Литература 11 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Серебряный век как культурно-историческая эпоха
Урок № 20

Тема. Урок внеклассного чтения. Избранные страницы творчества поэтов-символистов

Цель: закрепить представление учащихся о символизме; ознакомить с творчеством поэтов-символистов (К. Д. Бальмонта, Андрея Белого, И. Ф. Анненского); совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.

Оборудование: учебник, тексты стихотворений, иллюстративный материал по теме урока, аудиозапись: А. И. Скрябин «Этюд», соч. 8 № 2.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают наиболее важные факты личной и творческой биографии поэтов-символистов; обозначают ведущие черты их лирики; выразительно читают наизусть и комментируют стихотворения поэтов-символистов.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Выполнение интерактивного упражнения «Пресс» (работа в парах)

• После выхода в свет в 1900-е гг. лучших стихотворных сборников В. Я. Брюсова один из рецензентов писал, что «у Брюсова нет соперников в области рифмы, ритма, стиля, отточенности стиха». Подтвердите эту высокую оценку конкретными примерами формального мастерства поэта.

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Андрей Белый говорил, что журнал «Весы», основной журнал символистов, «своротил ось» русской культуры. То же самое можно было бы сказать и о символизме в целом, так как это не только литературное течение, но и особый тип творческого отношения к миру. Не случайно тот же Андрей Белый одну из своих теоретических работ назвал «Символизм как миропонимание». Новый взгляд художника-символиста на мир породил, в свою очередь, новые формы искусства, новые приёмы поэтики, раскрыл новые, ещё не использованные в литературе предыдущих эпох возможности художественного слова, проложил путь к новому образному переосмыслению жизни и, следовательно, к новому мифотворчеству.

Поэтому не будет преувеличением сказать, что символизм — одно из значительных явлений во всей русской литературе XX в., и не только по отношению к литературе рубежа веков: по сей день и поэзия, и проза, и эссеистика, и драматургия используют те художественные возможности, которые были открыты 100 лет назад символизмом, так что многие новаторские поиски и обретения русской литературы XX в. можно считать вышедшими из «родового лона» символизма (О. Мандельштам).

IV. Работа над темой урока

  1. Выступление учащихся с «Литературными визитками» о жизни и творчестве поэтов-символистов: К. Д. Бальмонта, Андрея Белого, чтение учащимися наизусть стихотворений, их анализ (см. домашнее задание предыдущего урока)

1) Сообщение учащегося о жизни и творчестве К. Д. Бальмонта

— Имя Константина Бальмонта было в начале XX в. заслуженно популярным. Черты новой поэзии в его стихах воплощались впервые и становились узаконенными, получали закрепление и развитие в творчестве многочисленных современников. Безграничная широта тематики, многообразие освоенных поэтом субъектов лирики, обнажённость всех противоречий внутреннего мира, лирическое преломление мифов русского и мирового фольклора, подчёркнутая музыкальность — вот черты, которые были громко заявлены Бальмонтом и с его лёгкой руки стали достоянием общим для всей поэзии «Серебряного века».

Поэт, прозаик, драматург, переводчик, критик. Как поэт обрёл известность, вскоре ставшую чрезвычайно широкой, в середине 1990-х годов и в течение десятилетия, по словам В. Я. Брюсова, «царил полновластно в нашей поэзии». Стихи Бальмонта, принадлежавшего к поколению «старших» символистов, привлекали внимание читателей страстной устремлённостью к свету, к солнцу («Будем как Солнце!» — так называлась самая известная книга его стихов), удивительной музыкальностью, богатством звукописи, яркостью красок. Необычайно много сделано Бальмонтом в области поэтического перевода: благодаря ему русский читатель познакомился с произведениями Вергилия, В. Блейка, В. Гюго, И. Гёте, Э. По, О. Уайльда и др. Эмигрировав в 1920 г., Бальмонт продолжал интенсивно работать, но явно повторяя уже сделанное им ранее.

  2) Аналитическая работа с текстом стихотворения К. Д. Бальмонта «Придорожные травы»

  A) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

Б) Слушание сообщения об истории создания стихотворения

B) Аналитическая беседа

• В названии стихотворения речь идёт о травах, тогда как далее появляется образ цветов. В чём смысл такой замены?

