Проверочные работы по литературе 6 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019


Проверочная работа 10. Н. С. Лесков. Левша

Вариант 1

• Дайте развёрнутый аргументированный ответ на вопросы 1 — 3 в объёме 5 — 10 предложений каждый.

1. Проанализируйте приведённый ниже цитатный материал из сказа Н. С. Лескова «Левша» и дайте ответ на вопрос: «Какими чертами наделил писатель русских царей?» Сделайте вывод о смысле их противопоставления.

1) «Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может.

Взахался ужасно.

— Ах, ах, ах, — говорит, — как это так... как это даже можно так тонко сделать!..

И к Платову по-русски оборачивается и говорит:

— Вот если бы у меня был хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а тою мастера сейчас же благородным бы сделал...» (гл. 1)

2) «Насилу государь этот ключик ухватил и насилу его в щепотке мог удержать, а в другую щепотку блошку взял и только ключик вставил, как почувствовал, что она начинает усиками водить, потом ножками стала перебирать, а наконец вдруг прыгнула и на одном лету прямое дансе две верояции в сторону,

потом в другую, и так в три верояции всю кавриль станцевала.

Государь сразу же велел англичанам миллион дать, какими сами захотят деньгами, — хотят серебряными пятачками, хотят мелкими ассигнациями... Аглицких ... мастеров государь с честью отпустил и сказал им: «Вы есть первые мастера на всём свете, и моя люди супротив вас сделать ничего не могут» (гл. 3).

3) «Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил, он и ответил Платову: «... когда будешь ехать через Тулу, покажи моим тульским мастерам эту нимфозорию, и пусть они о ней подумают. Скажи им от меня, что брат мой этой вещи удивлялся и чужих людей, которые делали нимфозорию, больше всех хвалил, а я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают» (гл. 4).

4) «— Я знаю, что мои русские люди меня не обманут.

И приказал подать мелкоскоп на подушке.

В ту же минуту мелкоскоп был подан, и государь взял блоху и положил её под стекло сначала кверху спинкою, потом бочком, потом пузичком, — словом сказать, на все стороны её повернули, а видеть нечего. Но государь и тут своей веры не потерял, а только сказал:

— Привести сейчас ко мне сюда этого оружейника, который внизу находится...

Идёт (Левша) в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится...

Как взошёл Левша и поклонился, государь ему сейчас и говорит:

— Что это такое, братец, значит, что мы и так и этак смотрели, и под мелкоскоп клали, а ничего замечательного не усматриваем?

А Левша отвечает:

— Так ли вы, ваше величество, изволили смотреть?.. Этак, ваше величество, ничего и невозможно видеть, потому что наша работа против такого размера гораздо секретнее...

— А как же надо?

— Надо, — говорит, — всего одну её ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает.

— Помилуй, скажи, — говорит государь, — это уже очень сильно мелко!

— А что же делать, — отвечает Левша, — если только так нашу работу и заметить можно: тогда всё и удивление окажется.

Положили, как Левша сказал, и государь как только глянул в верхнее стекло, так весь и просиял — взял Левшу, какой он был неубранный и в пыли, неумытый, обнял его и поцеловал, а потом обернулся ко всем придворным и сказал:

— Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!» (гл. 13).

5) «... государь приказал сейчас же эту подкованную нимфозорию уложить и отослать назад в Англию — вроде подарка, чтобы там поняли, что нам это не удивительно. И велел государь, чтобы вёз блоху особый курьер, который на все языки учён, а при нём чтобы и Левша находился и чтобы он сам англичанам мог показать работу и каковые у нас в Туле мастера есть» (гл. 14).

Ответ: ...

2. Как вы понимаете слова писателя: «Там, где стоит “Левша”, надо читать: “русский народ”»?

Ответ: ...

3. Почему, по мнению автора, «предания эти нет нужды торопиться забывать»? О чём они заставляют задуматься?

Ответ: ...

Вариант 2

• Дайте развёрнутый аргументированный ответ на вопросы 1 — 3 в объёме 5 — 10 предложений каждый.

