Контрольные работы по литературе к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019


Итоговая контрольная работа 5.Поэты о Великой Отечественной войне. А. Т. Твардовский Рассказ танкиста.К. М. Симонов Майор привёз мальчишку на лафете

Вариант 1

Прочитайте стихотворение А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста» и выполните задания 1 — 3.

Дайте ответ в объёме 5-8 предложений каждый.

Был трудный бой. Всё нынче как спросонку...

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, — забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый.

Из тех, что главарями у детей.

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас, как дорогих гостей.

Машины обступают на стоянках,

Таскать им воду вёдрами не труд.

Выносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют...

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен.

Мы прорывались к площади вперёд,

А он гвоздит, — не выглянуть из башен, —

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишком

Он примостился — столько всяких дыр!

И вдруг к машине подбежал парнишка:

«Товарищ командир! Товарищ командир!

Я знаю, где их пушка... Я разведал...

Я подползал, они вон там, в саду»...

«Да где же? Где?» — «А дайте, я поеду

На танке с вами, прямо приведу!»

Что ж, бой не ждёт. «Влезай сюда, дружище...»

И вот мы катим к месту вчетвером,

Стоит парнишка, мимо пули свищут, —

И только рубашонка пузырём.

Подъехали. «Вот здесь!» И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даём,

И эту пушку заодно с расчётом

Мы вмяли в рыхлый жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть.

От дома к дому шёл большой пожар.

И помню, я сказал: «Спасибо, хлопец...»

И руку, как товарищу, пожал.

Был трудный бой. Всё нынче как спросонку.

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, — забыл его спросить.

1. Что вы узнали, прочитав произведение А. Т. Твардовского, о судьбах детей в трудное военное время? Дополните свой ответ сведениями из других известных вам произведений искусства.

Ответ: ...

2. Почему в стихотворении А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста» герой назван «бедовым»? Как вы понимаете смысл этого слова?

Ответ: ...

3. Почему в стихотворении А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста» используется кольцевая композиция? Как это помогает определить главную мысль стихотворения?

Ответ: ...

Вариант 2

Прочитайте стихотворение КМ. Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете» и выполните задания 1 — 3.

Дайте ответ в объёме 5-8 предложений каждый.

Майор привез мальчишку на лафете.

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надёжней места

Отныне в мире для ребёнка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди заснувшую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.

Проснувшись, он махал войскам рукой...

Ты говоришь, что есть ещё другие,

Что я там был и мне пора домой...

Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,

Которыми я плакал там, в пыли,

Как тот мальчишка возвратится с нами

И поцелует горсть своей земли.

За всё, чем мы с тобою дорожили,

Призвал нас к бою воинский закон.

Теперь мой дом не там, где прежде жили,

А там, где отнят у мальчишки он.

1. Что вы узнали, прочитав произведение К. М. Симонова, о судьбах детей в трудное военное время? Дополните свой ответ сведениями из других известных вам произведений искусства.

Ответ: ...

2. Почему, с вашей точки зрения, в четвёртой строфе поэт дважды использует приём умолчания, поставив многоточие:

«Мы шли ему навстречу из России.

Проснувшись, он махал войскам рукой...

Ты говоришь, что есть ещё другие,

Что я там был и мне пора домой...»?

Ответ: ...

3. Как вы понимаете строки: «Кто раз увидел этого мальчишку/Домой прийти не сможет до конца»? Что, по-вашему, значит «до конца»?

Ответ: ...