Учимся писать сочинение 5 класс - Е. С. Бирючева 2019
Сказка
Задание 1
Сказку читают и слушают люди по всему миру. Чтобы познакомиться со сказкой, достаточно взять любой сборник сказок. В разных сборниках можно встретить варианты одной и той же сказки. Очень часто сказочники, со слов которых собиратели фольклора записывали сказки, были исполнителями созданных ранее произведений. Они в меру своего таланта вносили в них что-то своё, поэтому у сказок много вариантов. Только в русских волшебных сказках насчитывается более двухсот сюжетов, а вариантов и того больше.
В сказках обязательно есть фантастическое, волшебное, необычное: животные умеют разговаривать, предметы наделяются магическими свойствами. Когда люди слышат какую-нибудь неправдоподобную историю, то говорят: «Это всё сказки». И недаром А. С. Пушкин, восхищавшийся народными сказками, писал: «Сказка — ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок!» Из сказок и в самом деле можно извлечь для себя различные уроки — уроки доброты, взаимопомощи, честности, смелости и дружбы.
Назовите сказки, которые дали вам важные жизненные уроки. Какие уроки даёт народная сказка?
Вспомните определение жанра сказки (при необходимости воспользуйтесь словарём литературоведческих терминов в конце учебника литературы). Сравните с определением, данным ниже. Что нового вы узнали из этого определения?
Сказка — жанр устного народного творчества, прозаический устный рассказ о вымышленных событиях, а также всякий устный рассказ, сообщаемый слушателям в целях занимательности и содержащий необычные в бытовом смысле события, отличающийся специальным композиционным построением.
Задание 2
Выделяется три типа сказок: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые сказки. Прочитайте материал и выделите основные особенности каждого типа. Результаты оформите в виде таблицы.
• Сказки о животных возникли в глубокой древности и сначала были связаны с хозяйственными заботами первобытного человека. Хотя у сказочных животных много человеческих забот, но вместе с тем им присущи повадки, привычки и особенности зверей. Главные персонажи — животные, раскрывающие определённые типы человеческих характеров в поведении, принятии решений, поступках (хитрая лиса, глупый волк, трусливый заяц). Так, вам уже известна сказка «Журавль и цапля» и др.
• В волшебных сказках обычно действуют люди и животные, здесь присутствуют сверхъестественные силы, происходят чудесные превращения, появляются волшебные предметы и чудесные помощники. Во многих из них положительным героям помогают чудесные животные (кот, собака, конь и др.). Действие переносится в некое волшебное государство, где борются добрые и злые силы (сказки «Иван-царевич и чудо-юдо», «Марья Моревна» и др.).
• Бытовые сказки возникли сравнительно поздно. В них отсутствуют чудеса, волшебные предметы и волшебные помощники. Герою приходится рассчитывать не на сверхъестественные силы, а только на самого себя, свой ум, свою изворотливость, а также на недогадливость и глупость противника. Часто героем таких сказок является смекалистый, умный солдат или мужик (например, сказка «Солдатская шинель» и др.).
Задание 3
В сказках часто встречаются постоянные сочетания слов — так называемые сказочные формулы — ритмизованные фразы: «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «ни в сказке сказать, ни пером описать» и др.
Прочитайте, выделите карандашом в данных фрагментах конкретные сказочные формулы, устно объясните свой выбор.
1) Зачин — начало сказки, обозначение условного, неопределённого времени и пространства. Цель зачина — ввести читателя в сказочный, волшебный мир. В отличие от рассказов сказочное действие разворачивается в неопределённом времени и пространстве.
• «В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь — Василису Прекрасную. Когда мать умерла, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «Слушай, Василисушка!» (Василиса Прекрасная)
• «За тридевять земель, в тридесятом государстве жил-был царь с царицею; детей у них не было. Поехал царь по чужим землям, по дальним сторонам, долгое время дома не бывал; на ту пору родила ему царица сына, Ивана-царевича, а царь про то и не ведает». {Морской царь и Василиса Премудрая)
Иногда зачин также указывает на участников сказочного действия: «Жил-был старик со старухой; у них было три сына: двое — умные, третий — Иванушка-дурачок. Умные-то овец в поле пасли, а дурак ничего не делал, всё на печке сидел да мух ловил». (Иванушка-дурачок)
2) Иногда сказочники начинают сказку с присказки — шутливого вступления, обычно напрямую не связанного с последующим содержанием, данного в форме пословицы или прибаутки. Присказка призвана сразу настроить на особый лад, приготовить читателя или слушателя к проникновению в особый, сказочный, условный мир:
• Без присказки сказка что без полозьев салазки.
