Литература 11 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Михаил Александрович Шолохов
Урок № 69

Тема. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Женские судьбы в романе

Цель: рассмотреть с учащимися особенности создания женских образов в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» с точки зрения концепции женственности и связи с национальной традицией изображения женщины в русской культуре; активизировать мыслительную деятельность учащихся средствами художественного слова; формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма; приобщить учащихся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.

Оборудование: портрет М. А. Шолохова, текст романа, иллюстрации к роману «Тихий Дон».

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание романа; имеют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главных героинь романа; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Историю каких казачьих родов можно проследить на всём протяжении романа? Почему автор так внимательно относится к родословной его героев?

• Расскажите о судьбе Григория Мелехова, о его идейно-нравственных и духовных поисках.

• С помощью каких художественных средств и приёмов раскрывает автор внутренний мир своего героя?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— В центре романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» — история семьи Мелеховых, и ключевое место в ней отведено судьбе Григория. Его биография отразила судьбу казачества, оказавшегося между молотом и наковальней — между белыми и красными. Сквозь призму личной судьбы Григория Мелехова мы видим все важнейшие события жизни донского казачества накануне Первой мировой войны и позже — в Гражданскую войну. Сквозь призму его судьбы видим мы и судьбы казачек — женщин, которые любили Григория и сыграли большую роль в его судьбе.

Из романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» мы узнаём о сложнейшем времени в жизни России, принёсшем огромные социальные и моральные потрясения, когда рушились привычные уклады жизни, коверкались и ломались судьбы, обесценивалась человеческая жизнь. Сам Шолохов характеризовал своё произведение как «роман-эпопея о всенародной трагедии». Нет ни одного действующего лица в романе, которого бы не задели горе и ужасы войны. Особая тяжесть этого времени легла на плечи женщин. Женские характеры, с большим мастерством раскрытые автором в данном произведении, сложны и многогранны. В образах донских казачек — Аксиньи, Натальи, Ильиничны — воплощены лучшие женские черты, своеобразно дополняющие некоторые качества главного героя Григория Мелехова.

«Отношение к женщине, к любви у Шолохова исполнено какой-то мужской душевной крепости, суровости, даже жестокости, а за всем этим — неизбывная юношеская непосредственность, доброе чувство, чистота, поэзия. Нужно было иметь свежее сердце, чтобы так незабываемо написать любовные сцены романа: любовь-страсть Григория и Аксиньи; любовь Натальи — несчастную, горькую любовь верной жены, бесконечно преданной своему мужу, отцу их малюток; любовь матери — Ильиничны — много страдавшей, мудрой, прожившей в вечных хлопотах, стерегущей своих птенцов, как курица-наседка...» — считал литературовед И. И. Жуков.

IV. Работа над темой урока

1. Анализ образа Аксиньи

А) Аналитическая беседа с опорой на текст романа (ч. первая, гл. VII, XIV, XVI, XX; ч. вторая, гл. XII, XX; ч. третья, гл. XIX, XXII; ч. седьмая, гл. I; ч. восьмая, гл. I, IX, XVII)

• К началу действия романа Аксинье двадцать лет. Какая трагедия произошла с ней до замужества?

• В какую семью попала Аксинья после замужества?

• Прочитайте в гл. VII о том, что чувствовала Аксинья к Григорию Мелехову.

• Зачем Аксинья ходит к бабке Дроздихе, о чём просит её?

• Расскажите о встрече мужа и жены (Аксиньи и Степана). Как повёл себя Степан и что вы думаете об этом?

• О чём говорили Аксинья и Григорий накануне его женитьбы? Что решил Григорий?

• Как поэтично описано состояние душевных мук Аксиньи! С чем сравнивает писатель чувства оскорблённой женщины, её неутолённую страсть?

• Вспомните, как о каждом из них — Аксинье, Григории, Степане — рассказывает Шолохов в гл. XII. Какие чувства испытывает читатель?

• Прочитайте в гл. XIX третьей части два абзаца: «Аксинья с виду стойко переносила разлуку.» и следующий: «Цедились дни...». Прокомментируйте прочитанное.

• Как встретила Аксинья пришедшую к ней Наталью? Прокомментируйте эту встречу.

