Контрольные работы по литературе 6 класс к В. Я. Коровиной - Л. Н. Гороховская 2019


Итоговая контрольная работа 2. Проза и поэзия XIX века. А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. И. С. Тургенев. Н. А. Некрасов. Н. С. Лесков. А. П. Чехов

Вариант 1

Выполните задания 1 — 8.

Ответом к заданиям 1 — 7 является слово, словосочетание или цифра.

1. Установите соответствие между тремя писателями и фактами их биографии. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Писатели

A) А. П. Чехов

Б) И. С. Тургенев

B) Н. С. Лесков

Факты биографии

1) Его дед был крепостным, отец владел бакалейной лавкой, с ранних лет помогал родным, зарабатывая уроками; учился в Московском университете на медицинском факультете, но главным делом жизни стала литература.

2) Учился в одном из лучших учебных заведений России — в Царскосельском лицее; был в ссылках на юге, затем в Михайловском.

3) Ненависть к крепостному праву, об ужасах которого он написал в своём первом произведении, зародилась в детстве, в родовом гнезде; долгие годы жил за границей, однако не написал ни одного произведения на каком-либо языке, кроме русского, напротив — переводил на французский и английский языки произведения русских писателей.

4) Государственная служба и поездки по России дали богатый материал для статей очерков, которые появились в печати с начала 1860-х годов; в эти годы складывается неповторимый стиль писателя, не сразу принятый критикой; он изображал народную жизнь, передавая язык самого народа, который хотел говорить на своём языке — с неправильностями и народными оборотами речи.

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

А

Б

В




2. Установите соответствие между тремя писателями и их произведениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Писатели

A) А. С. Пушкин

Б) Н. С. Лесков

B) И. С. Тургенев

Произведения

1) «Выстрел»

2) «Муму»

3) «Левша»

4) «Толстый и тонкий»

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

А

Б

В




3. Установите соответствие между тремя героями романа А. С. Пушкина «Дубровский» и их словами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Герои

A) Дубровский-отец

Б) Дубровский-сын

B) Троекуров

Слова

1) «... Вы губите и себя и меня!.. Не бойтесь, государь милостив, я буду просить его. Он вас не обидит...»

2) «Как... высылать к нему моих людей с повинной, он волен их миловать, наказывать!.. Вот я ж его... Наплачется он у меня...»

3) «... Иному дворянину не худо бы поменять усадьбу на любую здешнюю конурку...»

4) «... Вряд людям вашим житьё такое же, как вашим собакам...»

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

А

Б

В




4. Назовите автора и произведение, которое открывается таким описанием: «Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо-лучезарное мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман...».

Ответ: ...

5. Укажите термин, которым в художественном произведении обозначают описание природы (см. задание 4).

Ответ: ...

6. Назовите автора и произведение, финал которого венчает такая картина:

... Всё дико и пусто кругом —

Не шепчутся листья с гремучим ключом;

Его лишь песок раскалённый заносит

Да коршун хохлатый, степной нелюдим,

Добычу терзает и щиплет над ним.

Ответ: ...

7. Каким термином называется построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов?

Ответ: ...

8. Выберите одно из предложенных ниже заданий и напишите развёрнутый ответ в формате сочинения. (Рекомендуемый объём 100-110 слов.)

1) Каковы причины и последствия «войны» между помещиками Троекуровым и Дубровским?

2) Как в романе А. С. Пушкина «Дубровский» раскрывается тема крестьянского бунта?

3) Почему рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг», изобразивший ночную беседу деревенских детей, по словам критика, «...производил на читателей впечатление отрицания крепостного права»?

4) Как в сказе Н. С. Лескова «Левша» выражено отношение автора к русскому народу?

5) Два взгляда на народ и его роль в истории страны. (По поэме Н. А. Некрасова «Железная дорога».)

6) Как в лирике русских поэтов XIX века (Ф. И. Тютчева, А. А. Фета) раскрывается тема красоты природы? (По выбору учащихся.)

Ответ: ...

Вариант 2

Выполните задания 1 — 8.

Ответом к заданиям 1 — 7 является слово, словосочетание или цифра.

1. Установите соответствие между тремя писателями и фактами их биографии. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Писатели

A) М. Ю. Лермонтов

Б) И. С. Тургенев

B) Н. А. Некрасов

Факты биографии

1) Его дед был крепостным, отец владел бакалейной лавкой, с ранних лет помогал родным, зарабатывая уроками; учился в Московском университете на медицинском факультете, но главным делом жизни стала литература.

2) Талантливый писатель и поэт; учился в Московском университете, затем в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; погиб на дуэли в Пятигорске.

3) Учился в Московском, Петербургском и Берлинском университетах; своё первое произведение, созданное в 40-е годы XIX века, посвятил воспеванию русского народа; оно, по словам видного сановника, во многом способствовало тому, что царь отменил крепостное право.

4) Получив от отца отказ в помощи, вынужден был рано начать самостоятельную жизнь; первое произведение «В дороге» было восторженно оценено критиком В. Г. Белинским.

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ: …

А

Б

В




2. Установите соответствие между тремя писателями и их произведениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Писатели

A) А. С. Пушкин

Б) Н. А. Некрасов

B) И. С. Тургенев

Произведения

1) «Бежин луг»

2) «Дубровский»

3) «Левша»

4) «Крестьянские дети»

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

А

Б

В




3. Установите соответствие между тремя героями сказа Н. С. Лескова «Левша» и их словами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Герои

A) атаман Платов

Б) император Николай I

B) Левша

Слова

1) «... Я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, англицкую блоху на подковы подковали!»

2) «... Спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные...»

3) «Теперь всё это уже «дела минувших дней» и «преданья старины» хотя и неглубокой, но предания эти нет нужды торопиться забывать...»

4) «... Очень коротко с ним знаком, даже за волоса его драл, только не знаю, как ему в таком несчастном разе помочь...»

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

А

Б

В




4. Назовите произведение, автора, имя и фамилию героя, который имел такие приметы: «От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось».

Ответ: ...

5. Назовите автора и произведение, в котором рассказчик слышит такие слова одного из героев: «Гляньте-ка, гляньте- ка, ребятки... гляньте-ка на Божьи звёздочки, — что пчёлки роятся!» и, наблюдая за ним, видит: «Он выставил своё свежее личико из-под рогожи, опёрся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза...».

Ответ: ...

6. К какому художественному средству создания образа героя прибегает автор в предложении: «Он выставил своё свежее личико из-под рогожи, опёрся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза...»?

Ответ: ...

7. Каким термином называется система событий, составляющая содержание действия литературного произведения? Ответ:

8. Выберите одно из предложенных ниже заданий и напишите развёрнутый ответ в формате сочинения. (Рекомендуемый объём 100 — 110 слов.)

1) «Точная и живая картина» (Н. Г. Чернышевский) быта и нравов русского дворянства в романе А. С. Пушкина «Дубровский».

2) Какие стороны характера Владимира Дубровского раскрываются в его любви к дочери Троекурова Марье Кирилловне?

3) Какие качества русского народа вызывают восхищение и сожаление автора? (По сказу Н. С. Лескова «Левша».)

4) Как в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» проявляется протест писателя против крепостного права?

5) Н. А. Некрасов в поэме «Железная дорога» писал: «Быстро лечу я по рельсам чугунным// Думаю думу свою...». О чём же была «дума» поэта?

6) Как в лирике русских поэтов XIX века (Ф. И. Тютчева, А. А. Фета) раскрывается тема красоты природы? (По выбору учащихся.)

Ответ: ...