• Было дело на море, на океане; на острове Кидане стоит дерево — золотые маковки; по этому дереву ходит Кот Баюн, вверх идёт — песню поёт, а вниз идёт — сказки сказывает. Вот было бы любопытно и занятно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди.
Иногда присказки используются сказителем по ходу развития сюжета — это так называемые срединные формулы, которые являются своеобразной паузой-передышкой, «мостиком» между различными сказочными действиями:
• Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Прошло с десяток лет и больше. Много воды с тех пор утекло.
Особое место занимают формулы, употребляемые в эпизодах посещения героем избушки Бабы-яги:
• Избушка-избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом;
• Баба-яга — костяная нога, ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила, тогда бы и спрашивала.
3) Обычно волшебная сказка завершается концовкой (заключительные слова сказки, завершающие повествование). Чаще всего это описание пира, на котором, как правило, присутствует и сам рассказчик. Зачин и концовка — это «обрамление» сказки (зачин вводит слушателя в вымышленный, фантастический мир, а концовка даёт ему понять, что сказка завершилась, и означает тем самым возвращение в реальность).
• Завидно стало братьям; говорят дураку:
« — Зашивай теперь нас в куль да спускай поскорей в прорубь! Не уйдёт от нас сивко...
Опустил их Иванушка-дурачок в прорубь и погнал домой пиво допивать да братьев поминать.
Был у Иванушки колодец, в колодце рыба елец, а моей сказке конец». (Иванушка-дурачок)
• «Откуда ни возьмись конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит. Иван ему в правое ухо влез, из левого вылез и сделался опять таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Весь народ так и ахнул. Разговоры тут были коротки: весёлым пирком да за свадебку». (Сивка-Бурка)
• «Обмыли слуги Иванушку, причесали, одели в царское платье, и стал он таким молодцом, что отец и братья глядят — и глазам своим не верят. Сыграли свадьбу царевны с Иванушкой и сделали пир на весь мир. Я там был: мёд, пиво пил; по усам текло, а в рот не попало». (Сивка-бурка)
Иногда в концовке содержится обращение к слушателям сказки:
• Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец. Вот и сказка вся, больше вам врать нельзя. Вот и сказка вся, больше сказать нельзя.
Задание 4
Приведите свои примеры сказочных формул. К каким частям текста (зачин, присказка, концовка) относятся приведённые вами примеры?
...
Задание 5
Сопоставьте концовки известных вам народных сказок. Какие слова чаще всего встречаются в концовках? Как часто рассказчик обращается к читателю или слушателю и сообщает что-либо о себе?
...
Задание 6
Прочитайте фрагменты сочинённых детьми сказок. Может ли такое начало принадлежать сказке? Как необходимо изменить этот зачин? Запишите свой вариант, ответ объясните устно.
...
В царстве жил царь с царицей и дочерью. И вот приключилась беда в этом царстве: напало на них Лихо страшное... |
|
Далеко в государстве жил царь с царицей; детей у них не было. Поехал раз царь... |
Задание 7
В литературном языке повторение однокоренных слов считается ошибкой: «масло масляное», «спросить вопрос». Но в сказке тавтология (повторение одних и тех же (однокоренных) или близких по смыслу слов) — это способ создания определённого сказочного образа, особого пространства, который позволяет подражать народной плавной речи сказителя. Попробуйте представить, что вы сказочник, и прочитайте нараспев следующую фразу: «Скоро сказка произносится, но не быстро дело происходит». Появилось ли ощущение того, что вы сказочник и что это часть сказки? Почему? А теперь прочитайте известные всем любителям сказок слова и сравните свои ощущения: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
Ещё раз прочитайте приведённые фрагменты сказок и изменённые варианты сказочных зачинов из предыдущих упражнений. Сделайте вывод о значении повтора в сказках. При ответе можете опираться на следующие вопросы:
— Сколько раз обычно в сказках повторяется какое-то важное действие?
— С чем это может быть связано?
