Контрольные работы по литературе к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019


Предисловие

Данное пособие адресовано учащимся и учителю, работающим по учебно-методическому комплекту под редакцией В. Я. Коровиной.

В соответствии с программой и учебником «Литература. 5 класс» (авторы: В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин) рекомендованы итоговые контрольные работы для проверки уровня сформированности читательской грамотности учащихся.

Задания разного уровня сложности, представленные в пособии, дают возможность проверить знания о жизни и произведениях русских писателей, предусмотренных программой 5-го класса, а также читательские умения и способы деятельности.

Каждая работа содержит 2 варианта заданий, которые составлены на основе художественных текстов, входящих в программу 5-го класса.

В вариантах используются задания 2 типов:

— задания с кратким ответом ориентированы на базовый уровень сложности;

— задания с развёрнутым ответом относятся к повышенному уровню сложности и требуют самостоятельной творческой деятельности учащихся.

К высокому уровню сложности для 5-го класса относятся задания сопоставительного характера и развёрнутые ответы на вопросы в формате сочинения, представленные в значительно большем объёме, нежели в сборнике для проведения текущего контроля.

В соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения заданиями указанных типов и уровней сложности проверяются следующие знания, умения и способы деятельности:

— знание содержания изученных литературных произведений, основных фактов жизни и творчества писателей;

— понимание ключевых проблем изученных произведений, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей, их современного звучания;

— умение формулировать тему, идею, нравственный пафос литературных произведений, умение характеризовать героев и сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

— нахождение в литературных произведениях элементов сюжета, композиции, выявление изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания (элементы филологического анализа);

— нахождение в художественном тексте незнакомых слов и определение их значения;

— умение писать ответ на проблемный вопрос с использованием собственного жизненного и читательского опыта, обращаясь к цитированию художественного текста.

Оценка заданий

За основу критериев проверки ответов на проблемный вопрос взяты критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом по литературе, принятые для итоговой аттестации школьников (ОГЭ и ЕГЭ).

В связи с этим необходимо отметить, что

— указание на объём (3 — 5 или 5 — 10 предложений) условно; оценка ответа зависит от его содержательности;

— оценка по критерию «Следование нормам речи» осуществляется в том случае, если по основному критерию «Глубина понимания проблемы, предложенной в вопросе, и убедительность аргументов» учитель оценил работу в 2 или 3 балла;

— каждое из правильно выполненных заданий с кратким ответом оценивается одним баллом.

Критерии проверки заданий с развёрнутым ответом, рекомендации к выставлению отметки учителем и ответы к заданиям с кратким ответом представлены в приложении.