Проверочные работы по литературе 6 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019
Проверочная работа 9. Н. А. Некрасов. Железная дорога
Вариант 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога» и выполните задания 1 — 7.
• Ответом к заданиям 1 — 5 является слово.
Железная дорога (фрагмент)
... Знаете, зрелищем смерти, печали
Детское сердце грешно возмущать.
Вы бы ребёнку теперь показали
Светлую сторону...
Рад показать!
Слушай, мой милый: труды роковые
Кончены — немец уж рельсы кладёт.
Мёртвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках; рабочий народ
Тесной гурьбой у конторы собрался...
Крепко затылки чесали они:
Каждый подрядчику должен остался,
Стали в копейку прогульные дни!
Всё заносили десятники в книжку —
Брал ли на баню, лежал ли больной.
«Может, и есть тут теперича лишку,
Да вот, поди ты!..» Махнули рукой...
В синем кафтане — почтенный лабазник,
Толстый, присадистый, красный, как медь,
Едет подрядчик по линии в праздник,
Едет работы свои посмотреть.
Праздный народ расступается чинно...
Пот отирает купчина с лица
И говорит, подбоченясь картинно:
«Ладно... нешто... молодца!., молодца!..
С Богом, теперь по домам, — проздравляю!
(Шапки долой — коли я говорю!)
Бочку рабочим вина выставляю
И — недоимку дарю!..»
Кто-то «ура» закричал. Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее... Глядь:
С песней десятники бочку катили...
Тут и ленивый не мог устоять!
Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал...
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..
(Н. А. Некрасов)
1. Укажите приём характеристики персонажа, строящийся на описании его внешности:
В синем кафтане — почтенный лабазник,
Толстый, присадистый, красный, как медь,
Едет подрядчик...
Ответ: ...
2. В речи героев встречаются слова, выходящие за рамки литературного языка («проздравляю», «теперича лишку» и др.). Как они называются?
Ответ: ...
3. К какому художественному приёму прибегает поэт в данных ниже строках стихотворения?
Едет подрядчик по линии в праздник,
Едет работы свои посмотреть.
Ответ: ...
4. Стихотворение завершается «безответным» вопросом: «Кажется, трудно отрадней картину//Нарисовать, генерал?..» Как он называется?
Ответ: ...
5. Каким трёхсложным размером написано стихотворение «Железная дорога»?
Ответ: ...
• Дайте развёрнутый аргументированный ответ на вопросы 6 и 7 в объёме 5 — 10 предложений каждый.
6. Какими чувствами пронизан рассказ лирического героя о «светлой стороне» народной жизни?
Ответ: ...
7. Прочитайте приведённые ниже фрагменты стихотворений Н. А. Некрасова «Железная дорога» и А. А. Фета «На железной дороге». Чем различаются пейзажные зарисовки в этих стихотворениях? Какой смысл обретает в них образ дороги?
На железной дороге
Мороз и ночь над далью снежной,
А здесь уютно и тепло.
И предо мной твой облик нежный
И детски чистое чело.
Полны смущенья и отваги,
С тобою, кроткий серафим,
Мы через дебри и овраги
На змее огненном летим.
Он сыплет искры золотые
На озарённые снега,
И снятся нам места иные,
Иные снятся берега...
И, серебром облиты лунным,
Деревья мимо нас летят,
Под нами с грохотом чугунным
Мосты мгновенные гремят.
И, как цветы волшебной сказки,
Полны сердечного огня,
Твои агатовые глазки
С улыбкой радости и ласки
Порою смотрят на меня.
(А. А. Фет)
Железная дорога
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор! —
Листья поблёкнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! и кочи,
И моховые болота, и пни —
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...
(Н. А. Некрасов)
Ответ: ...
Вариант 2
Прочитайте приведённый фрагмент стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога» и выполните задания 1 — 7.
• Ответом к заданиям 1 — 5 является слово.
«... Братья! Вы наши труды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено...
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно?..»
Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки-Волги, с Оки,
С разных концов государства великого —
Это всё братья твои — мужики!
Стыдно робеть, закрываться перчаткою,
Ты уж не маленький!.. Волосом рус,
Видишь, стоит, измождён лихорадкою,
Высокорослый больной белорус:
Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;
Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век...
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!
Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь ещё: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мёрзлую землю долбит!
Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять...
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
Да не робей за отчизну любезную...
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет всё, что Господь ни пошлёт!
Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придётся — ни мне, ни тебе.
(Н. А. Некрасов)
1. Большая часть приведённого фрагмента представляет собой высказывание лирического героя, обращённое к Ване. Как называется такая форма речи?
Ответ: ...
2. Как называется приём характеристики персонажа, строящийся на описании его внешности: «Волосом рус... измождён лихорадкою...//Губы бескровные, веки упавшие,//Язвы на тощих руках...»?
Ответ: ...
3. Как называются восклицания в речи рассказчика — попутчика генерала и его сына, придающие его речи особую взволнованность: «Не ужасайся их пения дикого!»; «...Ты уж не маленький!» и др.?
Ответ: ...
4. Как называется приём противопоставления в художественном произведении (каторжный труд, тяжёлая жизнь народа в прошлом и настоящем и мечта о «прекрасной поре» его жизни)?
Ответ: ...
5. К какому художественному приёму прибегает поэт в следующих строках стихотворения:
«Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет всё, что Господь ни пошлёт!
Вынесет всё...»?
Ответ: ...
• Дайте развёрнутый аргументированный ответ на вопросы 6 и 7 в объёме 5 — 10 предложений каждый.
6. Почему рассказ о строителях железной дороги обращён к мальчику Ване?
Ответ: ...
7. Прочитайте приведённые ниже фрагменты стихотворений Н. А. Некрасова «Железная дорога» и Я. П. Полонского «На железной дороге». Чем различаются пейзажные зарисовки в этих стихотворениях? Какой смысл обретает в них образ дороги?
Железная дорога
Славная осень! Здоровый ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор! —
Листья поблёкнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! и кочи,
И моховые болота, и пни -
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...
(Н. А. Некрасов)
На железной дороге
Мчится, мчится железный конёк!
По железу железо гремит.
Пар клубится, несётся дымок;
Мчится, мчится железный конёк,
Подхватил, посадил да и мчит...
Вон навстречу несётся лесок,
Через балки грохочут мосты,
И цепляется пар за кусты;
Мчится, мчится железный конёк,
И мелькают, мелькают шесты...
Вот и родина! Вон в стороне
Тёсом крытая кровля встаёт;
Тёмный садик; скирды на гумне;
Там старушка одна, чай, по мне
Изнывает, родимого ждёт...
Мчится, мчится железный конёк
И, свистя, катит сотни колёс...
(Я. П. Полонский)
Ответ: ...