Проверочные работы по литературе 6 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019


Проверочная работа 3. А. С. Пушкин. Лирика

Вариант 1

Прочитайте приведённое ниже стихотворение А. С. Пушкина «И. И. Пущину» и выполните задания 1 — 7.

• Ответом к заданиям 1 — 5 является слово или словосочетание.

И. И. Пущину

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

    (1826 г.)

1. К какому жанру лирики относится стихотворение «И. И. Пущину»?

Ответ: ...

2. Как называются образные определения, служащие средством художественной выразительности: «друг бесценный», «печальным снегом»?

Ответ: ...

3. Какой художественный приём, основанный на повторе согласных звуков, использован в строках: «Печальным снегом занесенный, //Твой колокольчик огласил»?

Ответ: ...

4. Каким термином обозначают созвучие концов слов в стихотворении А. С. Пушкина (бесценный — уединенный; благословил — огласил)?

Ответ: ...

5. Каким размером написано стихотворение? Запишите 1 — 2 строки и покажите, как вы определяете стихотворный размер.

Ответ: ...

• К заданиям 6 и 7 дайте развёрнутый ответ на вопрос в объёме 5 — 8 предложений каждый.

6. Расскажите об истории создания этого стихотворения. О каком событии вспоминает А. С. Пушкин в первой строфе?

Ответ: ...

7. Как вы понимаете смысл второй части стихотворения: «Молю святое провиденье ...»? О чём молитва поэта?

Ответ: ...

Вариант 2

Прочитайте приведённое ниже стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» и выполните задания.

• Ответом к заданиям 1 — 5 является слово или словосочетание.

Зимнее утро

Мороз и солнце; День чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела —

А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

    (1825 г.)

1. Картины вечерней и утренней природы в стихотворении противопоставлены одна другой: «...вьюга злилась//На мутном небе мгла носилась...» и «Под голубыми небесами//Великолепными коврами//Блестя на солнце...». Как называется приём резкого противопоставления художественных образов в литературном произведении?

Ответ: ...

2. Как называется изобразительно-выразительное средство, основанное на сопоставлении двух предметов для более точного, образного описания одного из них: «Луна, как бледное пятно...»?

Ответ: ...

3. Как называются образные определения, многократно использованные поэтом: «янтарным блеском», «великолепными коврами», «мутное небо»?

Ответ: ...

4. Каким термином обозначается нарушение порядка слов, служащее для усиления выразительности речи: «день чудесный», «друг прелестный» и др.?

Ответ: ...

5. Каким размером написано стихотворение? Запишите 1 — 2 строки и покажите, как вы определяете стихотворный размер.

Ответ: ...

• К заданиям 6 и 7 дайте развёрнутый ответ на вопрос в объёме 5 — 8 предложений каждый.

6. Каким настроением пронизано стихотворение?

Ответ: ...

7. Какова роль изобразительно-выразительных средств, использованных в стихотворении для раскрытия настроения лирического героя?

Ответ: ...