Литература 11 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Борис Леонидович Пастернак
Урок № 78

Тема. Б. Л. Пастернак: судьба, личность, творчество. Основные темы и мотивы лирики

Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Б. Л. Пастернака; раскрыть сложность и драматизм жизненного и творческого пути; дать понятие об основных темах и мотивах лирики поэта; развивать умение анализировать поэтическое произведение; совершенствовать умения и навыки сопоставительного анализа поэтических текстов; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.

Оборудование: учебник, портрет Б. Л. Пастернака, тексты стихотворений, раздаточный материал для работы в парах, музыкальный и иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают наиболее важные факты личной и творческой биографии поэта; знают об основных темах и направлениях поэзии Б. Л. Пастернака; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; принимают участие в аналитической беседе; выполняют сопоставительную работу в парах.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

(Звучит музыкальный отрывок К. Дебюсси «Море. Три симфонических эскиза», «Разговор ветра с морем».)

— В феврале 2010 г. мир отмечал 120-летие со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака — выдающегося поэта XX в. На языке искусства он стремился выразить своё понимание жизни, истории, природного мира. Известно, что Марина Цветаева однажды воскликнула в пылу полемики: «Где человек, до конца понявший Пастернака?» И сама же пояснила: «Пастернак — это “тайнопись”, “иносказание”, “шифр”». Давайте же отправимся в путешествие по морю, название которому «Лирика Бориса Пастернака»!

Приедается всё,

Лишь тебе не дано примелькаться.

Дни проходят,

И годы проходят

И тысячи, тысячи лет.

В белой рьяности волн,

Прячась

B белую пряность акаций,

Может, ты-то их,

Море,

И сводишь, и сводишь на нет.

Сказанное поэтом о морской стихии напрямую соотносится с его творчеством: при кажущемся однообразии лирических приливов и отливов — абсолютная неповторимость, непредвиденность поэтических волн, вызывающих изумление и восторг. Что же и кто в первую очередь повлияли на формирование творческого мировоззрения поэта?

IV. Работа над темой урока

1. Слушание «Литературных визиток» о жизни и творчестве Б. Л. Пастернака (см. домашнее задание предыдущего урока)

(Учащиеся составляют тезисы.)

2. Объяснение учителя (мини-лекция)

(Учащиеся составляют тезисы.)

— Первые публикации стихотворений Бориса Пастернака относятся к 1913 г. В следующем году выходит его первый сборник «Близнец в тучах». Известность к Пастернаку пришла после Октябрьской революции, когда была опубликована его книга «Сестра моя — жизнь» (1922). В 1923 г. он пишет поэму «Высокая болезнь», в которой создаёт образ Ленина. В 1920-е гг. написаны также поэмы «905 год» и «Лейтенант Шмидт», оцененные критикой как важный этап в творческом развитии поэта. В годы войны им созданы патриотические стихи, составившие цикл «Стихи о войне». Новый этап его творчества — 1950-е гг. (цикл «Стихи из романа», «Когда разгуляется»).

Истоки поэтического стиля Пастернака лежат в модернистской литературе начала XX в., в эстетике импрессионизма. Ранняя лирика Пастернака наполнена в почти буквальном смысле языческим преклонением перед природой. Слёзы восторга и внутренний трепет — постоянные спутники его монологов.

Восклицательные предложения, восторженные междометия, «страсти разряды» создают в каждом его стихотворении приподнятую атмосферу, передают чувство радости влюблённого в природу поэта. Ранние стихотворения Пастернака сложны по форме, густо насыщены метафорами. Но уже в них чувствуются огромная свежесть восприятия, искренность и глубина, светятся первозданно чистые краски природы, звучат голоса дождей и метелей.

