Проверочные работы по литературе 6 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019
Проверочная работа 3. А. С. Пушкин. Лирика
Вариант 1
Прочитайте приведённое ниже стихотворение А. С. Пушкина «И. И. Пущину» и выполните задания 1 — 7.
• Ответом к заданиям 1 — 5 является слово или словосочетание.
И. И. Пущину
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
(1826 г.)
1. К какому жанру лирики относится стихотворение «И. И. Пущину»?
Ответ: ...
2. Как называются образные определения, служащие средством художественной выразительности: «друг бесценный», «печальным снегом»?
Ответ: ...
3. Какой художественный приём, основанный на повторе согласных звуков, использован в строках: «Печальным снегом занесенный, //Твой колокольчик огласил»?
Ответ: ...
4. Каким термином обозначают созвучие концов слов в стихотворении А. С. Пушкина (бесценный — уединенный; благословил — огласил)?
Ответ: ...
5. Каким размером написано стихотворение? Запишите 1 — 2 строки и покажите, как вы определяете стихотворный размер.
Ответ: ...
• К заданиям 6 и 7 дайте развёрнутый ответ на вопрос в объёме 5 — 8 предложений каждый.
6. Расскажите об истории создания этого стихотворения. О каком событии вспоминает А. С. Пушкин в первой строфе?
Ответ: ...
7. Как вы понимаете смысл второй части стихотворения: «Молю святое провиденье ...»? О чём молитва поэта?
Ответ: ...
Вариант 2
Прочитайте приведённое ниже стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» и выполните задания.
• Ответом к заданиям 1 — 5 является слово или словосочетание.
Зимнее утро
Мороз и солнце; День чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
(1825 г.)
1. Картины вечерней и утренней природы в стихотворении противопоставлены одна другой: «...вьюга злилась//На мутном небе мгла носилась...» и «Под голубыми небесами//Великолепными коврами//Блестя на солнце...». Как называется приём резкого противопоставления художественных образов в литературном произведении?
Ответ: ...
2. Как называется изобразительно-выразительное средство, основанное на сопоставлении двух предметов для более точного, образного описания одного из них: «Луна, как бледное пятно...»?
Ответ: ...
3. Как называются образные определения, многократно использованные поэтом: «янтарным блеском», «великолепными коврами», «мутное небо»?
Ответ: ...
4. Каким термином обозначается нарушение порядка слов, служащее для усиления выразительности речи: «день чудесный», «друг прелестный» и др.?
Ответ: ...
5. Каким размером написано стихотворение? Запишите 1 — 2 строки и покажите, как вы определяете стихотворный размер.
Ответ: ...
• К заданиям 6 и 7 дайте развёрнутый ответ на вопрос в объёме 5 — 8 предложений каждый.
6. Каким настроением пронизано стихотворение?
Ответ: ...
7. Какова роль изобразительно-выразительных средств, использованных в стихотворении для раскрытия настроения лирического героя?
Ответ: ...