализируйте стихотворение «Я», пользуясь предложенными вопросами и подкрепляя свои положения примерами из других стихотворений поэта.

• Сборником «Третья стража» Брюсов вступил в новый зрелый период творчества. Как внешняя форма стихотворения поддерживает впечатление своеобразного отчёта, подведения «предварительных итогов» проделанного пути?

• Какие мифологические имена и исторические реалии использованы в стихотворении? Чем обусловлен их выбор? Какие качества своего мировоззрения лирический герой склонен считать определяющими?

• Истолкуйте финальный стих «И всем богам я посвящаю стих ...» Как позиция служения «всем богам» сказывается на отборе тематического материала стихотворения?

• Какие историко-литературные ассоциации пробуждает использованный Брюсовым стихотворный размер — шестистопный ямб? В чём ритмическая выразительность последних стихов каждой строфы?

6. «Из секретов литературоведения»: слушание стихотворения В. Я. Брюсова «Сонет» («Отточенный булат — луч рдяного заката!») с последующим решением литературоведческой загадки

Задание. Высочайшей виртуозности достигает в своих сонетах В. Я. Брюсов. В стихе для него не было технических трудностей, которых он бы не смог преодолеть. Послушайте один из сонетов поэта. Подумайте, в чём загадка и уникальность этого текста. Может быть, вам удастся найти в нём сразу три сонета? Найдите в сонете внутренние рифмы. Какая строка сонета помогает разгадать загадку? Какой смысл имеет пауза в середине каждой строки?

Комментарий. Сонет В. Я. Брюсова выбран не случайно. Цель этого выбора — удивить виртуозностью формы, показать, до каких высот искусства слова, совершенства художественной формы может подняться человек. Если мысленно «разрезать» этот сонет по вертикали, там, где почти в каждом стихе стоит тире, то получится ещё два сонета — левый и правый, которые сохраняют все особенности строгой сонетной формы: две пары рифм в катренах и французский вариант терцетов. Вкус к технической стороне дела (а сонет был в этом отношении едва ли не самым привлекательным объектом приложения творческих устремлений) с лёгкой руки В. Я. Брюсова становится достоянием не только поэтов-символистов, но и их последователей — акмеистов.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа

• Какую роль в формировании символизма сыграл В. Я. Брюсов? Почему многие сторонники «новых течений» в литературе начала века считали его своим учителем?

• В чём особенность понимания В. Я. Брюсовым задач символизма?

• Охарактеризуйте тематическое разнообразие поэзии В. Я. Брюсова.

VI. Домашнее задание

Индивидуальные задания (по вариантам). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве поэтов-символистов К. Д. Бальмонта (1-й вариант), Андрея Белого (2-й вариант), И. Ф. Анненского (3-й вариант) с выразительным чтением стихотворений.