1. Проанализируйте приведённый ниже цитатный материал из повести Н. С. Лескова «Левша» и дайте ответ на вопрос: «Как относился к русскому народу и Левше атаман Платов и Александр I?»

1) «... Чуть если Платов заметит, что государь чем- нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома своё не хуже есть...» (гл. 1).

2) «берут ... Мортимерово ружьё, а из другой пистолю...

— это пистоля неизвестного, неподражаемого мастерства — её наш адмирал у разбойничьего атамана в Канделабрии из-за пояса выдернул.

Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может.

Взахался ужасно.

— Ах, ах, ах, — говорит, — как это так... как это даже можно так тонко сделать!

И к Платову по-русски оборачивается и говорит:

— Вот если бы у меня был хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а тою мастера сейчас же благородным бы сделал. А Платов на эти слова в ту же минуту опустил правую руку в свои большие шаровары и тащит оттуда ружейную отвёртку. Англичане говорят:

«Это не отворяется», а он, внимания не обращая, ну замок ковырять. Повернул раз, повернул два — замок и вынулся. Платов показывает государю собачку, а там на самом сугибе сделана русская надпись: «Иван Москвин во граде Туле».

Англичане удивляются и друг дружку поталкивают:

— Ох-де, мы маху дали!» (гл. 1).

3) «... Англичане попросили, чтобы им серебром отпустили ...; а потом сейчас и другую свою хитрость показали: блоху в дар подали, а футляра на неё не принесли... А футляр на неё у них сделан из цельного бриллиантового ореха — и ей местечко в середине выдавлено. Этого они не подали, потому что футляр, говорят, будто казённый, а у них насчёт казённого строго, хоть и для государя — нельзя жертвовать.

Платов было очень рассердился, потому что говорит:

— Для чего такое мошенничество! Дар сделали и миллион за то получили, и всё ещё недостаточно! Футляр, говорит, всегда при всякой вещи принадлежит.

Но государь говорит:

— Оставь, пожалуста, это не твоё дело, не порть мне политики. У них свой обычай. — И спрашивает:

— Сколько тот орех стоит, в котором блоха местится?

Англичане положили за это ещё пять тысяч.

Государь Александр Павлович сказал: «Выплатить»... Аглицких же мастеров государь с честью отпустил и сказал им: «Вы есть первые мастера на всём свете, и моя люди супротив вас сделать ничего не могут»...

Дорогой у них с Платовым очень мало приятного разговора было, потому они совсем разных мыслей сделались: государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве, а Платов доводил, что и наши на что взглянут, всё могут сделать, но только им полезного ученья нет. И представлял государю, что у аглицких мастеров совсем на всё другие правила жизни, науки и продовольствия, и каждый человек у них себе все абсолютные обстоятельства перед собою имеет, и через то в нём совсем другой смысл. (гл. 3).

4) (Платов) Кричал:

— Что вы, подлецы, ничего не сделали да ещё, пожалуй, всю вещь испортили! Я вам голову сниму!

А туляки ему в ответ:

— Напрасно так нас обижаете — мы от вас, как от государева посла, все обиды должны стерпеть, но только за то, что вы в нас усумнились и подумали, будто мы даже государево имя обмануть сходственны, мы вам секрета нашей работы теперь не скажем, а извольте к государю отвезти — он увидит, каковы мы у него люди и есть ли ему за нас постыждение.

А Платов крикнул:

— Ну, так врёте же вы, подлецы, я с вами так не расстануся, а один из вас со мною в Петербург поедет, и я его там допытаюся, какие есть ваши хитрости.

И с этим протянул руку, схватил своими куцапыми пальцами за шивороток косого Левшу, так что у того все крючочки от казакина отлетели, и кинул его себе в коляску в ноги...» (гл. 10).

Ответ: ...

2. В сказе говорится о трёх мастерах, подковавших английскую блоху. Почему же в названии упоминается только один герой? Почему герой не назван по имени?

Ответ: ...

3. Почему, по мнению автора, «предания эти нет нужды торопиться забывать»? О чём они заставляют задуматься?

Ответ: ...