Контрольные работы по литературе к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019


Итоговая контрольная работа 7. Литература XX века

Вариант 1

Выполните задания 1 — 9.

Ответом к заданиям 1 7 является слово, словосочетание или цифра.

1. Установите соответствие между тремя фамилиями писателей и фактами их биографий. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Писатели

A) И. А. Бунин

Б) П. П. Бажов

B) В. Г. Короленко

Факты биографии

1) принадлежал к старинному дворянскому роду, давшему русской литературе В. А. Жуковского; лауреат Нобелевской премии

2) в раннем детстве начал писать стихи и под руководством учителя переводил произведения древнеримских поэтов; в 20-е годы XX века возглавил журнал для детей «Новый Робинзон»

3) родился на Урале; мировое признание получил сборник «Малахитовая шкатулка»

4) родился в 1853 г.; нужда часто заставляла его перебиваться случайными заработками, причём не только связанными с литературой; современники называли его «нравственным гением», праведником русской литературы

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

А

Б

В




2. Установите соответствие между названиями произведений и их авторами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Произведения

A) «Заячьи лапы»

Б) «В дурном обществе»

B) «Двенадцать месяцев»

Авторы произведений

1) К. Г. Паустовский

2) В. П. Астафьев

3) В. Г. Короленко

4) С. Я. Маршак

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

А

Б

В




3. Укажите термин, который обозначает развёрнутое высказывание героя художественного произведения, обращённое к кому-либо или чему-либо: «Это бабушка наша, она не померла, она избушкой стала!., ишь, живёт себе, вон у ней голова есть — это не труба, а голова — и рот щербатый в голове. Она нарочно баня, а по правде тоже человек! Я вижу!» (А. Платонов «Никита»)

Ответ: ...

4. Назовите художественный приём, с помощью которого соотносятся два предмета: «Суховей вздул над городом облако пыли, мягкой, как мука». (К. Г. Паустовский «Заячьи лапы»)

Ответ: ...

5. Назовите род литературы и жанр, к которому относится произведение В. Г. Короленко «В дурном обществе».

Ответ: ...

6. Назовите автора и произведение, в котором героини ведут такой разговор:

— Что ж, всё-таки удрал он в конце концов благополучно...

— Может быть, (он) потом со своими солдатами устроил засаду и поймал в плен тех самых татар, которые его мучили... Правда?

— И больно-пребольно велел их высечь!.. Крапивой! Вот вам, вот вам! Чтоб не мучили, чтоб в яму не сажали, чтоб колодок не надевали... Не кричать! Не сметь кричать... А то ещё получите.

Ответ: ...

7. Каким термином называют форму художественной речи, которая представляет собой разговор двух и более лиц? (См. задание 6)

Ответ: ...

К заданиям 8, 9 дайте связные ответы в объёме 5-10 предложений.

8. Что вы узнали о жизни своих сверстников, которые жили задолго до вашего рождения? Выберите одно из произведений русской литературы XX века и напишите небольшое сочинение.

Ответ: ...

9. Как вы понимаете смысл названия произведения К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»?

Ответ: ...

Вариант 2

Выполните задания 1 — 9.

Ответом к заданиям 1 — 7 является слово, словосочетание или цифра.

1. Установите соответствие между тремя фамилиями писателей и фактами их биографий. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Писатели

A) В. П. Астафьев

Б) С. Я. Маршак

B) А. И. Куприн

Произведения

1) после смерти отца вместе с матерью попал во вдовий дом, в шесть лет был определён в сиротский пансион; о жизни «казённого мальчика» рассказал в одном из своих произведений

2) в раннем детстве начал писать стихи и под руководством учителя переводил произведения древнеримских поэтов; в 20-е годы XX века возглавил журнал для детей «Новый Робинзон»

3) родился в крестьянской семье в Сибири; участвовал в Великой Отечественной войне, где и началась его писательская деятельность: «сочинял» длинные «лирические» письма с фронта

4) после революции в 1918 году уехал за границу; там стал по преимуществу детским писателем, автором сборника произведений «Детский остров»

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

А

Б

В




2. Установите соответствие между героями произведений и их поступками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Герои

A) Филька (К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»)

Б) Васютка (В. П. Астафьев «Васюткино озеро»)

B) Вася (В. Г. Короленко «В дурном обществе»)

Поступки

1) не испугался проникнуть в глубь кладбищенской часовни, в которой неожиданно нашёл новых друзей

2) за свою работу потребовал у барина отпустить его вместе с невестой на волю

3) вместо того, чтобы покормить раненого коня, ударил его по губам, сказав: «На вас не напасёшься, христарадников...»

4) во время охоты на глухаря заблудился в лесу, но не отчаялся, а нашёл выход из трудных ситуаций

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

А

Б

В




3. Назовите средство создания образа героя, представляющее собой описание его внешности, например, «Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь... глаза... смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум». (В. Г. Короленко «В дурном обществе»)

Ответ: ...

4. Как называется приём резкого противопоставления, к которому прибегает автор: «Соня была кругла, как пышка... Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась... А моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то смех её звучал, как самый маленький серебряный колокольчик...»?

Ответ: ...

5. Укажите авторское определение жанра «Двенадцати месяцев» С. Я. Маршака.

Ответ: ...

6. Каким термином называют авторские замечания и пояснения, сопровождающие действие пьесы? Например, в «Двенадцати месяцах» С. Я. Маршака: «Дворец. Классная комната Королевы. Широкая доска в резной золотой раме. Парта из розового дерева. На бархатной подушке сидит и пишет длинным золотым пером четырнадцатилетняя Королева...».

Ответ: ...

7. Назовите автора и произведение, герой которого имеет прозвище «Ну Тебя»: «...предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, (он) отвечал сердитым басом: “Да ну тебя! Ищи сам!..”».

Ответ: ...

К заданиям 8, 9 дайте связные ответы в объёме 5 — 10 предложений.

8. Что вы узнали об истории своей страны из произведений русской литературы XX века? Выберите одно из произведений и напишите небольшое сочинение.

Ответ: ...

9. Как вы понимаете смысл названия произведения В. Г. Короленко «В дурном обществе»?

Ответ: ...