Учимся писать сочинение 5 класс - Е. С. Бирючева 2019
Аннотация
Задание 55
Откройте любую художественную книгу. На первой странице вы увидите название книги, фамилию и имя автора. Вспомните, как называется эта страница?
На обороте этого листа приводятся выходные данные книги: место издания, название издательства, год выпуска. Далее следует небольшой текст о содержании книги.
Аннотация (от латинского слова annotacto — примечание, пометка) — это краткое изложение содержания книги, статьи. Аннотация содержит сведения об авторе, творческой истории произведения, о его жанре, структуре и других особенностях. В некоторые аннотации включена краткая оценка книги в целом и её героев.
Выделяются пять разновидностей аннотаций: аннотация от издательства, от автора, от составителя, рекомендательная и справочная аннотации. Первые три типа аннотаций пишутся с целью заинтересовать читателя, призвать прочитать книгу, кратко рассказать об истории создания и подготовке её к печати. Справочная аннотация представляет собой только справочную информацию о книге, о месте издания, кратко представляет автора, тему или проблемы произведения; рекомендательная же содержит в себе элементы оценки последующего текста и имеет цель заинтересовать читателя.
Чтобы написать аннотацию, нужно знать, из каких смысловых частей она состоит.
Аннотация может быть развёрнутой или краткой.
Примерный план развёрнутой аннотации
Смысловая часть |
Типовые конструкции |
Общая характеристика содержания книги |
В книге собраны... В книгу вошли... В сборник включены... Весёлый рассказ известного писателя о... |
Краткая характеристика содержания книги |
Автор знакомит читателя с... В книге даётся общее понятие о... Острый, динамичный сюжет отличает эту повесть... |
Указание на читательский адрес |
Книга представляет интерес для... Издание рассчитано на широкий круг читателей... ; Адресуется... |
Стремление заинтересовать читателя |
Знакомство с новым рассказом не оставит равнодушным любителей... Открыв эту книгу, вы не сможете отложить её в сторону, не дочитав до конца... |
Призыв прочитать книгу, совет познакомиться с книгой |
Если вы ещё не знакомы с... Советуем прочитать... Буду рад и признателен, если вы, ребята, прочтёте эту маленькую книгу... |
Стоит учитывать, что строгой последовательности в расположении частей аннотации и требования обязательного наличия всех блоков нет.
Чтобы написать краткую аннотацию, можно воспользоваться следующей схемой:
Образец: Иван-царевич отправляется на поиски Царевны- лягушки, потому что он нарушил запрет — сжёг раньше времени лягушачью шкурку, но по дороге сталкивается с различными препятствиями.
Задание 56
Прочитайте аннотацию. Какой вы представляете себе главную героиню аннотируемой книги? Захотелось ли вам прочитать саму повесть? О чём вы захотели бы узнать подробнее? Что именно в тексте аннотации вызвало у вас интерес?
Линдгрен А.
Пеппи Длинный чулок: Повесть / Пер. со швед, и предисл. Л. Лунгиной; Рис. Л. Токмакова. — М.: Дет. лит., 1981. — 238 с.: ил.
Юмористическая повесть шведской писательницы о чудесных путешествиях и забавных приключениях девочки по имени Пеппи Длинный чулок, у которой было доброе сердце, щедрая душа и слишком горячая голова.
Задание 57
Найдите и выпишите аннотацию к любому художественному произведению, ответьте на вопросы:
— Сможет ли такая аннотация заинтересовать читателя?
— Из каких частей состоит найденная аннотация? Выделите цветным карандашом опорные конструкции, использованные автором аннотации.
...
Задание 58
Прочитайте аннотацию к хорошо известной вам сказке А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Что без ущерба можно убрать из этой аннотации? Объясните свой выбор. Сделайте вывод о примерном объёме развёрнутой аннотации. Предложите свой вариант аннотации к этой сказке.
Сюжет сказки «О рыбаке и рыбке» заимствован из русского фольклора. Также отмечено сходство со сказкой братьев Гримм «О рыбаке и его жене». Все вышеперечисленные произведения объединяет общая тема — осуждение жадности, наглости, сварливости.
Тридцать лет и три года живут старик со старухой на морском берегу. Их дни однообразны — старик рыбачит, старуха прядёт пряжу. Всё начинает меняться в их жизни с того момента, как в невод старика попадается золотая рыбка. Она предлагает ему «откуп» за свою свободу — исполнение любого желания. Старик же отказывается и безвозмездно отпускает волшебную рыбку на волю. По возвращении домой старик рассказывает старухе о фантастической истории, произошедшей с ним на рыбалке. Та впадает в ярость, обзывая старика «простофилей» и «дурачиной». Разве не мог старик попросить хотя бы новое корыто? Ведь старое разбилось.
Делать нечего — старик возвращается к морскому побережью и кличет золотую рыбку. Та заверяет его, что будет у них новое корыто. Так и случилось. Только на этом сказка не кончается — старуха наглеет ещё больше с исполнением желания и требует ещё большего — избу.
Довольствовалась ли старуха исполнением двух желаний? Нет. Напротив, решила она с помощью рыбки поправить свой социальный статус: захотела сначала «столбовою дворянкой» стать, а затем и «вольною царицей». И рыбка исполняла прихоти старухи, только их абсурдность не оставалась незамеченной. Отношение к желаниям отражалось в изменении состояния моря. Светлая голубая волна постепенно сменилась чернеющим штормом. И пятое — самое несуразное — желание сменило шторм бурей...
