Проверочные работы по литературе 5 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2018
РАБОТА № 7. Н. А. НЕКРАСОВ. КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ
Вариант 1
Выполните задания 1 — 7.
Ответом к заданиям 1 — 5 является слово или словосочетание.
1. Озабоченный судьбой крестьянских детей, поэт противопоставляет их дворянским («барским») детям:
Я всё-таки должен сознаться открыто,
Что часто завидую им:
В их жизни так много поэзии слито,
Как дай Бог балованным деткам твоим.
Как называется приём резкого противопоставления в художественном произведении?
Ответ: антитеза, контраст.
2. К какому художественному приёму прибегает поэт в приведённом описании: «Всё серые, карие, синие глазки — // Смешались, как в поле цветы»?
Ответ: сравнение.
3. Назовите форму речи, которую использует Н. А. Некрасов в рассказе о встрече с Власом:
— Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо.
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
Ответ: диалог.
4. Как называется приём усиления поэтического высказывания, основанный на неоднократном употреблении в тексте одинаковых слов?
Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно,
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растёт, наливает зерно?
Ответ: повтор.
5. Поэт так рассказывает о проделках своей собаки:
«Эй, воры идут! — закричал я Фингалу, —
Украдут, украдут! Ну, прячь поскорей!»
Фингалушка скорчил серьёзную мину,
Под сено пожитки мои закопал,
С особым стараньем припрятал дичину,
У ног моих лёг — исердито рычал».
Замените выделенное слово общеупотребительным словом.
Ответ: дичь.
К заданиям 6, 7 дайте связный ответ в объёме 5 — 10 предложений каждый.
6. Почему в размышлениях поэта о крестьянских детях выделенные слова заключены в кавычки?
Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;
Но если бы даже ты их ненавидел,
Читатель, как «низкого сорта людей», —
Я всё-таки должен сознаться открыто,
Что часто завидую им ...?
Ответ: это стихотворение построено как несколько воспоминаний автора о разных эпизодах жизни крестьянского ребенка, о «двух сторонах медали», потому что рядом с прекрасной поэтической стороной есть и совсем другая, когда необходимость с раннего детства участвовать в тяжелом труде лишает его детства.
7. Какими качествами крестьянских детей восхищается поэт? О чём сожалеет? Чем вызвано это чувство? Свои слова подтвердите текстом.
Ответ: 1-ое, что лицезреет герой, — это глаза деток. Он обрисовывает их с большой любовью, так как в очах отражается душа человека, ассоциирует их с полевыми цветами:
Все серые, карие, синие глазки — Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Картины, нарисованные создателем, проникнуты хорошим чувством любования и сразу печалься: создатель отлично знает жизнь крестьянских деток, он соображает, что удовлетворенность и свобода имеет оборотную сторону. Создатель соображает, что малыши — это и есть будущее народа.
Вариант 2
Выполните задания 1 — 7.
Ответом к заданиям 1 — 5 является слово или словосочетание.
1. Как называются восклицательные и вопросительные конструкции, использованные Н. А. Некрасовым в стихотворении «Крестьянские дети»? «И ей ли, под солнечным зноем рождённой // И в фартуке с поля домой принесённой, // Бояться смиренной лошадки своей?..», «Играйте же, дети! Растите на воле!», «... пусть обаянье поэзии детства // Проводит вас в недра землицы родной!..»?
Ответ: риторические.
2. Для усиления выразительности речи Н. А. Некрасов прибегает к изменению обычного порядка слов, например, «Ружье! погляди-тко: стволина двойная. // Замочки резные...» Как называется этот приём?
Ответ: инверсия.
3. Как называется средство художественной выразительности, основанное на сопоставлении предметов и явлений: «Синеющей лентой, извилистой, длинной, // Река луговая»?
Ответ: сравнение.
4. Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности:
«Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!»?
Ответ: портрет.
5. В словах крестьянских ребят об охотнике, с которым они встретились, содержится скрытая насмешка:
— Такому-то гусю уж что за охота!
Лежал бы себе на печи!..
Как называется этот приём?
Ответ: ирония.
К заданиям 6, 7 дайте связный ответ в объёме 5 — 10 предложений каждый.
6. Рассматривая крестьянских ребятишек, автор обращает внимание не на то, как они одеты, а на их глаза:
Всё серые, карие, синие глазки —
Смешались, как в поле цветы:
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!..
Я замер: коснулось души умиленье...
Как вы понимаете выделенные слова?
Ответ: он видит в них только хорошее и перечисляет те качества, которые, по его мнению, присущи крестьянским детям
7. Какими качествами личности, по-вашему, обладает автор-повествователь, рассказавший о своих впечатлениях от общения с крестьянскими детьми? Свои слова подтвердите текстом.
Ответ: поэт с любовью всматривается в детские лица. Слушает немудренную речь, пленяющую непосредственностью и не детским пониманием окружающего мира. Симпатия и сочувствие читаются в каждом слове и образе.
Думаю, несколько цитат лучше расскажут об отношении Н. А. Некрасова и к крестьянским детям, да и к простому народу современной ему России.
О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;
Но если бы даже ты их ненавидел,
Читатель, как "низкого рода людей", -
Я все-таки должен сознаться открыто,
Что часто завидую им:
В их жизни так много поэзии слито,
Как дай бог балованным деткам твоим.
Счастливый народ! Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они.
* * *
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой -
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..