Контрольные работы по литературе к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019


Итоговая контрольная работа 3.Басни И. А. Крылова

Вариант 1

Выполните задания 1 — 7.

Прочитайте басню И. А. Крылова «Квартет», которая повествует о распределении ответственных должностей в Государственном совете в 1810 году, где действительно имели место «продолжительные прения» о том, как «рассадить» государственных деятелей.

Проказница Мартышка,

Осёл,

Козёл

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки, —

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдёт уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали Квартет;

Он всё-таки на лад нейдёт.

«Постойте ж, я сыскал секрет! —

Кричит Осёл, — мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем».

Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

А всё-таки Квартет нейдёт на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.

«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть,

Скажи лишь, как нам сесть!»

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, —

Им отвечает Соловей, —

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь».

1. Укажите имя легендарного древнегреческого баснописца, который, по преданию, был рабом и сюжеты которого заимствовали для своих басен его последователи.

Ответ: ...

2. Басня относится к произведениям лиро-эпическим, в центре повествования которых — какой-то эпизод, сценка. Каким термином называют последовательность событий, составляющих содержание художественного произведения?

Ответ: ...

3. Развитию действия басни «Квартет» И. А. Крылова служат разговоры героев между собой. Как называется форма общения между действующими лицами, служащая способом их характеристики?

Ответ: ...

4. Каким термином называют заключительные слова басни?

Ответ: ...

5. Героям басни И. А. Крылова «Квартет»: Мартышке, Ослу, Козлу и «косолапому Мишке», противопоставлен Соловей. Каким термином обозначается противопоставление художественных образов художественного произведения?

Ответ: ...

К заданию 6 дайте ответ в объёме 5 — 8 предложений.

6. Сочините небольшой рассказ, главной мыслью которого могли бы стать слова: «А вы, друзья, как ни садитесь/Всё в музыканты не годитесь».

Ответ: ...

К заданию 7 дайте ответ в объёме 3 — 5 предложений.

7. Прочитайте басню И. А. Крылова «Две бочки» и ответьте на предложенный ниже вопрос.

Две бочки

Две Бочки ехали: одна с вином,

Другая

Пустая.

Вот первая себе без шуму и шажком

Плетётся,

Другая вскачь несётся;

От ней по мостовой и стукотня, и гром,

И пыль столбом;

Прохожий к стороне скорей от страху жмётся,

Её заслышавши издалека.

Но как та Бочка ни громка,

А польза в ней не так, как в первой, велика.

Кто про свои дела кричит всем без умолку,

В том, верно, мало толку.

Кто делов истинно, — тих часто на словах.

Великий человек лишь громок на делах,

И думает свою он крепку думу

Без шуму.

Какая из приведённых ниже пословиц могла бы, по-вашему, стать моралью басни И. А. Крылова «Две бочки»? Свой выбор аргументируйте.

1. Большой говорун — плохой работник.

2. Болтовня и красна и пестра, да пуста.

3. Болтун речист, да на руку нечист.

4. Курица — не птица, лодырь — не человек, болтун — не работник.

5. На словах-то он скор, да на деле не спор.

6. Не спеши языком, торопись делом.

7. Языком молоть — не дрова колоть: спина не заболит.

Ответ: ...

Вариант 2

Выполните задания 1 — 7.

Прочитайте басню И. А. Крылова «Осёл и Соловей» — отклик И. А. Крылова на рекомендацию министра народного просвещения А. Разумовского учиться искусству басни у поэта- классициста, баснописца и переводчика И. И. Дмитриева.

Осёл увидел Соловья

И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень я

Сам посудить, твоё услышав пенье,

Велико ль подлинно твоё уменье?»

Тут Соловей являть своё искусство стал:

Защёлкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало всё тогда Любимцу и певцу Авроры:

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

И прилегли стада.

Чуть-чуть дыша, пастух им любовался

И только иногда,

Внимая Соловью, пастушке улыбался.

Скончал певец. Осёл, уставясь в землю лбом:

«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом;

Ещё б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился».

Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.

Избави, бог, и нас от этаких судей.

1. Герои басни И. А. Крылова «Осёл и Соловей» не принадлежат миру людей, но намекают на них. Каким термином называется такое иносказательное изображение героев художественного произведения?

Ответ: ...

2. Герои басни И. А. Крылова «Осёл и Соловей» противопоставлены друг другу. Каким термином обозначается противопоставление художественных образов произведения?

Ответ: ...

3. Задача баснописца — обличить недостатки человека и человеческого общества. Укажите термин, обозначающий гневное осмеяние всего, что стоит на пути осуществления идеала.

Ответ: ...

4. Каким термином называются заключительные слова басни?

Ответ: ...

5. Заключительные слова басен И. А. Крылова содержат меткие образные изречения, выражающие законченную мысль. Каким термином обозначают такие изречения?

Ответ: ...

К заданию 6 дайте ответ в объёме 5-8 предложений.

6. Сочините небольшой рассказ, главной мыслью которого могли бы стать слова: «Избави, бог, и нас от этаких судей».

Ответ: ...

К заданию 7 дайте ответ в объёме 3-5 предложений.

7. Прочитайте басню И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука» и ответьте на предложенный ниже вопрос.

Лебедь, рак и щука

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвётся в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Какая из приведённых ниже пословиц могла бы, по-вашему, стать моралью басни И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»? Свой выбор аргументируйте.

1. Согласному стаду и волк не страшен.

2. На вкус, на цвет товарищей нет.

3. В согласии малое растёт, гибнет великое в разладе.

4. Согласие собирает, несогласие разоряет.

5. Где согласие и лад, там дело — клад.

6. В одиночку не одолеешь и кочку.

7. Хорошо богатство, а согласие лучше.

Ответ: ...