Проверочные работы по литературе 5 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2018


РАБОТА №19. В. П. АСТАФЬЕВ. ВАСЮТКИНО ОЗЕРО

Вариант 1

Выполните задания 1 — 7.

Ответом к заданиям 1 — 5 является слово.

1. К какому роду литературы относится «Васюткино озеро» В. П. Астафьева?

Ответ: эпос.

2. Проверьте, насколько внимательно вы читали произведение В. П. Астафьева. Вместо пропуска вставьте нужное слово: «В лес бесшумно, как сова, прилетела ... А с нею и холод. Васютка чувствовал, как стынет взмокшая от пота одежда».

Ответ: ночь.

3. Назовите средство художественной изобразительности, основанное на соотнесении предметов или явлений с целью прояснить одно из них при помощи другого: «как сова, прилетела ...». (См. задание 2.)

Ответ: сравнение.

4. Как называется приём резкого противопоставления в художественном произведении (например, «огромная, угрюмая тайга» и «маленький- маленький» Васютка)?

    Ответ: антитеза, контраст

5. Укажите термин, которым обозначается описание внешности человека: «Васютка решил умыться. Из воды на него глянул парнишка с заострившимися скулами. От дыма, грязи и ветра брови стали темнее, а губы потрескались».

Ответ: портрет.

6. Какие качества характера открылись вам в главном герое произведения В. П. Астафьева? Приведите не менее двух качеств. Подтвердите своё мнение примерами из произведения.

Качества героя

Пример

Заботливость

«Орехи кто-то должен добывать. Охота ведь рыбакам пощелкать вечером»

Эмоциональность

«Шел по лесу, насвистывал, пел, что на ум приходило»

«Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. Будь что будет!»

Рассудительность

Васютка обдумывал каждый свой шаг, взвешивал каждое действие, добывая еду, выбирая направление.

    К заданию 7 дайте ответ в объёме 5 — 10 предложений.

7. О чём вас заставило задуматься произведение В. П. Астафьева? Поделитесь своими размышлениями.

Ответ: Рассказ Астафьева «Васюткино озеро» заставляет задуматься своего читателя о многих важных вещах, таких как, например, гармония человека с природой. Именно знание окружающего мира, переданное ему дедом и отцом, дали возможность мальчику выжить в суровых таежных условиях.

Вариант 2

Выполните задания 1 — 7.

Ответом к заданиям 1 — 5 является слово.

1. К какому жанру литературы относится «Васюткино озеро» В. П. Астафьева?

Ответ: рассказ.

2. Проверьте, насколько внимательно вы читали произведение В. П. Астафьева. Вместо пропуска вставьте нужное слово: «Вдруг он спохватился: где же ...? Он посмотрел кругом. Деревья ничем не отличались от тех, на которых были сделаны зарубки. Лес стоял неподвижно, тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий, полуголый, сплошь хвойный. Лишь кое-где виднелись хилые берёзки с редкими жёлтыми листьями».

Ответ: затеси.

3. Укажите термин, которым обозначается описание природы в художественном произведении (см. фрагмент задания 2).

Ответ: пейзаж.

4. Какое средство художественной выразительности, основанное на переносном значении слова, использовано поэтом при создании образа леса: «Лес стоял ... в своей унылой задумчивости»?

Ответ: метафора.

5. Назовите средство создания образа, строящееся на описании внешности героя: «Из лесу, устало опустив плечи, в мокром дождевике, шёл Григорий Афанасьевич. Глаза его ввалились, лицо, заросшее густой чёрной щетиной, было мрачно».

Ответ: портрет.

6. Какие качества характера открылись вам в главном герое произведения В. П. Астафьева? Приведите не менее двух качеств. Подтвердите своё мнение примерами из произведения.

Ответ:

    К заданию 7 дайте ответ в объёме 5 — 10 предложений.

7. О чём вас заставило задуматься произведение В. П. Астафьева? Поделитесь своими размышлениями.

Ответ: