Проверочные работы по литературе 5 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2018


РАБОТА № 20. ПОЭТЫ О РОДИНЕ И О РОДНОЙ ПРИРОДЕ. И. А. БУНИН. ПОМНЮ - ДОЛГИЙ ЗИМНИЙ ВЕЧЕР. С. А. КЛЫЧКОВ. ЛЕЛЬ ЦВЕТАМИ ВСЁ ПОЛЕ УКРАСИЛ

Вариант 1

Прочитайте стихотворение И. А. Бунина «Помню — долгий зимний вечер...». Выполните задания 1 — 6.

Ответом к заданиям 1 — 5 является слово или цифра.

* * *

Помню — долгий зимний вечер,

Полумрак и тишина;

Тускло льётся свет лампады,

Буря плачет у окна.

«Дорогой мой, — шепчет мама, —

Если хочешь задремать;

Чтобы бодрым и весёлым

Завтра утром быть опять; —

Позабудь; что воет вьюга;

Позабудь; что ты со мной;

Вспомни тихий шёпот леса

И полдневный летний зной;

Вспомни; как шумят берёзы;

А за лесом; у межи;

Ходят медленно и плавно

Золотые волны ржи!»

И знакомому совету

Я доверчиво внимал

И, обвеянный мечтами,

Забываться начинал.

Вместе с тихим сном сливалось

Убаюкиванье грёз —

Шёпот зреющих колосьев

И невнятный шум берёз...

1. Из скольких строф состоит стихотворение И. А. Бунина «Помню — долгий зимний вечер...»? Ответ запишите цифрой.

    Ответ: шесть (6)

2. Назовите художественный приём, с помощью которого в стихотворении И. А. Бунина «оживляются» природные явления, например: «буря плачет», «шёпот леса».

Ответ: олицетворение.

3. Укажите название фонетического приёма, основанного на повторе звуков: «Ходят медленно и плавно / Золотые волны ржи».

Ответ: звукопись.

4. Как называется приём, основанный на противопоставлении: «тишина в доме» и «буря за окном»?

    Ответ: антитеза, контраст

5. Каким размером написано стихотворение? Запишите 1 — 2 строки и покажите, как вы это делаете.

Ответ: хорей.

К заданию 6 дайте ответ в объёме 5 — 10 предложений.

6. Сопоставьте стихотворение И. А. Бунина «Помню — долгий зимний вечер...» со стихотворением А.А. Фета «Кот поёт, глаза прищуря...». В чём вы видите сходство и различие в раскрытии темы природы?

* * *

Кот поёт, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре,

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе.

«Полно тут тебе валяться,

Спрячь игрушки да вставай!

Подойди ко мне прощаться,

Да и спать себе ступай».

Мальчик встал. А кот глазами

Поводил и всё поёт;

В окна снег валит клоками,

Буря свищет у ворот.

    Ответ: В этом стихотворении Бунин описывает картину, близкую и дорогую каждому человеку. Воспоминания о маме, лете, тепле и детских грёзах согревают душу и помогают пережить любую зимнюю бурю.

    Фет описывал свои воспоминая о тёплом натопленном отчем доме в зимний вечер.

Вариант 2

Прочитайте стихотворение С. А. Клычкова «Лель цветами всё поле украсил...». Выполните задания 1 — 7.

    Ответом к заданиям 1 — 5 является слово или цифра.

Лель цветами всё поле украсил,

Все деревья листами убрал.

Слышал я, как вчера он у прясел

За деревнею долго играл...

Он играл на серебряной цевне,

И в осиннике смолкли щеглы,

Не кудахтали куры в деревне,

Лишь заря полыхала из мглы...

Каждый год голубою весною

Он плывёт, как безвестный рыбак,

И над нашей сторонкой лесною

Виснет темень — туманы и мрак...

Редко солнце из облака выйдет,

Редко звёзды проглянут в ночи,

И не видел никто и не видит

На кафтане узорном парчи...

Невдомёк и весёлой молодке,

Что сгоняет коров поутру,

Чей же парус белеет на лодке,

Чей же голос слыхать на ветру?..

Не шелохнут лишь сосны да ели,

Не колыхнут вершины берёз,

И они лишь одни видят Леля,

Обступая у берега плёс...

1. Из скольких строф состоит стихотворение С. А. Клычкова «Лель цветами всё поле украсил...»? Ответ запишите цифрой.

Ответ: шесть (6).

2. Каким термином называется созвучие концов стихотворных строк (украсил — у прясел; убрал — играл)?

Ответ: рифма.

3. Как называется средство выразительности, основанное на сопоставлении предметов и явлений («Он [Лель]... как безвестный рыбак»)?

Ответ: сравнение.

4. Как называются выразительные оценочные определения («голубою весною», «безвестный рыбак»)?

Ответ: эпитет.

5. Как называется приём усиления изобразительности текста путём звукового построения фраз, стихотворных строк? («И над нашей сторонкой лесною // Виснет темень — туманы и мрак...»).

Ответ: звукопись.

В заданиях 6, 7 дайте ответ в объёме 3 — 5 предложений каждый.

6. Как вы поняли строки стихотворения о том, почему «видят Леля» «лишь сосны, ели и берёзы» и не видит «никто» из людей?

    Ответ: …

7. Каким настроением проникнуто изображение весенней природы в стихотворении С. А. Клычкова?

Ответ: Нарисованные им картины природы могут быть «опознаны» во многих деревнях средней полосы России. Поэт не стремился «привязать» изображение к определённому месту, и красота родной земли, воспетая им с радостью, воспринимается как нечто обобщённое, принадлежащее всему народа, свойственное всей русской земле. ... В послереволюционных стихотворениях это ощущение радости постепенно уходит. Вместе с ним исчезают и те реалии крестьянской жизни и природы, которые дарили эту радость.