— С какой целью в сказках очень часто встречается «удвоение» слов, действий, т. е. какое-то слово повторяется дважды (ехали-ехали, раным-ранёхонько и др.)? Приведите свои примеры подобных повторов. Слова каких частей речи чаще всего повторяются?
Повтор: ...
Задание 8
Приведите примеры троекратного повторения поступков героев или ситуаций из прочитанных сказок. С какой целью это делается?
...
Задание 9
Попытайтесь кратко объяснить роль следующих повторов в сказках, опираясь на образец:
— Едут они степями, едут лугами: т. е. очень долго едут (уже и степи проехали, и луга, а всё ещё едут).
— Вот он идёт, идёт ...
— Искала она, искала лягушачью кожу, да не нашла и говорит тогда Ивану-царевичу... ...
— А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. ...
Долго ли шёл, коротко ли, близко ли, далёко ли, две пары железных сапог износил, два железных хлеба изгрыз. ...
Умер Кощей Бессмертный, прахом рассыпался. ...
Задание 10
Дополните таблицу по данному образцу примерами, показывающими такой художественный приём, как повтор. Укажите кратко роль каждого приёма. Вы можете записать как собственные примеры, так и примеры из предыдущих упражнений.
ПОВТОР |
||
Отдельные слова |
Повторение однородных членов предложения |
Повторение целых эпизодов |
— Жили-были (повтор глагола с похожим значением указывает на длительность действия — долго жили); |
— Ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила, тогда бы и спрашивала (использование однородных сказуемых — указание на череду событий); |
— Главный герой проходит три испытания, прежде чем заполучить в жёны красавицу девицу (подчёркивается целеустремлённость, сила, ум героя, то, что он не сдаётся ни при каких обстоятельствах); |
Когда вы читали сказки, вы обратили внимание, что в сказках (особенно в волшебных) очень много средств художественной выразительности: постоянных эпитетов, сравнений, метафор и гипербол.
Вспомним, что это такое.
• Постоянные эпитеты — устойчивые художественные определения, обычно выраженные прилагательными и относящиеся к персонажам, предметам и явлениям: ясный сокол, весна красна, добрый молодец, красна девица, чистое поле, камни самоцветные, цветы лазоревые и др.
• Сравнение — изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим при помощи союзов как, словно, как будто (быстрый, словно ветер) или с существительным в творительном падеже (летит ветром).
• Гипербола — художественный приём, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Например, преувеличение размеров дуба: Стоит тот дуб. Вершиной в облака упирается, корни на сто вёрст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.
• Метафора — один из основных художественных приёмов, перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту: воды завыли, заволновались.
Задание 11
Соотнесите приведённые слова левого столбика с подходящим определением правого столбика. Как называются такие определения?
Терем белокаменный
Скатерть высокий
Дворец самобраная
Палаты поднебесные
Птицы серый
Волк расписные
Ветер буйный
Мороз белый
Болото синее
Свет трескучий
Море чистое
Поле топкое
Задание 12
Вставьте пропущенные постоянные эпитеты (вариантов может быть несколько):
Образец: конь — златогривый, ретивый, верный, быстрый и др.
столы ...
лес ...
молодец ...
солнце ...
девица ...
руки ...
Задание 13
Отредактируйте данные предложения таким образом, чтобы данные описания могли быть частью сказки. Кратко объясните свой выбор.
Образец: И был пир большой — деревянные столы, белые скатерти с обильной едой заменяем. — И был пир горой (заменили на устойчивое сказочное выражение) — столы дубовые (заменили постоянным эпитетом), скатерти самобраные (заменили постоянным эпитетом).
Сбросила с себя она лягушачью кожу и стала красивой девушкой. |
|
Вскочил Иван-царевич на коня, поскакал спасать землю российского государства. |
|
Задание 14
Вставьте пропущенные сравнения:
Образец: конь летит, как стрела, как ветер
поднял царевич меч, словно ...
лицо белое, как ...
растёт царевич быстро: ...
щёки румяные, как ...
Задание 15
Вставьте подходящие по смыслу сравнения на месте пропусков.
Подъехала карета к крыльцу, вышла из неё Василиса Премудрая — сама, ..., светится.
Сел Иван на волка. Волк побежал ...