Философская насыщенность содержания — одна из характерных черт поэзии Б. Л. Пастернака. Он понимал поэзию как отображение жизни творческой личности. Безусловное требование настоящей поэзии — свобода творца. Такое понимание сути поэзии и назначения поэта и определили основные темы и мотивы творчества Пастернака: человек и бытие, человек и история, человек и общество, человек и природа, человек и искусство, человек и любовь и т. п. Как истинный художник, Пастернак видит мир и человека в нём в сложной взаимосвязи, поэтому в пределах одного стихотворения часто переплетаются разные мотивы. Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!..», написанное молодым Пастернаком, как нельзя лучше отражает это свойство его поэзии: изображение природы, мотив вечной борьбы соединяются с импрессионистическим мотивом преображения впечатления в творчество:

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

Обновление природы способствует обновлению души, рождает творческий порыв. Философское осмысление сущности творческого процесса — одна из главных тем творчества Б. Л. Пастернака. С годами эта тема приобретёт трагическое звучание:

О, если б знал, что так бывает,

Когда решался на дебют,

Что строчки с кровью убивают,

Нахлынут горлом и убьют.

Философского осмысления потребовала от Пастернака и тема свободы творчества и личности. Этому посвящены почти все стихи к роману «Доктор Живаго». В этой связи очень показательно стихотворение «Гамлет». Пастернак — выдающийся мастер перевода. Им переведены произведения поэтов Грузии, трагедии У. Шекспира, «Фауст» И. В. Гёте.

3. Аналитическая работа с текстом стихотворения «На ранних поездах» (см. домашнее задание предыдущего урока)

А) Вступительное слово учителя

— Летом 1936 г. Пастернак поселился на даче в подмосковном посёлке Переделкино. Этот дом и стал для него вскоре тем, о чём он мечтал всю жизнь.

Пережитый им здесь творческий подъём отразился в цикле лирических стихотворений начала 1941 г., по словам самого поэта, «написанных по-настоящему». Позднее Пастернак не раз именно с этими стихами связывал резкий перелом в своём поэтическом творчестве, ознаменовавший выход к естественности и простоте, на необходимости которых он настаивал в написанных ранее стихотворениях. Ахматова, навестившая поэта в Переделкине в августе 1940 г., полагала, что преодолеть мучительную творческую паузу, которую так тяжело переживал он в 1930-е гг., помогла Пастернаку встреча с природой: «Природа всю жизнь была его единственной и полноправной Музой, его тайной собеседницей, его Невестой и Возлюбленной, его Женой и Вдовой — она была ему тем же, чем была Россия — Блоку. Он остался ей верен до конца, и она по-царски награждала его».

  Б) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

  В) Аналитическая беседа

• Раскройте смысл названия стихотворения, в котором раскрывается его основная идея.

• С помощью каких образных средств выражено в стихотворении ощущение кровного родства поэта с живущими рядом с ним людьми?

• Что привлекает поэта в этих людях? Что позволяет ему разглядеть в них черты облика России?

• Выделите конкретные детали, подробности поездки лирического героя в город. Какова их роль в раскрытии основной мысли стихотворения?

  Г) «Умники и умницы»: сопоставительная работа на основе литературоведческих текстов (в парах)

• Сопоставьте два мнения о стихотворении Б. Л. Пастернака. Кто из критиков, по вашему мнению, более прав? Обратившись к тексту, приведите аргументы в пользу своего выбора или сформулируйте свою собственную позицию по этому вопросу.

   Карточка

• Поэт говорит о том чувстве, которое взволновало его, когда он очутился в вагоне, доверху набитом «простыми людьми», «слобожанами». Чувство это называлось в старину умилением. Некрасов, испытывая светлую радость при встрече с деревенскими детьми, изображает прилив этой радости так: «Я замер: коснулось души умиленье...»

  О таком же радостном умилении говорит и Борис Пастернак, очутившись в милой его сердцу народной стихии. Своё чувство к народу он назвал обожаньем и тут же признался, что у него это чувство — врождённое. Любовь такого большого накала, такая страстная, что её всю жизнь приходилось «превозмогать» и таить, наконец-то вырвалась наружу в этих беглых, торопливых словах, сказанных как бы мимоходом — застенчивым шёпотом.

