Проверочные работы по литературе 5 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2018
РАБОТА № 16. К. Г. ПАУСТОВСКИЙ. ТЁПЛЫЙ ХЛЕБ
Вариант 1
Выполните задания 1 — 7.
Ответом к заданиям 1 — 5 является слово.
1. К какому литературному жанру относится «Тёплый хлеб» К. Г. Паустовского?
Ответ: рассказ.
2. Запишите имя мальчика — главного героя произведения К. Г. Паустовского.
Ответ: Филька.
3. Укажите термин, которым обозначается описание природы в художественном произведении: «Метель начала затихать к вечеру... А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались».
Ответ: пейзаж.
4. Обратитесь к приведённому в задании 3 фрагменту произведения: в нём мороз, который скрипит валенками «по твёрдому снегу», наделён человеческими свойствами. Укажите название этого приёма.
Ответ: олицетворение.
5. Как называется яркое определение, придающее выражению образность и эмоциональность (например, «колючий мороз»)?
Ответ: эпитет.
Дайте связный ответ на вопросы 6 и 7 в объёме 5 — 10 предложений каждый.
6. Что вы узнали о жизни деревни в годы Гражданской войны?
Ответ: этот рассказ о деревенском мальчике Фильке, который однажды обидел раненого на войне коня. Все жители деревни подкармливали бедного коня, а Филька нехотя бросил ему кусок чёрствого хлеба. После этого поступка сама природа наказала Фильку и всю деревню. Замёрзла река, не стало воды и поэтому мельница не могла молоть муку. Люди остались без еды и воды. ... Когда пошла вода и мельник намолол муки, Филька взял тёплый хлеб, соль и пошёл просить прощения у коня. Конь простил его, и Филька понял, что за все свои поступки в жизни придётся расплачиваться. Злой поступок обернётся несчастьем для тебя и твоих близких, а расскаяние и старание исправить свои ошибки принесут мир в душе и счастье.
7. Приведите примеры фантастических событий, о которых рассказывается в произведении К. Г. Паустовского.
Ответ: легенда о происшествии столетней давности
топнул конь ногой — засвистел ветер, упал на землю лютый мороз
сорока приводит теплый ветер.
Вариант 2
Выполните задания 1 — 7.
Ответом к заданиям 1 — 5 является слово.
1. К какому роду литературы относится «Тёплый хлеб» К. Г. Паустовского?
Ответ: эпос.
2. Запишите кличку коня, которого обидел мальчик — главный герой произведения К. Г. Паустовского.
Ответ: Мальчик.
3. Укажите термин, которым обозначается описание природы в художественном произведении: «Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой. Казалось, воздух замёрз и между землёй и луной осталась одна пустота жгучая и такая ясная, что если бы подняло пылинку на километр от земли, то и её было бы видно, и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда. Чёрные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблёскивали, как стеклянные».
Ответ: пейзаж.
4. Обратитесь к приведённому в задании 3 фрагменту произведения. Явления природы в описании наделяются человеческими свойствами: мороз «пел», «ивы поседели». Укажите название этого приёма.
Ответ: олицетворение.
5. Назовите художественный приём, с помощью которого соотносятся два предмета: «ветки... как стеклянные».
Ответ: сравнение.
Дайте связный ответ на вопросы 6 и 7 в объёме 5 — 10 предложений каждый.
6. С какой целью в произведении К. Г. Паустовского созданы разнообразные описания природы?
Ответ: картины природы, которые создаёт писатель, помогают живо и ярко представить себе место действия, душевное состояние героя, заглянуть в будущее. Природа передаёт душевное состояние героев.
7. Назовите не менее двух качеств, которые присущи главному герою произведения К. Г. Паустовского. Подтвердите своё мнение примерами.
Ответ: главный герой Филька — совершенно живой мальчишка, каких полным-полно у нас во дворе и в классе. Сначала поведение Фильки вызывает лишь негодование и возмущение: он грубый, злой, да еще и обидчивый. За свои грубые слова и жестокий поступок и Филька поплатился жестоко, и накликал злую стужу на деревню.
Испугался мальчик, увидев, что натворил, да поздно. Не плакать нужно, дрожать под бабкиным тулупом, а решать, как беду исправить. И Филька решает. Он меняется прямо на глазах, становится покладистым и даже дружелюбным…