Задание 16
Попытайтесь кратко объяснить роль сравнения в сказке. В чём особенность сказочного сравнения? Свой ответ подкрепите примерами из предыдущих упражнений.
...
Задание 17
Прочитайте приведённые ниже примеры из сказок. Ответьте на вопрос: какую роль выполняет гипербола (намеренное преувеличение) в сказке?
«Иван рубит одним ударом три, шесть, двенадцать голов змея, сбивает рукавицей крышу избушки; братья носят в котомках по пуду соли; Змей хвалится убить Ивана одним пальцем, дыханием». (Иван — крестьянский сын)
...
«Пришёл Иван Голик, лук поднял, осмотрел стрелу, заложил, и как выстрелит! — да кусок в двадцать пуд подломился от лука». (Иван Голик и его брат)
...
Задание 18
Вставьте пропущенные гиперболы, сравните свой вариант с вариантом соседа по парте:
«Весь народ бежит, от страха дрожит, думает: посох на город упадёт — ...,
а в море упадёт — ...».
«Спал он непробудным сном ...».
«Сделай, кузнец, нам такие сабли, чтоб ...».
«Как набрал Кощей свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу ... порвал».
Слова для справок: десять человек поднять не могли, все двенадцать, стены разрушит, море из берегов выйдет и город затопит, полгода и один день.
Задание 19
Приведите из прочитанных сказок свои примеры использования гиперболы.
...
Задание 20
Прочитайте приведённые фрагменты сказок и скажите, в чём заключается роль метафор в сказке?
Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались танцы. Поднялась и Василиса Премудрая, поплыла в дивном танце.
...
Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали — подъезжает чудо-юдо о шести головах.
...
Задание 21
Подчеркните красным цветом постоянные эпитеты, синим — гиперболы, которые используются в приведённом ниже примере из сказки «Царевна-лягушка».
Долго по дремучим лесам пробирался, в топких болотах вяз и пришёл наконец к Кощееву дубу Иван-царевич. Стоит дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто вёрст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.
Задание 22
Сказка может служить примером высокого мастерства сказителей: она необычайно поэтична и музыкальна. Как вы думаете, какие приёмы сделают сказку более музыкальной, плавной, ритмизованной? Подчеркните примеры. В колонке «Проба пера» напишите собственные.
Приём |
Пример |
Проба пера |
|
Рифма — … |
Разнеслась вдруг в том царстве-государстве весть: собирается Чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-сёла огнём спалить... |
1) Катится клубочек по тёмным лесам, по высоким горам, по ... |
|
2) |
|||
Инверсия — обратный порядок слов в предложении (при прямом порядке слов, который характерен для обычной речи, на первое место ставится подлежащее, дальше идёт сказуемое и второстепенные члены предложения; прилагательное ставится перед существительным, к которому оно относится (лесной зверь). При инверсии в сказке на первое место обычно выдвигается глагол, чтобы подчеркнуть значимость действия; а прилагательное ставится после существительного: зверь лесной). |
Собрался народ честной да зверь лесной. Долго по лесам дремучим пробирался, в топях болотных вяз и пришёл наконец к Кощееву дубу Иван-царевич. |
1) Старший брат пустил стрелу, |
|
2) Однажды царь позвал своих сыновей и говорит им... |
|||
3) Они смотрят — разостлан на поле узорчатый ковёр мягкий, а на нём пуховые подушки. |
Задание 23
Ещё раз вспомните определение жанра «сказка». Обратите внимание, что сказка — произведение устного народного творчества, следовательно, она предполагает наличие устаревшей народной лексики. Определите при помощи словаря лексические значения следующих слов:
Дивиться — ...
Кручиниться — ...
Лытать — ...
Молвить — ...
Мудрёный — ...
Пытать — ...
Снарядиться — ...
Тужить — ...
Задание 24
Составьте диалог между сказочными героями, в котором могут использоваться слова из упражнения № 23.
...
Задание 25
Важной частью волшебной сказки являются её условность и символичность, которые проявляются в отсутствии времени и пространства. Вспомните примеры сказочных зачинов, которые вводят слушателя в сказочное время и место.
...
Задание 26
Замените в данных примерах конкретные место и время таким образом, чтобы эти описания могли быть частью волшебной сказки.