• Какие события в жизни Аксиньи предшествовали появлению в Ягодном молодого Листницкого?

• Расскажите о неожиданном приезде Григория и о событиях, последовавших за этим.

• Прочитайте четыре абзаца (ч. седьмая, гл. I): от слов «Потом стрельба перемежилась.» и до слов «Так в слезах и уснула...». Отчего плакала Аксинья?

• Расскажите о последней встрече Аксиньи с Натальей (ч. седьмая, гл. XVI). О чём говорили они, обе всю жизнь любившие Григория? Кто из них вызывает ваше сочувствие?

• Как произошло сближение Аксиньи с семьёй Мелеховых?

• Зачем Аксинья идёт на кладбище?

• Опишите обстоятельства гибели Аксиньи.

Б) Обобщение учителя

— Нелёгкая судьба главной и любимой героини Шолохова — Аксиньи Астаховой. Аксинью автор наделил противоречивым характером. Создавая её образ, Шолохов ставил задачу показать её «живой, со всеми её поступками, оправданными и убедительными». Жизнь Аксиньи напоминает реку, которая то спокойно течёт, то будто взбунтуется и поворачивает вспять. Несмотря на то что сам автор, описывая красоту героини, не раз характеризует её как «порочную», грязь не пристаёт к Аксинье. Никакие жизненные ошибки Аксиньи не способны убить ту любовь, которая зародилась у неё к Григорию.

Аксинья не святая и далека от идеала, но на протяжении многих десятилетий читатели не прекращают восхищаться силой её любви и характера. Автор многократно подчёркивает её «порочную красоту», «порочно-зазывающий взгляд», «зовущие, порочно-раскрытые губы».

Главная черта характера Аксиньи и главная его красота — гордость и открытость: полюбив Григория, она не лжёт ни самой себе, ни другим. Со страхом, но прямо говорит Аксинья мужу: «Не таюсь — грех на мне. Бей, Степан!». Она не скрывает своей любви от Ильиничны, матери Григория, и не принимает её упрёков, когда та выговаривает ей за смерть Натальи.

Свою великую любовь Аксинья пронесла через оскорбления, непонимание, ужасы революции и Гражданской войны. О муже она «вспоминала с неохотой, и почему-то ей казалось, что он не вернётся». Душа её была обращена лишь к Григорию.

В конце романа, после смерти Натальи, мы видим совсем другую Аксинью — цельную и мудрую. К ней тянется Дуняшка, её право на сына признаёт Ильинична, дети Натальи называют её мамой, и даже Степан стал с уважением относится к её чувству к Григорию. Жизнь без Григория, без любви была для Аксиньи невыносима, поэтому на призыв любимого ехать с ним она отвечает: «Гришенька, миленький, поползу...». Аксинья пронесла любовь к Григорию через всю свою трудную, исковерканную жизнь. Простая, неграмотная казачка, она обладала сложной, богатой душой. Яркая, порывистая, самоотверженная Аксинья остаётся надолго в памяти читателей.

2. Анализ образа Натальи Мелеховой

А) Аналитическая беседа с опорой на текст романа (ч. первая, гл. XVIII, XXII, ч. вторая, гл. V, X, XVIII; ч. третья, гл. XIX; ч. четвёртая, гл. V; ч. седьмая, гл. IV, VIII, XVI)

• Почему Наталья согласилась выйти за Григория?

• Как отнеслись к сватовству родители Натальи?

• Почему «безразличие оковало Григория» на венчании?

• Прочитайте конец гл. V. Кому вы сочувствуете больше — Григорию или Наталье? Аргументируйте свой ответ.

• Как отнеслись к Наталье в семье Мелеховых? Что решает Григорий?

• Как пыталась Наталья вернуть мужа?

• Почему Наталья хотела уйти из жизни? Унижает ли её это решение?

• Когда к Наталье приходит счастье?

• Прочитайте и прокомментируйте отрывки из гл. VIII (ч. седьмая), где мы видим духовную красоту Натальи. Какой видит Наталью Григорий?

• Какие подозрения мучили Наталью? Как случилось, что она решилась пойти к Аксинье?

• О чём говорили соперницы?

