Литература 11 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Михаил Александрович Шолохов
Урок № 70

Тема. М. А. Шолохов. Роман «Тихий Дон» — широкое эпическое полотно о судьбе народа в эпоху революций и Гражданской войны (обобщающий урок)

Цель: определить суть шолоховской концепции Гражданской войны в романе-эпопее; активизировать мыслительную деятельность учащихся средствами художественного слова; выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного произведения; формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма.

Оборудование: портрет М. А. Шолохова, текст романа «Тихий Дон», иллюстрации к роману.

Тип урока: урок-семинар.

Прогнозируемые результаты: учащиеся имеют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главных героев романа; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; участвуют в дискуссии, в аналитической беседе; выполняют работу в группах в соответствии с поставленным заданием.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Народный роман. Если бы существовал такой жанр, то это был бы жанр романа «Тихий Дон». Удивительный, совершенно не похожий ни на кого Шолохов, и не менее удивительный, совершенно уникальный роман. Они оба похожи на донскую степь — ковыльную вольницу, по которой волны бегут почти всегда в одном направлении и лишь изредка вдруг завихрятся на одном месте — значит, два ветра столкнулись.

В братские могилы ложатся под орудийную панихиду казаки. Воцарилась над Доном кладбищенская тишина, изредка нарушаемая рыданиями матерей, сестёр, вдов. Можно ли ещё где найти такие щемящие строки — о братьях, ставших чужими, о друзьях — уже злейших врагах, о матерях, проклинающих своих детей, о жёнах, мстящих за своих мужей, об отцах, хоронящих своих детей-малолеток?! И всё же Шолохов уверен, что жизнь продолжается! И залогом этого в финале романа становятся маленький Мишатка, символ будущей судьбы Григория, и земля под «холодным солнцем», олицетворяющая бессмертие народа! М. А. Шолохов уверен в том, что в кровавых схватках не уничтожить те нравственные принципы, которые веками складывались в народе. При всём многообразии героев Шолохову удалось наделить каждого героя «собственными чертами, создать неповторимое лицо, неповторимый внутренний человечий строй». Картина народной жизни, нарисованная Шолоховым в романе, необозримо широка, как и сама жизнь. Как ориентиры, как вехи, по которым определяют направление пути, появляются в романе реальные исторические события. Они помогают нам яснее представить масштаб событий и место героев в общем движении истории.

IV. Работа над темой урока

  1. Погружение в тему урока: постановка и решение проблемного вопроса с опорой на фрагменты литературоведческих текстов (работа в группах с раздаточным материалом)

  Карточка

• «Почти всем нам известно, что в нашей литературе есть писатель мирового значения — М. А. Шолохов. Но мы как-то плохо отдаём себе в этом отчёт. Не видно то новое, что внёс Шолохов в литературу, возможно, из-за его презрения к форме — не к форме вообще, а к собственной оригинальной форме и стремлению выделиться. Кажется, что это сама жизнь, сумевшая мощно о себе заявить; удачно, конечно, и спасибо ей за то, но собственно об искусстве тут говорить нечего... Не всегда понятно, что в этом, может быть, и есть высшее искусство, отчасти забытое» (П. В. Палиевский).

• «Знаменитый роман советского писателя состоит из двух толстых томов. Прочитав восемьсот страниц, я всё ещё не знаю, как живут эти люди, внутренний мир которых заполняет множество страниц. Ни в коем случае я не хотел бы пренебрегать подобными романами, традиционный стиль которых в каждом мгновении препятствует изображению новых вещей. Если я говорю, что они написаны без искусства, то совершенно честно при этом думаю, что охотно отказался бы от самого искусства, если бы оно мешало появлению подобных документов. Но я всё же не верю в это» (Бертольд Брехт).

• «Жизнь людей не может быть сама по себе предметом романа: предмет должен быть достаточно определённым, чтобы сообщить ему форму. Роман г-на Шолохова не имеет единства времени или места: мы следуем за донскими казаками с их хутора на фронт, с фронта в Петроград, а небольшие вставки с описаниями природы (Дон весной, летом, осенью, зимой) — слишком механическое средство, чтобы придать рассказу единство. Не видно причины, почему этот роман начинается или кончается там или здесь. Нельзя сказать, чтобы отсутствовала экономия в описании каждого эпизода: но этих эпизодов слишком много. Если в них и есть какой-нибудь сюжет, в чём я сомневаюсь, он теряется в узорах ковра» (Грэм Грин).