Исходный вариант |
Проба пера |
В царстве, располагавшемся на юго- востоке страны царя Берендея, жил- был царь, и было у него три сына. |
|
Одной осенью 10-го или 5-го века нашей эры (теперь уж и не вспомнить, когда именно) жил-был в одном государстве царь. |
|
А теперь прощай, Иван-царевич, ищи меня за 1562 километра на восток, в государстве, располагающемся на этих землях, у Кощея Бессмертного. |
|
Шёл Иван-царевич долго: тридцать шесть часов в дневное время и столько же в ночное, и только теперь показалась ему избушка на курьих ножках. |
Задание 27
Символичное значение приобретают в сказках имена персонажей. Так, например, по имени героя мы можем определить, к какой категории персонажей — положительных или отрицательных, умных или глупых — он относится. Надпишите над каждым именем «+» или «—», в зависимости от того, герой положительный или отрицательный; «у» или «г», если герой или героиня умные, или глупые. Добавьте свои примеры, также надписав над ними соответствующий знак, букву (+/—, у/г).
Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Кощей Бессмертный, Чудище поганое, Лихо одноглазое, Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Емеля-дурак, Соловей-разбойник, Марья Моревна, Марья-краса, ...
Задание 28
Подумайте, кто может быть героем вашей собственной будущей сказки, заполните третью колонку таблицы.
Распределение poлей в волшебной сказке |
Герои моей сказки |
|
Главный герой |
Благородный герой необычайной силы и красоты (Иван-царевич, Иван-богатырь) или ленивый и всеми презираемый дурак (Иванушка- дурачок) |
... |
Главная героиня |
Мудрая дева, владеющая волшебными умениями и связанная с силами природы, красавица царевна, попадающая в беду |
... |
Вредитель |
Змей, Кощей Бессмертный, царь, который хочет извести героя, чтобы завладеть его невестой, завистливые старшие братья и сёстры, Баба-яга |
... |
Отправитель |
Отец, царь |
... |
Даритель |
Богатыри, разбойники, братья |
… |
Помощники |
Предметы одежды (шапка, сапоги), оружие и орудия (меч, дубинка, палка), сумки, кошельки, музыкальные инструменты, бытовые предметы, животные, Баба-яга |
… |
Задание 29
Один из учёных-фольклористов, Владимир Яковлевич Пропп, изучал структуру сказок и выделил набор постоянных элементов волшебной сказки. Эти постоянные части сказок получили название «карты Проппа». При помощи карт Проппа можно пересказать любую известную сказку или сочинить собственную.
Приведите примеры из сказок, в которых встречаются подобные мотивы.
Событие — «карты Проппа» |
Пример из сказки |
Предписание или запрет |
Нельзя сжигать шкурку Царевны-лягушки |
Нарушение |
Сожжение лягушачьей шкурки |
Отъезд героя |
|
Задача |
|
Встреча с дарителем |
|
Волшебные дары |
|
Встреча героя с противником |
|
Сверхъестественные свойства противника |
|
Борьба |
|
Победа |
|
Прибытие домой |
|
Трудные испытания |
|
Беда ликвидируется |
|
Узнавание героя |
|
Наказание противника |
|
Свадьба |
Задание 30
Выберите из «карт Проппа» мотивы, которые встретились вам в недавно прочитанной (изученной) сказке. Сложите их в том порядке, в котором они идут в сказке, и перескажите сюжет.
…
Задание 31
Выберите из «карт Проппа» любые три или четыре и сложите из них схему сюжета. Расскажите кратко получившийся сюжет своему соседу по парте.
...
Задание 32
Разделите «карты Проппа» на группы в соответствии с композиционными элементами сказки, оформите результаты в виде таблицы.
Название группы |
События («карты Проппа») |
карты, которые могут оказаться завязкой действия |
|
карты, соответствующие кульминации сказочного сюжета |
|
карты-события, которые могут выступать развязкой |
|
карты, которые отражают развитие действия |
Задание 33
Из каждой группы (см. предыдущее задание) выберите по 1 — 2 карточки, выстройте схему сказочного сюжета.
...
Задание 34
Разбейтесь на группы, распределите «карты Проппа» (по 1 — 2 карточки с событиями) между участниками группы, определите единых героев — действующих лиц сказки, создайте коллективную сказку (каждая группа сочиняет фрагмент сказки только по своим карточкам). Озаглавьте свою сказку и запишите.
