Контрольные работы по литературе к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019


Итоговая контрольная работа 4. Литература XIX века

Вариант 1

Выполните задания 1 — 9.

Ответом к заданиям 1 — 7 является слово, словосочетание или цифра.

1. Назовите автора и произведение, в котором между героинями состоялся такой поединок:

«...На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своём

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрёшь во цвете лет!»

Проворчавши так, тотчас

Ведьма скрылася из глаз;

Но оставшаяся там

Речь домолвила: «Недам

Без пути ругаться ей

Над царевною моей;

Будет то не смерть, а (...)

Срок назначенный пройдёт,

И царевна оживёт...».

Ответ: ...

2. Обратитесь к заданию 1 и вставьте вместо многоточия нужное слово.

Ответ: ...

3. Каким термином в литературоведении называют вступительную часть произведения, в которой сообщается о месте и времени событий, действующих лицах: «В одной из отдалённых улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окружённая многочисленною дворней...»?

Ответ: ...

4. Укажите автора и название произведения, фрагмент из которого приведён выше (см. задание 3).

Ответ: ...

5. Установите соответствие между тремя фамилиями писателей и фактами их биографий. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Писатели

A) И. А. Крылов

Б) Н. В. Гоголь

B) Н. А. Некрасов

Факты биографии

1) за страсть к чтению на службе получал наказания; знал главные европейские языки, в 50 лет выучил древнегреческий; был журналистом, издателем, писал прозаические и драматические произведения

2) этот писатель так говорил о себе: «... я сам не знаю, какая у меня душа — хохлацкая или русская...»; его произведениями из украинской народной жизни зачитывалась вся Россия

3) его детство прошло в родовом имении Грешнево; картины подневольного труда и жизни крестьян, которые он наблюдал, навсегда вошли в его произведения

4) его называли «первым нашим университетом»; кроме занятий различными науками, увлекался филологией, писал оды и стихотворения

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

А

Б

В




6. Назовите автора, произведение и героя, который пожелал: «... чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой мне ни задали».

Ответ: ...

7. Назовите автора, произведение и героя, который получил такое письмо: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься... я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может, и женишься и совсем останешься».

Ответ: ...

К заданию 8 дайте ответ в объёме 5 — 10 предложений.

8. Сравните фрагменты стихотворений М. Ю. Лермонтова «Бородино» (1837 г.) и «Поле Бородина» (1830 — 1831 г.).

Какую мысль, с вашей точки зрения, хотел подчеркнуть М. Ю. Лермонтов, заменив строку: «И вождь сказал перед полками» на строки:

«Полковник наш рождён был хватом:

Слуга царю, отец солдатам...»?

Полковник наш рождён был хватом:

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его: сражён булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умрёмте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

    («Бородино»)

Пробили зорю барабаны,

Восток туманный побелел,

И от врагов удар нежданный

На батарею прилетел.

И вождь сказал перед полками:

«Ребята, не Москва ль за нами?

Умрёмте ж под Москвой,

Как наши братья умирали».

И мы погибнуть обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

    («Поле Бородина»)

Ответ: ...

К заданию 9 дайте ответ в объёме 3 — 5 предложений.

9. Напишите небольшую статью для литературоведческого словаря на тему «Сказка».

Ответ: ...

Вариант 2

Выполните задания 1 — 9.

Ответом к заданиям 1 — 7 является слово, словосочетание или цифра.

1. Назовите автора и произведение, в котором героиня произносит такие слова:

«Ой вы, молодцы честные,

Братцы вы мои родные, —

Им (...) говорит, —

Коли лгу, пусть Бог велит

Не сойти живой мне с места.

Как мне быть? ведь я невеста.

Для меня вы все равны,

Все удалы, все умны,

Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Королевич Елисей».

Ответ: ...

2. Обратитесь к заданию 1 и вставьте вместо многоточия нужное слово.

Ответ: ...

3. Каким термином в литературоведении называют событие, знаменующее начало действия в эпическом или драматическом произведении: «Помутилось у него в глазах... Схватили его татары... закрутили ему руки за спину... поволокли ...Голова у (него) разбита, кровь запеклась над глазами... Руки закручены... Приехали в аул... Развязали (ему) руки, надели колодку и повели в сарай; толкнули его туда и заперли дверь»?

Ответ: ...

4. Укажите автора и название произведения, фрагмент из которого приведён выше (см. задание 3).

Ответ: ...

5. Установите соответствие между тремя фамилиями писателей и фактами их биографий. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Писатели

A) М. Ю. Лермонтов

Б) Н. В. Гоголь

B) Л. Н. Толстой

Факты биографии

1) родился в 1814 году; детские годы прошли в Тарханах, где наблюдал жизнь барской усадьбы, учился народной речи, слушая не только древние предания и песни, но и рассказы о войне 1812 года

2) этот писатель так говорил о себе: «... я сам не знаю, какая у меня душа — хохлацкая или русская...»; его произведениями из украинской народной жизни зачитывалась вся Россия

3) его раннее детство прошло в Москве, где он родился в 1799 году; воспитывался в литературной среде и рано удивил всех своими стихами

4) вся его долгая жизнь (1828 — 1910 гг.) связана с Ясной Поляной, имением, расположенным недалеко от Тулы; здесь он занимался не только литературным, но и крестьянским трудом; одной из своих задач считал улучшение быта своих крестьян

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

А

Б

В




6. Назовите автора, произведение и героя, о жилище которого сказано: «...соорудил... кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать... в углу стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый... Каморка запиралась на замок... ключ от этого замка (он) всегда носил с собой на поясе».

Ответ: ...

7. Как называется значимая подробность, являющаяся средством выражения авторского отношения к изображённому? Например, в описании жилища героя (см. задание 6): «богатырская кровать, столик... крепкого свойства, стул... прочный и приземистый».

Ответ: ...

К заданию 8 дайте связный ответ в объёме 5 — 10 предложений.

8. Прочитайте и сравните стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды» и А. Н. Плещеева «Весна».

Весенние воды

Ещё в полях белеет снег

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и плещут, и гласят...

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

    (Ф. И. Тютчев)

Весна

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждёт чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!..

    (А. Н. Плещеев)

Каким предстаёт в стихотворениях Ф. И. Тютчева и А. Н. Плещеева мир природы в ожидании весны? Запишите строки стихотворений и прокомментируйте их.

Ответ: ...

К заданию 9 дайте связный ответ в объёме 3-5 предложений.

9. Напишите небольшую статью для литературоведческого словаря на тему «Басня».

Ответ: ...