• Почему в стихотворении цветы «полумёртвые», «полуизломаны»? Согласны ли вы с тем истолкованием причин их гибели, которое предложено Бальмонтом?

• Выделите в стихотворении ключевые слова. Каковы особенности образностилевой системы стихов?

  3) Аналитическая работа с текстом стихотворения К. Д. Бальмонта «Я не знаю мудрости»

  A) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

Б) Слушание сообщения об истории создания стихотворения

B) Аналитическая беседа

• «Мудрости» поэт противопоставляет «мимолётность». Как это противопоставление выражается в тексте стихотворения, его отдельных деталях?

• Поэт (и его поэзия) сравнивается здесь с плывущим по небу облачком. Какие иные сравнения, возникающие в этом случае, встречаются в русской поэзии? Какие (с чьими именами связанные) традиции подхватывает и продолжает Бальмонт?

• В чём особенности нравственно-эстетических позиций поэта? Какие образные решения избираются им для их утверждения?

4) Сообщение учащегося о жизни и творчестве Андрея Белого

Белый Андрей (литературный псевдоним Бориса Николаевича Бугаева) — писатель, сын известного математика Н. В. Бугаева.

Поэт, прозаик, критик, литературовед, теоретик символизма. Предчувствием приближения новой эры обусловлены его поиски нового мироощущения (связываемого вначале с идеей мистического преображения бытия), новых форм в искусстве, которое должно стать «жизнетворчеством». Результатом этих поисков явились «Симфонии» (1900 — 1902), построенные по законам музыкальной композиции, и стихи, собранные в книге «Золото в лазури» (1904), где звучит, по словам самого поэта, «музыка зорь». Однако вскоре Белый переживает переоценку этих идеалов, что отражается в стихотворениях, объединённых в книгах «Пепел» (1909) и «Урна» (1909). Первая из них была посвящена памяти Н. А. Некрасова, центральным в ней был цикл «Россия». Судьба России, национальная проблематика теперь выходят для Белого на первый план, основным при этом является мифологический аспект, что отчётливо сказалось и в стихах, и в прозе. Многочисленные философско-эстетические работы Белого (наиболее значительные из них собраны в книгах «Символизм», 1910, и «Арабески», 1910) объединены стремлением представить символизм, которому он оставался верен, в качестве универсальной системы мировой культуры. О значении Белого в истории русской литературы хорошо сказал Максим Горький: «...Белый — человек очень тонкой, рафинированной культуры, это писатель на исключительную тему, существо его — философствующее чувство. Белому нельзя подражать, не принимая его целиком со всеми его атрибутами — как некий своеобразный мир, — как планету, на которой свой, — своеобразный — растительный, животный и духовный мир».

  5) Аналитическая работа с текстом стихотворения Андрея Белого «На горах»

  A) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

Б) Слушание сообщения об истории создания стихотворения

B) Аналитическая беседа

• Объясните смысл названия стихотворения. Почему его герой пребывает «на горах»?

• Выпишите встречающиеся в стихах эпитеты. Какова их роль в утверждении основной мысли стихотворения?

• Что характерно для ритмико-интонационной организации стиха? В чём её новизна для русской поэзии?

  6) Аналитическая работа с текстом стихотворения Андрея Белого «Отчаянье»

  A) Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учащимся Б) Слушание сообщения об истории создания стихотворения

B) Аналитическая беседа

• Какой и почему именно такой предстаёт в стихотворении Россия?

• Чем обусловлено представление об исторических путях России, которое вызывает чувство отчаяния?

• Охарактеризуйте образную и стилевую систему стихотворения, которая служит реализации основной его мысли.

• Как сказывается на ритмико-интонационной структуре стиха воздействие творчества Н. А. Некрасова?

