Учимся писать сочинение 5 класс - Е. С. Бирючева 2019


Авторская сказка

Не только народ создаёт свои сказки, некоторые писатели также сочиняют короткие прозаические тексты, в которых действуют те же сказочные законы, появляется мир волшебства. Назовите известных вам писателей-сказочников, авторов литературных сказок (что за сказки они написали?):

...

Вы уже знакомы со сказкой Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Во-первых, устно докажите, что данный текст написан в жанре сказки. Во-вторых, постарайтесь объяснить разницу между фольклорной сказкой (например, «Иван-царевич и Серый волк») и литературной сказкой Антония Погорельского.

Сделайте вывод о том, что необходимо помнить при написании собственной литературной сказки, не основанной на каких-либо фольклорных сюжетах. Дайте свои краткие рекомендации для начинающих сказочников. Помните, что каждая литературная сказка имеет своего автора, поэтому она должна быть максимально индивидуальной, с чёткой авторской позицией (что хотел сказать автор читателю своим произведением).

...

Задание 45

Сочините маленькую литературную сказку, главными действующими героями которой будут ученики вашего класса. С какими волшебными событиями они могут столкнуться; какие помощники могут им встретиться; чем в итоге завершится ваше повествование?

...

Из курса «Литературного чтения» вы также знакомы с именем ещё одного сказочника, который сочинял свои особые сказки, главная цель которых — попытаться при помощи фантазии объяснить причину некоторых природных явлений и процессов современного мира. Это Редьярд Киплинг.

Задание 46

Прочитайте фрагмент литературной сказки Р. Киплинга «Как Кит получил свою глотку». При чтении обращайте внимание на следующие вопросы:

— Объяснение какому явлению даётся в тексте сказки?

— На сколько частей можно разделить сказку? Какой части не хватает? Почему?

— По каким признакам мы можем отнести этот текст к сказке?

Это было давно, мой милый мальчик. Жил-был Кит. Он плавал по морю и ел рыбу. Он ел и лещей, и ершей, и белугу, и севрюгу, и селёдку, и селёдкину тётку, и плотвичку, и её сестричку, и шустрого, быстрого вьюна-вертуна угря. Какая рыба попадётся, ту и съест. Откроет рот, ам — и готово.

Так что в конце концов во всём море уцелела одна только Рыбка, да и та Малютка-Колюшка. Это была хитрая Рыбка. Она плавала рядом с Китом, у самого его правого уха, чуть- чуть позади, чтобы он не мог её заглотнуть. Только тем и спасалась.

Но вот он встал на свой хвост и сказал:

— Есть хочу!

И маленькая, хитренькая Рыбка сказала ему маленьким хитреньким голосом:

— Не пробовало ли ты Человека, благородное и великодушное Млекопитающее?

— Нет, — ответил Кит. — А каков он на вкус?

— Очень вкусный, — сказала Рыбка. — Вкусный, но немного колючий.

— Ну, так принеси мне их сюда с полдесятка, — сказал Кит и так ударил хвостом по воде, что всё море покрылось пеной.

— Хватит тебе и одного! — сказала Малютка-Колюшка. — Плыви к сороковому градусу северной широты и к пятидесятому градусу западной долготы (эти слова волшебные), и ты увидишь среди моря плот. На плоту сидит Моряк. Его корабль пошёл ко дну. Только и одёжи на нём, что синие холщовые штаны, да подтяжки (не забудь про эти подтяжки, мой мальчик!), да охотничий нож. Но я должна сказать тебе по совести, что этот Человек очень находчивый, умный и храбрый.

Кит помчался что есть силы. Плыл, плыл и доплыл куда сказано: до пятидесятого градуса западной долготы и сорокового градуса северной широты. Видит, и правда: посреди моря — плот, на плоту — Моряк и больше никого. На Моряке синие холщовые штаны, да подтяжки (смотри же, мой милый, не забудь про подтяжки!), да сбоку у пояса охотничий нож и больше ничего. Сидит Моряк на плоту, а ноги свесил в воду.

Рот у Кита открывался всё шире, и шире, и шире и открылся чуть не до самого хвоста. Кит проглотил и Моряка, и его плот, и его синие холщовые штаны, и подтяжки (пожалуйста, не забудь про подтяжки, мой милый!), и даже охотничий нож.

