Проверочные работы по литературе 6 класс к учебнику В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019


Проверочная работа 2. Древнерусская литература

Вариант 1

• Ответом к заданиям 1 — 5 является слово, словосочетание или цифра.

1. Из приведённого ниже перечня выпишите три характеристики древнерусской литературы.

1) отсутствие вымышленных героев и сюжетов

2) интерес к сложной фабуле

3) отсутствие индивидуального авторства произведений

4) интерес к историко-героической тематике Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ: …

2. К какому жанру относится произведение «Сказание о Белгородском киселе»?

Ответ: ...

3. Замените выделенное в предложении слово другим, близким по значению словом или словосочетанием: «Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?»

Ответ: ...

4. Как называется художественный приём, способствующий замедлению действия и характерный для приведённого ниже повествования?

«И не давали выйти из города, и был в городе голод сильный, и не мог Владимир помочь, так как не было у него воинов, а печенегов было многое множество. И затянулась осада города, и был сильный голод. И собрали вече в городе, и сказали: «Вот уже скоро умрём от голода, а помощи нет от князя ...»

Ответ: ...

5. Для усиления выразительности речи древнерусский автор, повествующий о взятии Рязани, нарушает привычный порядок слов:

«В двенадцатый год по перенесении чудотворного образа из Корсуня пришёл на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутёвых на Рязань к великому князю ...» («Повесть о разорении Рязани Батыем»)

Как называется этот приём?

Ответ: ...

• К заданию 6 дайте развёрнутый ответ в объёме 5 — 10 предложений.

6. Что в древнерусском произведении «Сказание о Белгородском киселе» близко современному читателю?

Ответ: ...

Вариант 2

• Ответом к заданиям 1 — 5 является слово, словосочетание или цифра.

1. Установите соответствие между тремя жанрами древнерусской литературы и их характеристикой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Жанр

A) плач

Б) житие

B) летопись

Характеристика

1) рассказ о событиях, случившихся в том или ином году

2) лирико-драматическая импровизация в стихах, в которых оплакивается смерть или несчастье человека

3) повествование о паломничестве к святым местам, описание путешествий

4) рассказ о жизни, страданиях, подвигах людей, канонизированных церковью

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

А

Б

В




2. Укажите название произведения древнерусской литературы, в которое входит «Сказание о Белгородском киселе».

Ответ: ...

3. Замените выделенное в предложении слово другим, близким по значению словом или словосочетанием: «Люди же налили корчагу кисельной болтушки и мёду из колодца и дали печенегам».

Ответ: ...

4. Как называется художественный приём, способствующий замедлению действия и характерный для повествования?

«И сказал им: “Послушайте меня, не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю”. Они же с радостью обещали послушаться. И сказал им: “Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей”. Они же радостно пошли и собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, на чём кисель варят, и велел выкопать колодец и вставить в него кадь, и налить её болтушкой. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадь, и повелел поискать мёду ...»

Ответ: ...

5. В «Повести о разорении Рязани Батыем» приближённые хана так рассказывают о мужестве «воинства рязанского»:

«Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются — один с тысячею, а два — с десятью тысячами».

Как называется приём художественного преувеличения, использованный древнерусским автором?

Ответ: ...

• К заданию 6 дайте развёрнутый ответ в объёме 5 — 10 предложений.

6. Что в древнерусском произведении «Сказание о Белгородском киселе» близко современному читателю?

Ответ: ...