Проверочные работы по литературе 5 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2018


РАБОТА № 7. Н. А. НЕКРАСОВ. КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ

Вариант 1

Выполните задания 1 — 7.

Ответом к заданиям 1 — 5 является слово или словосочетание.

1. Озабоченный судьбой крестьянских детей, поэт противопоставляет их дворянским («барским») детям:

Я всё-таки должен сознаться открыто,

Что часто завидую им:

В их жизни так много поэзии слито,

Как дай Бог балованным деткам твоим.

Как называется приём резкого противопоставления в художественном произведении?

    Ответ: антитеза, контраст.

2. К какому художественному приёму прибегает поэт в приведённом описании: «Всё серые, карие, синие глазки — // Смешались, как в поле цветы»?

Ответ: сравнение.

3. Назовите форму речи, которую использует Н. А. Некрасов в рассказе о встрече с Власом:

    — Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!»

    — Уж больно ты грозен, как я погляжу!

    Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо.

    Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

Ответ: диалог.

4. Как называется приём усиления поэтического высказывания, основанный на неоднократном употреблении в тексте одинаковых слов?

Он видит, как поле отец удобряет,

Как в рыхлую землю бросает зерно,

Как поле потом зеленеть начинает,

Как колос растёт, наливает зерно?

    Ответ: повтор.

    5. Поэт так рассказывает о проделках своей собаки:

«Эй, воры идут! — закричал я Фингалу, —

Украдут, украдут! Ну, прячь поскорей!»

Фингалушка скорчил серьёзную мину,

Под сено пожитки мои закопал,

С особым стараньем припрятал дичину,

У ног моих лёг — исердито рычал».

    Замените выделенное слово общеупотребительным словом.

    Ответ: дичь.

К заданиям 6, 7 дайте связный ответ в объёме 5 — 10 предложений каждый.

6. Почему в размышлениях поэта о крестьянских детях выделенные слова заключены в кавычки?

Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей;

Но если бы даже ты их ненавидел,

Читатель, как «низкого сорта людей», —

Я всё-таки должен сознаться открыто,

Что часто завидую им ...?

    Ответ: это стихотворение построено как несколько воспоминаний автора о разных эпизодах жизни крестьянского ребенка, о «двух сторонах медали», потому что рядом с прекрасной поэтической стороной есть и совсем другая, когда необходимость с раннего детства участвовать в тяжелом труде лишает его детства.

7. Какими качествами крестьянских детей восхищается поэт? О чём сожалеет? Чем вызвано это чувство? Свои слова подтвердите текстом.

Ответ: 1-ое, что лицезреет герой, — это глаза деток. Он обрисовывает их с большой любовью, так как в очах отражается душа человека, ассоциирует их с полевыми цветами:

Все серые, карие, синие глазки — Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!

Картины, нарисованные создателем, проникнуты хорошим чувством любования и сразу печалься: создатель отлично знает жизнь крестьянских деток, он соображает, что удовлетворенность и свобода имеет оборотную сторону. Создатель соображает, что малыши — это и есть будущее народа.

Вариант 2

Выполните задания 1 — 7.

Ответом к заданиям 1 — 5 является слово или словосочетание.

1. Как называются восклицательные и вопросительные конструкции, использованные Н. А. Некрасовым в стихотворении «Крестьянские дети»? «И ей ли, под солнечным зноем рождённой // И в фартуке с поля домой принесённой, // Бояться смиренной лошадки своей?..», «Играйте же, дети! Растите на воле!», «... пусть обаянье поэзии детства // Проводит вас в недра землицы родной!..»?

Ответ: риторические.

2. Для усиления выразительности речи Н. А. Некрасов прибегает к изменению обычного порядка слов, например, «Ружье! погляди-тко: стволина двойная. // Замочки резные...» Как называется этот приём?

Ответ: инверсия.

3. Как называется средство художественной выразительности, основанное на сопоставлении предметов и явлений: «Синеющей лентой, извилистой, длинной, // Река луговая»?

Ответ: сравнение.

4. Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности:

«Лошадку ведёт под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах... а сам с ноготок!»?

Ответ: портрет.

5. В словах крестьянских ребят об охотнике, с которым они встретились, содержится скрытая насмешка:

— Такому-то гусю уж что за охота!

Лежал бы себе на печи!..

Как называется этот приём?

Ответ: ирония.

К заданиям 6, 7 дайте связный ответ в объёме 5 — 10 предложений каждый.

6. Рассматривая крестьянских ребятишек, автор обращает внимание не на то, как они одеты, а на их глаза:

Всё серые, карие, синие глазки —

Смешались, как в поле цветы:

В них столько покоя, свободы и ласки,

В них столько святой доброты!..

Я замер: коснулось души умиленье...

Как вы понимаете выделенные слова?

Ответ: он видит в них только хорошее и перечисляет те качества, которые, по его мнению, присущи крестьянским детям

7. Какими качествами личности, по-вашему, обладает автор-повествователь, рассказавший о своих впечатлениях от общения с крестьянскими детьми? Свои слова подтвердите текстом.

    Ответ: поэт с любовью всматривается в детские лица. Слушает немудренную речь, пленяющую непосредственностью и не детским пониманием окружающего мира. Симпатия и сочувствие читаются в каждом слове и образе.

    Думаю, несколько цитат лучше расскажут об отношении Н. А. Некрасова и к крестьянским детям, да и к простому народу современной ему России.

О милые плуты! Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей;

Но если бы даже ты их ненавидел,

Читатель, как "низкого рода людей", -

Я все-таки должен сознаться открыто,

Что часто завидую им:

В их жизни так много поэзии слито,

Как дай бог балованным деткам твоим.

Счастливый народ! Ни науки, ни неги

Не ведают в детстве они.

* * *

Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано,

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Храните свое вековое наследство,

Любите свой хлеб трудовой -

И пусть обаянье поэзии детства

Проводит вас в недра землицы родной!..