Проверочные работы по литературе 5 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2018


РАБОТА № 16. К. Г. ПАУСТОВСКИЙ. ТЁПЛЫЙ ХЛЕБ

Вариант 1

Выполните задания 1 — 7.

Ответом к заданиям 1 — 5 является слово.

1. К какому литературному жанру относится «Тёплый хлеб» К. Г. Паустовского?

Ответ: рассказ.

2. Запишите имя мальчика — главного героя произведения К. Г. Паустовского.

Ответ: Филька.

3. Укажите термин, которым обозначается описание природы в художественном произведении: «Метель начала затихать к вечеру... А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались».

Ответ: пейзаж.

4. Обратитесь к приведённому в задании 3 фрагменту произведения: в нём мороз, который скрипит валенками «по твёрдому снегу», наделён человеческими свойствами. Укажите название этого приёма.

    Ответ: олицетворение.

5. Как называется яркое определение, придающее выражению образность и эмоциональность (например, «колючий мороз»)?

Ответ: эпитет.

Дайте связный ответ на вопросы 6 и 7 в объёме 5 — 10 предложений каждый.

    6. Что вы узнали о жизни деревни в годы Гражданской войны?

    Ответ: этот рассказ о деревенском мальчике Фильке, который однажды обидел раненого на войне коня. Все жители деревни подкармливали бедного коня, а Филька нехотя бросил ему кусок чёрствого хлеба. После этого поступка сама природа наказала Фильку и всю деревню. Замёрзла река, не стало воды и поэтому мельница не могла молоть муку. Люди остались без еды и воды. ... Когда пошла вода и мельник намолол муки, Филька взял тёплый хлеб, соль и пошёл просить прощения у коня. Конь простил его, и Филька понял, что за все свои поступки в жизни придётся расплачиваться. Злой поступок обернётся несчастьем для тебя и твоих близких, а расскаяние и старание исправить свои ошибки принесут мир в душе и счастье.

7. Приведите примеры фантастических событий, о которых рассказывается в произведении К. Г. Паустовского.

    Ответ: легенда о происшествии столетней давности

      топнул конь ногой — засвистел ветер, упал на землю лютый мороз

      сорока приводит теплый ветер.

Вариант 2

    Выполните задания 1 — 7.

    Ответом к заданиям 1 — 5 является слово.

1. К какому роду литературы относится «Тёплый хлеб» К. Г. Паустовского?

    Ответ: эпос.

2. Запишите кличку коня, которого обидел мальчик — главный герой произведения К. Г. Паустовского.

Ответ: Мальчик.

3. Укажите термин, которым обозначается описание природы в художественном произведении: «Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой. Казалось, воздух замёрз и между землёй и луной осталась одна пустота жгучая и такая ясная, что если бы подняло пылинку на километр от земли, то и её было бы видно, и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда. Чёрные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблёскивали, как стеклянные».

Ответ: пейзаж.

4. Обратитесь к приведённому в задании 3 фрагменту произведения. Явления природы в описании наделяются человеческими свойствами: мороз «пел», «ивы поседели». Укажите название этого приёма.

Ответ: олицетворение.

5. Назовите художественный приём, с помощью которого соотносятся два предмета: «ветки... как стеклянные».

Ответ: сравнение.

Дайте связный ответ на вопросы 6 и 7 в объёме 5 — 10 предложений каждый.

6. С какой целью в произведении К. Г. Паустовского созданы разнообразные описания природы?

Ответ: картины природы, которые создаёт писатель, помогают живо и ярко представить себе место действия, душевное состояние героя, заглянуть в будущее. Природа передаёт душевное состояние героев.

7. Назовите не менее двух качеств, которые присущи главному герою произведения К. Г. Паустовского. Подтвердите своё мнение примерами.

    Ответ: главный герой Филька — совершенно живой мальчишка, каких полным-полно у нас во дворе и в классе. Сначала поведение Фильки вызывает лишь негодование и возмущение: он грубый, злой, да еще и обидчивый. За свои грубые слова и жестокий поступок и Филька поплатился жестоко, и накликал злую стужу на деревню.
    Испугался мальчик, увидев, что натворил, да поздно. Не плакать нужно, дрожать под бабкиным тулупом, а решать, как беду исправить. И Филька решает. Он меняется прямо на глазах, становится покладистым и даже дружелюбным…