• «Его успех у читателей очень велик. В Советской России нет библиотечной анкеты, где бы имя Шолохова не оказалось бы на одном из первых мест. В эмиграции — то же самое. Шолоховым зачитываются. Поклонники у него самые разнообразные. Даже те, кто склонен видеть гибельное дьявольское наваждение в каждой книге, приходящей из Москвы, выделяют «Тихий Дон». У Шолохова, несомненно, большой природный талант. Это чувствуется со вступительных страниц «Тихого Дона», это впечатление остаётся и от конца романа, хотя третий том его, в общем, суше, бледнее и сбивчивее первых двух. Всё, о чём рассказывает Шолохов, живёт: каждый человек по-своему говорит, всякая психологическая или описательная подробность правдива. Мир не придуман, а отражён. Он сливается с природой, а не выступает на ней своенравно наложенным, чуждым рисунком. Искусство Шолохова органично» (Г. В. Адамович).

• Известные европейские писатели XX в. — англичанин Грэм Грин и немец Бертольд Брехт — восприняли «Тихий Дон» как набор талантливо описанных «эпизодов», отрицая возможность появления эпопеи в наше время. Характерно, что Грэм Грин переадресовывает тот же упрёк и роману Л. Н. Толстого «Война и мир».

• Итак, что же перед нами: необработанные «куски жизни», «документы» или «высшее искусство, отчасти забытое», как утверждает литературовед П. В. Палиевский?

• Почему поэт и критик, представитель литературы русской эмиграции Г. В. Адамович видит достоинства шолоховского романа как раз в том, в чём усматривают его главный недостаток Грин и Брехт, — в отсутствии «наложенного» рисунка «формы», в доверии жизни и органичном слиянии с природой?

Презентация результатов работы

2. Аналитическая беседа

(Учащиеся цитируют отрывки текста романа и аргументируют мнение.)

• Вспомните, что такое роман-эпопея. Какие произведения этого жанра в мировой литературе вы знаете?

• Почему роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» называют романом-эпопеей? Обоснуйте свою точку зрения.

• Можно ли утверждать, что писатель стремился быть максимально объективным, изображая противостояние белых и красных на Дону?

• Отражены ли в романе его симпатии к какой-либо из противоборствующих сторон? Как вы думаете почему?

• Какие традиции устного народного творчества и русской классической литературы XIX в. развивает М. А. Шолохов, рисуя образы Натальи и Аксиньи?

• С помощью каких художественных средств писатель создаёт образ «батюшки Тихого Дона»? Сопоставьте описания Дона в начале романа и в финальном эпизоде.

• Как проявляется в романе авторская позиция? Приведите примеры лирических фрагментов, в которых, на ваш взгляд, отношение автора к изображаемому вполне определённо?

• В чём смысл названия романа «Тихий Дон»? Какова роль эпиграфов в романе?

• Как вы объясните смысл финала романа «Тихий Дон»? С какой целью писатель говорит в финале о родном доме героя и сыне на его руках, о том, что всё-таки ещё связывало Григория Мелехова «с землёй и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром»?

3. Обобщение учителя

— Итак, рождение романа-эпопеи «Тихий Дон» связано с историческими событиями мирового значения. Первая русская революция 1905 г., мировая война 1914 — 1918 гг., Октябрьская революция, Гражданская война, период мирного строительства вызвали стремление художников слова создать произведения широкого эпического охвата. Характерно, что в 1920-е гг. почти одновременно стали работать: Максим Горький — над эпопеей «Жизнь Клима Самгина», А. Н. Толстой — над романом «Хождение по мукам», М. А. Шолохов обратился к созданию эпопеи «Тихий Дон».

Роман «Тихий Дон» поистине стал шедевром XX в. благодаря могучему таланту писателя. «Тихий Дон» — народная эпопея, в которой М. А. Шолохов совершенно по-новому, опираясь на исторические материалы, воспроизвёл истинную картину донской жизни, её эволюцию. Действительность России предоставила в распоряжение автора конфликты, которых ещё не знало человечество. Старый мир до основания был разрушен революцией, ему на смену шла новая социальная система. Всё это и обусловило качественно новое решение таких вечных вопросов, как человек и история, война и мир, личность и массы. Роман-эпопея «Тихий Дон» занимает особое место в истории русской и мировой литературы.

