Литература 11 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Русская литература 30-х гг. XX в.
Урок № 52
Тема. Зачётная работа за I полугодие (по изученным произведениям)
Цель: выявить уровень литературного развития учащихся; проверить начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи учащихся; уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения; уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать художественный текст, что соответствует требованиям образовательного стандарта по литературе.
Оборудование: тестовые задания (2 варианта).
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся показывают уровень литературного развития, начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи; уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения; уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать художественный текст.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Контроль знаний и умений учащихся
Комментарий. В процессе выполнения работы, учащиеся не пользуются текстами, за исключением заданий, связанных с анализом эпизода или стихотворения, когда школьники получают необходимые фрагменты, памятки для анализа.
I вариант
1-й уровень
1. Прочитайте четверостишие, определите литературное направление, течение (реализм, символизм, акмеизм, футуризм).
Мы неведомое чуем
И, с надеждою в сердцах,
Умирая, мы тоскуем
О несозданных мирах.
(Д. Мережковский)
а) Реализм;
б) символизм;
в) акмеизм;
г) футуризм.
Ответ: б.
2. Назовите двух главных героев романа Е. И. Замятина «Мы».
а) D-503, I-330;
б) R-13, Z-202;
в) Единое государство, Мефи.
Ответ: а.
3. Назовите автора стихотворных строк.
Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
а) С. А. Есенин;
б) О. Э. Мандельштам;
в) Н. А. Заболоцкий.
Ответ: в.
4. Укажите пропущенное слово: «Господин из Сан-Франциско ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради...».
а) заработка;
б) развлечения;
в) денег;
г) детей.
Ответ: б.
5. Укажите, кто из персонажей так описывается: «Глаза его блестели и были глубоки, как будто наполнены непролитыми слезами. И видно было, что он совсем забыл о светских приличиях, о том, кому где надо сидеть, и перестал держать себя джентльменом» (А. И. Куприн «Гранатовый браслет»).
а) Николай Николаевич;
б) князь Василий Львович Шеин;
в) Желтков;
г) Густав Иванович Фриессе.
Ответ: в.
6. Укажите год первой публикации романа «Мастер и Маргарита».
а) 1940;
б) 1960;
в) 1966.
Ответ: в.
7. Укажите, чем заканчивается роман «Мастер и Маргарита».
а) Помещением мастера и Маргариты в страну вечного покоя;
б) эпилогом;
в) исповедью Воланда.
Ответ: б.
2-й уровень
1. Напишите, к какому литературному течению относится творчество А. А. Блока.
2. Напишите, какой вклад внёс В. Я. Брюсов в теорию и историю русского стиха.
3. Назовите изобразительные средства в следующих строках:
И вижу берег очарованный
И очарованную даль...
(А. А. Блок)
4. Напишите, какое место в творчестве В. В. Маяковского занимает сатира.
5. Объясните, какую роль в формировании Есенина-поэта сыграли уклад деревенской жизни, природа рязанского края.
Творческое задание
Напишите сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из тем: «Символика в рассказе И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”»; «Любовь в жизни героев А. И. Куприна»; «Лирический герой поэзии раннего Маяковского»; «Споры о человеке в пьесе Максима Горького “На дне”»; «Проблема выбора в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”».
II вариант
1-й уровень
1. Прочитайте четверостишие, определите литературное направление, течение.
Он верит в вес, он чтит пространство,
Он нежно любит матерьял.
Он вещество не укорял
За медленность и постоянство.
(С. М. Городецкий)
а) Реализм;
б) символизм;
в) акмеизм;
г) футуризм.
Ответ: в.
2. Укажите, как называлась последняя поэма В. В. Маяковского.
а) «Про это»;
б) «Хорошо!»;
в) «Во весь голос».
Ответ: в.
3. Назовите автора стихотворных строк:
Руки милой — пара лебедей —
В золоте волос моих ныряют.
Все на этом свете из людей
Песнь любви поют и повторяют.
а) Б. Л. Пастернак;
б) С. А. Есенин;
в) Н. М. Рубцов.
Ответ: б.
4. Укажите пропущенное слово: «...», — сказал господин из Сан-Франциско, и это были его последние слова.
а) Прекрасно;
б) отлично;
в) замечательно;
г) обидно.
Ответ: б.
5. Укажите, кто из персонажей так описывается: «…приподнял красный футляр со стола и тотчас же брезгливо бросил его на место...» (А. И. Куприн «Гранатовый браслет»)
а) Васючок;
б) Николай Николаевич;
в) генерал Аносов;
г) Желтков.
Ответ: б.
6. Укажите, в образе какого персонажа романа «Мастер и Маргарита» наиболее полно раскрывается мотив вины и неизбежности расплаты за содеянное.
а) Берлиоз;
б) мастер;
в) Понтий Пилат.
Ответ: в.
7. Укажите название сборника сатирических рассказов М. А. Булгакова, вышедшего в 1925 г.
а) «Стальное горло»;
б) «Записки юного врача»;
в) «Дьяволиада»;
г) «Роковые яйца».
Ответ: в.
2-й уровень
1. Перечислите символы поэмы А. А. Блока «Двенадцать».
2. Напишите, как решается в лирике В. Я. Брюсова тема поэта и поэзии.
3. Назовите изобразительное средство в стихотворной строке: Летели дни, крутясь проклятым роем. (А. А. Блок)
4. Напишите, какие жанры представлены в творчестве В. В. Маяковского и какие из них весьма своеобразно трактуются поэтом.
5. Напишите, какие традиции русского фольклора нашли отражение в творчестве С. А. Есенина.
Творческое задание
Напишите сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из тем: «Любовь в жизни героев И. А. Бунина»; «Роль художественной детали в рассказе И. А. Куприна “Гранатовый браслет”»; «Объекты сатиры и приёмы сатирического осмеяния в творчестве В. В. Маяковского»; «Черты романтизма и реализма в раннем творчестве Максима Горького»; «Смысл финала романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”».