Контрольные работы по литературе к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019
Итоговая контрольная работа 5.Поэты о Великой Отечественной войне. А. Т. Твардовский Рассказ танкиста.К. М. Симонов Майор привёз мальчишку на лафете
Вариант 1
Прочитайте стихотворение А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста» и выполните задания 1 — 3.
Дайте ответ в объёме 5-8 предложений каждый.
Был трудный бой. Всё нынче как спросонку...
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, — забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый.
Из тех, что главарями у детей.
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас, как дорогих гостей.
Машины обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами не труд.
Выносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют...
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен.
Мы прорывались к площади вперёд,
А он гвоздит, — не выглянуть из башен, —
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишком
Он примостился — столько всяких дыр!
И вдруг к машине подбежал парнишка:
«Товарищ командир! Товарищ командир!
Я знаю, где их пушка... Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду»...
«Да где же? Где?» — «А дайте, я поеду
На танке с вами, прямо приведу!»
Что ж, бой не ждёт. «Влезай сюда, дружище...»
И вот мы катим к месту вчетвером,
Стоит парнишка, мимо пули свищут, —
И только рубашонка пузырём.
Подъехали. «Вот здесь!» И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём,
И эту пушку заодно с расчётом
Мы вмяли в рыхлый жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть.
От дома к дому шёл большой пожар.
И помню, я сказал: «Спасибо, хлопец...»
И руку, как товарищу, пожал.
Был трудный бой. Всё нынче как спросонку.
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, — забыл его спросить.
1. Что вы узнали, прочитав произведение А. Т. Твардовского, о судьбах детей в трудное военное время? Дополните свой ответ сведениями из других известных вам произведений искусства.
Ответ: ...
2. Почему в стихотворении А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста» герой назван «бедовым»? Как вы понимаете смысл этого слова?
Ответ: ...
3. Почему в стихотворении А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста» используется кольцевая композиция? Как это помогает определить главную мысль стихотворения?
Ответ: ...
Вариант 2
Прочитайте стихотворение КМ. Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете» и выполните задания 1 — 3.
Дайте ответ в объёме 5-8 предложений каждый.
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надёжней места
Отныне в мире для ребёнка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть ещё другие,
Что я там был и мне пора домой...
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За всё, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
1. Что вы узнали, прочитав произведение К. М. Симонова, о судьбах детей в трудное военное время? Дополните свой ответ сведениями из других известных вам произведений искусства.
Ответ: ...
2. Почему, с вашей точки зрения, в четвёртой строфе поэт дважды использует приём умолчания, поставив многоточие:
«Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть ещё другие,
Что я там был и мне пора домой...»?
Ответ: ...
3. Как вы понимаете строки: «Кто раз увидел этого мальчишку/Домой прийти не сможет до конца»? Что, по-вашему, значит «до конца»?
Ответ: ...