  4. «Учимся грамотно дискутировать»: мини-дискуссия (Учащиеся аргументируют своё мнение.)

• Можно ли утверждать, что в «Тихом Доне» оказались широко и полно отражены главные события бурного начала XX в.— Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции, наконец, война Гражданская?

• Укладывается ли, на ваш взгляд, шолоховский роман в трафареты, которые требовались от произведений социалистического реализма с непременным показом действительности в революционном развитии и конечным торжеством идеологии нового, победившего строя?

• Удалось ли Шолохову в образах своих героев, и прежде всего в образе Григория Мелехова, передать трагизм эпохи и глубину её противоречий?

  5. «Под сенью дружных муз...»: сообщение учителя с опорой на иллюстрации С. Г. Королькова к роману «Тихий Дон» (размещены на доске)

— Биография художника Сергея Королькова сама по себе достойна романа. В ней много легенд и противоречий. Сын казака, он стал востребованным американским художником.

М. А. Шолохов долго подыскивал достойного художника. В беседе с Максимом Горьким он жаловался, что поиски эти безуспешны. Алексей Максимович заметил: тема романа тесно связана с колоритным казачьим бытом, и воспроизвести его может только талантливый художник-казак.

— Откуда же мне его взять? — ответил Шолохов. — Дон художниками не богат...

— Нашёлся писатель, найдётся и иллюстратор, — ответил Горький. Он же и посоветовал писателю связаться с Корольковым.

У Шолохова с Корольковым установились тёплые отношения. Упоминание о казаках Корольковых и их «королевских лошадях» есть и в «Тихом Доне». Исполненные Сергеем Григорьевичем рисунки полностью удовлетворили Михаила Александровича. Шолохова поразило знание Корольковым казачьего уклада. Говорят, правда, что однажды писатель указал Королькову на неточность в изображении сбруи коня. На что художник резко заметил: «Михаил Александрович, я тебя учу писать? Вот и ты не учи меня рисовать!». Извинившись, писатель обнял товарища. Вскоре появились 96 рисунков карандашом, среди которых — «Григорий и Аксинья», «Семья Мелеховых», «Мелехов спасает Степана Астахова» и другие работы. Над иллюстрациями к роману «Тихий Дон» художник работал около трёх лет, по его словам, «с увлечением и продолжительное время». Шолохов был в восторге!

До войны изданий с корольковскими иллюстрациями вышло несколько: Гослитиздат (1935 — 1937), в 4 книгах, Ростов-на-Дону (1939 — 1940) и первое полное однотомное издание романа в Москве (1941). После этого книг с иллюстрациями Королькова не издавали. Карандашные рисунки Королькова сам Михаил Шолохов считал непревзойдёнными.

• Рассмотрите иллюстрации. Подберите к ним текст романа.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— Михаил Шолохов. Каждый читатель открывает его по-своему. Одному близок Григорий Мелехов, удалой казак из романа «Тихий Дон», другому — «Донские рассказы». Что же даёт нам с вами изучение произведений Михаила Шолохова? Наверное, точнее, чем французский публицист и переводчик Жан Катала, не скажешь: «Он пробуждает скрытый в наших душах огонь, приобщая к великой доброте, великому милосердию и великой человечности русского народа. Он принадлежит к числу тех писателей, чьё искусство помогает каждому стать более человечным». Произведения М. А. Шолохова возвращают нас к трагическим страницам нашей истории, заставляя вновь и вновь осознать простую истину, что высший смысл человеческого бытия — это созидательный труд, забота о детях и, конечно же, любовь, которая согревает души и сердца людей, неся в мир свет милосердия, красоты, человечности. И эти вечные общечеловеческие ценности ничто не способно уничтожить. Таков Михаил Александрович Шолохов. Писатель, преподавший нам уроки мужества, порядочности и честности!

VI. Домашнее задание

Подготовить рабочие материалы к контрольному сочинению на одну из предложенных тем:

  1) «Тема войны и революции в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон”»;

  2) «Особенности изображения пейзажа в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон”»;

  3) «Образы женщин-казачек в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон”»;

  4) «Григорий Мелехов в поисках правды»;

  5) «Человек и природа в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон”».