Всё провалилось в тот тёплый и тёмный чулан, который называется желудком Кита. Кит облизнулся — вот так! — и три раза повернулся на хвосте.

Но как только Моряк, очень умный и храбрый, очутился в тёмном и тёплом чулане, который называется желудком Кита, он давай кувыркаться, брыкаться, кусаться, лягаться, колотить, молотить, хлопать, топать, стучать, бренчать и в таком неподходящем месте заплясал трепака, что Кит почувствовал себя совсем нехорошо (надеюсь, ты не забыл про подтяжки?).

И сказал он Малютке-Колюшке:

— Не по нутру мне Человек, не по вкусу. У меня от него икота. Что делать?

— Ну, так скажи ему, чтобы выпрыгнул вон, — посоветовала Малютка-Колюшка.

Кит крикнул в свой собственный рот:

— Эй ты, выходи! И смотри веди себя как следует! У меня из-за тебя икота.

— Ну нет, — сказал Моряк, — мне и тут хорошо! Вот если ты отвезёшь меня к моим родным берегам, к белым утёсам Англии, тогда я, пожалуй, подумаю, выходить мне или оставаться.

И он ещё сильнее затопал ногами.

— Нечего делать, вези его домой, — сказала хитрая Рыбка Киту. — Ведь я говорила тебе, что он очень умный и храбрый.

Кит послушался и пустился в путь. Он плыл, и плыл, и плыл, работая всю дорогу хвостом и двумя плавниками, хотя ему сильно мешала икота.

Наконец вдали показались белые утёсы Англии. Кит подплыл к самому берегу и стал раскрывать свою пасть — всё шире, и шире, и шире — и сказал Человеку:

— Пора выходить. Пересадка. Ближайшие станции: Винчестер, Аш-элот, Нашуа, Кини и Фичборо.

Чуть он сказал: «Фич!» — изо рта у него выпрыгнул Моряк. Этот Моряк и вправду был очень умный и храбрый. Сидя в животе у Кита, он не терял времени даром: ножиком расколол свой плот на тонкие лучинки, сложил их крест-накрест и крепко связал подтяжками (теперь ты понимаешь, почему тебе не следовало забывать про подтяжки!), и у него получилась решётка, которой он и загородил Киту горло. При этом он сказал волшебные слова. Ты этих слов не слышал, и я с удовольствием скажу их тебе.

Он сказал:

Поставил я решётку,

Киту заткнул я глотку.

...

Задание 47

Сформулируйте отличительные особенности подобных литературных сказок, которые дают объяснение тем или иным явлениям:

— Что составляет основу сюжета?

— Каково композиционное строение такой сказки?

— Кто является героем, в каком времени и пространстве он действует?

Задание 48

Прочитайте финальные строчки сказок Киплинга, обращая внимание на те слова, которые несут в себе обоснование процессов и явлений современного мира.

1) «И до сих пор он таскает на спине свой горб (мы не говорим уже «Гррб», мы говорим «горб», чтобы не обидеть Верблюда), и до сих пор он не может наверстать те три дня, которые он прогулял вначале, когда земля была новая, и до сих пор он не может научиться, как нужно себя вести» («Как Верблюд получил свой горб»).

2) «И с тех пор до сего дня у каждого Носорога очень толстые складки на шкуре и очень скверный характер, и всё потому, что за шкурой у него крошки от пирога» («Как Носорог получил свою кожу»).

3) «С той поры, милые мои, все слоны, которых вы увидите, и даже те, которых вы не увидите, имеют такие же хоботы, как неугомонный Слонёнок» («Слонёнок»).

Допишите по аналогии финал сказки «Как Кит получил свою глотку».

...

Задание 49

Прочитайте авторское окончание сказки, сравните со своим вариантом. Кажется ли вам финал сказки Р. Киплинга смешнее, чем ваш собственный? Попытайтесь объяснить причину этого веселья в финале сказки Р. Киплинга.

