Проверочные работы по литературе 5 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2018
РАБОТА №18. А. П. ПЛАТОНОВ. НИКИТА
Вариант 1
Прочитайте фрагмент текста. Выполните задания 1 — 7.
Ответом к заданиям 1 — 5 является слово.
Никита выбежал из сарая во двор. На небе светило доброе солнце, облака не застили его сейчас, и Никита в испуге поглядел на солнце, чтобы оно защитило его.
— Там житель в бочке живёт! — сказал Никита, смотря на небо.
Доброе солнце по-прежнему светило на небе и глядело на него в ответ тёплым лицом. Никита увидел, что солнце было похоже на ... который всегда был ласков к нему и улыбался, когда был живой и смотрел на него. Никита подумал, что... стал теперь жить на солнце.
— ... ты где, ты там живёшь? — спросил Никита. — Живи там, а я тут буду, я с мамой. (А. П. Платонов. «Никита»)
1. К какому жанру относится произведение А. П. Платонова?
Ответ: рассказ.
2. Все неодушевлённые предметы Никита превращает в людей. Кем из близких людей ему представляется солнце? Запишите это слово вместо многоточия.
Ответ: (на) дедушку.
3. Как называется приём одушевления природных явлений в художественных произведениях?
Ответ: олицетворение.
4. Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («доброе солнце», «тёплым лицом»)?
Ответ: эпитет.
5. Укажите термин, обозначающий форму речи, которая представляет собой обмен репликами.
— Не балуй, Никитушка, отца у тебя нету, — говорила мать. — Ты умный теперь, а тут всё добро наше, в избе и во дворе.
— Я умный, тут добро наше, а отца нету, — говорил Никита. — А ты приходи поскорее, мама, а то я боюсь.
— Чего ты боишься-то? На небе солнце светит, кругом в полях людно, ты не бойся, ты живи смирно один...
— Да, а солнце ведь далече, — отвечал Никита, — и его облако закроет...
Ответ: диалог.
Дайте связный ответ на вопросы 6 — 7 в объёме 5 — 10 предложений каждый.
6. Расскажите о внутреннем состоянии Никиты, когда мать уходила в поле и он оставался один.
Ответ: Мальчику одиноко и скучно и воображение рисует фантастические картинки. В пустой бочке в сарае ему чудится обитатель, который ночью бродит, а днем спит. В облике старой бане ему чудится старая бабушка, а на солнышке он видит лицо дедушки. Дедушка был добрый и солнышко доброе.
Фантазии одолевают неокрепший ум мальчика, и он убегает к маме в поле. Одиночество и страх - вот причины сказочных видений Никиты.
7. Как вы поняли слова отца мальчика о том, что всё, «сработанное» собственным трудом — доброе. Как эти слова связаны с выводом писателя: «Отец верил, что Никита останется добрым на весь свой долгий век»?
Ответ: Отец Никиты верил в то, его сын на всю жизнь останется добрым человеком с большим сердцем. Ведь он понял, что, если дело или вещь сделаны с любовью, и усердием, в них живёт душа того, кто вложил в них свой труд. В рассказе подчеркивается, насколько созидательным и важным для человека может быть труд, в который вкладывается его душа.
Вариант 2
Прочитайте фрагмент текста. Выполните задания 1 — 7.
Ответом к заданиям 1 — 5 является слово или словосочетание.
Никита вышел на крыльцо. Вдалеке за огородом и колодцем стояла старая баня. Она топилась по-чёрному, и мать говорила, что в ней дедушка любил купаться, когда ещё живым был.
Банька была старая и омшелая вся, скучная избушка.
«Это... наша, она не померла, она избушкой стала! — в страхе подумал Никита о дедушкиной бане. — Ишь живёт себе, вон у ней голова есть, — это не труба, а голова, — и рот щербатый в голове. Она нарочно баня, а по правде тоже человек! Я вижу!» (А. П. Платонов. «Никита»)
1. К какому жанру относится произведение А. П. Платонова?
Ответ: рассказ.
2. Все неодушевлённые предметы Никита превращает в людей. Кем из близких людей ему представляется избушка? Запишите это слово вместо многоточия.
Ответ: бабушка.
3. Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («скучная избушка»)?
Ответ: эпитет.
4. Каким термином обозначается разговор между двумя и более лицами?
... Никита оробел и молчал.
— Здравствуй, Никита, — сказал солдат. — Ты уж давно позабыл меня, ты грудной ещё был, когда я поцеловал тебя и ушёл на войну. А я-то помню тебя, умирал и помнил.
— Это твой отец домой пришёл, Никитушка, — сказала мать и утёрла передником слёзы с лица. Никита осмотрел отца — лицо его, руки, медаль на груди и потрогал ясные пуговицы на его рубашке.
— А ты опять не уйдёшь от нас?
— Нет, — произнёс отец. — Теперь уж век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубили, пора о тебе с матерью думать...
Ответ: диалог.
5. Обратитесь к фрагменту текста, приведённому в задании 4. Выпишите поговорку.
Ответ: век, вековать
Дайте связный ответ на вопросы 6, 7 в объёме 5 — 10 предложений каждый.
6. Что вы узнали о жизни деревни в годы войны? Приведите примеры.
Ответ: Никита не был свидетелем боевых действий, но они повлияли на его детскую душу: мальчик боится, что чужие займут его двор и дом. Война — виновница Никитиных страхов.
7. Каким предстаёт окружающий мир в восприятии Никиты до возвращения отца и после его возвращения с войны?
Ответ: Поскольку мальчик еще мал, а действие происходит в годы войны, то и его созданный мир враждебный и суровый. Никита не находит того, кто может его защитить, поэтому он пытается отыскать защиту даже у умерших близких людей. Пока Никита чувствует свое одиночество и беззащитность, то и его вымышленные персонажи несут в себе угрозу.
Все меняется, когда возвращается с фронта отец мальчика, который становится для него плечом, на которое можно опереться в дальнейшей жизни. Теперь он чувствует защищенность, а потому и его вымышленный мир стал совсем другим. Никиту теперь окружают добрые предметы, и он наконец-то обрел покой. А сделанный собственноручно гвоздь мальчик воспринимает теперь в виде доброжелательного маленького человечка.