(К. И. Чуковский)

• Восторженность, влюблённость в глазах Бориса Пастернака, едущего «на ранних поездах» в Москву из Переделкина. «Обожанье», «боготворя» — разве это не та же канонизация, возведение в чин святости? Младенческая ослеплённость. Иначе как он мог увидеть столько достоинства в людях зимы 1940/41 года... поэт смотрит не глазами историка, а глазами ребёнка, которому открылось чудо.

(Г. М. Кружков)

  4. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..» (см. домашнее задание предыдущего урока)

  А) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

  Б) Аналитическая беседа

• Какова тема этого стихотворения?

• Есть ли в этом стихотворении лирический герой? Выражено ли его присутствие словесно?

• Что или кто выдвигается в стихотворении на первый план (лирический герой или действие, состояние)?

• Какой образ становится символом своеобразного творческого возрождения лирического героя в стихотворении?

• Принцип, лежащий в основании его ранней поэзии, сам Пастернак определил словами «материальная выразительность», «объективный тематизм и мгновенная, рисующая движение живописность». Как обнаруживают себя в стихотворении эти свойства его поэзии? Выделите детали, создающие ощущение динамичности нарисованной здесь картины.

• Почему чем «случайней» «слагаются стихи», тем они «вернее»? Какой смысл вложен в это утверждение?

• Охарактеризуйте эмоциональный строй стихов, остановившись на деталях, передающих крайнюю степень душевной напряжённости. Объясните, чем она вызвана.

В) «Под сенью дружных муз...»

• Сопоставьте пейзажные эпизоды стихотворения с картиной А. К. Саврасова «Грачи прилетели». (Репродукция картины размещена на доске.) Какие впечатления вызывает картина А. К. Саврасова? Сходны ли они с впечатлениями, вызванными строками Б. Л. Пастернака?

Г) Обобщение учителя

— Итак, в картине февраля вступают во взаимодействие детали окружающего мира с воспоминаниями и одновременно мечтами лирического героя о весне. Мир природы перекликается с внутренним миром человека. Доктор филологических наук, профессор Сауле Абишева считает, что размышление Б. Л. Пастернака о рождении поэзии держится на философии двойственности: «В стихотворении Б. Л. Пастернака “Февраль...” мир человека и мир природы на всех уровнях пересекаются и словно перетекают друг в друга».

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Заключительное слово учителя

— Через восприятие жизни во всей её полноте, радости и страданиях, противоречиях и трагедиях человек приходит к осознанию самых важных ценностей: жизни, свободы, любви, творчества. Как поэт-философ Б. Л. Пастернак тяготеет к вечным темам, его поэзия поражает глубиной философского понимания жизни. Природа и творчество, любовь и смерть, красота и трагедия — всё это осмысливается поэтом как вечные проявления человеческого бытия.

2. Выразительное чтение учителем наизусть стихотворения «После дождя»

(Звучит музыка Ф. Шопена.)

— Обратите внимание, что у каждого из нас рождаются свои ассоциации. Каждый по-своему чувствует, понимает поэта. Правильно ли это? Наверное, ответ на этот вопрос можно найти в словах М. И. Цветаевой, звучавших сегодня на уроке.

Закончить урок мне хочется стихотворением «О, знал бы я, что так бывает...» (1931), в котором Пастернак высказал своё отношение к поэзии как искусству: для него она не забава, не демонстрация таланта и тем более не словоблудие, а судьба, «строчки с кровью».

  3. Выразительное чтение наизусть учителем стихотворения «О, знал бы я, что так бывает...»

(Звучит Ноктюрн № 11 соль минор, соч. 39 Ф. Шопена или финал Четвёртой сонаты А. Н. Скрябина — по выбору учителя.)

VI. Домашнее задание

  1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «“Природа, мир, тайник вселенной!” (Человек и природа в лирике Б. Л. Пастернака)».

  2. Опережающие задания (2 учащихся). Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений Б. Л. Пастернака «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво».