Литература 11 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Русская литература 30-х гг. XX в.
Урок № 51
Тема. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Обобщающий урок. «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М. М. Пришвин)
Цель: совершенствовать у учащихся умения и навыки художественного анализа текста, устной монологической речи, ведения диалога; создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её; углубить представления учащихся о личности писателя; воспитывать и развивать личностные компетенции учащихся; на примере творчества М. А. Булгакова воспитывать интерес к художественной литературе.
Оборудование: портрет М. А. Булгакова, текст романа «Мастер и Маргарита», иллюстрации к роману.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание романа; анализируют идейно-образное его содержание; принимают участие в дискуссии; пересказывают и комментируют отдельные фрагменты романа в контексте целого; пишут творческую работу по проблемам, поднятым в романе; делают выводы о нравственных уроках романа.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Какие силы, с точки зрения М. А. Булгакова, определяют судьбы людей и мировой истории? Что лежит в основе человеческих поступков: воля случая, стечение обстоятельств, предопределение или следование извечным моральным принципам, идеалам?
• Н. В. Гоголь был любимейшим писателем М. А. Булгакова. Какие гоголевские традиции вы можете отметить в романе «Мастер и Маргарита»?
• Почему роман, вмещающий в себя три основных мира (античный — библейский, мистический — потусторонний и современный — московский) и соответствующих им героев, назван «Мастер и Маргарита»? Какие особенно дорогие автору мысли подчёркнуты этим названием?
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Над рабочим столом Булгакова висела старинная гравюра, изображающая «лестницу жизни», историю человека от рождения до смерти. Писатель любил эту наивную картинку, ибо она соответствовала его собственному воззрению на судьбу человека: «У каждого возраста — по этой теории — свой “приз жизни”. Эти “призы жизни” распределяются по жизненной лестнице — всё растут, приближаясь к вершинной ступени, и от вершины спускаются вниз, постепенно сходя на нет».
«Лестница жизни» самого Булгакова коротка, но насыщена событиями, встречами, триумфами и катастрофами. В его дневнике об этом сказано так: «Запас впечатлений так огромен за день, что свести их можно только обрывками, с мыслью впоследствии систематизировать их. День, как во время севастопольской обороны, за месяц, месяц — за год». И в таком постоянном напряжении,
вечной борьбе прожита вся эта удивительная, трагическая, счастливая жизнь. Есть в ней некая тайна, которую ещё предстоит разгадать. Недаром автор «Мастера и Маргариты» много думал и писал о «нелепости судьбы таланта», «о самых странных опасностях на пути таланта».
Сегодня предметом нашего обсуждения является роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» — одно из самых неоднозначных произведений в русской литературе. О нём спорят со дня издания романа, открытая дискуссия прошла на телевизионных каналах после показа многосерийного фильма, самые разные оценки произведению даются в статьях преподавателей, писателей, литературных критиков, служителей церкви.
Творчество Булгакова — это познание мира и человека. Булгаков от русских классиков унаследовал благородную правдивость, идейную глубину и гуманизм. В «Мастере и Маргарите» он создал незабываемые, потрясающие образы, укрепляющие веру в идеалы света и добра, к борьбе за которые призывали русские писатели. Точки зрения на проблематику романа, оценки идейного содержания, образной системы различны, иногда прямо противоположны. Мы завершаем изучение романа, и у нас тоже появилась своя точка зрения, появились свои аргументы и свои ответы на вопрос:
«Что хотел сказать своим романом величайший из писателей-философов XX в.?»
IV. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя (с элементами беседы)
— Давайте задумаемся над словами Воланда «Каждому будет дано по его вере». Вера. Свобода. Любовь. Это три главных слова в жизни.
• Во что верит Иешуа? (В добро)
• Во что верит Понтий Пилат? (В силу власти)
• Во что верит Маргарита? (В силу любви)
• Во что верит мастер? (В свой талант, но он сжёг свой роман, значит, потерял эту веру.)
• Во что верите вы?
• Какова идейная роль Берлиоза? (Именно под руководством берлиозов литература становится не школой духовной свободы, а духовного рабства.) Второе понятие — Свобода.
• Что такое свобода?
• Свободен ли Понтий Пилат?
• Остаётся ли свободным Иешуа?
• А Воланд свободен?
• Вы можете назвать себя свободными?
При изучении романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» мы говорили о высокой нравственности Татьяны Лариной, отвергшей любовь и оставшейся верной мужу, семейному долгу. Можно ли в таком случае назвать безнравственным поведение Маргариты, оставившей мужа, который её любил, и ушедшей к мастеру?
• В чём назначение спутницы большого таланта?
• Чего эта миссия требует от женщины?
2. «Размышления после прочитанного...»: эвристическая беседа
• Какое впечатление оставил у вас роман «Мастер и Маргарита»? Как вы его поняли?
• Какие страницы вам понравились?
• При чтении каких эпизодов романа вам трудно было удержаться от смеха?
• Какие эпизоды вам показались драматичными и даже трагическими?
• Как вы оцениваете фигуру мастера? Удался ли писателю его образ?
• Кто из других персонажей романа вам запомнился?
• Каких героев в нём больше — положительных или отрицательных? Почему?
• Что затрудняет восприятие хода событий в романе?
• Какие основные сюжетные линии вы можете назвать?
• Кто из героев романа: Воланд, Иешуа или мастер — более других одобрен автором?
3. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемных вопросов (работа в парах, с раздаточным материалом, по вариантам)
1-й вариант. Многие литературоведы сходятся во мнении об автобиографичности образа мастера. Найдите в романе черты сходства автора и героя. В чём их различие?
2-й вариант. Многие эпизоды и описания романа построены по принципу зеркального отражения, например: «Тут все присутствующие тронулись вниз по широкой мраморной лестнице меж стен роз, источавших одуряющий аромат...» — в момент объявления приговора о казни Иешуа (гл. 2); на балу у Воланда гости поднимаются по «грандиозной лестнице, крытой ковром», а в залах их встречают стены из роз, тюльпанов и камелий (гл. 24); как в Москве, так и в Ершалаиме невыносимо печёт солнце, почти дословно совпадают описания московской и ершалаимской грозы и т. п. Попробуйте продолжить ряд параллельных сцен романа. Подумайте, какое значение имеет этот художественный принцип.
3-й вариант. В романе «Мастер и Маргарита» много загадок, по поводу которых критики продолжают ожесточённые споры, одна из них — почему мастер «не заслужил света», а заслужил покой. Попробуйте составить список таких загадочных мест романа и изложите по ним свои версии.
4-й вариант. Каков смысл и главный конфликт (или, вернее, конфликты) «закатного» романа Булгакова? Вправе ли мы сказать, что это извечное противостояние нравственного подвига и предательства, творческого таланта и мстительной бездарности, совестливой правды и подлого жульничества, всепоглощающей любви и тупого равнодушия?
Презентация результатов работы
4. «Учимся грамотно дискутировать»: мини-дискуссия
• М. А. Булгаков — писатель или мастер?
• Погублены или спасены в романе Булгакова «добрые герои»: мастер, Маргарита, Бездомный?
• Кто же главный герой романа М. А. Булгакова? Мастер, создавший романоткровение о Пилате Понтийском, прокураторе Иудеи, судившем Иешуа и утвердившем смертный приговор, вынесенный Синедрионом? Мастер, угадавший своим романом, что величайшие из всех преступлений на земле — это трусость и предательство? Маргарита, его возлюбленная, ради любви отрёкшаяся от семьи, благополучия? Воланд — Князь тьмы, зло, которое явилось в мир, отказавшийся от веры и любви, чтобы напомнить людям о добре, милосердии и Боге?
Комментарий. Учитель не опровергает высказанные суждения, не отдаёт предпочтения ни одному из них, но отмечает самые интересные и содержательные выступления, оценивает их, приглашает ещё раз задуматься над романом, чтобы сравнить первоначальные впечатления с тем, что получится в результате анализа.
5. Выполнение интерактивного упражнения «Пресс»
• Однажды А. А. Ахматова сказала об авторе романа, прочитав «Мастера и Маргариту»: «Он — гений». Согласны ли вы с такой высочайшей оценкой писателя и его книги? Аргументируйте свою точку зрения. Прочитайте стихотворение А. А. Ахматовой, написанное в 1945 г.:
Кого когда-то называли люди
Царём в насмешку, Богом в самом деле,
Кто был убит — и чьё орудье пытки
Согрето теплотой моей груди.
Вкусили смерть свидетели Христовы,
И сплетницы-старухи, и солдаты,
И прокуратор Рима — все прошли
Там, где когда-то возвышалась арка,
Где море билось, где чернел утёс, —
Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой
И с запахом священных роз.
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор — к смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней — царственное Слово.
• Какие мысли и художественные образы объединяют это стихотворение и роман «Мастер и Маргарита»? Найдите параллели между романом и стихотворением.
6. Творческая работа-миниатюра «После прочтения романа «Мастер и Маргарита» ...» (по вариантам)
1-й вариант. Написать сочинение-миниатюру: «Если бы Воланд сегодня посетил наш город ...»
2-й вариант. Представьте, что вы — одна из сил: свет, тьма, мира людей. Подготовьте письменный рассказ о себе.
3-й вариант. Подготовьте письменную характеристику одного из персонажей романа. О чём говорит вам его имя? Какова судьба этого персонажа?
7. Презентация творческих работ-миниатюр (несколько учащихся)
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. «В творческой лаборатории»: составление синквейна (работа в группах)
— Итак, роман прочитан и осмыслен. Конечно, каждый из вас воспринял роман, его героев по-своему. У каждого сложились определённая точка зрения и своя интерпретация произведения, отношение к личности писателя. На уроках мы кратко, но ёмко проанализировали прочитанное. Сейчас я предлагаю вам изложить сложные идеи романа, ваши чувства и представления в нескольких словах, используя всего 5 строк — синквейн. При выполнении творческого задания опирайтесь на памятку (запись на доске или раздаточный материал).
Карточка
Синквейн — это пятистрочная строфа. Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк:
• 1-я строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
• 2-я строка — два прилагательных, характеризующих данное понятие;
• 3-я строка — три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
• 4-я строка — короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
• 5-я строка — синоним ключевого слова (существительное).
Тематика синквейна:
1-я группа. «Москва 30-х гг. XX в.»;
2-я группа. «Иешуа Га-Ноцри»;
3-я группа. «Понтий Пилат»;
4-я группа. «Творец» (М. А. Булгаков).
2. Обобщающее слово учителя
— Трудно назвать книгу 1930-х гг., которая бы так была насыщена точно найденными приметами времени. Зоркость и памятливость писателя поразительны, мысль свободна ото всех штампов эпохи. Причём Булгаков в «Мастере и Маргарите» спокойно писал о том, о чём тогдашние писатели не смели говорить, а иногда и думать. Это зрячая, до конца идущая смелость... И сегодня позволительно спросить читателей: разве весёлый и мудрый роман «Мастер и Маргарита» написан изгоем, человеком отчаявшимся и растоптанным? При всём своем беспощадном реализме и прорывающейся местами глубокой печали эта книга светлая и поэтичная; высказанные в ней вера, любовь и надежда способны развеять любой мрак. Ибо человек здесь не унижен, не растоптан силами зла, он и на дне тоталитарной бездны сумел выстоять, понял и принял жестокую педагогику жизни. А закончим мы знакомство с романом М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» чтением фрагментов из гл. 32 «Прощение и вечный приют».
3. Выразительное чтение отрывков из романа в исполнении учащихся
VI. Домашнее задание
Подготовиться к зачётной работе за I полугодие, повторив изученные произведения.