• Почему из уст Натальи вырывается страшное проклятие в адрес Григория? Что, по-вашему, чувствовала она?

• Какую роль в понимании душевного состояния Натальи играет описание приближающейся грозы?

• Перескажите кратко гл. XVI (ч. седьмая) — одну из самых трагических в романе.

Б) Обобщение учителя

— Сильными, самобытными характерами наделены в романе все женщины, окружающие Григория, — и сестра Дуняша, и жена брата Дарья, и, конечно, жена Наталья, которая пришлась по сердцу всей семье Мелеховых. Автор любуется её молодостью, нравственной силой, гармонией внешней и внутренней красоты.

Когда мы знакомимся с Натальей, ей только что исполнилось семнадцать лет, она стройна, красива, работяща. «Всем взяла» Наталья: «что на полях, что дома...». Наталья — добрая, трудолюбивая и красивая женщина. Нравственная чистота, сдержанная стыдливость чувства — главные свойства характера Натальи. Она полюбила Григория сразу и на всю жизнь, доверчиво и беззаветно поверила в своё девичье счастье: рядом любимый человек, семья, дети. Но жизнь повернулась по-другому.

Любовь к Григорию и забота о детях — смысл всей жизни Натальи. Она привыкла к постоянному труду, покорно переносила тяжести наступившего лихолетья, но понять мучительный надлом в душе Григория, его тяжёлые раздумья о жизни, о будущем она не могла. Неразделённая любовь к мужу и горькая обида на него толкают Наталью на тяжкий грех: сначала она проклинает отца своих детей, а затем избавляется от ожидаемого ребёнка. Наталья умирает, страшно завершается её жизнь. Одному Григорию отдала Наталья своё верное сердце. Мир семейного счастья, который она создавала с таким трудом, который был единственным смыслом всей её жизни, — разрушился, и она погибла.

Если Аксинья спокойно принимает все решения любимого, живёт спокойной надеждой на то, что в будущем всё может измениться, то Наталья способна сгоряча совершить непоправимое.

Наталья Мелехова и Аксинья Астахова любят Григория отчаянно и самозабвенно, и эта любовь приводит к трагическому исходу — обе героини в финале романа погибают. Наталья не может смириться с мыслью, что её муж любит Аксинью — решается на аборт и умирает, простив мужа за всё. Аксинью же любовь к Григорию гонит на Кубань, где Мелехов надеется скрыться от властей. Но не суждено было Аксинье обрести семейное счастье: патрульный, встретившийся им на пути, смертельно ранил её. Итог жизни каждой из героинь по-своему закономерен.

  3. Коллективная работа над составлением опорного конспекта «Мерило истинных отношений между мужчиной и женщиной в казачьей среде» (запись на доске и в тетрадях)

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа

• Какие черты национального характера воплощают в себе Наталья и Аксинья?

• Случайно ли автор даёт своим героиням имена Наталья (лат. «родная») и Аксинья (греч. Ксения — «чужая»)?

2. Заключительное слово учителя

— Разных женщин встречает читатель на страницах романа. Они живо встают перед глазами, каждая со своим характером, неповторимая. Вместе с ними читатель смеётся и грустит, живёт их яркой, полнокровной жизнью вольных, сильных дочерей донских степей. Трудно в русской литературе найти другое такое произведение, на страницах которого столько бы внимания и ярких красок было отдано женщине и её горькой доле. Нежность и боль по отношению к героиням исходят из глубины сердца автора.

Женские образы в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» олицетворяют собой Россию — прекрасную, но обречённую на страдания. Образы своих героинь писатель раскрывает многими художественными средствами. Ведущий среди них — приём психологического параллелизма, когда внутреннее состояние человека сравнивается с состоянием природы. Тем самым не только лучше раскрывается душевный мир героев, но и подчёркивается их неразделимая связь с родной землёй, казачьими традициями.

VI. Домашнее задание

  1. Подготовиться к уроку-семинару по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон».

  2. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из предложенных тем: «Нравственные уроки, вынесенные мною из романа М. А. Шолохова “Тихий Дон”»; «Почему так значимо и весомо для меня произведение М. А. Шолохова “Тихий Дон”?».