...
Задание 35
Прочитайте следующие названия сказок. Можете ли вы предугадать по заглавию, о чём пойдёт речь в данных произведениях?
— «Жар-птица»;
...
— «Два Ивана, солдатских сына»;
...
— «Как баба мужика обхитрила»;
...
— «Как лиса в гости к зайцу ходила».
...
Задание 36
Придумайте несколько собственных заглавий сказок. От чего будет зависеть название сказки?
Задание 37
Ознакомьтесь с памяткой-алгоритмом, определяющей последовательность работы по созданию волшебной сказки.
Памятка «Как написать волшебную сказку»
1. Определите для себя персонажей сказки (помните про чёткое деление на добрых и злых героев).
2. Продумайте сюжетную схему (т. е. какие действия побудили героя действовать, какие ему предстоят испытания, приключения, встречи). Можно воспользоваться при планировании сюжета событийными «картами Проппа».
3. Решите, какова будет ваша авторская позиция (т. е. какие уроки может вынести слушатель или читатель из вашей сказки. Она учит добру, дружбе или доносит мысль о том, что злоба и зависть — негативные качества, которые должны изживаться).
4. Дополните ваш сюжет в соответствии с языковыми особенностями сказки (обращайте внимание на наличие постоянных эпитетов, сравнений, особой устаревшей лексики, сказочных формул и др. в вашей сказке).
5. Проверьте получившийся вариант с точки зрения соответствия композиционным особенностям сказки (присказка, экспозиция, зачин, развитие действия, кульминация, развязка, концовка), языковому оформлению сказки (средства языковой выразительности).
6. Озаглавьте вашу сказку.
7. Проверьте грамотность написанного текста. Перепишите ваш вариант.
Задание 38
Сочините свою волшебную сказку в соответствии с композиционными элементами. Заполните третью колонку таблицы: озаглавьте сказку, кратко запишите сюжет.
Задание 39
Сочините волшебную сказку с учётом всех жанровых особенностей (при сочинении опирайтесь на Памятку-алгоритм).
Герои и сюжет сказки уже определены.
Герои: Царевна Россеюшка Прекрасная, Иван — добрый молодец, Идолище поганое / Лихо лихое / другой злодей.
Сюжет: Нападение на царство. Клич о защите Родной Земли. Добровольцы и попытки спасти Землю Русскую. Испытания, которые пришлось преодолеть в поисках злодея. Бой со злодеем. Победа добра над злом.
...
Задание 41
Вспомните особенности сказок о животных и социально- бытовых сказок.
Композиционные элементы |
Содержание |
зачин |
|
развитие действия (сказочное действие) |
|
кульминация |
|
развязка |
|
концовка |
Прочитайте приведённый ниже фрагмент. К какому типу сказок он относится? По каким признакам вы определили это? Какие из сказочных законов применимы к такой сказке?
Жили-были мужик да баба. Оба были так ленивы... Так и норовят дело на чужие плечи столкнуть, самим бы только не делать... И дверь-то в избу никогда на крюк не закладывали: утром-де вставай, да руки протягивай, да крюк скидывай...
Вот раз баба возьми да и свари каши. А уж как сварилась! Румяна, рассыпчата, крупина от крупины так и отваливается. Вынула баба кашу из печи, на стол поставила, маслицем сдобрила. Съели кашу и ложки облизали. Глядь, а в горшке- то сбоку да на донышке приварилась каша, мыть горшок надобно.
Вот баба и говорит:
— Ну, мужик, я своё дело сделала — кашу сварила. А горшок тебе мыть!
— Да полно тебе! Мужиково ли дело горшки мыть!
И сама вымоешь!
...
Задание 42
Придумайте продолжение сказки, чтобы она заканчивалась словами: «Ну вот, баба, ты первое слово молвила — тебе и горшок мыть!»
...
Задание 43
Напишите социально-бытовую сказку, которая может называться «Как солдат сапоги купил» или «Как мужик царя обхитрил» (возможен свой вариант). Подготовьте иллюстрацию к своей сказке.
...
Задание 44
Сочините свою сказку, дополните её своими иллюстрациями. Представьте своё творение классу, подготовив презентацию сказки по примерному плану: вид сказки, её название, главный герой, основные события, особенности концовки, иллюстрации к сказке.