Проверочные работы по литературе 5 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2018
РАБОТА № 20. ПОЭТЫ О РОДИНЕ И О РОДНОЙ ПРИРОДЕ. И. А. БУНИН. ПОМНЮ - ДОЛГИЙ ЗИМНИЙ ВЕЧЕР. С. А. КЛЫЧКОВ. ЛЕЛЬ ЦВЕТАМИ ВСЁ ПОЛЕ УКРАСИЛ
Вариант 1
Прочитайте стихотворение И. А. Бунина «Помню — долгий зимний вечер...». Выполните задания 1 — 6.
Ответом к заданиям 1 — 5 является слово или цифра.
* * *
Помню — долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льётся свет лампады,
Буря плачет у окна.
«Дорогой мой, — шепчет мама, —
Если хочешь задремать;
Чтобы бодрым и весёлым
Завтра утром быть опять; —
Позабудь; что воет вьюга;
Позабудь; что ты со мной;
Вспомни тихий шёпот леса
И полдневный летний зной;
Вспомни; как шумят берёзы;
А за лесом; у межи;
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»
И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.
Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грёз —
Шёпот зреющих колосьев
И невнятный шум берёз...
1. Из скольких строф состоит стихотворение И. А. Бунина «Помню — долгий зимний вечер...»? Ответ запишите цифрой.
Ответ: шесть (6)
2. Назовите художественный приём, с помощью которого в стихотворении И. А. Бунина «оживляются» природные явления, например: «буря плачет», «шёпот леса».
Ответ: олицетворение.
3. Укажите название фонетического приёма, основанного на повторе звуков: «Ходят медленно и плавно / Золотые волны ржи».
Ответ: звукопись.
4. Как называется приём, основанный на противопоставлении: «тишина в доме» и «буря за окном»?
Ответ: антитеза, контраст
5. Каким размером написано стихотворение? Запишите 1 — 2 строки и покажите, как вы это делаете.
Ответ: хорей.
К заданию 6 дайте ответ в объёме 5 — 10 предложений.
6. Сопоставьте стихотворение И. А. Бунина «Помню — долгий зимний вечер...» со стихотворением А.А. Фета «Кот поёт, глаза прищуря...». В чём вы видите сходство и различие в раскрытии темы природы?
* * *
Кот поёт, глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре,
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.
«Полно тут тебе валяться,
Спрячь игрушки да вставай!
Подойди ко мне прощаться,
Да и спать себе ступай».
Мальчик встал. А кот глазами
Поводил и всё поёт;
В окна снег валит клоками,
Буря свищет у ворот.
Ответ: В этом стихотворении Бунин описывает картину, близкую и дорогую каждому человеку. Воспоминания о маме, лете, тепле и детских грёзах согревают душу и помогают пережить любую зимнюю бурю.
Фет описывал свои воспоминая о тёплом натопленном отчем доме в зимний вечер.
Вариант 2
Прочитайте стихотворение С. А. Клычкова «Лель цветами всё поле украсил...». Выполните задания 1 — 7.
Ответом к заданиям 1 — 5 является слово или цифра.
Лель цветами всё поле украсил,
Все деревья листами убрал.
Слышал я, как вчера он у прясел
За деревнею долго играл...
Он играл на серебряной цевне,
И в осиннике смолкли щеглы,
Не кудахтали куры в деревне,
Лишь заря полыхала из мглы...
Каждый год голубою весною
Он плывёт, как безвестный рыбак,
И над нашей сторонкой лесною
Виснет темень — туманы и мрак...
Редко солнце из облака выйдет,
Редко звёзды проглянут в ночи,
И не видел никто и не видит
На кафтане узорном парчи...
Невдомёк и весёлой молодке,
Что сгоняет коров поутру,
Чей же парус белеет на лодке,
Чей же голос слыхать на ветру?..
Не шелохнут лишь сосны да ели,
Не колыхнут вершины берёз,
И они лишь одни видят Леля,
Обступая у берега плёс...
1. Из скольких строф состоит стихотворение С. А. Клычкова «Лель цветами всё поле украсил...»? Ответ запишите цифрой.
Ответ: шесть (6).
2. Каким термином называется созвучие концов стихотворных строк (украсил — у прясел; убрал — играл)?
Ответ: рифма.
3. Как называется средство выразительности, основанное на сопоставлении предметов и явлений («Он [Лель]... как безвестный рыбак»)?
Ответ: сравнение.
4. Как называются выразительные оценочные определения («голубою весною», «безвестный рыбак»)?
Ответ: эпитет.
5. Как называется приём усиления изобразительности текста путём звукового построения фраз, стихотворных строк? («И над нашей сторонкой лесною // Виснет темень — туманы и мрак...»).
Ответ: звукопись.
В заданиях 6, 7 дайте ответ в объёме 3 — 5 предложений каждый.
6. Как вы поняли строки стихотворения о том, почему «видят Леля» «лишь сосны, ели и берёзы» и не видит «никто» из людей?
Ответ: …
7. Каким настроением проникнуто изображение весенней природы в стихотворении С. А. Клычкова?
Ответ: Нарисованные им картины природы могут быть «опознаны» во многих деревнях средней полосы России. Поэт не стремился «привязать» изображение к определённому месту, и красота родной земли, воспетая им с радостью, воспринимается как нечто обобщённое, принадлежащее всему народа, свойственное всей русской земле. ... В послереволюционных стихотворениях это ощущение радости постепенно уходит. Вместе с ним исчезают и те реалии крестьянской жизни и природы, которые дарили эту радость.