Контрольные работы по литературе 6 класс к В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019
Итоговая контрольная работа 1. Из литературы XVIII века Русские басни. И. А. Крылов
Вариант 1
Выполните задания 1 — 7.
Ответом к заданиям 1 — 5 является слово, словосочетание или цифра.
1. Установите соответствие между тремя терминами и их характеристикой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Термины
A) мораль
Б) гипербола
B) басня
Характеристика
1) фигура речи, состоящая в намеренном и неправдоподобном преувеличении свойств изображённого предмета или явления
2) название заключительных строк басни с нравоучительным выводом
3) повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях
4) небольшое, преимущественно стихотворное произведение нравоучительного характера, в котором иносказательно изображаются человеческие поступки и социальные отношения
Ответ запишите цифрами в таблице.
Ответ:
А |
Б |
В |
2. Установите соответствие между тремя баснями и их моралью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Басни
A) «Осёл и Соловей»
Б) «Квартет»
B) «Ворона и Лисица»
Мораль
1) Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
2) Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
3) А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.
4) Избави бог и нас от этаких судей.
Ответ запишите цифрами в таблице.
Ответ:
А |
Б |
В |
3. Укажите название басни И. А. Крылова, в которой нашли отражение события Отечественной войны 1812 года.
Ответ: …
4. Укажите название басни, герои которой ведут такой диалог:
— Коль корни обнажишь, оно (дерево) засохнуть может.
— Пусть сохнет ...
Ничуть меня то не тревожит,
В нём проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б жёлуди...
Ответ: ...
5. К какому художественному приёму, основанному на повторении согласных звуков, прибегает автор в басне «Ворона и Лисица»: «Лисицу сыр пленил», «Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит»?
Ответ: ...
К заданиям 6 — 7 дайте развёрнутые ответы в объёме 5 — 7 предложений каждый.
6. Какие нравственные и социальные пороки обличаются в баснях И. А. Крылова? (На примере не менее двух басен.)
Ответ: ...
7. Прочитайте басни М. Н. Муравьёва «Верхушка и корень» и И. А. Крылова «Листы и корни». В чём состоит сходство и различие этих басен? Какая мысль утверждается в каждой из басен?
Верхушка и корень
Когда-то Корень в себе сам говорил:
«Зачем мне истощать своих лишь токмо сил,
Чтобы Верхушку,
Такую лишь Вертушку,
Кормить, поить,
И на себе носить?
Затем ли сделан я, чтоб ей слугою быть?
Ниже она мой повелитель,
Ниже и я её служитель:
Всегда ль мне ей оброк платить?
Вить
И без тебя, мой друг, могу же я прожить.
Ин сем-ка ей давать свои не стану соки,
Не сохнут ли её авось-либо широки Боки,
На коих лишь сидят вороны да сороки».
Так страшно в ревности своей мой Корень рек
И с словом все пути к Верхушке он пресек,
Чрез кои он ей слал питательную воду.
Приблекло деревцо, свернулись ветви вдруг.
И наконец Верхушка — бух:
И Корень мой с тех пор стал превращён в колоду.
Что ж?
Вить то не ложь,
И басенка моя не простенька игрушка.
Итак, какой же бы из ней нам выбрать плод?
Правительство — Верхушка.
А Корень-то народ.
(М. Н. Муравьёв. 1773 г.)
Листы и корни
В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зелёностью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нём без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарёй
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаётесь с нами».
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,—
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали? » —
Листы, по дереву шумя, залепетали.
«Мы те, —
Им снизу отвечали, —
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаёте?
Мы корни дерева, на коем вы цветёте.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится, —
Не станет дерева, ни вас».
(И. А. Крылов. 1811 г.)
Ответ: ...
Вариант 2
Выполните задания 1 — 7.
Ответом к заданиям 1-5 является слово, словосочетание или цифра.
1. Установите соответствие между тремя терминами и их характеристикой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Термины
A) басня
Б) аллегория
B) мораль
Характеристика
1) иносказание; раскрытие отвлечённой идеи (понятия) с помощью конкретного изображения предмета или явления действительности
2) название заключительных строк басни с нравоучительным выводом
3) краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки
4) небольшое, преимущественно стихотворное произведение нравоучительного характера, в котором иносказательно изображаются человеческие поступки и социальные отношения
Ответ запишите цифрами в таблице.
Ответ:
А |
Б |
В |
2. Установите соответствие между тремя баснями и их моралью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Басни
A) «Свинья под дубом»
Б) «Две бочки»
B) «Ларчик»
Мораль
1) Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
2) Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
3) Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку;
Кто делов истинно, — тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах
И думает свою он крепко думу
Без шуму.
4) Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
Ответ запишите цифрами в таблице.
Ответ:
А |
Б |
В |
3. Укажите название басни И. А. Крылова, которая является откликом на рекомендацию министра народного просвещения А. Разумовского учиться искусству басни у поэта- классициста, баснописца и переводчика И. И. Дмитриева.
Ответ: ...
4. Укажите название басни, герои которой ведут такой диалог:
— ... Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?..
— До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас —
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило...
Ответ: ...
5. Нередко в баснях И. А. Крылова противопоставляются герои и их представления о жизни. Как называется приём резкого противопоставления?
Ответ: ...
К заданиям 6 — 7 дайте развёрнутые ответы в объёме 5 — 7 предложений каждый.
6. Какие нравственные и социальные пороки обличаются в баснях И. А. Крылова? (На примере не менее двух басен.)
Ответ: ...
7. Прочитайте басни древнегреческого поэта-баснописца Эзопа «Лиса и Ворон» и И. А. Крылова «Ворона и Лисица». В чём состоит сходство и различие этих басен? Какая мысль утверждается в каждой из басен?
Лиса и ворон
Ворон унёс кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед Вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и мог бы получше других стать царём над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него ещё и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А Лисица подбежала, ухватила мясо и говорит:
«Эх, Ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове, — ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать».
Басня уместна против человека неразумного.
(Перевод М. Гаспарова)
Ворона и лисица
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близёхонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, —
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во всё воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
(И. А. Крылов. 1807 г.)
Ответ: ...