Контрольные работы по литературе к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019
Итоговая контрольная работа 4. Литература XIX века
Вариант 1
Выполните задания 1 — 9.
Ответом к заданиям 1 — 7 является слово, словосочетание или цифра.
1. Назовите автора и произведение, в котором между героинями состоялся такой поединок:
«...На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своём
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрёшь во цвете лет!»
Проворчавши так, тотчас
Ведьма скрылася из глаз;
Но оставшаяся там
Речь домолвила: «Недам
Без пути ругаться ей
Над царевною моей;
Будет то не смерть, а (...)
Срок назначенный пройдёт,
И царевна оживёт...».
Ответ: ...
2. Обратитесь к заданию 1 и вставьте вместо многоточия нужное слово.
Ответ: ...
3. Каким термином в литературоведении называют вступительную часть произведения, в которой сообщается о месте и времени событий, действующих лицах: «В одной из отдалённых улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окружённая многочисленною дворней...»?
Ответ: ...
4. Укажите автора и название произведения, фрагмент из которого приведён выше (см. задание 3).
Ответ: ...
5. Установите соответствие между тремя фамилиями писателей и фактами их биографий. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Писатели
A) И. А. Крылов
Б) Н. В. Гоголь
B) Н. А. Некрасов
Факты биографии
1) за страсть к чтению на службе получал наказания; знал главные европейские языки, в 50 лет выучил древнегреческий; был журналистом, издателем, писал прозаические и драматические произведения
2) этот писатель так говорил о себе: «... я сам не знаю, какая у меня душа — хохлацкая или русская...»; его произведениями из украинской народной жизни зачитывалась вся Россия
3) его детство прошло в родовом имении Грешнево; картины подневольного труда и жизни крестьян, которые он наблюдал, навсегда вошли в его произведения
4) его называли «первым нашим университетом»; кроме занятий различными науками, увлекался филологией, писал оды и стихотворения
Ответ запишите цифрами в таблице.
Ответ:
А |
Б |
В |
6. Назовите автора, произведение и героя, который пожелал: «... чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой мне ни задали».
Ответ: ...
7. Назовите автора, произведение и героя, который получил такое письмо: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься... я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может, и женишься и совсем останешься».
Ответ: ...
К заданию 8 дайте ответ в объёме 5 — 10 предложений.
8. Сравните фрагменты стихотворений М. Ю. Лермонтова «Бородино» (1837 г.) и «Поле Бородина» (1830 — 1831 г.).
Какую мысль, с вашей точки зрения, хотел подчеркнуть М. Ю. Лермонтов, заменив строку: «И вождь сказал перед полками» на строки:
«Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...»?
Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражён булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
(«Бородино»)
Пробили зорю барабаны,
Восток туманный побелел,
И от врагов удар нежданный
На батарею прилетел.
И вождь сказал перед полками:
«Ребята, не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали».
И мы погибнуть обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
(«Поле Бородина»)
Ответ: ...
К заданию 9 дайте ответ в объёме 3 — 5 предложений.
9. Напишите небольшую статью для литературоведческого словаря на тему «Сказка».
Ответ: ...
Вариант 2
Выполните задания 1 — 9.
Ответом к заданиям 1 — 7 является слово, словосочетание или цифра.
1. Назовите автора и произведение, в котором героиня произносит такие слова:
«Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные, —
Им (...) говорит, —
Коли лгу, пусть Бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей».
Ответ: ...
2. Обратитесь к заданию 1 и вставьте вместо многоточия нужное слово.
Ответ: ...
3. Каким термином в литературоведении называют событие, знаменующее начало действия в эпическом или драматическом произведении: «Помутилось у него в глазах... Схватили его татары... закрутили ему руки за спину... поволокли ...Голова у (него) разбита, кровь запеклась над глазами... Руки закручены... Приехали в аул... Развязали (ему) руки, надели колодку и повели в сарай; толкнули его туда и заперли дверь»?
Ответ: ...
4. Укажите автора и название произведения, фрагмент из которого приведён выше (см. задание 3).
Ответ: ...
5. Установите соответствие между тремя фамилиями писателей и фактами их биографий. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Писатели
A) М. Ю. Лермонтов
Б) Н. В. Гоголь
B) Л. Н. Толстой
Факты биографии
1) родился в 1814 году; детские годы прошли в Тарханах, где наблюдал жизнь барской усадьбы, учился народной речи, слушая не только древние предания и песни, но и рассказы о войне 1812 года
2) этот писатель так говорил о себе: «... я сам не знаю, какая у меня душа — хохлацкая или русская...»; его произведениями из украинской народной жизни зачитывалась вся Россия
3) его раннее детство прошло в Москве, где он родился в 1799 году; воспитывался в литературной среде и рано удивил всех своими стихами
4) вся его долгая жизнь (1828 — 1910 гг.) связана с Ясной Поляной, имением, расположенным недалеко от Тулы; здесь он занимался не только литературным, но и крестьянским трудом; одной из своих задач считал улучшение быта своих крестьян
Ответ запишите цифрами в таблице.
Ответ:
А |
Б |
В |
6. Назовите автора, произведение и героя, о жилище которого сказано: «...соорудил... кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать... в углу стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый... Каморка запиралась на замок... ключ от этого замка (он) всегда носил с собой на поясе».
Ответ: ...
7. Как называется значимая подробность, являющаяся средством выражения авторского отношения к изображённому? Например, в описании жилища героя (см. задание 6): «богатырская кровать, столик... крепкого свойства, стул... прочный и приземистый».
Ответ: ...
К заданию 8 дайте связный ответ в объёме 5 — 10 предложений.
8. Прочитайте и сравните стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды» и А. Н. Плещеева «Весна».
Весенние воды
Ещё в полях белеет снег
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и плещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»
Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
(Ф. И. Тютчев)
Весна
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждёт чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!..
(А. Н. Плещеев)
Каким предстаёт в стихотворениях Ф. И. Тютчева и А. Н. Плещеева мир природы в ожидании весны? Запишите строки стихотворений и прокомментируйте их.
Ответ: ...
К заданию 9 дайте связный ответ в объёме 3-5 предложений.
9. Напишите небольшую статью для литературоведческого словаря на тему «Басня».
Ответ: ...