«С этими словами он прыгнул на берег, на мелкие камешки, и зашагал домой. Потом он женился, и стал жить-поживать, и был очень счастлив. Кит тоже женился и тоже был очень счастлив. Но с этого дня и во веки веков у него в горле стояла решётка, которую он не мог ни проглотить, ни выплюнуть. Из-за этой решётки к нему в горло попадала только мелкая рыбёшка. Вот почему в наше время Киты уже не глотают людей. Вот и сказке конец».

...

Задание 50

Прочитайте названия сказок Р. Киплинга. Предположите, что должно отражать заглавие сказки с подобным сюжетом и как оно будет соотноситься с последующим текстом. Заполните пропуски в данном ниже варианте ответа.

• «Как было написано первое письмо»

• «Как была выдумана азбука»

• «Как Кит получил свою глотку»

• «Как Носорог получил свою кожу»

• «Как Верблюд получил свой горб»

• «Как появились броненосцы»

• «Как Леопард получил свои пятна»

Я считаю, что содержание сказок с подобными заглавиями должно содержать ..., потому что цель подобных сказок — ... . Следовательно, в сказке с названием «...» будет идти речь о том, как ..., а в сказке «...» может быть предложена ... история о ... .

Найдите одну из указанных сказок, прочитайте её. Сравните свои наблюдения: оправдалось ли ваше ожидание?

Задание 51

Прочитайте основную часть сказки. Допишите начало и фи- • нал сказки, озаглавьте её.

«...» ...

И был этот Заяц весьма труслив и прожорлив. А всем в лесу было известно, что лучшая морковка растёт у Медведя в огороде. И частенько, пока хозяин проверял свою пасеку, Заяц наведывался к Медведю за лакомством. Придёт, выхватит морковку и жуёт-жуёт, а сам свои маленькие ушки на макушке держит, прислушивается, не идёт ли где грозный Мишка. Медведь знал, что Заяц таскает морковку с его огорода, и ладно бы только это, так он же своими лапками топтался ещё и по цветам, которые так любил Мишка и которые так нравились его пчёлам.

И вот однажды задумал Медведь проучить Зайца. Сделал вид, что собирается проверять пасеку, оставил следы за калиткой, будто уже ушёл. А сам потихоньку притаился за кустом малины и ждёт.

Зайка, увидев следы, ведущие от дома, решил, что морковка свободна, и потопал своими лапами на огород. Только занёс свою лапку над облюбованной морковкой, настроил уже свои ушки, чтобы слушать, не идёт ли где Мишка, как большая сильная мохнатая лапа схватила его за уши! Это был Медведь! Не стал рассерженный Мишка слушать Зайкины оправдания, подвесил его за уши на прищепки и на самом деле ушёл пасеку проверять.

Висел-висел Заяц, пытался освободиться, да только уши себе и оттянул.

Задание 52

Прочитайте сказку, в которой пропущен очень важный для её понимания фрагмент. Как вы думаете, какой? Предложите свой вариант.

Однажды птицы воевали с четвероногими животными. Побеждала то одна, то другая сторона.

Но летучая мышь всегда была осторожна и умна. Она присоединялась к победителям. Когда побеждали птицы, она весело летала с ними. И все восхищались этой необыкновенной птицей. А когда побеждали четвероногие животные, летучая мышь немедленно присоединялась к ним. Она ползала на четвереньках и выдавала себя за обыкновенную мышь. И все звери считали её своим другом.

Но вот воюющие стороны, утомившись, заключили мир.

<...>

С тех пор её всюду преследуют. У четвероногих животных её стережёт кошка, у птиц — сова. Поэтому она всегда избегает света и одиноко летает среди тёмной ночи.

(По книге «Сказки обо всём на свете»)

Задание 53

Допишите основную часть сказки, используя заданные начало и конец, озаглавьте вашу сказку.

«...»

В стародавние времена, когда у Лисицы ещё не было её пышного и красивого рыжего хвоста, существовал в лесу закон, что

...

С тех пор все лисицы носят пышный и красивый рыжий хвост, которым очень удобно заметать следы.

Задание 54

Напишите литературную сказку на одну из тем: «Почему • у медведя хвост короткий», «Почему Волга впадает в Каспийское море», «Почему Италия напоминает сапог». Подготовьте иллюстрацию к вашей сказке. Выступите с презентацией вашего творения перед классом. Примите участие в конкурсе на лучшую сказку среди учеников вашего класса.

...