7) Сообщение учащегося о жизни и творчестве И. Ф. Анненского

— Личность Иннокентия Фёдоровича Анненского осталась во многом загадкой для современников. Об этом говорили многие: и его сын, Валентин Кривич («для меня лично в отце всегда соединялось несколько совершенно разных людей»); и Максимилиан Волошин, отметивший с удивлением после знакомства с поэтом в 1909 г.: «в моём сознании соединилось много «Анненских», которых я не соединял в одном лице»; и критик Антон Гизетти, который, откликаясь статьёй на смерть Анненского, подчеркнул сосуществование в нём «множества ликов-личин, резко противоречащих друг другу».

Поэт, драматург, переводчик. При жизни поэта вышла лишь одна книга его стихов — «Тихие песни» (1904), которая прошла почти незамеченной, характерна весьма снисходительная оценка её В. Я. Брюсовым. Однако два года спустя о ней высоко отозвался А. А. Блок, отметивший, что на этих стихах лежит «печать хрупкой тонкости и настоящего поэтического чутья», в них «чувствуется поэтическая душа, убитая непосильной тоской, дикая, одинокая и скрытная». Подготовленная к печати, но вышедшая уже после смерти поэта книга стихов «Кипарисовый ларец» (1910), где с замечательной силой выражено ощущение красоты и одновременно трагизма жизни, была оценена современниками (Н. С. Гумилёвым, М. А. Волошиным, В. Ф. Ходасевичем и др.) как значительное явление в литературе. «Я веду своё “начало” от стихов Анненского, — писала впоследствии А. А. Ахматова. — Его творчество, на мой взгляд, отмечено трагизмом, искренностью и художественной цельностью...»

  8) Аналитическая работа с текстом стихотворения И. Ф. Анненского «Мучительный сонет»

  A) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

Б) Слушание сообщения об истории создания стихотворения

B) Аналитическая беседа

• Какие детали земной жизни названы в стихотворении?

• Какие знаки другого мира указаны в третьей строфе сонета? Попытайтесь объяснить образ: «И музыки мечты, ещё не знавшей слова.».

• Вспомните определение сонета как стихотворной формы и скажите, как вы понимаете последние две строчки. Какой смысл вкладывали символисты в понятия «миг», «сгореть в огне»?

• Обратившись к тексту стихотворения, покажите, как выражена здесь трагическая противоречивость жизни.

• Некоторые из современников поэта утверждали, что в стихах Анненского отчётливее всего звучит нота отчаяния, безысходности, мнение это встречается и в более поздней критике. Подтвердите или опровергните такую точку зрения.

2. «Под сенью дружных муз.»: работа с музыкальным произведением

Учитель. Если в XIX в. у писателей были одни объединения, у художников — другие, у музыкантов — третьи, то в начале XX в. в общие группы объединяются представители разных видов искусств. Поэту-символисту становится проще найти общий язык с художником-символистом, нежели с поэтом- акмеистом, и это порождало интересные творческие союзы и противоборства.

Символизм оказался очень продуктивным направлением, которое не ограничилось одним видом искусства, но заявило о себе и в живописи, и в музыке, и в театре. Сейчас прозвучит музыка композитора А. Н. Скрябина «Этюд», соч. 8 № 2. Внимательно послушайте её и ответьте на вопросы.

• Из скольких частей состоит это произведение?

• Отличается ли вторая часть этюда от первой, какие настроения звучат в ней? (Музыка состоит из двух частей. Первая часть этюда очень лирична, она звучит негромко. Это мир идеального, мир гармонии. Если говорить о второй части, то это — мир катастроф с криком, трагедией. Особенно усиливаются тревожные ноты в конце произведения.)

• Возвращаясь к утверждению символистов о музыке как о высшем виде искусства, скажите, согласны ли вы с этим утверждением?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа

• В чём сила и слабость «музыкальности» К. Д. Бальмонта? Каковы его излюбленные приёмы ритмической и фонетической организации стиха?

• Как проявляется в стихах И. Ф. Анненского ориентация на музыку, которую поэт считал «самым непосредственным. уверением человека в возможности для него счастья»?

• Искусство, по мнению Андрея Белого, является «жизнетворчеством». Как осуществляется им эта идея?

VI. Домашнее задание

  1. Выучить наизусть понравившееся стихотворение поэта-символиста. Указать в этом стихотворении признаки символизма.

  2. Опережающие задания. Ознакомиться со стихотворениями поэтов-акмеистов.