Контрольные работы по литературе к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019
Итоговая контрольная работа 3.Басни И. А. Крылова
Вариант 1
Выполните задания 1 — 7.
Прочитайте басню И. А. Крылова «Квартет», которая повествует о распределении ответственных должностей в Государственном совете в 1810 году, где действительно имели место «продолжительные прения» о том, как «рассадить» государственных деятелей.
Проказница Мартышка,
Осёл,
Козёл
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, —
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдёт уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он всё-таки на лад нейдёт.
«Постойте ж, я сыскал секрет! —
Кричит Осёл, — мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А всё-таки Квартет нейдёт на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!»
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, —
Им отвечает Соловей, —
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».
1. Укажите имя легендарного древнегреческого баснописца, который, по преданию, был рабом и сюжеты которого заимствовали для своих басен его последователи.
Ответ: ...
2. Басня относится к произведениям лиро-эпическим, в центре повествования которых — какой-то эпизод, сценка. Каким термином называют последовательность событий, составляющих содержание художественного произведения?
Ответ: ...
3. Развитию действия басни «Квартет» И. А. Крылова служат разговоры героев между собой. Как называется форма общения между действующими лицами, служащая способом их характеристики?
Ответ: ...
4. Каким термином называют заключительные слова басни?
Ответ: ...
5. Героям басни И. А. Крылова «Квартет»: Мартышке, Ослу, Козлу и «косолапому Мишке», противопоставлен Соловей. Каким термином обозначается противопоставление художественных образов художественного произведения?
Ответ: ...
К заданию 6 дайте ответ в объёме 5 — 8 предложений.
6. Сочините небольшой рассказ, главной мыслью которого могли бы стать слова: «А вы, друзья, как ни садитесь/Всё в музыканты не годитесь».
Ответ: ...
К заданию 7 дайте ответ в объёме 3 — 5 предложений.
7. Прочитайте басню И. А. Крылова «Две бочки» и ответьте на предложенный ниже вопрос.
Две бочки
Две Бочки ехали: одна с вином,
Другая
Пустая.
Вот первая себе без шуму и шажком
Плетётся,
Другая вскачь несётся;
От ней по мостовой и стукотня, и гром,
И пыль столбом;
Прохожий к стороне скорей от страху жмётся,
Её заслышавши издалека.
Но как та Бочка ни громка,
А польза в ней не так, как в первой, велика.
Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку.
Кто делов истинно, — тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепку думу
Без шуму.
Какая из приведённых ниже пословиц могла бы, по-вашему, стать моралью басни И. А. Крылова «Две бочки»? Свой выбор аргументируйте.
1. Большой говорун — плохой работник.
2. Болтовня и красна и пестра, да пуста.
3. Болтун речист, да на руку нечист.
4. Курица — не птица, лодырь — не человек, болтун — не работник.
5. На словах-то он скор, да на деле не спор.
6. Не спеши языком, торопись делом.
7. Языком молоть — не дрова колоть: спина не заболит.
Ответ: ...
Вариант 2
Выполните задания 1 — 7.
Прочитайте басню И. А. Крылова «Осёл и Соловей» — отклик И. А. Крылова на рекомендацию министра народного просвещения А. Разумовского учиться искусству басни у поэта- классициста, баснописца и переводчика И. И. Дмитриева.
Осёл увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твоё услышав пенье,
Велико ль подлинно твоё уменье?»
Тут Соловей являть своё искусство стал:
Защёлкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало всё тогда Любимцу и певцу Авроры:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осёл, уставясь в землю лбом:
«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом;
Ещё б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.
Избави, бог, и нас от этаких судей.
1. Герои басни И. А. Крылова «Осёл и Соловей» не принадлежат миру людей, но намекают на них. Каким термином называется такое иносказательное изображение героев художественного произведения?
Ответ: ...
2. Герои басни И. А. Крылова «Осёл и Соловей» противопоставлены друг другу. Каким термином обозначается противопоставление художественных образов произведения?
Ответ: ...
3. Задача баснописца — обличить недостатки человека и человеческого общества. Укажите термин, обозначающий гневное осмеяние всего, что стоит на пути осуществления идеала.
Ответ: ...
4. Каким термином называются заключительные слова басни?
Ответ: ...
5. Заключительные слова басен И. А. Крылова содержат меткие образные изречения, выражающие законченную мысль. Каким термином обозначают такие изречения?
Ответ: ...
К заданию 6 дайте ответ в объёме 5-8 предложений.
6. Сочините небольшой рассказ, главной мыслью которого могли бы стать слова: «Избави, бог, и нас от этаких судей».
Ответ: ...
К заданию 7 дайте ответ в объёме 3-5 предложений.
7. Прочитайте басню И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука» и ответьте на предложенный ниже вопрос.
Лебедь, рак и щука
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Какая из приведённых ниже пословиц могла бы, по-вашему, стать моралью басни И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»? Свой выбор аргументируйте.
1. Согласному стаду и волк не страшен.
2. На вкус, на цвет товарищей нет.
3. В согласии малое растёт, гибнет великое в разладе.
4. Согласие собирает, несогласие разоряет.
5. Где согласие и лад, там дело — клад.
6. В одиночку не одолеешь и кочку.
7. Хорошо богатство, а согласие лучше.
Ответ: ...