Сказка «О рыбаке и рыбке» важна и сейчас, а пословица «остаться у разбитого корыта» часто встречается в современной речи.
...
Задание 59
Узнайте книги по деформированным (неполным) аннотациям на них. Обратитесь к любому изданию этих книг; допишите аннотации, восстановив пропущенные элементы.
1) Добрый рассказ А. Платонова ... знакомит нас с жизнью ... летнего мальчика, всю семью которого составляет только мама, так как ... . Несмотря на то что мальчик остаётся единственным мужчиной в семье, в сердце ребёнка жива ещё сказка, поэтому он фантазирует, наделяя всё вокруг ... чертами.
Открыв эту книгу, вы уже не сможете отложить её, не дочитав до конца.
Адресуется всем неравнодушным.
2) Мальчиком Виктор Астафьев заблудился в тайге и много дней провёл один. А когда в школе все писали сочинение о том, как прошло лето, пятиклассник обо всём этом и написал. Вскоре сочинение было напечатано в рукописном школьном журнале «Жив». Так появился первый рассказ для детей «...» Виктора Петровича Астафьева...
Здесь вы найдёте чудесное описание природы, находчивость и смелость мальчика, оказавшегося в ... .
Книга ... .
3) Острые двускатные крыши домов и черепичные кровли, засыпанные снегом, сгущающиеся над городом тёмные тучи, блеск и переливы льда... Это мир, в котором андерсеновская Королева. В этом мире люди выглядят маленькими и как бы второстепенными... Но они умеют ... и ..., быть ... и ... и поэтому могут вырваться из плена Королевы и растопить осколок ..., превращающего любое сердце в лёд. Для детей младшего ... возраста.
Задание 60
Прочитайте приведённую ниже аннотацию, проанализируйте её с точки зрения соблюдения жанровых особенностей. Разверните её содержание, включив в аннотацию дополнительные смысловые части (см. План развёрнутой аннотации).
Волшебные сказки / сост. И. И. Комарова. — М.: Рипол классик, 2003. — 256 с.: ил. — (Русские народные сказки).
Эта книга — сборник русских народных сказок, которые родители могут почитать своим малышам и на ночь, и в дороге. И просто чтобы скоротать вечера в компании изумительных сказочных персонажей, рождённых фантазией наших предков.
...
! Обратите внимание, что аннотация предполагает знакомство нового возможного читателя с книгой, поэтому здесь не должно быть местоимения «я»; слов и словосочетаний «мне понравилось/мне не понравилось», «автор прав/автор не прав» и других оценочных конструкций; элементов разговорного стиля речи.
Задание 61
Составьте аннотацию на такую книгу, которую вы предложили бы обсудить в классе или в кругу друзей.
...
Задание 62
Подготовьте вместе с товарищами аннотированный список книг для библиотечного стенда «Что читать?» (воспользуйтесь схемой для составления кратких аннотаций).
При обсуждении и составлении списка ответьте на вопросы:
— На какого читателя рассчитана эта книга?
— Какие темы затрагивает автор в этом произведении?
— Чем книга может быть полезна ученику 5-6-го класса?
— Какие положительные отклики вы слышали об этой книге?
— К каждой книге создайте вариант обложки, аннотацию.
...
Задание 63
Прочитайте приведённые ниже аннотации к роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Какая из них заинтересует читателя больше? Какие смысловые части в них опущены? Как обозначено указание на читательский адрес?
1) Девчонки и мальчишки, хотите окунуться в увлекательнейший мир приключений вместе с Томом Сойером? Этому непоседе всего десять лет, но он уже гроза всей улицы. Его шалости сводят с ума тётю Полли, приводят в восторг дворовых ребят. Проделки, конечно, не остаются безнаказанными, но с каждым разом они всё изощрённее. Из любой ситуации он может найти выход, будь то покраска забора, который, между прочим, покрасили за него, или завоевание сердца златокудрой девчушки Бекки.
Он знакомится с мальчиком Гекльберри Финном, который старше и бесстрашнее его. Вместе они отправляются на кладбище, волей случая становясь невольными свидетелями опасного преступления, повлёкшего за собой целую цепь злоключений. К чему приведёт дружба, основанная на страсти к риску и жажде новых открытий, покажет только время...
2) Пожалуй, нет более известного романа для детей, чем роман Марка Твена «Приключения Тома Сойера», который с удовольствием читают уже более сотни лет и дети, и взрослые. И это совсем неудивительно, ведь в нём есть всё, что так привлекает читателя: романтика приключений, живой юмор, захватывающий своими неожиданными (трагическими и комическими) поворотами сюжет, и даже томительные переживания первого любовного чувства, испытанного главным героем, сорванцом и проказником Томом Сойером. Всё есть в этой книге!
Для детей школьного и «послешкольного» возраста!
...
Задание 64
Вы уже читали этот роман (фрагменты романа), напишите свой вариант аннотации к произведению Марка Твена.
...
Задание 65
Напишите аннотацию к одному из произведений, которое вам понравилось и которое вы советуете прочитать одноклассникам.
...
Задание 66
Подготовьте выставку аннотаций, дополнив её иллюстрациями к литературным произведениям. Придумайте название для выставки и её разделов («Советуем прочитать», «Обязательно прочтите», «Библиотека советует» и др.).